Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 12:17, шпаргалка
1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕКОЙ НАУКИ
2.ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПЕДАГОГИКИ : ВОСПИТАНИЕ, ОБУЧЕНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ, РАЗВИТИЕ.
3.МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИСЛЕДОВАНИЯ: ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ, ХАРАКТЕРИСТИКА
....
23.ФУНКЦИИ ОБУЧЕНИЯ.
24.ПРИНЦИПЫ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ.
25.ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ.
В организационном плане . педагогический процесс приобретает свойство целостности, если обеспечивается единство лишь относительно самостоятельных процессов-компонентов:
1)
процесса освоения и
2)
процесса делового взаимодействия
педагогов и воспитанников по
поводу содержания образования,
3)
процесса взаимодействия педагогов
и воспитанников на Уровне
личных отношений (
4)
процесса освоения
Как видно, первый и четвертый процессы отражают предметные отношения, второй - собственно педагогические, а третий - взаимные, а следовательно, и охватывают педагогический процесс в его целостности.
15.ЦЕЛОСТНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.
Главное
интегративное свойство педагогического
процесса как динамической системы
- его способность к выполнению
социально обусловленных
бы их выполнение соответствовало высокому уровню качества. А это возможно при условии функционирования педагогического процесса как целостного явления: 2 целостная, гармоничная личность может быть сформирована только в целостном педагогическом процессе.
Целостность - синтетическое качество педагогического процесса, характеризующее высший уровень его развития, результат стимулирующих сознательных действий и деятельности субъектов, функционирующих в нем. . Целостному педагогическому процессу присуще внутреннее единство составляющих его компонентов, их гармоническое взаимодействие. В нем непрерывно происходят движение, преодоление противоречий, перегруппировка взаимодействующих сил, образование нового качества.
Целостный
педагогический процесс предполагает
такую организацию жизнедеятельности
воспитанников, которая отвечала
бы их жизненным интересам и
Целостный педагогический процесс несводим к единству процессов обучения и воспитания, объективно функционирующих как часть и целое. Не может он рассматриваться и как единство процессов умственного, нравственного, эстетического, трудового, физического и других видов воспитания, т.е. как обратное сведение в единый поток механически вырванных частей из единого целого. Есть единый и неделимый педагогический процесс, который усилиями педагогов должен постоянно приближаться к уровню целостности через разрешение противоречия между целостностью личности школьника и специально организуемыми влияниями на него в процессе жизнедеятельности.
16.ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ЦПП.
Закономерности ЦПП:
Этот вопрос находится в состоянии разработки. Нет единых подходов к понятию закономерности, хотя оно прочно вошло в педагогику.
Закономерности
– объективные существенно-
Закономерности ПП являются выражениями его сущности.
Группы закономерностей ПП:
1) закономерности обусловленные социальными условиями;
2)
закономерности обусловленные
3)
закономерности обусловленные
1
группа – это зависимость
2
группа – а) определяющая роль
отводится деятельности и
б) зависимость воспитания и обучения от возрастных, индивидуальных и половых особенностей ребенка.
3 группа – а) взаимосвязь процессов обучения, воспитания, образования и развития личности;
б) взаимосвязь задач содержания методов и форм воспитания и обучения в ПП;
в) взаимосвязь группы и личности в учебно-воспитательном процессе;
г)
взаимосвязь между
Принципы ЦПП:
Принципы – основное исходное положение, в основе которого лежат требования к воспитанию и обучению и обеспечивающие их эффективность.
Организация ПП с их учетом и получишь высокий результат.
Принципы отражают внутреннюю сущность структуры деятельности учителя и ученика и определяют эффективность обучения.
1) Принцип гуманизации - четко определяет гуманистическую основу взаимодействия педагога и ученика китайский философ Конфуций. Гуманной была педагогика А. С. Макаренко, П. П. Блонского и С. Т. Шацкого. В настоящее время этот процесс возрождается в работах и педагогической деятельности В. А. Сухомлинского и учителей выступающих за педагогику сотрудничества: С. Н, Лысенковой, Шаталова, Е. Н. Ильина, В. А. Караковского и других. Сущность принципа – очеловечивание отношений учащихся между собой и педагогами в приоритетах человеческих ценностей. Принцип гуманизации направлен на воспитание свободного человека, его раскрепощение, развитие самостоятельности и доброжелательных отношений.
2)
Принцип демократизации
3) Принцип природосообразности впервые был сформулирован еще античными философами, но наиболее четко и содержательно Я. А. Коменским. Из русских педагогов следует выделить К. Д. Ушинского, сторонника антропологического направления в педагогике. Суть данного принципа заключается в том, чтобы ведущим звеном любых воспитательных отношений и педагогических процессов сделать учащегося с его конкретными особенностями и уровнем развития. Природа воспитанника, его состояние здоровья, физическое, физиологическое, психическое и социальное развитие при этом ставятся главными и определяющими факторами. Принцип природосообразности может рассматриваться и как экологическая защита человека от возможного разрушительного влияния педагогического процесса, его насильственного воздействия.
4) Принцип культуросообразности своим появлением обязан немецкой педагогике 19 века и связан прежде всего с именем А. Дистервега. Принцип предполагает максимальное использование в воспитании и образовании культуры той среды, в которой находится конкретное учебное заведение (культуры нации, общества, страны, региона).
5)
Принцип научности реализуется
в отборе содержания
6) Принцип доступности. Все, что передается детям и какие для этого подбираются методы и средства, должно соответствовать их возрастным возможностям, уровню обученности и воспитанности. Правила реализации принципа, разработаны Я. А. Коменским и другими авторами. Каждому ребенку надо изложить научную информацию с учетом возможностей его понимания и восприятия, адаптируя и упрощая материал, но не столько, чтобы исказить его научную сущность.
7)
Принцип наглядности. Я. А.
8)
Принцип систематичности и
9)
Принцип прочности. На
Принцип
связи теории с практикой и
с жизнью выражает необходимость
подготовки учащихся к правильному
использованию теоретических
17.ЭТАПЫ ЦПП.
На подготовительном этапе решаются следующие задачи: целеполагание, диагностика условий, прогнозирование достижений, проектирование и планирование развития процесса.
Этап
осуществления педагогического
процесса (основной) можно рассматривать
как относительно обособленную систему,
включающую в себя важные взаимосвязанные
элементы: постановка и разъяснение
целей и задач предстоящей
деятельности; взаимодействие педагогов
и учеников; использование намеченных
средств и форм педагогического
процесса; создание благоприятных условий;
осуществление разнообразных
Важную роль на данном этапе играют обратные связи, служащие основой для принятия оперативных управленческих решений. Оперативная обратная связь в ходе педагогического процесса способствует своевременному введению корректирующих поправок, придающих педагогическому взаимодействию необходимую гибкость.
Завершается
цикл педагогического процесса этапом
анализа достигнутых
18.ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА И ТРЕБОВАНИЯ К НЕЙ.
Особенность педагогической деятельности требует от учителя обладания системой общекультурных и общенаучных, специальных, психолого-педагогических знаний. Учитель основной и средней школы общается с той возрастной группой учащихся, которая имеет достаточно разнообразные общие и складывающиеся профессиональные интересы. Действенное педагогическое взаимодействие, появление межличностных отношений с ними происходит только при наличии у него широкого кругозора, общей эрудиции, компетентности в различных областях – социальной, культурной, научной, технической. На основе всех представленных качеств и формируется творческая, духовно богатая личность, которая привлекает молодежь, притягивает ее к себе. Кроме того, профессионализм и педагогическое мастерство преподавателя обусловливаются глубиной его знаний в сфере преподаваемой им предметной области.
Успешная
профессиональная деятельность предусматривает
овладение наставником основами
общетеоретических дисциплин в
объеме, который нужен для решения
педагогических, научно-методических
и организационно-
– знание государственного языка Российской Федерации – русского языка, на котором производится преподавание;
– знание об общих законах мышления и методах оформления его результатов в письменной и устной речи;
–
знание основ философии, объясняющей
общие законы природы и бытия
человека, обеспечивающей выяснение
смысла собственной жизни и
– знание о мировой и отечественной истории и культуре, формах и способах научного познания и их эволюции, места науки в развитии общества;
– знание основ экономической и социальной жизни общества.
Вне зависимости от специфики преподаваемой дисциплины педагогу нужно знать основы права и ведущие правовые документы, которые определяют социальную и образовательную политику государства. К таким документам относят:
– Конституцию и законы Российской Федерации;
– решения Правительства РФ и органов управления образованием по вопросам образования;
– Конвенцию о правах ребенка.
Для защиты жизни и здоровья детей учитель обязан знать: возрастную физиологию и основы школьной гигиены, правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
Компетентность
в области самостоятельной
Система психолого-педагогических знаний, которые нужны любому учителю, состоит из несколько блоков. Прежде всего это психологические знания о возрастных и индивидуальных особенностях школьников, основных психических процессах и психологических механизмах, лежащих в основе воспитания и обучения.
Учитель
должен знать особенности
…………………………
Важными
профессиональными качествами педагога
мы должны признать трудолюбие, работоспособность,
дисциплинированность, ответственность,
умение поставить цель, избрать пути
ее достижения, организованность, настойчивость,
систематическое и планомерное
повышение своего профессионального
уровня, стремление постоянно повышать
качество своего труда и т. д. Но,
кроме того, особо важны человеческие
качества педагога, которые становятся
профессионально значимыми