Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 14:25, реферат
Все мы слышали про успехи китайской экономики. Китай считается очень перспективной страной. В последние годы в Китае быстро развивается чувство гордости за свою страну. Интересно, что до 1949 года 80% 500-миллионного населения Китая было неграмотными. Проблему удалось решить за счет открытия большого числа школ. Для них в свою очередь были созданы педагогические вузы. Конечно же, подобная массовость не могла положительно влиять на качество.
ВВЕДЕНИЕ
1. Система образования в Китае
1.1. Дошкольное образование
1.2. Начальная школа
1.3. Средняя школа
1.4. Высшее образование
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ
Министерство образования и науки Российской Федерации
Курганский государственный университет
Педагогический факультет
Кафедра «Математики»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по сравнительной педагогике
на тему:
«Система образования в Китае»
Выполнила:
студентка группы ПЗ-5940с
Зачетная книжка № 309227
Проверил:
к.п.н., доцент
Курган 2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ……………………
ВВЕДЕНИЕ
Все мы слышали про успехи
китайской экономики. Китай считается
очень перспективной страной. В
последние годы в Китае быстро
развивается чувство гордости за
свою страну. Интересно, что до 1949 года
80% 500-миллионного населения
Проблему удалось решить за счет открытия большого числа школ. Для них в свою очередь были созданы педагогические вузы. Конечно же, подобная массовость не могла положительно влиять на качество. И все же, работа в этой области была проделана просто титаническая. К настоящему времени 91% районов страны охвачен обязательным начальным обучением, 99% детей школьного возраста ходят в школу, сокращается число детей, которые по той или иной причине прервали учебу.
К образованию китайцы относятся очень серьезно: университеты приглашают лучших зарубежных преподавателей, государство инвестирует в образование огромные средства.
За последние 50 лет прошлого столетия Китай сотворил редкое в мире чудо в развитии образования. Затратив неполные 2% от общемировых расходов на общественное образование, решив проблему распространения обязательного девятилетнего образования среди населения, составляющего одну пятую часть населения всего земного шара.
К 2001 г. образование трех ступеней (высшее, среднее и начальное) охватывало 229 млн. человек, темпы роста почти в два раза превысили среднемировой уровень за аналогичный период. В настоящее время посещаемость начальных школ составляет по всей стране 98,58%, валовой коэффициент зачисления в среднюю школу начальной ступени — 90%, неграмотность среди молодежи и людей зрелого возраста снизилась до 5% и ниже, обязательное девятилетнее образование уже введено в районах с населением, составляющим свыше 90% от всего населения страны.
Система образования в учебных заведениях Китайской Народной Республики включает в себя дошкольное образование, начальную школу, неполную среднюю школу, полную среднюю школу, университет, аспирантуру. В соответствии с этой градацией возраст учащихся и сроки обучения таковы: детские сады набирают детей дошкольного возраста от 3 лет и готовят их три года. Начальная школа и неполная средняя школа сейчас параллельно практикуют учебную систему "6.3", "5.4" и "9 лет подряд" (в большинстве районов используется в основном системе "6.3"). Поэтому срок обучения в начальной школе 6-5 лет, в неполной средней школе 3-4 года; возраст учащихся начальной школы 6-7 лет, а неполной средней школы 12-13 лет.
Дошкольными учреждениями в Китае являются детские сады. Туда принимают детей в возрасте 3 – 6 лет. Сейчас в стране насчитывается около 150 тыс. детских садов. Цель дошкольного образования – подготовка ребенка к обучению в школе, к продуктивному освоению школьной программы.
В Китае детские сады делятся
на государственные и частные. По
мере развития рыночной экономики увеличивается
число частных детских садиков.
Дошкольное воспитание в Китае осуществляется
совместными усилиями всего общества
в разных формах и по разным каналам.
Помимо административных органов просвещения
разных ступеней, государство поощряет
предприятия, непроизводственные и
общественные организации, а также
отдельные лица на открытие детских
садов согласно соответствующим
правилам. Придерживаясь принципа "сочетания
воспитания с физическим развитием",
все детские сады помогают детям
всесторонне развиваться в
Государство выработало цензы
квалификации и порядок аттестации
воспитателей детсадов. В стране открыто
67 педагогических училищ дошкольного
воспитания, в части профессиональных
школ учреждены специальности
В начальной школе обучение длится шесть лет, начиная с шестилетнего возраста. Здесь закладывается прочный фундамент для дальнейшего обучения: постигаются азы грамоты, формируются начальные знания о природе и обществе, уделяется внимание патриотическому и физическому воспитанию.
Основными предметами обучения выступают родной язык, математика (упор идет на эти предметы), естествознание, физкультура, музыка, мораль и этика, иностранный язык (с 3-го класса, чаще – английский). Кроме того, начиная с 4-го класса, две недели в году учащиеся проводят на работах в мастерских и фермах, а как минимум один день в неделю они заняты на внеклассных мероприятиях и в общественной деятельности. Большинство начальных школ в Китае – государственные.
В Китае срок начального
образования составляет 6 лет, среднего
образования первой ступени - 3 года,
среднего образования высшей ступени
- 3 года. Первые 9 лет обучения (включая
начальное и среднее
Средняя школа в Китае состоит из двух ступеней – неполная и старшая.
По достижении учащимися 12-13 лет они начинают обучение в неполной средней школе, или средней школе первой ступени. Обучение длится три-четыре года. Основными учебными дисциплинами на первой ступени являются: родной (китайский) язык, математика, иностранный язык, информатика, мораль и этика, физика, химия, политическая грамота, география. Девятый класс – это заключительный этап обязательного школьного образования в КНР.
Средняя школа второй ступени в Китае – это полная средняя школа (старшая школа). Возраст учащихся, поступающих на вторую ступень, – 15-16 лет. Обучение здесь длится от двух до четырех лет – в зависимости от выбранного учебного курса: академический или профессионально-технический профили.
Задача общеобразовательных средних школ в Китае – сформировать рабочего человека либо хорошо подготовленного абитуриента для поступления в высшие учебные заведения.
Академический профиль – это, по сути, стандартная средняя школа, дающая возможность впоследствии поступить в вуз.
Профессионально-технический профиль представлен учебными заведениями нескольких типов: специальные технические, технические, профессиональные или сельскохозяйственные школы. Продолжительность обучения в специальных технических школах – 4 года. Программы рассчитаны на обучение специалистов таких областей, как сельское хозяйство, медицина, экономика, юриспруденция и др. Технические школы занимаются подготовкой специалистов сталелитейной, текстильной, топливной и фармацевтической промышленности. Срок обучения в профессиональных или сельскохозяйственных школах – три года, но они считаются наименее престижными.
По окончании учебного заведения многие выпускники получают работу по распределению.
Программы средней школы в Китае ориентированы на умственное, физическое, нравственное и художественное воспитание учащихся. Основными учебными дисциплинами в средней школе КНР являются родной язык, родная литература, математика, история, физика, химия, биология, география, иностранный язык, политическая грамота, физиология, физкультура, музыка, изобразительное искусство.
Учебный год начинается в сентябре, длится 9,5 месяцев и состоит из двух семестров. Каникулы – с января по февраль и с июля по август. Занятия – 5 дней в неделю, с утра до обеда.
В ходе обучения академическому
профилю средней школы учащиеся
сдают несколько типов
Для получения аттестата о школьном образовании учащиеся обязаны сдать экзамены по предметам: китайский язык, математика, иностранный язык, физика, химия, политология, история, география, информатика и биология.
Единый выпускной школьный экзамен (аналог российского ЕГЭ) проводится в мае одновременно по всей стране. Оценка знаний выпускников осуществляется по 100-балльной шкале.
Система высшего образования в Китае включает в себя университеты, колледжи и профессиональные высшие школы.
Высшие учебные заведения в КНР ориентированы на развитие науки, техники и культуры, на подготовку высококвалифицированных кадров, на формирование конкурентоспособного образования в рамках мирового образовательного процесса. В целях полного удовлетворения потребностей модернизации экономики усовершенствован перечень учебных специальностей, сделан акцент на политические, экономические и юридические науки, финансы, машиностроение, архитектуру, электронику, компьютерные технологии, легкую и пищевую промышленность.
Вузы Китая делятся на политехнические и технические одного профиля. К первому типу относятся Пекинский университет Цинхуа, Научно-технический университет Китая в городе Хэфэй. В политехнических вузах Китая представлен широкий перечень технических и естественных факультетов. Технические вузы одного профиля – это институт стали, геологии, нефтяной и химической технологии, горный институт.
Университеты общего профиля, такие как Пекинский, Фуданьский (в Шанхае) и Нанкайский (в г. Тяньцзинь), имеют факультеты двух направлений: естественнонаучное и гуманитарное. Факультеты гуманитарной направленности специализируются на языках, литературе, истории, юриспруденции, философии, экономике и пр. Естественнонаучное направление включает в себя факультеты по математике, физике, географии, геологии, химии, радиоэлектроники и др.
Иметь высшее образование в Китае очень престижно. В системе национальных ценностей и приоритетов образование занимает, пожалуй, ведущее место.
Высшее образование имеют шанс получить выпускники средних школ с академическим профилем и выпускники специальных технических школ.
В зависимости от результатов, полученных на выпускном школьном экзамене, абитуриент может претендовать на допуск к вступительным экзаменам лишь в тот вуз, категория которого соответствует набранным баллам.
Для поступления в вуз
абитуриенты обязаны сдать
При поступлении в отдельные
университеты конкурсы составляют несколько
сотен человек на место, а потому
зачисление в вуз становится для
абитуриента настоящим
В Китае преобладает платное высшее образование, но и на «коммерческую основу» поступить не так-то легко – все абитуриенты идут на общих основаниях. У одаренных молодых людей есть шанс получить высшее образование бесплатно. Кроме того, в некоторых случаях за обучение платит предприятие, на котором работал студент. Одаренные студенты пользуются и некоторыми льготами в виде государственной стипендии или субсидий от предприятий и организаций.