Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 04:01, реферат
Образование в Финляндии (фин. Koulutus Suomessa) — сеть образовательный учреждений на территории Финляндии. По данным Центра статистики на конец 2011 года в стране действовало 3 934 учебных заведения, в которых числилось 1,94 млн учащихся. Среди 29 университетов десять так называемых «многофакультетных» и десять специализированных высших учебных заведений, в том числе три политехнических университета, три высших экономических учебных заведения (например, Хельсинкская школа экономики) и четыре художественных высших учебных заведения. В 29 профессиональных вузах Финляндии в 2000 году училось около 114 тысяч студентов
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Московский
государственный медико-
Кафедра педагогики и психологии
Выполнила: студент 3 курса 1 группы
Факультета клинической психологии
Демидов Я. А.
Проверила: ст.преподаватель
кафедры педагогики и психологии
Леонисова И.В.
Москва 2013 г.
Образование в Финляндии (фин. Koulutus Suomessa) — сеть образовательный учреждений на территории Финляндии. По данным Центра статистики на конец 2011 года в стране действовало 3 934 учебных заведения, в которых числилось 1,94 млн учащихся. Среди 29 университетов десять так называемых «многофакультетных» и десять специализированных высших учебных заведений, в том числе три политехнических университета, три высших экономических учебных заведения (например, Хельсинкская школа экономики) и четыре художественных высших учебных заведения. В 29 профессиональных вузах Финляндии в 2000 году училось около 114 тысяч студентов. В 2011 году число абитуриентов, поступавших в университеты Финляндии составило 66 400 человек (на 17 000 мест). За период с 1996 по 2011 годы в стране сократилось число общеобразовательных школ с 3 400 до 2 837 (количество средних школ составило 2 719, а в них числилось 522 400 учеников; специализированных средних школ насчитывалось 118). 95 средних школ и специализированных общеобразовательных школ было закрыто или объединено с другим учебным заведением. Больше всего перемен в общеобразовательных школах произошло в провинции Северной Похьянмаа.
По данным ООН и исследованиям PISA Индекс образования (Education index) в Финляндии один из самых высоких в мире. В 2012 году Финляндия продолжает сохранять лидерство в мировом рейтинге систем образования, а финские школьники по данным международной организацией IEA занимают по школьным навыкам передовые места среди учащихся других стран. Существующая сегодня система высшего и профессионального образования Финляндии по-настоящему начала формироваться только в шестидесятых годах прошлого века. Первое финское высшее учебное заведение — Королевская академия в Або (Турку) — появилось в 1640 году, когда Финляндия была частью Шведского королевства. В 1828 году после великого пожара в Турку университет «переехал» в Хельсинки и был назван в честь русского царя Александра I. Только в начале XX века было открыто ещё два вуза — Технологический университет и Школа экономики и управления. В 1918 в Турку открыт шведский университет (Академия Або) и финский (Университет Турку).
Структура и принципы образования
В Финляндии каждый ребёнок имеет право на предварительное начальное образование, которое вообще начинается за один год до начала обязательного образования, то есть в тот учебный год, когда ребёнку исполняется 6 лет. Предварительное начальное образование может быть получено в школе или детском саду, семейном детском саду или в другом подходящем месте. Это решает муниципалитет. Обязательное образование ребёнок начинает в тот год, когда ему исполняется семь лет и продолжается до 16—17. Государство гарантирует бесплатное основное образование. Сюда входят обучение, учебники, тетради, основные канцелярские принадлежности, питание в школе тоже бесплатное. В 3 классе начинается изучение английского языка, в 4 классе ребёнок выбирает факультативный иностранный язык (французский, немецкий или русский). В 7 классе начинается изучение обязательного шведского. В 2012 году принято решение об удлинении учебного дня и реструктуризации преподаваемых дисциплин. В связи с наметившейся тенденцией дифференциации финских общеобразовательных школ, министр образования Юкка Густафссон высказал свои опасения по поводу общего упадка школьного образования.
Дошкольное образование
Образование в Финляндии начинается с дошкольного возраста. И начинается оно в яслях, куда попадают дети в возрасте от 3 до 6 лет. В год предшествующий поступлению ребенка в школу, в Финляндии предусмотрено дошкольное образование в детских садах. Начиная с 6 лет, ребенка в игровой форме обучают всеми необходимыми знаниями и навыками, которые потребуются ему для усвоения школьной программы на первом этапе. Дошкольное образование бесплатно, однако участие в нем ребенка необязательно и этот выбор остается за родителями.
Общее образование
Как и в России, по-настоящему
учеба в Финляндии начинается
с 7-летнего возраста – с момента
поступления ребенка в школу,
колледж или лицей. В общеобразовательной школе
учатся 9 лет: до 13 лет дети учатся в младшей
школе, потом переходят в старшую, где
остаются до 16 лет. В государственных школах
обучение бесплатное. Общее образование
в Финляндии обязательно и это относится
не только к финским детям, но и также к
детям иностранных граждан постоянно
проживающих в Финляндии. В финских школах
принята 10-балльная система оценок. Школьные
учебники, принадлежности – бесплатные.
Так же как и в случае школьников, в случае
учащихся государство берет на себя заботу
о полном обеспечении учащихся: им оплачивают
питание, учебники и проезд до дома. Если
расстояние от дома до школы превышает
5 км, транспортные расходы учащихся оплачиваются
муниципалитетом. Муниципалитеты же получают
от государства субсидии на содержание
основных школ, причем размер субсидии
зависит от экономического положения
каждой данной коммуны и иногда составляет
100 % расходов. Учебный год состоит из 190
рабочих дней. Обучение ведется только
в дневную смену, а по субботам и воскресеньям
школы не работают. Учеба заканчивается
в конце мая или в начале июня большим
весенним праздником, после чего дети
уходят на летние каникулы. Новый учебный
год, обычно, начинается в середине августа.
В середине осени, на Рождество и в конце
февраля детей отпускают на недельные
каникулы. После общеобразовательной
школы учащиеся имеют возможность продолжить
учебу в гимназии (3 года), дающей законченное
среднее общее образование, или в профессионально-техническом
училище (от 1 до 4 лет). Гимназии сами отбирают
учеников на основе их успеваемости в
общеобразовательной школе своих учеников
на основе их успеваемости в общеобразовательной
школе. В гимназии обучение ведется по
курсовой системе, поэтому классического
разделения на классы нет. Обязательно
преподаётся ряд дисциплин: финский и
шведский языки, один или два иностранных
языка, математика, химия, география, биология,
религия (изучается и в основной школе),
музыка или рисование, физкультура, гигиена.
Обучение в гимназии заканчивается сдачей
государственных письменных экзаменов
по родному языку (финскому или шведскому),
по второму государственному языку страны
, по иностранному языку, а также по математике
или по гуманитарным дисциплинам. После
этих экзаменов выпускники получают в
торжественной обстановке белые фуражки
и начинают именоваться абитуриентами.
Сдача студенческих экзаменов дает право
поступать в любое высшее учебное заведение.
По завершении учебы в гимназии учащиеся
сдают по ряду предметов государственный
экзамен на аттестат зрелости, который
дает право на поступление в вузы. Часть
выпускников, гимназий поступает в профессиональные
учебные заведения (ПТУ), а часть в вузы
или устраивается на работу. Альтернативой
учебе в гимназии, являются профессиональные
училища (Лицеи). Они отбирают новых учащихся
преимущественно на основе их успеваемости
в школе, но некоторые организуют и вступительные
экзамены. Спектр профессиональных училищ
в Финляндии столь широк, что охватывает
все сферы деятельности: широк: от лесного
хозяйства до спорта и искусства. Всего
около 75 специальностей. Подготовка в
профучилище длится три года и предоставляет
также возможность продолжения учебы
в высшем учебном заведении. В учебный
план обязательно включена практика.
Также возможна процедура получения профессиональной
квалификации путём сдачи экзаменов экстерном.
Высшее образование
Существующая сегодня
система высшего и
Идеология лежащая в основе системы образования
Проблемы дошкольного образован
Те факторы, которыми объясняются успехи финского школьного обучения, можно условно разделить на социокультурные (контекстные) и институциональные (структурные). К социокультурным относятся объяснения, апеллирующие к национальным традициям и социальным условиям функционирования финской системы образования. Другой социокультурный фактор успешности школьного обучения – позитивное отношение общественности. Параллельно с позитивным отношением общественности (в первую очередь родителей) можно выделить еще один фактор успешности школьного обучения – удовлетворенность самих учащихся и высокий статус учителя в финском обществе. Среди выпускников школ популярность этой профессии даже выше, чем в среднем по стране (причем популярность не связана с перспективами заработка – учителя в Финляндии зарабатывают около 17 тыс. евро в год без учета налогов). Представители Министерства образования Финляндии заявляют, что популярность профессии школьного учителя позволяет привлекать в школы талантливых молодых специалистов и проводить политику омоложения педагогических кадров. Особую роль в успехах школьного обучения играет также система поддержки школьников. По числу работающих с учениками психологов и социальных работников финские школы занимают одно из ведущих мест среди европейских стран. Кроме того, соотношение учитель / ученик для общеобразовательной школы составляет здесь 1:15, для гимназий – 1:18. Приоритет отдается обучению в малых группах.
В 2004 г. в финский Акт об университетах были внесены изменения. Наравне с преподаванием и исследовательской деятельностью – традиционными и превалирующими функциями университетов – в нем была законодательно закреплена так называемая третья роль вузов: их «социальная миссия». Следует отметить, что «третья роль» отнюдь не является новой для финских университетов. Первые серьезные результаты в этой сфере были получены в связи с успехами институтов высшего образования, принявших активное участие в региональном развитии. Поэтому сегодняшняя дискуссия о «третьей роли» уходит корнями в дебаты 1960-х гг., когда в Финляндии, как и в большинстве стран Европы, политика создания новых вузов оказалась инструментом «перекраивания» карты страны и «выравнивания» социального пространства.
Задачи обучения и воспитания, прописанные в "Законе об образовании"
Статья вторая. Государство ставит целью образования
в Финляндии организацию помощи ребенку
в том, чтобы он вырос человечным и способным
нести ответственность перед обществом.
Государство берет на себя обязанность
дать ему достаточные для взрослой жизни
знания и умения. Цель начального государственного
девятилетнего образования: расширять
возможности детей для получения дальнейшего
образования во взрослой жизни. Учебные
программы должны быть составлены так,
чтобы, занимаясь по ним, ученик хотел
бы развиваться дальше и получать дополнительное
образование.
Статья восьмая. Кто может
быть организатором обучения в Финляндии?
Все официально зарегистрированные в
государстве общества и фонды. Условием
для выдачи правительственного разрешения
является договор между организатором
образования и общиной, где это образование
будет проходить. Разрешение на организацию
учебных программ на иностранном языке,
программ, основанных на особом взгляде
на устройство мира и воспитание, программ
обучения в общественных институтах, дающих
дополнительное образование, может быть
выдано на основании местной потребности
в подобном образовании, даже если у организатора
нет договора с общиной. Разрешение может
быть выдано финским обществам и фондам
также для организации учебного процесса
за пределами своей страны.
Вторым условием выдачи разрешения является
то, что у заявителя есть профессиональные
и экономические возможности для организации
учебной программы. Закон особо подчеркивает,
что обучение нельзя организовывать для
получения прибыли.
Статья десятая. Государство
тоже может организовывать обучение своих
граждан.
Условия организации и прекращения деятельности
государственных образовательных учреждений
определяет министерство образования
в соответствии с законом.
Статья двенадцатая. Продолжительность
образования.
Начальное образование в Финляндии продолжается
девять лет. Остальные сроки определяются
отдельными указами.
Статья двадцать вторая.
Образование в Финляндии общедоступно.
Только суд может ограничить доступ гражданина
к образованию, и это будет наказанием
для гражданина.
Статья двадцать пятая.
Оценивание образования.
Цель оценки образования: безопасность
осуществления и развития учебного процесса,
а также улучшение условий образования.
В первую очередь сами организаторы образования
– общества, фонды, министерство образования
– должны оценивать свои учебные программы
и их действенность, а также участвовать
в оценке других учебных программ.
Управление образования на основании
решений министерства организует надзор
за проведением оценки. Результаты оценки
общедоступны и должны быть опубликованы.
Статья двадцать шестая.
Оценка учебного заведения. Оценка учебного
заведения должна направлять и воодушевлять
учебный процесс в нем, а также создавать
условия для самооценки учебного заведения.
Процедура проведения оценки и рекомендации
по дальнейшей деятельности разрабатываются
Управлением образования с соблюдением
законодательства.
Статья тридцатая. Обязанность
учиться, права и обязанности ученика.
Все постоянно живущие в Финляндии дети
обязаны учиться с 7 лет. Обязанность заканчивается
после прохождения учебной программы
или спустя 10 лет с момента начала учебы.
Если по причине заболевания или инвалидности
нет возможности получить образование
за 9 лет, учебу можно продлить до 11 лет.
Ученик обязан участвовать в учебном процессе,
если у него нет особой причины быть освобожденным
от такого участия, он обязан выполнять
задания на уроках и соблюдать правила
поведения.
Статья тридцать шестая.
Право на получение образования.
У учеников есть право получать по рабочим
дням запланированное учебной программой
образование. Педагогическому коллективу
учебного заведения следует обеспечивать
выполнение данного права. Организатор
обучения определяет содержание и размер
учебной программы в соответствии с законодательством.
Изменение утвержденной программы возможно
в случае, если программу невозможно осуществить
в этом или другом учебном заведении.
Статья сорок вторая. Поддержание
дисциплины на занятиях.
Ученика, не соблюдающего дисциплину,
можно подвергнуть наказанию. Наказаниями
могут быть: письменное предупреждение
и лишение максимум на три месяца права
присутствовать на занятиях. Организатор
обучения должен убедиться, что после
этого наказания ученик продолжает образование.
Мешающего ученикам и учителю ребенка
можно удалить из класса во время урока.
Не соблюдающего правила поведения ученика
можно оставить максимум на два часа после
уроков в классе. Не выполняющего домашние
задания ученика можно оставить максимум
на час после уроков для выполнения домашнего
задания под присмотром взрослого.
Остальные виды наказаний определяются
отдельными указами.
Формы обучения для людей с отклонениями в развитии
Ребенок с нарушением развития начинает дошкольную подготовку в 5 лет, либо в обычной группе детского сада, либо в группе специального обучения. Такое обучение ребенку гарантирует закон о всеобщем образовании. Подготовительное обучение добровольное и бесплатное. Цель обучения - поддержать общее развитие ребенка и его способности к учебе в форме игры в группе его сверстников.
Ребенок с нарушением умственного развития обязан учиться в школе по закону о всеобщем образовании. Школьная учеба начинается для него в возрасте 6 лет и продолжается 11 лет. Он может учиться в обычной школе (интегрированное обучение), в специальном классе обычной школы или в специальной школе. Прежде всего стремятся обеспечить обучение ребенка в обычном классе обычной школы. Если ребенок не в состоянии следовать за обычной программой, ему, в рамках обычного класса, могут предложить индивидуальную программу обучения. Это, так называемое "приспособленное" обучение по индивидуальной программе, обычно применяется для детей с небольшими проблемами речи или других психических функций.
Для детей с самыми тяжелыми формами нарушений развития устраивается особая форма обучения ЭХА2. Специальное обучение по программам ЭХА1 и ЭХА2 может проводиться либо в классах специального обучения в обычной школе, либо в специальной школе. И в том и в другом случае дети имеют возможность после уроков оставаться в школе в группе "послеобеденного ухода" или "продленного дня". Эти группы важны, потому что большинство детей не могут быть после уроков одни дома. По закону дети имеют право на услугу транспортировки в школу от места жительства. Обучение по программе ЭХА2 - это, главным образом, индивидуальное обучение. Для каждого ученика составляется "Индивидуальный план организации обучения" и индивидуальный план уроков. В классе не более 6 учеников, часто разного возраста, от 6 до 16 лет. Обычно взрослых в группе столько же, сколько учеников (учитель и 4-5 помощников). Цель обучения - по возможности научить ребенка обслуживать себя, заботиться о себе, влиять на дела и события своей жизни и участвовать в деятельности общества. Специальное обучение по программе ЭХА2 для маленьких детей можно устроить и в детском саду, если это целесообразно и привлекательно для ребенка и родителей. Обучение может также быть организовано дома, в больнице или в интернате. Решение о форме обучения принимается школьной комиссией на основании заключения специалиста и при согласии родителей. Прежде всего рассматриваются возможности обучения в школе, наиболее близкой к дому данного ребенка.