Система образования в Финляндии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 04:01, реферат

Описание работы

Образование в Финляндии (фин. Koulutus Suomessa) — сеть образовательный учреждений на территории Финляндии. По данным Центра статистики на конец 2011 года в стране действовало 3 934 учебных заведения, в которых числилось 1,94 млн учащихся. Среди 29 университетов десять так называемых «многофакультетных» и десять специализированных высших учебных заведений, в том числе три политехнических университета, три высших экономических учебных заведения (например, Хельсинкская школа экономики) и четыре художественных высших учебных заведения. В 29 профессиональных вузах Финляндии в 2000 году училось около 114 тысяч студентов

Файлы: 1 файл

Финляндия.doc

— 117.50 Кб (Скачать файл)

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

 

Московский  государственный медико-стоматологический  университет

 

Кафедра педагогики и психологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему: «Система образования в Финляндии»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студент 3 курса 1 группы

Факультета  клинической психологии

Демидов Я. А.

 

 

Проверила: ст.преподаватель  
кафедры педагогики и психологии

Леонисова И.В.

 

 

 

 

 

 

Москва 2013 г.

Система образования  Финляндии

Образование в Финляндии (фин. Koulutus Suomessa) — сеть образовательный учреждений на территории Финляндии. По данным Центра статистики на конец 2011 года в стране действовало 3 934 учебных заведения, в которых числилось 1,94 млн учащихся. Среди 29 университетов десять так называемых «многофакультетных» и десять специализированных высших учебных заведений, в том числе три политехнических университета, три высших экономических учебных заведения (например, Хельсинкская школа экономики) и четыре художественных высших учебных заведения. В 29 профессиональных вузах Финляндии в 2000 году училось около 114 тысяч студентов. В 2011 году число абитуриентов, поступавших в университеты Финляндии составило 66 400 человек (на 17 000 мест). За период с 1996 по 2011 годы в стране сократилось число общеобразовательных школ с 3 400 до 2 837 (количество средних школ составило 2 719, а в них числилось 522 400 учеников; специализированных средних школ насчитывалось 118). 95 средних школ и специализированных общеобразовательных школ было закрыто или объединено с другим учебным заведением. Больше всего перемен в общеобразовательных школах произошло в провинции Северной Похьянмаа.

По данным ООН и исследованиям PISA Индекс образования (Education index) в Финляндии один из самых высоких в мире. В 2012 году Финляндия продолжает сохранять лидерство в мировом рейтинге систем образования, а финские школьники по данным международной организацией IEA занимают по школьным навыкам передовые места среди учащихся других стран. Существующая сегодня система высшего и профессионального образования Финляндии по-настоящему начала формироваться только в шестидесятых годах прошлого века. Первое финское высшее учебное заведение — Королевская академия в Або (Турку) — появилось в 1640 году, когда Финляндия была частью Шведского королевства. В 1828 году после великого пожара в Турку университет «переехал» в Хельсинки и был назван в честь русского царя Александра I. Только в начале XX века было открыто ещё два вуза — Технологический университет и Школа экономики и управления. В 1918 в Турку открыт шведский университет (Академия Або) и финский (Университет Турку).

Структура и принципы образования

Начальное образование

В Финляндии каждый ребёнок  имеет право на предварительное  начальное образование, которое  вообще начинается за один год до начала обязательного образования, то есть в тот учебный год, когда ребёнку исполняется 6 лет. Предварительное начальное образование может быть получено в школе или детском саду, семейном детском саду или в другом подходящем месте. Это решает муниципалитет. Обязательное образование ребёнок начинает в тот год, когда ему исполняется семь лет и продолжается до 16—17. Государство гарантирует бесплатное основное образование. Сюда входят обучение, учебники, тетради, основные канцелярские принадлежности, питание в школе тоже бесплатное. В 3 классе начинается изучение английского языка, в 4 классе ребёнок выбирает факультативный иностранный язык (французский, немецкий или русский). В 7 классе начинается изучение обязательного шведского. В 2012 году принято решение об удлинении учебного дня и реструктуризации преподаваемых дисциплин. В связи с наметившейся тенденцией дифференциации финских общеобразовательных школ, министр образования Юкка Густафссон высказал свои опасения по поводу общего упадка школьного образования.

Дошкольное образование

Образование в Финляндии  начинается с дошкольного возраста. И начинается оно в яслях, куда попадают дети в возрасте от 3 до 6 лет. В год предшествующий поступлению ребенка в школу, в Финляндии предусмотрено дошкольное образование в детских садах. Начиная с 6 лет, ребенка в игровой форме обучают всеми необходимыми знаниями и навыками, которые потребуются ему для усвоения школьной программы на первом этапе. Дошкольное образование бесплатно, однако участие в нем ребенка необязательно и этот выбор остается за родителями.

Общее образование

Как и в России, по-настоящему учеба в Финляндии начинается с 7-летнего возраста – с момента  поступления ребенка в школу, колледж или лицей. В общеобразовательной школе учатся 9 лет: до 13 лет дети учатся в младшей школе, потом переходят в старшую, где остаются до 16 лет. В государственных школах обучение бесплатное. Общее образование в Финляндии обязательно и это относится не только к финским детям, но и также к детям иностранных граждан постоянно проживающих в Финляндии. В финских школах принята 10-балльная система оценок. Школьные учебники, принадлежности – бесплатные. Так же как и в случае школьников, в случае учащихся государство берет на себя заботу о полном обеспечении учащихся: им оплачивают питание, учебники и проезд до дома. Если расстояние от дома до школы превышает 5 км, транспортные расходы учащихся оплачиваются муниципалитетом. Муниципалитеты же получают от государства субсидии на содержание основных школ, причем размер субсидии зависит от экономического положения каждой данной коммуны и иногда составляет 100 % расходов. Учебный год состоит из 190 рабочих дней. Обучение ведется только в дневную смену, а по субботам и воскресеньям школы не работают. Учеба заканчивается в конце мая или в начале июня большим весенним праздником, после чего дети уходят на летние каникулы. Новый учебный год, обычно, начинается в середине августа. В середине осени, на Рождество и в конце февраля детей отпускают на недельные каникулы. После общеобразовательной школы учащиеся имеют возможность продолжить учебу в гимназии (3 года), дающей законченное среднее общее образование, или в профессионально-техническом училище (от 1 до 4 лет). Гимназии сами отбирают учеников на основе их успеваемости в общеобразовательной школе своих учеников на основе их успеваемости в общеобразовательной школе. В гимназии обучение ведется по курсовой системе, поэтому классического разделения на классы нет. Обязательно преподаётся ряд дисциплин: финский и шведский языки, один или два иностранных языка, математика, химия, география, биология, религия (изучается и в основной школе), музыка или рисование, физкультура, гигиена. Обучение в гимназии заканчивается сдачей государственных письменных экзаменов по родному языку (финскому или шведскому), по второму государственному языку страны , по иностранному языку, а также по математике или по гуманитарным дисциплинам. После этих экзаменов выпускники получают в торжественной обстановке белые фуражки и начинают именоваться абитуриентами. Сдача студенческих экзаменов дает право поступать в любое высшее учебное заведение. По завершении учебы в гимназии учащиеся сдают по ряду предметов государственный экзамен на аттестат зрелости, который дает право на поступление в вузы. Часть выпускников, гимназий поступает в профессиональные учебные заведения (ПТУ), а часть в вузы или устраивается на работу. Альтернативой учебе в гимназии, являются профессиональные училища (Лицеи). Они отбирают новых учащихся преимущественно на основе их успеваемости в школе, но некоторые организуют и вступительные экзамены. Спектр профессиональных училищ в Финляндии столь широк, что охватывает все сферы деятельности: широк: от лесного хозяйства до спорта и искусства. Всего около 75 специальностей. Подготовка в профучилище длится три года и предоставляет также возможность продолжения учебы в высшем учебном заведении. В учебный план обязательно включена практика.  
Также возможна процедура получения профессиональной квалификации путём сдачи экзаменов экстерном. 
 
Высшее образование

Существующая сегодня  система высшего и профессионального  образования Финляндии по-настоящему начала формироваться только в шестидесятых годах прошлого века. Первое финское  высшее учебное заведение — Королевская академия в Або (Турку) — появилось в 1640 году, когда Финляндия была частью Шведского королевства. В 1828 году после великого пожара в Турку университет «переехал» в Хельсинки и был назван в честь русского царя Александра I. Только в начале XX века было открыто ещё два вуза — Технологический университет и Школа экономики и управления. В 1918 в Турку открыт шведский университет (Академия Або) и финский (Университет Турку). Сейчас в Финляндии существует две параллельные системы высшего образования — университеты и политехнические институты. Последние дают практические знания и навыки для работы в разных областях. Самые популярные специальности политехников — технологии и транспорт, бизнес и управление, здравоохранение и социальная сфера, культура, туризм, сфера обслуживания, образование, природные ресурсы. Учебные программы, рассчитанные на 3 – 4 года обязательно включают в себя практику на фирмах и предприятиях, а по окончании четырехгодичного обучения выпускники получают научную степень бакалавра в выбранной области знаний. На высшие профессиональные школы следует обратить особое внимание тех, кто собрался получать европейский диплом в Финляндии. Поступить в такое учебное заведение легче, чем в университет, а финские предприятия всегда с удовольствием принимают выпускников этих школ на работу. Платы за обучение в высших учебных заведениях Финляндии – нет, но студенты должны сами оплачивать жилье, питание и другие текущие расходы. Финские студенты имеют право на получение стипендий, а также банковской ссуды под небольшой процент. Настоящих университетов в Финляндии 10, ещё десять специализированных институтов (технологии, бизнес и экономика, искусство), к университетам причислена и военная академия. Все университеты — государственные. Самые популярные и престижные направления обучения — технологии, гуманитарные и естественные науки. Университеты, по роду своей деятельности, больше сориентированы на научно-исследовательскую работу, на основе достижений которой, и ведется обучение. Здесь можно получить, как первоначальную ученую степень бакалавра, так и высшую степень магистра с последующей защитой диссертацией и присвоением лицензиата или доктора наук. Для получения степени бакалавра, как правило, требуется три года (минимум 120 т. н. учебных недель), а для получения степени магистра – около пяти или шести лет (160-180 учебных недель). Кроме степеней, эквивалентных бакалавру, магистру и доктору, финские университеты присваивают ещё и промежуточную между магистром и доктором — лиценциат. Её можно получить через два года после магистра. Высокого уровня достигла система обучения взрослых, к которой относятся народные и рабочие училища, «летние университеты», «открытые университеты» и учебные центры для безработных. В них ежегодно занимается более 600 тыс. человек. Обучение в университетах доступно всем, и никакой платы за учебный семестр не взимается.  

Идеология лежащая в основе системы образования

Проблемы дошкольного образования постоянно находятся в фокусе общественной дискуссии, основной вопрос которой как сделать переход ребенка из детского сада в школу безболезненным.

Те факторы, которыми объясняются успехи финского школьного  обучения, можно условно разделить  на социокультурные (контекстные) и институциональные (структурные). К социокультурным относятся объяснения, апеллирующие к национальным традициям и социальным условиям функционирования финской системы образования. Другой социокультурный фактор успешности школьного обучения – позитивное отношение общественности. Параллельно с позитивным отношением общественности (в первую очередь родителей) можно выделить еще один фактор успешности школьного обучения – удовлетворенность самих учащихся и высокий статус учителя в финском обществе. Среди выпускников школ популярность этой профессии даже выше, чем в среднем по стране (причем популярность не связана с перспективами заработка – учителя в Финляндии зарабатывают около 17 тыс. евро в год без учета налогов). Представители Министерства образования Финляндии заявляют, что популярность профессии школьного учителя позволяет привлекать в школы талантливых молодых специалистов и проводить политику омоложения педагогических кадров. Особую роль в успехах школьного обучения играет также система поддержки школьников. По числу работающих с учениками психологов и социальных работников финские школы занимают одно из ведущих мест среди европейских стран. Кроме того, соотношение учитель / ученик для общеобразовательной школы составляет здесь 1:15, для гимназий – 1:18. Приоритет отдается обучению в малых группах.

В 2004 г. в финский Акт об университетах были внесены изменения. Наравне с преподаванием и исследовательской деятельностью – традиционными и превалирующими функциями университетов – в нем была законодательно закреплена так называемая третья роль вузов: их «социальная миссия». Следует отметить, что «третья роль» отнюдь не является новой для финских университетов. Первые серьезные результаты в этой сфере были получены в связи с успехами институтов высшего образования, принявших активное участие в региональном развитии. Поэтому сегодняшняя дискуссия о «третьей роли» уходит корнями в дебаты 1960-х гг., когда в Финляндии, как и в большинстве стран Европы, политика создания новых вузов оказалась инструментом «перекраивания» карты страны и «выравнивания» социального пространства.

Задачи обучения и воспитания, прописанные в "Законе об образовании"

Статья вторая. Государство ставит целью образования в Финляндии организацию помощи ребенку в том, чтобы он вырос человечным и способным нести ответственность перед обществом. Государство берет на себя обязанность дать ему достаточные для взрослой жизни знания и умения. Цель начального государственного девятилетнего образования: расширять возможности детей для получения дальнейшего образования во взрослой жизни. Учебные программы должны быть составлены так, чтобы, занимаясь по ним, ученик хотел бы развиваться дальше и получать дополнительное образование. 
Статья восьмая. Кто может быть организатором обучения в Финляндии?  
Все официально зарегистрированные в государстве общества и фонды. Условием для выдачи правительственного разрешения является договор между организатором образования и общиной, где это образование будет проходить. Разрешение на организацию учебных программ на иностранном языке, программ, основанных на особом взгляде на устройство мира и воспитание, программ обучения в общественных институтах, дающих дополнительное образование, может быть выдано на основании местной потребности в подобном образовании, даже если у организатора нет договора с общиной. Разрешение может быть выдано финским обществам и фондам также для организации учебного процесса за пределами своей страны. 
Вторым условием выдачи разрешения является то, что у заявителя есть профессиональные и экономические возможности для организации учебной программы. Закон особо подчеркивает, что обучение нельзя организовывать для получения прибыли. 
Статья десятая. Государство тоже может организовывать обучение своих граждан. 
Условия организации и прекращения деятельности государственных образовательных учреждений определяет министерство образования в соответствии с законом. 
Статья двенадцатая. Продолжительность образования.  
Начальное образование в Финляндии продолжается девять лет. Остальные сроки определяются отдельными указами. 
Статья двадцать вторая. Образование в Финляндии общедоступно. 
Только суд может ограничить доступ гражданина к образованию, и это будет наказанием для гражданина. 
Статья двадцать пятая. Оценивание образования. 
Цель оценки образования: безопасность осуществления и развития учебного процесса, а также улучшение условий образования. В первую очередь сами организаторы образования – общества, фонды, министерство образования – должны оценивать свои учебные программы и их действенность, а также участвовать в оценке других учебных программ. 
Управление образования на основании решений министерства организует надзор за проведением оценки. Результаты оценки общедоступны и должны быть опубликованы. 
Статья двадцать шестая. Оценка учебного заведения. Оценка учебного заведения должна направлять и воодушевлять учебный процесс в нем, а также создавать условия для самооценки учебного заведения. Процедура проведения оценки и рекомендации по дальнейшей деятельности разрабатываются Управлением образования с соблюдением законодательства.  
Статья тридцатая. Обязанность учиться, права и обязанности ученика. 
Все постоянно живущие в Финляндии дети обязаны учиться с 7 лет. Обязанность заканчивается после прохождения учебной программы или спустя 10 лет с момента начала учебы. Если по причине заболевания или инвалидности нет возможности получить образование за 9 лет, учебу можно продлить до 11 лет. Ученик обязан участвовать в учебном процессе, если у него нет особой причины быть освобожденным от такого участия, он обязан выполнять задания на уроках и соблюдать правила поведения. 
Статья тридцать шестая. Право на получение образования. 
У учеников есть право получать по рабочим дням запланированное учебной программой образование. Педагогическому коллективу учебного заведения следует обеспечивать выполнение данного права. Организатор обучения определяет содержание и размер учебной программы в соответствии с законодательством. Изменение утвержденной программы возможно в случае, если программу невозможно осуществить в этом или другом учебном заведении. 
Статья сорок вторая. Поддержание дисциплины на занятиях. 
Ученика, не соблюдающего дисциплину, можно подвергнуть наказанию. Наказаниями могут быть: письменное предупреждение и лишение максимум на три месяца права присутствовать на занятиях. Организатор обучения должен убедиться, что после этого наказания ученик продолжает образование. Мешающего ученикам и учителю ребенка можно удалить из класса во время урока. Не соблюдающего правила поведения ученика можно оставить максимум на два часа после уроков в классе. Не выполняющего домашние задания ученика можно оставить максимум на час после уроков для выполнения домашнего задания под присмотром взрослого.  
Остальные виды наказаний определяются отдельными указами.

Формы обучения для людей с отклонениями в  развитии

Дошкольное обучение

 

Ребенок с нарушением развития начинает дошкольную подготовку в 5 лет, либо в обычной группе детского сада, либо в группе специального обучения. Такое обучение ребенку гарантирует закон о всеобщем образовании. Подготовительное обучение добровольное и бесплатное. Цель обучения - поддержать общее развитие ребенка и его способности к учебе в форме игры в группе его сверстников.

Школьное обучение

 

Ребенок с нарушением умственного развития обязан учиться в школе по закону о всеобщем образовании. Школьная учеба начинается для него в возрасте 6 лет и продолжается 11 лет. Он может учиться в обычной школе (интегрированное обучение), в специальном классе обычной школы или в специальной школе. Прежде всего стремятся обеспечить обучение ребенка в обычном классе обычной школы. Если ребенок не в состоянии следовать за обычной программой, ему, в рамках обычного класса, могут предложить индивидуальную программу обучения. Это, так называемое "приспособленное" обучение по индивидуальной программе, обычно применяется для детей с небольшими проблемами речи или других психических функций.

Для детей с самыми тяжелыми формами нарушений развития устраивается особая форма обучения ЭХА2. Специальное обучение по программам ЭХА1 и ЭХА2 может проводиться либо в классах специального обучения в обычной школе, либо в специальной школе. И в том и в другом случае дети имеют возможность после уроков оставаться в школе в группе "послеобеденного ухода" или "продленного дня". Эти группы важны, потому что большинство детей не могут быть после уроков одни дома. По закону дети имеют право на услугу транспортировки в школу от места жительства. Обучение по программе ЭХА2 - это, главным образом, индивидуальное обучение. Для каждого ученика составляется "Индивидуальный план организации обучения" и индивидуальный план уроков. В классе не более 6 учеников, часто разного возраста, от 6 до 16 лет. Обычно взрослых в группе столько же, сколько учеников (учитель и 4-5 помощников). Цель обучения - по возможности научить ребенка обслуживать себя, заботиться о себе, влиять на дела и события своей жизни и участвовать в деятельности общества. Специальное обучение по программе ЭХА2 для маленьких детей можно устроить и в детском саду, если это целесообразно и привлекательно для ребенка и родителей. Обучение может также быть организовано дома, в больнице или в интернате. Решение о форме обучения принимается школьной комиссией на основании заключения специалиста и при согласии родителей. Прежде всего рассматриваются возможности обучения в школе, наиболее близкой к дому данного ребенка.

Информация о работе Система образования в Финляндии