Шпаргалка по "Технологии обучения"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 16:41, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Технологии обучения".

Файлы: 1 файл

технология обучения.docx

— 36.75 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

8.Технология  опережающего обучения

Технология перспективно-опережающего обучения 
 
Процесс обучения иногда строится на использовании опорных конспектов, что позволяет сэкономить время на уроке для закрепления изученного материала, углубления, опережения, для развития умений и навыков при выполнении практических и лабораторных работ. На уроках я использую стенды, схемы, рисунки, таблицы.  
 
Схемы и таблицы (опорные конспекты) позволяют быстрее продвигаться в учении, систематизировать свои знания, развивать логическое мышление и речь учащихся.  
 
Использование опорных конспектов на уроке позволяет сэкономить время, например, на этапах объяснения и обобщения материала и увеличить промежуток времени для закрепления, повторения изученного, на развитие навыков и умений при выполнении практических и лабораторных работ.  
 
Опорные конспекты – это выводы, к которым ученики должны прийти в момент объяснения или обобщения материала. Оформлять их можно по-разному: в виде таблиц, карточек, рисунков и т.д. 
 
Основные конспекты должны находиться перед глазами учеников несколько уроков подряд до полного усвоения учебного материала. Дети усваивают их осмысленно. 
 
Схема – опора мысли ученика, опора его деятельности. 
 
Опорные конспекты обеспечивают высокую работоспособность, энергичный темп урока. Вся сложная, но необходимая информация читается по схемам. 
 
Схемы не следует “зазубривать”, их надо понимать. Если на уроках постоянно обращаться к одним и тем же конспектам, то учащиеся рано или поздно их запомнят. Их задача уметь объяснять все, что изображено на листе – учащиеся должны уметь применять и интерпретировать (толковать) информацию, что позволяет решить не только обучающие, но и воспитательные, развивающие задачи.  
 
Работа по опорным конспектам помогают учащимся, особенно слабым, осознавать, осмысливать, объяснять, обосновывать, доказывать. 
 
Цель использования таблиц и схем – оставить наглядный след при первом объяснении материала.  
 
Организация каждого этапа урока, дружная работа класса создают высокий темп работы, возможность выполнить больший объем упражнений. Отсюда начинается опережение. 
 
Обобщающий характер схем позволяет готовить детей к восприятию предстоящих трудностей, опережать обучение. 
 
Используя схемы и таблицы, можно на уроке сэкономить время на объяснение материала, выходящего за рамки школьного курса информатики.

 

 

 

9.Технология-это! Классификация

Технология (от др.-греч. τέχνη — искусство, мастерство, умение; λόγος — мысль, причина; методика, способ производства) — в широком смысле — совокупность методов, процессов и материалов, используемых в какой-либо отрасли деятельности, а также научное описание способов технического производства; в узком — комплекс организационных мер, операций и приемов, направленных на изготовление, обслуживание, ремонт и/или эксплуатацию изделия с номинальным качеством и оптимальными затратами, и обусловленных текущим уровнем развития науки, техники и общества в целом.

Классификация технологий

 

Понятие технология часто  рассматривается в связи с  конкретной отраслью

производства. Различают:

¨    технологию строительства;

¨    технологию химическую;

¨    технологию получения  конкретного продукта (например связанного азота,

аммиачной селитры, серной кислоты);

¨    технологию проектирования и конструирования;

¨    технологию социальную;

¨    технологию обработки  информации;

¨    технологию штамповки  металла;

¨    технологию печатания  денег;

¨    технологию банковского  и страхового дела;

¨    технологию продвижения  и власти...

На всех иерархических  уровнях организации технология делится на:

-         практическую (объективную),

-         научную и теоретическую (субъективные).

С практической технологией  непосредственно связана научная, а с научной –

теоретическая технология.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10.Технология  классного руководителя

Задачи деятельности классного  руководителя: 
 
Ø формирование и развитие коллектива класса; 
 
Ø создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей; 
 
Ø формирование здорового образа жизни; 
 
Ø организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса; 
 
Ø защита прав и интересов обучающихся; 
 
Ø организация системной работы с обучающимися в классе; 
 
Ø гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками; 
 
Ø формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров; 
 
Ø организация социально значимой, творческой деятельности обучающихся. 
 
Деятельность классного руководителя – целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе устава общеобразовательного учреждения, иных локальных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом общеобразовательного учреждения, и ситуаций в коллективе класса, межэтнических и межконфессиональных отношений. 
 
Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих функций классному руководителю надо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания. 
 
Классному руководителю в своей деятельности необходимо учитывать уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

11.Технология учителя-предметника

Выполнение должностных  обязанностей:

Учитель выполняет следующие должностные  обязанности:

2.1. Осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета, проводит уроки и другие занятия в соответствии с расписанием в указанных помещениях.

2.2. Составляет тематический план работы по предмету в каждой параллели классов на учебную четверть и рабочий план на каждый урок.

2.3. В своей работе по предмету использует разнообразные приемы, методы и средства обучения. Реализует образовательные программы. Может переставлять по своему усмотрению темы уроков в отдельных разделах программы. Проводит с учащимися установленное учебным планом количество контрольных и практических работ, а также необходимые учебные экскурсии. Обеспечивает уровень подготовки, соответствующий требованиям Государственного образовательного стандарта, и несет ответственность за их реализацию не в полном объеме.

Учителю запрещается:

  • изменять по своему усмотрению расписание занятий;
  • отменять, удлинять или сокращать продолжительность уроков (занятий) и перемен между ними;
  • удалять учащегося с урока;
  • курить в помещении школы.

Учитель информатики и  вычислительной техники:

1. Контролирует наличие у учащихся тетрадей по учебному предмету, соблюдение установленного в школе порядка их оформления, ведения, соблюдение единого орфографического режима.

2. Соблюдает следующий порядок  проверки рабочих тетрадей учащихся: тетради всех учащихся всех  классов проверяются еженедельно.

3. По необходимости организует совместно с коллегами проведение школьной олимпиады по предмету и по возможности внеклассную работу по предмету.

4. Формирует сборные команды школы по параллелям классов для участия в районной, окружной, городской, областной олимпиадах.

5. Выполняет все предписания по охране труда, технике безопасности и пожарной безопасности, обусловленные соответствующими приказами по школе.

6. Руководит работой лаборанта.

7. Разрабатывает Инструкцию по технике безопасности.

 

 

 

 

12 Технология  педагогического общения

Продуктивность педагогической деятельности во многом предопределяется уровнем  овладения учителем технологией  педагогического общения. Анализ педагогической практики показывает, что многие серьезные  затруднения в решении задач  обучения и воспитания возникают  из-за неумения учителя правильно  организовать общение с детьми. Какие  бы классификации методов обучения и воспитания ни предлагались, воздействие  педагога на личность школьника осуществляется только через живое и непосредственное общение с воспитанниками. 
В.А.Кан-Калик, автор книги для учителя по технологии педагогического общения, отмечал, что воспитание будет эффективным в том случае, если вызывает у ребенка положительное отношение к тому, что мы хотим у него воспитать. При этом то или иное отношение всегда формируется через сложившийся механизм общения'. Вот почему перед каждым учителем стоит задача овладения технологией педагогического общения. Незнание такой технологии приводит к тому, что коммуникативные действия осуществляются путем проб и ошибок.  
Основные трудности, которые испытывает педагог в общении с учащимися, связаны с неумением наладить контакт, управлять общением учащихся на уроке, выстраивать взаимоотношения и перестраивать их в зависимости от специфики педагогических задач, с непониманием внутренней психологической позиции ученика. Наконец, это трудности в речевом общении и передаче собственного эмоционального отношения к учебному материалу, а также неумение управлять собственным психическим состоянием в общении. Владение учителем технологией педагогического общения имеет значение и потому, что она обусловливает отношение детей к учителю, которое они часто переносят на предмет, который он преподает. 
Специфическую характеристику профессиональной педагогической деятельности выражают два ее взаимосвязанных аспекта. С одной стороны, это педагогическое творчество в процессе общения с детьми, с другой - общение с детьми в процессе педагогического творчества. 2 Профессионально-педагогическое общение есть система (при 2емы и навыки) органичного социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммуникативных средств. В этой связи общение в педагогической деятельности - это средство решения учебных задач; социально-психологическое обеспечение образовательного процесса; способ организации взаимоотношений педагога и детей, обусловливающих успешность обучения и воспитания. 
Таким образом, педагогическое общение как особый вид творчества в технологическом плане находит свое выражение в умениях передать информацию, понять состояние ученика, в организации взаимоотношений с детьми, в искусстве воздействовать на партнера по общению, управлять собственным психическим состоянием. 
Коммуникативная задача 
Для понимания сущности технологии педагогического общения необходимо обращение к понятию "коммуникативная задача", поскольку процесс профессионально-педагогического общения может быть представлен как система коммуникативных задач. Коммуникативная задача, будучи производной от педагогической задачи и являясь ее фоном, имеет те же этапы решения, что и последняя: анализ ситуации, перебор вариантов и выбор из них оптимального, коммуникативное взаимодействие и анализ его результатов. Например, при возникновении задачи объяснения нового материала педагог анализирует педагогическую ситуацию, перебирает возможные варианты объяснения, избирает оптимальные методы и затем осуществляет педагогическое действие. На всех этапах решения педагогической задачи педагог использует соответствующую технологию общения, с помощью которой организуется педагогическое взаимодействие. 

 

 


Информация о работе Шпаргалка по "Технологии обучения"