Система образования в Финляндии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 04:01, реферат

Описание работы

Образование в Финляндии (фин. Koulutus Suomessa) — сеть образовательный учреждений на территории Финляндии. По данным Центра статистики на конец 2011 года в стране действовало 3 934 учебных заведения, в которых числилось 1,94 млн учащихся. Среди 29 университетов десять так называемых «многофакультетных» и десять специализированных высших учебных заведений, в том числе три политехнических университета, три высших экономических учебных заведения (например, Хельсинкская школа экономики) и четыре художественных высших учебных заведения. В 29 профессиональных вузах Финляндии в 2000 году училось около 114 тысяч студентов

Файлы: 1 файл

Финляндия.doc

— 117.50 Кб (Скачать файл)

 

Послешкольное образование

 
  Государственное специальное профессиональное училище с центром в Алавусе . Училище дает профессиональное и подготовительное и профессиональное, образование и проводит реабилитационные курсы для людей с нарушениями развития. Срок обучения зависит от целей и составляет от 1 до 5 лет. В Улвиле можно получить, например, профессию работника домоуправления или уборщика оффисов и жилых помещений. Цель - подготовить учеников к профессиональному обучению.  
Состоит из следующих занятий:

  • Навыки независимого проживания, самостоятельного управления своей жизнью
  • Короткие стажировки в разных местах работы
  • Ознакомление с окружением и активное участие в жизни местного общества
  • Составление индивидуального плана обучения и реабилитации
  • Ознакомление в различными профессиями и возможностями учебы
  • Определение профессиональной пригодности, возможностей учиться и работать, развитие навыков работы и учебы

Подготовительная  и реабилитационная подготовка к  самостоятельной жизни

 

Обучение проводится по индивидуальным программам, основанным на непосредственной ситуации жизни  ученика, его целей, потребностей и  пожеланий на будущее. В программу помимо индивидуально определенных предметов входят также родной язык, математика, компьютерное обучение, физкультура, искусство, природоведение.

 

 

 

Профессиональное  обучение.

 

Обучение носит практический характер включая 20 недель теории. К  теоретическим дисциплинам относятся: финский, шведский и английский языки, математика, физика, химия, обществоведение, физкультура, забота о здоровье, искусство, культура. По желанию можно учить также природоведение, компьютер, оффисная техника, этика, знание о разных культурах, психология, организация бизнеса. 

 

 

Гигиеническое воспитание

 

Как и большинстве  стран мира, финская система здравоохранения  финансируется за счет государства. Муниципалитеты тратят примерно четверть своего дохода на медицину. Уровень  деткой смертности в Финляндии один из самых низких во всем мире. Достигается это в том числе и за счет высокого уровня вакцинации – здесь он доходит до 95%. Вакцинация проводится бесплатно. Средняя продолжительность жизни составляет 74-76 лет для мужчин, и 81-83 года для женщин.

Официальной целью финской  системы здравоохранения называется предотвращение преждевременной смерти, снижение уровня заболеваемости, пропаганда здорового и активного образа жизни. Причем, все средства для поддержания, равно как и для восстановления пошатнувшегося здоровья должны быть одинаково приемлемы для всех слоев общества. Пропаганда здорового образа жизни в Финляндии, кстати, именуется санитарным просвещением. Оно включает в себя пропаганду вакцинации, советы и рекомендации по выбору профессии, которая была бы полезна, или, на крайний случай, приносила минимум ущерба здоровью человека. Программа санитарного просвещения щедро оплачивается муниципалитетами и государством.

Входит в обязанности  центров здоровья и система планирования семьи. Вообще, удивительно насколько система здравоохранения Финляндии ориентирована на детей. Например, в программу женских консультаций входит программа по подготовке женщин к материнству, а мужчин (!) к отцовству, наблюдение за плодом, психологическая помощь. Практически все женщины, еще до четвертого месяца беременности начинают посещать женские консультации. Сразу после рождения ребенка ставят на учет уже для детских консультаций. Их цель – сбалансировать и выровнять, если это необходимо, психологическое, физическое развитие малыша дошкольного возраста. Родителям не надо беспокоиться о постановке на учет своего ребенка – это сделает специальная медсестра уже на следующий день после родов. Ребенку рекомендуется посещать консультацию 8 раз в год на первом году жизни, и 1-2 раза в год до поступления в школу.

В школах детей под  свою опеку берет школьная медицинская  служба. За время учебы в школе  ребенку предстоит трижды пройти глубокое медицинское обследование, по результатам которого врачами  будет составлена карта его здоровья. На все эти обследования приглашаются родители ребенка. Наряду с учебными дисциплинами во всех звеньях образовательного процесса в финских средних школах уделяется большое внимание формированию здорового образа жизни и профилактике негативных явлений среди учащихся.

Значительное место  в профилактической работе занимает, в частности,  профилактика алкоголизма  и наркомании, которые, как известно, являются серьезными криминогенными факторами. Профилактическая работа в школах –  одно из звеньев единой системы мероприятий по борьбе с употреблением алкоголя и наркотиков среди финских старшеклассников, которая проводится на государственном, муниципальном, школьном и семейном уровнях. Для выявления вредных привычек финских школьников и динамики этой ситуации начиная с 1995  г. финляндский Центр по изучению и развитию соцобеспечения и здравоохранения STAKES проводит мониторинговое исследование Kouluterveys («Здоровье школьников») среди учащихся 8 и 9 классов (14 и 15 лет) базовых средних школ и учащихся 1 и 2 классов (16–18 лет) старших средних школ. Бюджет исследования составляет 343–370 тысяч евро в год. Исследование финансируют муниципальные органы власти, Министерство социальных вопросов и здравоохранения Финляндии и центр STAKES. Был принят новый Акт «О базовом образовании», в соответствии с которым все средние общеобразовательные учреждения страны должны иметь в составе учебных программ предметы, направленные на формирование здорового образа жизни и профилактику алкоголизма, курения и наркомании. В связи с этим к 1 августа 2006 г. во всех школах страны учебные программы были соответствующим образом скорректированы. В настоящее время в 73% финских школ эти предметы изучаются в 7 классах, в 93% – в 9 классах. Профилактическая работа в школах Финляндии характеризуется мультипрофессиональным подходом. Наряду с преподаванием дисциплин учителями большую роль в этой работе играют школьные специалисты разных профилей: медсестры, психологи, социальные работники. Принимают участие в этой работе священники и религиозные активисты.

А вот  за здоровьем студентов следит уже  фонд здравоохранения студентов. Основной целью его функционирования является обеспечение безопасности для жизни  и здоровья студентов в местах обучения, а также поддержание  мотивации и способности к  эффективной учебе. А вот целью работ по здравоохранению трудящихся является и профилактика профессиональных заболеваний. До 50% обоснованных затрат работодателя по охране труда покрывается за счет социального страхования, а местные центры здоровья, как правило, с охотой продают свои услуги работодателю. Позитивный опыт Финляндии, ставшей в последние годы безусловным лидером в сфере среднего образования,  заслуживает не только пристального изучения, но и заимствования и распространения.

 

Сравнительный анализ образовательных систем Финляндии и России

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы

 

Таким образом, отличительными чертами  финской системы образования  являются:

1. Сильная внутренняя связь сегментов  образования. Детские сады интегрированы  в школы, школы – тесно связаны  с вузами, вузы – ориентированы  на работу со школами и принимают посильное участие в повышении качества школьного обучения. Отсюда примат непрерывного образования и требование обеспечения «безболезненных переходов» от одной образовательной ступени к другой (например, минимум экзаменов). 
2. Приоритетность равенства образовательных возможностей и связанная с этим слабая внутренняя дифференциация. Система образования служит здесь инструментом социального выравнивания: территориального (расположение школ и вузов), содержательного (запрет на дифференциацию классов в средней школе), культурного (политика «образование – плавильный котел культур», проводимая в отношении этнических групп финского севера), институционального («сглаженность» различий между институтами высшего образования, устранение различий между школами), экономического (отсутствие платы за обучение).

3. Повышение «социальной ответственности»  вузов, возведенное в ранг приоритета  национальной образовательной политики, и, как следствие, тесное взаимодействие  институтов образования с местным сообществом, представленным различными социальными группами. Это задает благоприятный контекст функционирования системы образования (высокий статус учителя, поддержка общественности, система попечительских советов), но в то же время создает ситуацию множественности инстанций контроля.

4. Прямым следствием расширения  числа контролирующих органов  и традиционного директивного  стиля управления является сохраняющаяся  слабая институциональная автономия  финских учебных заведений.

5. Высокий мобилизационный потенциал системы образования. Именно эта характеристика, связанная с низкой степенью автономии финских вузов и их немногочисленностью, позволила оперативно, посредством директив («сверху вниз»), провести реформирование образовательной системы и, в частности, реализовать программу интернационализации высшего образования.

 

 


Информация о работе Система образования в Финляндии