Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 19:06, контрольная работа
В России установлены следующие образовательные уровни:
1) основное общее образование;
2) среднее (полное) общее образование;
3) начальное профессиональное образование;
4) среднее профессиональное образование;
5) высшее профессиональное образование;
6) послевузовское профессиональное образование.
1. Краткая история развития системы образования в Рос-сии........................................3
2. Система образования в современной России:
2.1. Система образования: организация и управление................................................6
2.2. Система образования как социальный институт..................................................8
3. Проблемы системы образования в современной России:
3.1. Кризис образования..............................................................................................11
3.2. Системный кризис ...............................................................................................13
4. Перспективы развития: новые средства и методы образования.............................15
5. Литература....................................................................................................................17
В структуре института образования можно выделить следующие основные элементы: учебно-воспитательные учреждения как социальные организации, социальные общности (педагоги и учащиеся), учебный процесс как вид социокультурной деятельности. Основными чертами сети учебных заведений, включающих общеобразовательные школы, средние специальные и высшие учебные заведения, служат:
Повышение уровня образования выгодно и отдельному человеку и обществу в целом. Благодаря образованию человек получает возможность для карьерного роста, повышения социального статуса, а страна, благодаря системе образования, получает высококвалифицированных специалистов, что благотворно сказывается на состоянии экономики. Ведь, получая образование, человек в первую очередь получает некий базис, систему знаний, облегчающую поиск и усвоение новых знаний, необходимых ему в работе. Таким образом, модернизируя систему образования, делая область образования приоритетной, общество добивается, в том числе, и повышения производительности труда, внедрения новых технологий и т.д. Инвестиции в развитие образования окупаются, обеспечивая прирост валового национального продукта.
Образование выполняет очень важные социальные функции:
Социальное развитие человека состоит в его постепенном вхождении в общество, в общественные, идеологические, экономические, производственные, правовые и другие отношения. Усвоив эти отношения, человек становится членом общества.
Современный мир усложняется и изменяется, поэтому возрастают требования к уровню и качеству образования. В 2002 году была принята «Концепция модернизации российского образования», в которой подчеркивалась необходимость опережающего развития образования по отношению к обществу. Перед образованием в России поставлены серьезные задачи, и среди них, преодоление опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития. Основные направления модернизации образования в России – это фундаментализация (знание основных закономерностей изучаемых процессов), информатизация (использование компьютерных технологий в обучении), гуманизация и гуманитаризация, развивающий характер образования, переход от предметоцентризма к компетентской модели (акцент на осмысление знания), вариативность4.
Современное общество называют информационным обществом, главной ценностью которого является знание. Образование в наше время – это широкие и высокоразвитые многоуровневые социальные системы непрерывного совершенствования знаний и навыков членов общества, выполняющие важнейшую роль в социализации личности.
Социализация подразделяется на два вида – первичную и вторичную, агенты и институты социализации также делятся на первичные и вторичные. Первичный институт социализации – семья. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. Основным институтом вторичной социализации выступает школа, а затем вуз. Они призваны давать то, чего не может дать институт семьи, а именно свод систематизированного научного знания. Результатом действия в обществе развитой системы среднего и высшего образования является, в первую очередь, создание грамотного и просвещенного человека. Но процесс образования, становления человеческой личности происходит непрерывно, на протяжении всей жизни, потому что человек находится в постоянном общении с миром: среда влияет на человека, человек – на среду. Личность развивается, овладевая разнообразными формами деятельности, проявляя, в результате, разные стороны своей сущности, и образование, в идеале, создает возможности разностороннего проявления человека.
3.1. Кризис образования
В 90-ее гг. научный потенциал России резко сократился. С падением объемов федеральных отчислений на науку, многие научно-исследовательские институты вынуждены были закрывать лаборатории, а работавшие в них специалисты оставались без средств к существованию. Это вызвало отток ученых за границу, который продолжается и сейчас, хотя теперь не так выражен. По сравнению с советским периодом, Россия уступила свои позиции, превратившись в страну полупрофессионалов. Но с 1999 г. начались перемены, благотворно сказывающиеся, в том числе, и на положении науки и образования. Наблюдается рост количества вузов и приема студентов в эти вузы. В настоящее время российские вузы способны принять более половины выпускников школ. И хотя качество образования во всех вузах различное, растет количество специалистов, соответствующих современным запросам. Все это свидетельствует о спросе на качественное образование. Необразованный человек не может получить высокооплачиваемую и ответственную работу, какого бы социального положения он ни был. Таким образом, образование, выступая в качестве фактора воспроизводства социально-профессиональной структуры общества, является одним из основных каналов социальной мобильности, играет важную роль в социальной дифференциации членов общества, распределяет их как по социальным слоям, так и внутри этих слоев.
В советское время приблизительно равные шансы были у всех поступающих из всех слоев общества, но в 90-е гг. наметилась тенденция к самовоспроизводство интеллигенции. То есть, произошла деформация профессионального отбора в вузы, что повлекло за собой некоторую «деформацию» института образования. Явный скос в сторону интеллигенции ведет к взаимной изоляции социальных классов и слоев, порождает у представителей других страт чувство социальной несправедливости, снижает их шансы на жизненный успех.
По мнению экспертов, система образования в нашей стране работает неэффективно, она замкнута сама на себе. Чтобы образование отвечало потребностям общества, работу всей образовательной системы необходимо скоординировать в соответствии с возрастающими запросами работодателей. Вузы пытаются приспособиться к изменяющейся ситуации. Например, экономические или юридические факультеты есть в большинстве вузов страны, что привело к перенасыщению рынка экономическими и юридическими специальностями. В современной России не хватает инженеров и высококвалифицированных рабочих. Такие проблемы свидетельствуют о необходимости более активного участия работодателей в реформировании системы образования.
Еще одна проблема – нежелание выпускников, обучающихся за счет государства, работать по специальности – ставит перед системой образования новые задачи. Согласно планам Госдумы, студенты смогут учиться или за свой счет, или за счет государственных возвратных субсидий (ГВС). То есть, студенты, обучающиеся за счет ГВС, будут работать по распределению или останутся без дипломов. Кроме того, абитуриентам предполагается предоставлять кредит в банке на образование под проценты, который надо будет вернуть в течение пяти лет после получения диплома.
Функцию информационной инфраструктуры для системы образования выполняет библиотечная сеть страны. За время перестройки фонд большинства библиотек устарел, а библиотечные проблемы превратились в проблемы всего общества. В России насчитывается около 130 тыс. библиотек всех уровней, систем и ведомств. За исключением крупнейших и привилегированных федеральных библиотек, бесплатно получающих обязательный экземпляр всех изданий, новые книги отсутствуют даже в муниципальных библиотеках, не говоря уже о сельских.
Эти проблемы усугубляют отставание России, порождают информационные пробелы и дефицит знаний в науке, образовании и экономике в целом. Отдаленные от культурных центров провинциальные города в силу тяжелой экономической ситуации в России оказались в культурной изоляции, что сказывается на снижении культурного уровня населения. Снижается общий уровень культуры, в том числе бытовой, снижается потребность и уровень духовного общения, падает интерес к чтению, а преобладает – к визуальным, зрелищным формам культуры, порожденным коммерциализацией. Такие сферы культуры, как образование, музеи, библиотеки, не представляют коммерческого интереса, поэтому испытывают трудности из-за недостаточности финансирования.
Помимо книжной грамотности, в последнее время все большее значение приобретает информационная и компьютерная грамотность. Информационно грамотный человек умеет учиться, знает, где и как найти нужное ему знание. Без информационной и компьютерной грамотности в современном мире не обойтись, если человек хочет быть в курсе мировых событий. В связи с этим перед системой образования ставятся новые задачи.
В процессе образования происходит приобщение личности к культуре общества, в котором эта личность живет. Каждая культура содержит правила, приемы, способы объяснения явлений, их интерпретации, установления взаимосвязей между ними. Они и усваиваются в процессе образования, благодаря чему человек оказывается способным жить, нормально функционировать в данном обществе. Образование, следовательно, призвано обеспечить определенную интеграцию общества.
3.2. Системный кризис
Образование – это специально организованная система внешних условий, создаваемых в обществе для развития человека. Специально организованная образовательная система – это учебно-воспитательные заведения, учреждения повышения квалификации и переподготовки кадров. Все образовательные учреждения в государстве объединены в единую систему образования, посредством чего идет управление развитием человека. Во все времена система образования была своего рода моделью общества. В настоящее время система воспитания и образования переживает глубокий кризис, как и само общество. Перед системой образования ставится цель обеспечения опережающего развития средней и высшей школы. И если наука и университетское образование шагнули далеко вперед, то средняя школа в лице Министерства Образования предпринимает одну за другой попытки реформирования, внедряя новые стандарты, ужесточая требования, подвергая школу бесчисленным экспериментам, не всегда продуманным и последовательным реформам.
В советское время была линейная система преподавания школьных предметов, когда каждый раздел учебного курса изучался настолько подробно, насколько требовала задача преподавания, без возвращения к нему на следующих этапах обучения. В 90-е гг. пришла вариативная стратегия: каждая школа может выбирать тот способ ведения уроков, который считает нужным. В условиях вариативности появилась масса учебников, противоречащих друг другу, что крайне негативно сказывалось на общей подготовке учащихся. Подобный образовательный хаос привел к тому, что не осталось ни одного курса, по которому существовал бы единый учебник.
Одной из важнейших образовательных реформ 90-х гг. стало введение в средней школе концентрической системы преподавания. Концентризм в обучении означает принцип построения школьных курсов основ наук, при котором часть учебного материала повторно, но с разной степенью углубления изучается на нескольких ступенях обучения. Это связано было с отменой закона об обязательном среднем образовании, теперь обязательно обучение до девятого класса. Поэтому была внедрена система, когда в первом концентре (с пятого по девятый класс) проходят основной курс, а во втором концентре (старшие классы) этот курс повторяют. Организационная выгода концентров в том, что можно более тщательно подготовиться к ЕГЭ. При линейной системе образования такой возможности нет. Однако многие эксперты сомневаются в эффективности очередного шага министерства. Например, концентрическая система преподавания истории фактически формирует поверхностные знания, поскольку на первом концентре материал изучается в сжатом виде, а на втором его изучение оторвано от изучения фактического материала. Вместе с тем повторяемость учебного материала в течение всего срока обучения в школе ведет к большей затрате учебного времени и перегрузке учащихся, а нередко и снижает их интерес к предмету. Концентрическая система образования имеет свои преимущества при 12-летней школе с обязательным 9-летним образованием. Отчасти поэтому снова было введено обязательное среднее образование на базе 11 классов.
Переход на концентрическую систему для учителей оказался сложным, тем более что внедряли непоследовательно и непродуманно. Избранное меньшинство школ так и не перешло на концентры. Реформы системы образования продолжаются, ощущается необходимость в новых средствах и методах образования, могущих способствовать преодолению кризиса.
4. Перспективы развития: новые средства и методы образования
Впервые поставлена задача комплексной трансформации, обновления системы образования как целостного социокультурного института в тесной, органической взаимосвязи всех его компонентов. Средняя школа должна работать на опережение. Для того чтобы достичь опережающего развития образования, признается необходимость проблемного, развивающего образования, ориентированного на формирование способности самостоятельного, творческого мышления, с тем, чтобы затем, на более высоких ступенях образования, сформировать в учащихся диалектический ум глобального масштаба, понимание проблем социальных и окружающей среды, осознание мира как динамически изменяющегося.
Российская школа накопила определенный интеллектуальный потенциал – резерв обновления образования. Стоит упомянуть эксперимент в создании нового, по сути, типа школы таких новаторов конца 90-х гг., как Шаталов, Щетинин, Ильин, Лысенкова, Палтышев. Они работают новыми методами, которые отвечают законам мозга и детской природе. Методы эти включают в детях образное и логическое мышление, мобилизуют чувства и рассудок, вводят в строй потайные резервы психики. И эффективность таких методов в два-три раза выше, чем у старых. Это значит, что нынешний объем знаний можно освоить не за десять лет, а гораздо скорее. Новые методы и новое содержание обучения могут дать школе время, нужное для труда, физкультуры, искусства, общественной работы.
XXI в. диктует свои правила, заставляя людей стремиться к непрерывному движению. Наука, техника движутся вперед с невероятной скоростью. Возникла необходимость непрерывного образования, появился даже термин «образование взрослых», поствузовское образование. Одним из способов поддержания уровня своего знания является самообразование. Оно становится одним из важных условий развития личности и ее жизненного успеха, гарантирует от интеллектуального вырождения. Но для стимулирования самообразования человеку еще в школе должны привить интерес к обучению, навыки образного мышления. Мощный потенциал для самообразования (и не только) заключает в себе Интернет. Возможности Интернета в последнее десятилетие росли столь быстро, что стали говорить об Интернет-революции.
Дистанционное образование – одна из перспективных форм обучения. В России датой официального развития дистанционного образования можно считать 30 мая 1997 года, когда вышел приказ № 1050 Минобразования России, позволяющий проводить эксперимент в сфере дистанционного образования. Популярность данной формы обучения легко объяснима: во-первых, студенту не нужно покидать место проживания, работы, что выгодно учащимся из отдаленных мест, во-вторых, практичность, которая достигается за счет комплекса методов адаптации обучения к потребностям трудовой деятельности обучаемого, в-третьих, высокая мобильность, так как обучение менее консервативно по отношению к вновь возникшим направлениям деятельности человека и т.д.
Информация о работе Система образования в современной России