Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 22:32, реферат
Основными целями функциональной системы образования в обществе выступают:
- подготовка подрастающего поколения к самостоятельной жизни и труду в условиях быстро меняющегося мира
- воспитание сознательных граждан, обеспечивающих социальный прогресс в обществе
- обеспечение социализации молодёжи через основания её общечеловеческих ценностей, общественного поведения.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО « ПОЛЕССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра гуманитарных наук
Реферат на тему: « Система образования во Франции, Англии и США »
Подготовила уч- ся 2 курса
Стрига
Алёна
Руководитель
Микилевич
Е.Б.
Введение:
Основными целями функциональной системы образования в обществе выступают:
- подготовка подрастающего поколения к самостоятельной жизни и труду в условиях быстро меняющегося мира
- воспитание
сознательных граждан,
- обеспечение социализации молодёжи через основания её общечеловеческих ценностей, общественного поведения.
С помощью образования в человека закладывается и духовно – ценностная программа: система мировоззренческих, гражданских, нравственных, правовых, эстетических представлений, составляющих основу его духовной жизни. Таким образом система образования направлена на воспитание гуманного человека, призвано объединить, интегрировать материал, необходимый для будущей специальной подготовки человека, способного активно действовать в обществе, и одновременно человек, стремящегося к духовной внутренней жизни, к управлению своим поведением.
ФРАНЦИЯ
Общественно-политическое положение во Франции в средине 18-го века. Капиталистический строй складывался во Франции ещё задолго до буржуазной революции 1789-1794 годов. В стране, во второй половине 18-го века широко распространилась капиталистическая мануфактура. Но феодальные отношения сильно препятствовали развитию капитализма. Всё население страны делилось на три сословья. Первое- духовенство, второе-дворянство, а третье- не было единым: сюда входили ремесленники, рабочие, городская беднота. Народное движение, направленное против феодального строя, оказало большое влияние на весь ход политическ4ой жизни 18-го века. В этот период оживляется борьба писателей и ученых, выразителей буржуазной идеологии, против феодального порядков.
Французские просветители резко критиковали религию как оплот феодализма, феодальный строй и феодальную идеологию. Они отстаивали, исходя из позиций Локка, договорную теорию происхождения государства и доказывали, что в своём « естественном состоянии» человека всегда имело « естественное право» на свободу, равенство и братство.
Просветители 18-го века ждали наступления новой эры, царства разума на Земле.
Французские просветители верили в могучую силу воспитания. Они были убеждены, что, воспитав нового человека, они тем самым пересоздадут весь мир. Путём просвещения будут уничтожены ложь, предрассудки, невежество прошлого, отпадёт всё отрицательное, что свойственно феодализму.
Противоречивым образом восприняла идеи Просвещения Французская революция 1789 г. Провозгласив всеобщее право на образование, она сделала жесткий упор на формирование человека, который будет полезен обществу и способен отдать на его благо полученные знания. К осуществлению программы преобразования общества и была призвана революция. Однако революционеры присвоили себе право безапелляционно решать, что полезно, а что вредно для нового общества. Так, дворяне просто «не вписались» в картину такого общества и подлежали поголовному уничтожению. Был казнен, по обвинению в заговоре, великий химик Лавуазье, а не менее великий физик, математик, философ Лаплас выведен из Палаты мер и весов за «недостаток республиканских добродетелей». Не лишено смысла наблюдение историка Ч. Гиллеспи, что «атака академии Французской революцией» явилась выражением «морального мятежа против ньютоновской науки» (мы бы добавили — и науки вообще, во всяком случае, исходя из российского опыта, во многом повторившего опыт Французской революции и Парижской коммуны). В море крови республиканцы не пощадили и друг друга. В частности, Дантон, отправленный на гильотину на той же простой, «демократической» повозке, что и Мария-Антуанетта, пророчески предрек ту же участь Робеспьеру, председателю трибунала.
Так или иначе, революция не упустила из рук дела образования. Не были забыты и идеи Руссо. Якобинцы, в том числе Робеспьер, считали их достоинством требование внеконфессионального воспитания. Утопист-коммунист Г. Бабеф дал имена героев «Эмиля» своим детям. Инициатор одного из школьных проектов, М. Шенье (1764-1811) называл Руссо «создателем наилучшей системы воспитания». В «Декларации прав человека и гражданина» (1789) была провозглашена задача организации нового образования. В 1791 г. на Учредительном собрании был заслушан план системы народного образования, автором которого стал министр, будущий сподвижник Наполеона Ш. М. Талейран (1754-1838). Проект Талейрана был составлен с учетом мнений образованнейших людей эпохи — С. Лапласа (1749—1827), Ж. А. Кондорсе (1743-1794). Однако, «плохо отвечая революционному духу времени», он был принят лишь в пункте о «доступном всем гражданам обучении, бесплатном в тех частях, которые необходимы всем людям без изъятия».
Вернувшись к проблеме в следующем году, Учредительное собрание обсудило проект Кондорсе, политика и экономиста, одного из последних представителей Просвещения. Провозгласив образование обязанностью государства, Кондорсе предложил следующую систему, бесплатную на всех ступенях: 1) первичная (начальная) школа с четырехлетним курсом. В ней обязаны учиться все мальчики и девочки без различия сословий. Такие общеобразовательные школы должны открываться во всех местах с населением свыше 400 человек; 2) школы второй ступени с трехлетним курсом, открываемые в городах и округах с четырьмя тысячами жителей и обеспечиваемые библиотеками, механическими мастерскими, коллекциями по естествознанию и метеорологическими приборами; 3) институты — учебные заведения с пятилетним курсом, завершающие среднее образование и дающие некоторую профессиональную подготовку. Их намечалось 110 по Франции; 4) лицеи — высшие учебные заведения (11 на всю Францию).
Проект Кондорсе не был принят, и Комитет образования поддержал другой документ — доклад Годена, в котором меры по государственному контролю над образованием выразились в Декрете (1792 г.) о закрытии школ религиозных конгрегации. Зато вместо уроков катехизиса были введены «уроки революции», а бесплатность образования ограничилась его начальной ступенью.
Если некоторым членам Учредительного собрания проект Кондорсе показался слишком сложным для выполнения, то, напротив, жирондист Луи-Мишель Лепелетье (1760-1793) считал его преждевременным. «Предлагая ребенку образование, прежде дайте ему кусок хлеба», — требовал он. Вслед за Руссо Лепелетье предлагал воспитывать детей вдали от общества. Организованные с этой целью «Дома национального воспитания» могли бы размещаться в Конфискованных дворянских замках и зданиях монастырей, а содержаться «за счет богатых», на основе прогрессивного налога. Там же дети получали бы бесплатное образование.
В августе 1793 г. проект Лепелетье, с некоторыми поправками, был принят, однако после контрреволюционного переворота 9-го термидора (27 июля 1794 г.) трудящиеся были лишены всех завоеваний и в области образования.
Политические и общественные деятели новой, республиканской Франции воспринимали революцию как начало новой эры человечества, большое социальное значение при этом придавая обновлению культуры, в том числе и образования.
В законодательные учреждения был представлен целый ряд проектов организации народного образования. Из-за начавшейся контрреволюции и реакции эти проекты не были претворены в жизнь, но идеи таких, например, общественно-политических деятелей, как Ж.А. Кондорсе и Л.М. Лепелетье, направленные против устаревшей системы воспитания и обучения, оставили заметный след в истории педагогики и были прогрессивны для своего времени.
Жан Антуан Кондорсе (1743—1794) был одним из виднейших представителей французского Просвещения: философ, математик, экономист, политический деятель — защитник интересов крупной буржуазии, он, как никто другой, хорошо представлял себе ситуацию, сложившуюся в образовательной системе Франции. Зависимость школьного дела от политики, от государства, узость традиционного образования и, как результат, невежество народа привели его к мысли о необходимости коренных реформ в этой области.
В своем «Докладе об общей организации народного образования» (1792) Ж.А. Кондорсе предлагал сделать систему образования независимой от любого политического давления. Но так как независимость не может быть абсолютной, он рассчитывал поставить деятельность школ под контроль собрания народных представителей, самой неподкупной, удаленной от частных интересов власти. Цель образования Ж.А. Кондорсе видел в открытии людям способов удовлетворения своих потребностей, в обеспечении своего благосостояния, познания и использования своих прав и обязанностей, усовершенствования в своей профессии, в выполнении общественных обязанностей. Таким образом, полагал он, каждый человек сможет использовать и развивать свои природные таланты, и в результате будет достигнуто фактическое равенство всех граждан.
Школы должны быть государственными, а обучение — бесплатным и безрелигиозным. Образование должно быть все
общим, одинаковым для всех, но в то же время должно предоставлять возможность наиболее одаренной части граждан получать более высокое образование, углублять и расширять его.
Особо Ж.А. Кондорсе выделил в своем Докладе мысль о том, что ни одна общественная власть не должна иметь права препятствовать распространению новых истин и обучению теориям, противоположным ее политике и интересам, — мысль, не утратившая своего значения и в наше время.
Все образование Ж.А. Кондорсе предлагал разделить на четыре ступени: начальные школы, школы второй ступени, институты, лицеи.
На первой ступени детей должны были учить тому, что необходимо для самостоятельной деятельности: чтению, письму, элементам грамматики, правилам арифметики, простым методам измерения, сведениям о сельском хозяйстве и ремеслах, первым понятиям о морали, этике и принципах общественного строя. Для развития физических сил ребенка предполагалось использовать гимнастические упражнения. Такую школу и одного учителя должны были иметь каждые 400 жителей.
Школы второй ступени, по проекту Ж.А. Кондорсе, должны были быть рассчитаны на детей из более или менее состоятельных семей. Здесь дети должны были получать знания, необходимые в ремеслах: по математике, естественной истории, химии, коммерции. В расширенном объеме учащиеся школ второй ступени должны были знакомиться с жизнью общества и основами морали. При школах второй ступени Ж.А. Кондорсе считал нужным создавать библиотеки и кабинеты, оснащенные оборудованием, необходимым для изучения естественных наук. Такая школа должна была открываться в каждом административном округе и каждом городе с населением свыше 4 тысяч жителей.
На третьей ступени обучения, в институтах, по проекту Ж.А. Кондорсе, должны были преподаваться предметы, связанные с практической деятельностью: сельским хозяйством, промышленностью, военным искусством, медициной и т.п. Такие учебные заведения, по замыслу Ж.А. Кондорсе, должны были быть учреждены в каждом департаменте.
Ещё один материалист Франции- Жан-Жак Руссо. Он родился в 1712г. В Женеве, в семье ремесленника- часовщика. В 1749г. Руссо написал на тему « Способствовал ли прогресс наук и искусств улучшению или ухудшению нравов?». В 1755г. Появилась его вторая работа- « Рассуждение о происхождении и основания неравенства между людьми», в которой имеются элементы диалектики. В 1762г. вышел в свет роман-трактат Руссо «Эмиль, или О воспитании». Он создал автору мировую известность. В нём Руссо показал путь воспитания свободного человека нового, т.е. буржуазного, общества. Появление « Эмиля» вызвало негодование у аристократов и духовенства.
Произведение Руссо глубоко волновали умы передового предреволюционного буржуазного общества.
Власть и богатство создали неравенство, заявлял Руссо, человек поэтому потерял свою свободу. Человек, по мнению Руссо, испорчен современным обществом. А ещё он говорил, что дети тружеников воспитывать не надо, они уже воспитаны самой жизнью. Надо перевоспитать феодалов, аристократов, правильно воспитать их детей, и мир станет иным.
Франсуа Рабле (1494-1553), писатель критиковал средневековую схоластику; отстаивал умственное и физическое развитие; знакомил путем экскурсии с разными ремеслами; поощрял активность, самостоятельное мышление; применял наглядные пособия; стремился сделать обучение интересным; основным методом занятий считал беседы с учениками.
Д. Дидро (1713-1784), К. Гельвеций (1715-1771), П. Гольбах (1723-1789), материалисты и просветители, вели непримиримую борьбу с догматизмом, схоластикой и вербализмом в педагогике. Жан-Жак Руссо (1712-1778), философ, просветитель, писатель, написал книгу "Эмиль, или О воспитании" (1762), где показал путь воспитания нового человека: воспитание должно быть естественным, природосо-образным;
методы воспитания должны быть активными; связь воспитания с жизнью;
людей надо воспитывать вне испорченного общества.
Основатели США Беджамин Франклин (1706-1790гг.), Джордж Вашингтон (1743-1826). « Знание в каждой стране служит самой надёжной основой благополучия», - эти слова Дж.Вашингтона и по сей день являются основой американской внутренней и даже внешней политики. Тратя огромные средства на образование, США делает ставку и на « переманивание мозгов».Сторонники соединения обучения с подготовкой к участию в производительном труде были убеждены в том, что только такая система образования отвечает требованиям естественного развития человека, делает его ум подвижным, характер — независимым, нравственные устои — твердыми. В 1833 г. губернатор штата Индиана предложил основать специальную педагогическую академию для подготовки учителей труда для общественных школ. А один из крупнейших предпринимателей штата Нью-Йорка предоставил в распоряжение учащихся трудовых школ свои фабрики и земельные угодья для прохождения там практики.
Существенную роль в реализации идеи соединения обучения школьников с их участием в производительном труде сыграл английский социальный утопист Р. Оуэн, много занимавшийся проблемами образования. После неудачного педагогического экспериментирования в Англии, где он создал «Институт для образования характера», Р. Оуэн на некоторое время переселился в Америку и организовал в штате Индиана колонию под названием «Нью-Хармони». К ра- -боте в школе при этой колонии он привлек видных ученых из разных стран. Среди них были и американские специалисты Вильям Маклюр (1763-1840) и Иосиф Неф (1770-1845), бывший некогда сотрудником И.Г. Песталоцци, которые разрабатывали конкретные методики соединения физического и умственного труда учащихся в школе. И. Неф возглавлял школу в Нью-Хармони, считавшуюся индустриальной и сельскохозяйственной и состоявшую из трех ступеней: первая — для малышей — от 2 до 5 лет, средняя — для детей 6—12 лет и третья — для подростков. Помимо изучения общеобразовательных предметов школьники работали в литографской, столярной, прядильной и других мастерских. Кроме того, дети занимались садоводством, пчеловодством, скотоводством. Основная цель школы состояла в том, чтобы сделать из учащихся людей, умеющих полагаться на собственные силы и применять практические навыки в жизни. Кроме того, школа помогала в выборе жизненного пути. По определению В. Маклюра, эта школа не только давала одновременно знания и навыки, но и развивала привычку работать и думать, привычку, которая сохраняется на всю жизнь и удваивает продуктивные силы человека. Позже, когда колония «Нью-Хармони» перестала существовать, этот педагог организовал собственную колонию «Маклюрию», где продолжил эксперимент Р. Оуэна.
Информация о работе Система образования во Франции, Англии и США