· в лучшие вузы Восточной
Европы, России ежегодно будут направляться
3 тысячи граждан Казахстана для обучения
по программам высшего профессионального
образования.
В результате реализации
Концепции будет создана образовательная
система, обеспечивающая опережающее
развитие человеческих ресурсов и равностепенную
интеграцию Казахстана в мировое образовательное
пространство.
2.3 Опыт
внедрения дистанционных образовательных
технологий в Казахстане
Развитие и применение
дистанционных образовательных технологий
приобретает все возрастающее значение.
Прогресс в этой области является важным
фактором реформирования и совершенствования
отечественной системы образования, приведения
ее в соответствие международным требованиям
и интеграции в международное образовательное
пространство. Его обеспечение следует
рассматривать как насущную задачу и один
из главных аспектов государственной
политике в сфере образования, в полной
мере соответствующие стратегической
цели вхождения Казахстан в число пятидесяти
наиболее конкурентоспособных стран мира,
намеченной Главой государства Нурсултаном
Абишевичем Назарбаевым.
В Казахстане достаточно
сил, ресурсов и высококвалифицированных
специалистов, чтобы решить эти задачи.
Необходима лишь тщательная и обстоятельная
их проработка и корректировка по ходу
реализации. Ж.К. Туймебаев В этом и состоит
назначение семинаров, которые проводит
Министерство образования и науки по данной
проблематике. Мы должны сообща решать
эту сложную проблему. Все присутствующие
должны стать активными участниками созидательного
процесса построения развитой и высокоэффективной
системы дистанционного образования в
стране, приложить все усилия для достижения
этой цели во благо и процветание Казахстана.
Позвольте выразить
уверенность, что результаты нашего семинара
будут содержательными и плодотворными.
Для Казахстана широкомасштабное
внедрение высокоэффективных технологий
дистанционного образования представляет
актуальную и назревшую задачу, к решению
которой созданы реальные предпосылки.
Об этом говорят следующие факты.
В настоящее время
грамотное население Казахстана составляет
99,5 % . По этому показателю мы занимаем
14 место среди 177 стран мира. Согласно данным
Института статистики ЮНЕСКО, в ходе международного
мониторинга "Преодоление неравенства:
важная роль управления" Казахстан
занял 1-е место среди 129 стран по индексу
развития образования для всех по таким
показателям, как "Охват начальным образованием",
"Уровень грамотности для взрослых",
"Гендерный индекс", "Доля доучившихся
до 5-го класса". По индексу человеческого
развития (ИЧР) наша страна за 12 лет продвинулась
с 93 на 73 место. Все это свидетельствует
о том, что население республики в целом
подготовлено для внедрения новых образовательных
технологий, основанных на современных
достижениях научно-технического прогресса,
в первую очередь, информационных и телекоммуникационных
технологиях.
Наряду с этим достаточно
подготовлена сама система образования,
на развитие которой государством выделяются
средства в значительных и всевозрастающих
объемах. Так, в прошлом 2008 году государственные
расходы на образование возросли более
чем в 2,8 раза по сравнению с 2004 годом. Их
доля в общем объеме ВВП составила 3,7 %,
что является высоким показателем.
В рамках реформирования
системы образования создана обновленная
нормативно-правовая база, основу которой
составляют: новый Закон РК "Об образовании",
принятый в июле 2007 года;
Государственная программа
развития образования в РК на 2005-2010 годы;
Государственная программа
развития технического и профессионального
образования на 2008-2012 годы; Государственная
программа "Комплексная информатизация
системы образования РК на 2007-2010 годы".
Параллельно разработана
нормативно-правовая база дистанционного
обучения. В частности, приняты и уже применяются
на практике Государственный стандарт
РК "Технические и программные средства
дистанционного обучения" СТРК 34.016-2004,
Государственный стандарт образования
РК "Информационная технология. Электронное
издание" СТРК 34.017-2005, ГОСО РК 5.03.004-2006
"Организация дистанционного обучения.
Основные положения". 19 вузам республики
разрешена дистанционная форма подготовки
в режиме эксперимента.
В стратегическом плане
МОН РК на 2009-2011 годы запланировано создание
единой информационной системы образования,
которая предполагает комплексное решение
проблемы подключения организаций образования
и органов управления образованием в общую
корпоративную компьютерную сеть с единым
центром управления. Данная сеть станет
основой общегосударственной телекоммуникационной
инфраструктуры для внедрения и поддержки
IT-технологий в системе образования.
В соответствии с поручением
Главы государства с 2007-2008 учебного года
в учебный процесс организаций образования
внедряются системы обучения в режиме
он-лайн.
В настоящее время
разрабатывается долгосрочная программа
развития образования до 2020 года, в которой
вопросы информатизации образования,
в том числе внедрение дистанционных образовательных
технологий, рассматриваются в качестве
приоритетных.
Современное образование
на основе дистанционных IT-технологий
выходит за пределы отдельных государств,
трансформируясь в открытое, которое характеризуется
как образование "без стен и границ".
Это большой прорыв, обеспечивающий возможность
получения высококачественного образования
для любого человека по всему миру, вне
зависимости от его местонахождения и
проживания. Одновременно это дополнительная
возможность для каждой страны заявить
о себе в международной среде, распространить
свое культурное и политическое влияние,
повысить свою конкурентоспособность.
Для Казахстана внедрение
высококачественных дистанционных образовательных
технологий и открытое образование это
еще и решение важной социальной проблемы.
Наша республика имеет большую территорию,
которая при относительно малой численности
населения обуславливает его низкую плотность
по стране. Значительная часть населения
проживает в селах и населенных пунктах,
удаленных от городов, областных и районных
центров. Имеются поселения, в которых
функционируют малокомплектные школы.
Есть и такие, где имеются только начальные
школы. С появлением мелких крестьянских
хозяйств и животноводческих ферм на удаленных
пастбищах образуются семейные группы,
в которых дети не имеют возможности посещать
школу. В таких случаях обеспечить население
даже обязательным общим средним образованием
становится сложной проблемой. К этому
надо добавить инвалидов и людей с ограниченными
физическими возможностями, также испытывающими
затруднение в получении образования.
Похожие проблемы наблюдаются
в профессиональном образовании. Организации
технического профессионального образования
(колледжи и вузы) сосредоточены преимущественно
в больших городах, где имеются высококвалифицированные
преподавательские кадры. Между тем на
периферии ощутим дефицит специалистов
всех категорий, который не может быть
удовлетворен без решения вопроса о предоставлении
возможности получить полноценное профессиональное
образование населению на местах.
Это значимые социальные
проблемы, в которых присутствует элемент
нарушения конституционных прав отдельных
категорий граждан и дискриминации их
по признаку места проживания и физического
здоровья. Понимая это, государство изыскивает
возможности и предпринимает все меры
для решения данных проблем. При этом в
качестве приоритетного направления рассматривается
внедрение дистанционных образовательных
технологий.
Практика показывает,
что лидирующее положение в этом вопросе
занимают организации образования, реализующие
программы высшего образования. На текущий
момент в большинстве вузов, в той или
иной мере, в той или иной мере, внедрены
элементы дистанционного обучения на
основе современных информационных технологий
и телекоммуникационных систем. Создаются
и внедряются электронные и образовательные
ресурсы в виде электронных обучающих
систем, виртуальных лабораторий и тренажеров,
электронных учебников и др.
Сегодня практически
каждый вуз имеет свое представительство
в глобальной сети Интернет, что позволяет
внедрять элементы дистанционного обучения.
Остается проблемой лишь низкая активность
отдельных вузов, что может быть объяснено
отсутствием в их распоряжении достаточно
развитой ресурсной базы и высококвалифицированных
специалистов в области информационных
технологий и дистанционного обучения.
Наиболее продвинутыми
по части внедрения технологий дистанционного
обучения можно считать такие вузы, как
КазНТУ им. К. Сатпаева, Восточно-Казахстанский
государственный технический университет
им. Д. Серикбаева, Атырауский институт
нефти и газа, Карагандинский государственный
технический университет, Карагандинский
экономический университет Казпотребсоюза,
Южно-Казахстанский государственный университет
им М. Ауезова.
В системе общего среднего
образования также могут быть отмечены
определенные достижения.
На сегодня более 60%
предметов школьного содержания переведены
в цифровой формат. Для сравнения, в Эстонии
этот показатель составляет 80%, в Голландии
- 96%.
В порядке исполнения
поручения Главы государства по внедрению
систем обучения в режиме он-лайн, в 2007
году 1600 школ республики были оснащены
интерактивными кабинетами, в 2008 году
- еще порядка 1000 школ. Ведется работа по
созданию казахстанского ресурса для
интерактивных уроков на трех языках.
Осуществляется планомерная подготовка
педагогических кадров по использованию
интерактивных технологий в образовательном
процессе.
3 сентября 2007 года
Президент Республики Казахстан
провел интерактивный урок для
учащихся 1000 общеобразовательных школ
по всей стране. С прошлого
учебного года такие уроки
стали еженедельно проводить
лучшие учителя республики. В
настоящее время государственные
органы на уровне министерств
и агентств еженедельно проводят
интерактивные уроки, посвященные
Посланию Главы государства. В
ближайшей перспективе планируется
проведение подобных интерактивных
занятий обладателям гранта "Лучший
преподаватель года".
В рамках Программы
снижения информационного неравенства
в республике создан казахстанский образовательный
портал. Его основным назначением является
обеспечение коммуникационной связи для
всего населения с МОН РК, реализация оперативного
обмена информацией между регионами, автоматизация
ряда важных процедур информационного
взаимообмена. Через портал предполагается
осуществление Интернет - вещания образовательных
программ учебного телевидения.
В настоящее время
в министерстве рассматривается вопрос
внедрения образовательной модели электронного
обучения "1 учебник: 1 компьютер"
для начальных классов школы, которая
применяется в технически развитых странах.
Данная модель предполагает создание
обучающей среды, в которой общение учащегося
с компьютером происходит "один на один".
При этом предусматривается использование
специально разработанного компьютера
ноутбука.
С учетом накопленного
опыта в области электронного и дистанционного
обучения, определены базовые ориентиры
долгосрочной программы развития образования
до 2020 года в части информатизации образования.
Данной программой предусматривается,
что к 2020 году казахстанская система образования
будет функционировать как часть единого
мирового информационно-образовательного
пространства. При этом будут обеспечены
технологизация образовательного процесса,
его персонификация с ориентацией на индивидуальную
траекторию обучения, открытость и доступность
образования.
Информатизация образования
на основе мировых достижений в области
IT-технологий технологий явится средством
инновационного опережающего развития
казахстанского образования. С учетом
этого в качестве стратегической цели
определена последовательная системная
политика по основным направлениям информатизации
образования. В эти направления включены:
нормативно-правовое обеспечение; компьютеризация
и обновление компьютерного парка; программное
обеспечение; интернетизация организаций
образования и управления; создание отечественных
цифровых образовательных ресурсов; автоматизация
системы мониторинга, анализа и управления
организациями образования; подготовка
педагогических и управленческих кадров.
Стратегия в области
компьютеризации ориентируется на достижение
мировых показателей обеспеченности учреждений
образования современной компьютерной
техникой с учетом потребностей образовательной
практики.
В области программного
обеспечения предусматривается предпочтительное
использование программных средств, базирующихся
на идеологиях, принципах и средствах
открытых систем мирового сообщества
Open Source Communitu, а также продуктов признанных
мировых лидеров.
Политика в области
интернетизации учреждений образования
и управления образованием всех уровней
нацелена на всемерное развитие информационно-коммуникационной
образовательной среды. Должно быть обеспечено
100%-ное подключение организаций образования
и управления к глобальной сети на базе
различных каналов связи (спутниковая,
выделенная, мобильная, широкополосная,
беспроводная и др.) высокой пропускной
способности.
Планируется создание
зон беспроводного доступа в Интернет
и научно-образовательной сети на базе
технологий Wi-Fi и Wi-Max на территориях организаций
образования с последующим их объединением
в зону сплошного покрытия территорий
учреждений образования в масштабах республики.
Предусматривается внедрение и развитие
Wap-технологий доступа к Интернет-ресурсам
через мобильные телефоны сотовой связи.
Интеграция региональных информационно-образовательных
корпоративных компьютерных сетей в единую
общереспубликанскую информационно-образовательную
компьютерную сеть.
В структуре глобальной
сети Интернет должен быть реализован
казахстанский образовательный сегмент
с собственной развитой инфраструктурой
и собственным образовательным контентом,
адаптированным в системе дистанционного
образования Казахстана.
Создание отечественной
индустрии цифровых научно-образовательных
ресурсов рассматривается в качестве
приоритетной стратегической задачи.
В Казахстане должно быть налажено производство
собственных электронных образовательных
ресурсов, удовлетворяющих потребности
системы образования и отвечающих предъявляемым
квалификационным требованиям. По имеющимся
данным, потребность организаций профессионального
и технического образования в современных
электронных образовательных ресурсах
только по предметам профессионального
и специального циклов обучения составляет
на текущий момент порядка 2780 единиц. Потребность
колледжей по предметам профессионального
и специального циклов - 7455 единиц, для
вузов по дисциплинам базового и профилирующих
циклов она составляет 5347 единиц.