Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 12:17, шпаргалка
1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕКОЙ НАУКИ
2.ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПЕДАГОГИКИ : ВОСПИТАНИЕ, ОБУЧЕНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ, РАЗВИТИЕ.
3.МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИСЛЕДОВАНИЯ: ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ, ХАРАКТЕРИСТИКА
....
23.ФУНКЦИИ ОБУЧЕНИЯ.
24.ПРИНЦИПЫ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ.
25.ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ.
Объектом науки является реальный процесс обучения. Дидактика дает знания об основных закономерностях обучения, характеризует его принципы, методы и содержание.
Теория обучения как наука включает в себя несколько категорий.
Сущность процесса обучения. Рассматривает обучение как часть общего воспитательного процесса.
Методы
обучения. Изучаются приемы, которыми
пользуется учитель в своей
Принципы обучения. Это основные взгляды на учебную деятельность.
Содержание школьного образования. Выявляет взаимосвязи различных видов обучения в общеобразовательной школе.
Организация обучения. Занимается вопросами организации учебной работы, обнаруживает новые формы организации обучения. Ключевой формой организации обучения на сегодняшний день является урок.
Деятельность учителя. Поведение и работа педагога в ходе реализации образовательного процесса.
Деятельность учащихся. Поведение и работа ученика в ходе реализации образовательного процесса.
Являясь педагогической дисциплиной, дидактика оперирует теми же понятиями, что и педагогика: «образование», «воспитание», «педагогическая деятельность» и др.
Под образованием понимают целенаправленный процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний, познавательных умений и навыков, формирование на этой основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности. Образование реализуется под влиянием обучения.
Под обучением понимается целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого, главным образом, осуществляется образование и вносится существенный вклад в воспитание и развитие личности.
Обучение не в полной мере может решить задачи воспитания личности и ее развития, поэтому в школе одновременно осуществляется внеучебный воспитательный процесс. Под влиянием обучения и воспитания реализуется процесс целостного всестороннего развития личности.
Обучение представляет собой единство процессов преподавания и учения. Преподаванием называют процесс деятельности преподавателя в ходе обучения, а учением – процесс деятельности ученика. Учение происходит также и во время самообразования. Из выявленных дидактикой закономерностей вытекают некоторые основополагающие требования, соблюдение которых обеспечивает оптимальное функционирование обучения. Их называют принципами обучения.
Обучение выполняет одну из основных задач развития личности – передать молодому поколению знания из опыта человечества, сформировать необходимые в жизни умения и навыки, взгляды и убеждения.
Начальное обучение содержит в себе большие потенциальные возможности для всестороннего развития младших школьников. Раскрыть и реализовать эти возможности – важнейшая задача дидактики начального обучения.
Обучение ставит перед индивидуальным развитием ученика задачу – овладеть современным для данной эпохи уровнем знаний. Индивидуальное развитие в процессе обучения всегда отстает от общественно-исторического. Общественно-историческое познание всегда идет впереди индивидуального.
Обучение – особый вид человеческих отношений, в процессе которых осуществляется образование, воспитание и передача субъекту обучения опыта человеческой деятельности. Вне обучения общественно-историческое развитие отрывается от индивидуального и теряет один из источников своего самодвижения.
Процесс обучения сопряжен с развитием и формированием у обучаемого знаний, умений и навыков по каким-либо дисциплинам. Учение, как правило, вызвано мотивацией.
Мотивация – это процесс, побуждающий двигаться к поставленной цели; фактор, определяющий поведение и побуждающий к деятельности. Известно, что существует два уровня мотивации: внешняя и внутренняя. Многие педагоги склонны чаще использовать внешние стимулы. Они считают, что учеников надо принуждать учиться, поощрять или наказывать, привлекать родителей к контролю над детьми.
Однако существует мнение, что систематический длительный контроль над действиями ребенка заметно понижает желание учеников трудиться и даже может совершенно разрушить его.
Важно
развивать внутренние мотивы ученика.
Уровень внутренних потребностей у
каждого человека различен и изменяется
параллельно психологическим
Обучение возникло еще на самых ранних стадиях развития человечества и заключалось в передаче молодым поколениям опыта предков. Древний охотник должен был научиться владеть оружием, приготовить пищу, изготовить орудия труда, защититься от недругов. Подобный вид обучения характерен и для животного мира, когда мать учит своих детенышей охотиться, укрываться от врагов. Древний человек смотрел на своих старших сородичей, наблюдал за их речью, поведением и пытался повторить все то, что они делали. Таким образом, получалось, что ребенок занимался самообразованием, ведь в примитивных племенах не было специально подготовленных педагогов.
В ходе эволюции с усложнением человеческих отношений усовершенствовалась и система обучения: появились особые заведения, в которых осуществлялось обучение. Обучение стало целенаправленным процессом.
Попробуем сравнить первоклассника, который не умеет ни читать, ни писать, и выпускника школы. Что превратило ребенка, не знающего основ грамоты, в высокоразвитую личность, способную к творческой деятельности и осмыслению действительности? Этой силой явилось обучение.
Но знания не могут быть просто так переданы от одного человека другому. Подобная задача может быть осуществима лишь при активном участии обучаемого, при его встречной активности. Не зря французский физик Паскаль говорил, что «ученик – это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь». Из этого можно сделать вывод о том, что обучение – это двусторонний процесс деятельности, как учителя, так и ученика, в результате которого у обучаемого формируются знания и навыки при наличии у него мотивации.
23.ФУНКЦИИ ОБУЧЕНИЯ.
Исследуя свой предмет, дидактика выполняет следующие основные функции: познавательную (научно-теоретическую); практическую (конструктивно-техническую).
Познавательная функция
Дидактика
открывает или только констатирует
факты, прямо или косвенно с ней
связанные, систематизирует и обобщает
их, объясняет эти факты и
Одновременно
дидактика выполняет
1)
она предоставляет педагогам
(или другим лицам,
2)
дидактика исследует явления
общественной деятельности, имеющей
цель обучения и
Практическая (конструктивно-техническая) функция тесно связана с познавательной функцией. Когда ученый переходит от отображения обучения к его конструированию, то он осуществляет конструктивно-техническую функцию.
Дидактическая деятельность состоит из действий учителей и учеников. Эти действия вызывают определенные последствия:
1)
рациональное обучение влечет
за собой учение; 2) в результате
учения учащийся получает
3)
вызванное обучением (или
Типичный дидактический факт не может относиться только к деятельности учителя, к работе учащихся или к результатам учения. Этот факт позволяет:
1)
установить определенную
2)
раскрыть важные зависимости
между дидактическим
3)
раскрыть зависимости между
Современная
дидактика видит процесс
24.ПРИНЦИПЫ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ.
Как
показывает практика, процесс обучения
имеет некоторые общие
Следует
четко понимать, что эти закономерности
весьма субъективны и зависят
в своем проявлении от деятельности
преподавателя. Итак, процесс обучения
– объективный процесс, учитывающий
субъективные особенности его участников.
В связи с этим определяется существование
двух групп закономерностей и
сложная обусловленность
Современные педагоги выделяют два вида закономерностей обучения: внешние и внутренние.
Внешние закономерности зависят от социальных процессов, политической ситуации, уровня культуры в обществе и т. д.
Внутренние закономерности связаны с целями, методами и формами обучения.
Назовем некоторые из этих закономерностей.
1.
Процесс обучения носит как
образовательный, так и
2.
Процесс обучения требует
3.
Процесс обучения требует
4.
Процесс обучения требует от
обучаемого применения
В процессе обучения, кроме дидактических законов, действуют психологические, физиологические, гносеологические законы и закономерности. Они
преимущественно определяют взаимоотношения ученика и учителя в процессе обучения.
Закономерности обучения также можно поделить на два вида:
1)
объективные, присущие
2)
закономерности, проявляющиеся в
зависимости от
Таким образом, процесс обучения – объективный процесс, окрашенный субъективными особенностями его участников.
25.ОБЩЕЕ
ПОНЯТИЕ СОДЕРЖАНИЯ
Под понятием содержание образования подразумевают систему знаний, умений, навыков, отношений и творческой деятельности, которыми овладевает ученик в ходе процесса обучения.
Стержневой
социальной функцией обучения является
развитие личности, отвечающей потребностям
общества. Обучение строится на базе отношений,
выработанных человечеством в ходе
исторического развития. Каждый из
школьных предметов имеет
Содержание образования основано на общественном опыте человечества, который включает в себя опыт физического, эстетического, трудового, научного и нравственного развития общества и удовлетворяет потребностям общества.
Потребности социума являются определяющим фактором при характеристике содержания образования. Знания, умения и навыки (ЗУН) – это система практических, нравственных и мировоззренческих идей, накопленных поколениями и специально отобранных в соответствии с целями развития общества.
1.
Знание – это понимание,
2.
Умение – способность
3. Навык – составной компонент умения, доведенный до совершенства.
4.
Отношение – способность к
оценке и эмоциональному
5.
Творческая деятельность –
Возможно выделить несколько законов, в соответствии с которыми должно строиться содержание образования.
1.
На любой стадии обучения оно
должно следовать одной цели
– формирование всесторонне,
гармонично развитой, конкурентоспособной
личности. Для достижения этой
задачи важно обеспечить