Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 04:01, реферат
Образование в Финляндии (фин. Koulutus Suomessa) — сеть образовательный учреждений на территории Финляндии. По данным Центра статистики на конец 2011 года в стране действовало 3 934 учебных заведения, в которых числилось 1,94 млн учащихся. Среди 29 университетов десять так называемых «многофакультетных» и десять специализированных высших учебных заведений, в том числе три политехнических университета, три высших экономических учебных заведения (например, Хельсинкская школа экономики) и четыре художественных высших учебных заведения. В 29 профессиональных вузах Финляндии в 2000 году училось около 114 тысяч студентов
Послешкольное образование
Государственное специальное профессиональное
училище с центром в Алавусе . Училище
дает профессиональное и подготовительное
и профессиональное, образование и проводит
реабилитационные курсы для людей с нарушениями
развития. Срок обучения зависит от целей
и составляет от 1 до 5 лет. В Улвиле можно
получить, например, профессию работника
домоуправления или уборщика оффисов
и жилых помещений. Цель - подготовить
учеников к профессиональному обучению.
Состоит из следующих занятий:
Подготовительная и реабилитационная подготовка к самостоятельной жизни
Обучение проводится по индивидуальным программам, основанным на непосредственной ситуации жизни ученика, его целей, потребностей и пожеланий на будущее. В программу помимо индивидуально определенных предметов входят также родной язык, математика, компьютерное обучение, физкультура, искусство, природоведение.
Профессиональное обучение.
Обучение носит практический
характер включая 20 недель теории. К
теоретическим дисциплинам относятся: финский, шведский
и английский языки, математика, физика,
химия, обществоведение, физкультура,
забота о здоровье, искусство, культура.
По желанию можно учить также природоведение,
компьютер, оффисная техника, этика, знание
о разных культурах, психология, организация
бизнеса.
Гигиеническое воспитание
Как и большинстве
стран мира, финская система
Официальной целью финской системы здравоохранения называется предотвращение преждевременной смерти, снижение уровня заболеваемости, пропаганда здорового и активного образа жизни. Причем, все средства для поддержания, равно как и для восстановления пошатнувшегося здоровья должны быть одинаково приемлемы для всех слоев общества. Пропаганда здорового образа жизни в Финляндии, кстати, именуется санитарным просвещением. Оно включает в себя пропаганду вакцинации, советы и рекомендации по выбору профессии, которая была бы полезна, или, на крайний случай, приносила минимум ущерба здоровью человека. Программа санитарного просвещения щедро оплачивается муниципалитетами и государством.
Входит в обязанности центров здоровья и система планирования семьи. Вообще, удивительно насколько система здравоохранения Финляндии ориентирована на детей. Например, в программу женских консультаций входит программа по подготовке женщин к материнству, а мужчин (!) к отцовству, наблюдение за плодом, психологическая помощь. Практически все женщины, еще до четвертого месяца беременности начинают посещать женские консультации. Сразу после рождения ребенка ставят на учет уже для детских консультаций. Их цель – сбалансировать и выровнять, если это необходимо, психологическое, физическое развитие малыша дошкольного возраста. Родителям не надо беспокоиться о постановке на учет своего ребенка – это сделает специальная медсестра уже на следующий день после родов. Ребенку рекомендуется посещать консультацию 8 раз в год на первом году жизни, и 1-2 раза в год до поступления в школу.
В школах детей под свою опеку берет школьная медицинская служба. За время учебы в школе ребенку предстоит трижды пройти глубокое медицинское обследование, по результатам которого врачами будет составлена карта его здоровья. На все эти обследования приглашаются родители ребенка. Наряду с учебными дисциплинами во всех звеньях образовательного процесса в финских средних школах уделяется большое внимание формированию здорового образа жизни и профилактике негативных явлений среди учащихся.
Значительное место в профилактической работе занимает, в частности, профилактика алкоголизма и наркомании, которые, как известно, являются серьезными криминогенными факторами. Профилактическая работа в школах – одно из звеньев единой системы мероприятий по борьбе с употреблением алкоголя и наркотиков среди финских старшеклассников, которая проводится на государственном, муниципальном, школьном и семейном уровнях. Для выявления вредных привычек финских школьников и динамики этой ситуации начиная с 1995 г. финляндский Центр по изучению и развитию соцобеспечения и здравоохранения STAKES проводит мониторинговое исследование Kouluterveys («Здоровье школьников») среди учащихся 8 и 9 классов (14 и 15 лет) базовых средних школ и учащихся 1 и 2 классов (16–18 лет) старших средних школ. Бюджет исследования составляет 343–370 тысяч евро в год. Исследование финансируют муниципальные органы власти, Министерство социальных вопросов и здравоохранения Финляндии и центр STAKES. Был принят новый Акт «О базовом образовании», в соответствии с которым все средние общеобразовательные учреждения страны должны иметь в составе учебных программ предметы, направленные на формирование здорового образа жизни и профилактику алкоголизма, курения и наркомании. В связи с этим к 1 августа 2006 г. во всех школах страны учебные программы были соответствующим образом скорректированы. В настоящее время в 73% финских школ эти предметы изучаются в 7 классах, в 93% – в 9 классах. Профилактическая работа в школах Финляндии характеризуется мультипрофессиональным подходом. Наряду с преподаванием дисциплин учителями большую роль в этой работе играют школьные специалисты разных профилей: медсестры, психологи, социальные работники. Принимают участие в этой работе священники и религиозные активисты.
А вот за здоровьем студентов следит уже фонд здравоохранения студентов. Основной целью его функционирования является обеспечение безопасности для жизни и здоровья студентов в местах обучения, а также поддержание мотивации и способности к эффективной учебе. А вот целью работ по здравоохранению трудящихся является и профилактика профессиональных заболеваний. До 50% обоснованных затрат работодателя по охране труда покрывается за счет социального страхования, а местные центры здоровья, как правило, с охотой продают свои услуги работодателю. Позитивный опыт Финляндии, ставшей в последние годы безусловным лидером в сфере среднего образования, заслуживает не только пристального изучения, но и заимствования и распространения.
Сравнительный анализ образовательных систем Финляндии и России
Выводы
Таким образом, отличительными чертами финской системы образования являются:
1. Сильная внутренняя связь
2. Приоритетность равенства образовательных
возможностей и связанная с этим слабая
внутренняя дифференциация. Система образования
служит здесь инструментом социального
выравнивания: территориального (расположение
школ и вузов), содержательного (запрет
на дифференциацию классов в средней школе),
культурного (политика «образование –
плавильный котел культур», проводимая
в отношении этнических групп финского
севера), институционального («сглаженность»
различий между институтами высшего образования,
устранение различий между школами), экономического
(отсутствие платы за обучение).
3. Повышение «социальной
4. Прямым следствием расширения
числа контролирующих органов
и традиционного директивного
стиля управления является
5. Высокий мобилизационный