Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 10:37, контрольная работа
Научная организация педагогического труда предполагает высокий уровень педагогической культуры, в первую очередь наличия порядка в школе, четкой регламентации труда всех работников, применения рациональных методов управленческого труда — труда руководителей школы, педагогического труда — труда учителей и учебного труда — труда учащихся.
б) Учебно-воспитательная
работа после урока. В подразделе
планируется работа по созданию органа
самоуправления, общешкольные мероприятия,
а также организация и
Основное внимание уделяется внеурочной воспитательной работе. С этой целью планируются:
а) сроки выборов детского самоуправления;
б) трудовое воспитание и трудовые дела;
в) эстетическое воспитание;
г) физическое воспитание, туризм. Планирование воспитательной работы должно быть
конкретным, по каждому из разделов намечаются мероприятия, определяющие работу школы в целом и классных коллективов, в частности, назначаются ответственные за выполнение и точные сроки. Намечается работа кружков, обществ, клубов и т.д.
6. Организация контроля за учебно-воспитательным процессом. Контроль ведется за выполнением Закона о всеобуче, работой учителей, выполнением программ, качеством знаний учащихся, воспитательной работой и т.д.
Этот раздел
целесообразно планировать
Контроль ведется разными способами, осуществляется силами администрации, профсоюзного актива, привлекаются лучшие учителя школы.
Четкость планирования позволяет вести контроль ритмично, в течение всего года, охватывать все стороны учебно-воспитательного процесса, разных учителей, своевременно принимать меры к исправлению обнаруженных недочетов. В этом разделе планируется работа со школьной документацией и контроль за исполнением приказов Министерства, местных органов власти, постановлений педагогических советов.
7. Работа с родителями, спонсорами и общественностью В этом разделе планируются мероприятия по педагогической пропаганде среди родителей, родительские собрания, лектории, университеты, а также работа родительского комитета или Совета школы. Совместная работа общественных комиссий содействия семье и школе, а также работа по месту жительства.
Летняя работа включает конкретные мероприятия по организации летнего городского лагеря, туристского, спортивного, трудового, загородного лагерей, пятой трудовой четверти, летней практики в школе, экспедиции, дальние походы, туристские слеты, экскурсии по городам России, за рубеж.
8. Укрепление материально-технической базы и организационно-хозяйственная работа. Планирование этого раз дела связано с перспективным планом работы школы. В этом разделе планируется: создание и оснащение учебных мастерских, спортзала, помещений для кружковой работы, пришкольного участка, оборудование игровых комнат; работа по хранению, ремонту и порядку пользования техническими средствами обучения, наглядными пособиями и т.д. В подразделе, посвященном хозяйственной работе, намечаются планы текущего и капитального ремонта помещений, своевременного ремонта мебели, окон, электрооборудования и теплосистемы, санитарно-гигиенического режима, обеспечение противопожарной безопасности, а также составление смет и распределение средств.
На основе общешкольного плана составляется календарный план организационной, методической и внеклассной работы на текущую четверть (отдельно педагогического и ученического коллектива). По горизонтали обозначаются недели и дни учебной четверти, по вертикали — организационные формы работы с учителями и учащимися, фамилии ответственных, тематика.
Планируются следующие разделы:
Педсовет.
Заседания методических объединений.
Профсоюзные собрания и производственные совещания.
Совещания при директоре.
Заседания местного комитета.
Общешкольные родительские собрания.
Школьные вечера.
Спортивные соревнования.
Массовые культпоходы и туристические походы.
Общешкольная газета.
Работа научных обществ, клубов, организация вы ставок и олимпиад.
Четкий план
позволяет избежать дублирования, дает
возможность заранее
Распределение обязанностей
Организационная деятельность начинается с распределения обязанностей, подготовки так называемой циклограммы управления.
Необходимо определить круг должностных обязанностей и прав всех руководителей школы. Это непростой вопрос.
Проблемы рациональной передачи или, как говорят, делегирования управленческих полномочий "вниз" — важнейшие проблемы не только для школы. Не следует бояться доверять своим помощникам и товарищам по работе принимать решения и самостоятельно выполнять их. Передача части полномочий подчиненным — способ усиления власти.
Распределение обязанностей и поручений в школе идет по четырем направлениям:
между членами администрации;
между учителями;
на уровне ученических организаций и актива учащихся;
между техническими работниками и другими работниками школы.
Четкое распределение обязанностей между директором и заместителями исключает параллелизм в работе, обеспечивает единство действий, позволяет охватить все участки работы, создает возможность равномерно распределить нагрузку и учесть склонности членов администрации.
Например, в одной из школ так распределены обязанности: директор школы руководит через своих заместителей всей учебно-воспитательной, методической, внеклассной и организационной работой. Непосредственно руководит родительским комитетом, учкомом, осуществляет финансовую, административную и хозяйственную деятельность. Кроме того, курирует учебную и внеклассную работу по литературе и истории в 8—10 классах и трудовое обучение. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе отвечает за выполнение учебных программ, качество преподавания, за текущее планирование, расписание, руководит учебной работой и методобъ-единениями, осуществляет контроль за постановкой учебно-воспитательной работы и курирует преподавание всех предметов за исключением литературы и истории в старших классах. В его обязанности входит наблюдение за внеклассной образовательной работой, факультативными занятиями и отчетами учителей.
Заместитель директора по воспитательной работе организует работу учкома, контролирует и организует общественно-полезный труд и внеклассные занятия с учащимися в школе и по месту жительства, руководит семинаром классных руководителей и профориентационной работой школы, осуществляет руководство работой всех кружков и спортивными соревнованиями.
Директор всячески поддерживает авторитет и значение своих помощников, не отменяет их решений, способствует их выполнению. Если директор не согласен со своим заместителем, он этот вопрос пытается разрешить наедине, убедить, но перед лицом коллектива администрация выступает единым фронтом.
Особое внимание следует уделить распределению обязанностей между членами коллектива.
Выписав все виды работ по школе и рассчитав, сколько времени в неделю потребует выполнение тех или иных поручений, директор составляет инструкции и памятки.
Например, в памятке руководителя методобъединения указывается:
Составляет план работы методобъединения на полу годие.
Организует заседания методобъединения раз в чет верть.
Организует посещение и обсуждение открытых уро ков по своему предмету из расчета — каждый учитель — один открытый урок в полугодие.
Лично посещает не менее двух уроков в четверть у своих коллег (кроме открытых уроков).
Помогает молодым и неопытным учителям предва рительно разработать тематические планы и отдельные уроки (используя силы лучших учителей по предмету).
Силами методобъединения готовит 1—2 доклада на школьные педагогические чтения или конференцию.
При участии Совета школы, профсоюзной организации намечаются ответственные за тот или иной участок, ведутся переговоры с этими учителями, обсуждаются содержание и формы работы.
Такая запланированная четкость в организации обеспечивает решение многих вопросов обучения и воспитания с максимальным учетом индивидуальных качеств учителей и минимальной затратой их усилий и времени. Каждый член коллектива получает посильное справедливое задание, у каждого имеется право выбора. Учитывается и состояние здоровья и особенности семьи.
Много трудностей встречается в работе школы с определением прав и обязанностей актива учащихся. В учкоме (или Совете школы) разрабатываются памятки на все виды ученических поручений — от председателей учкома до дежурного по коридору и по классу. Следует избегать общих выражений и непосильных требований-просто, ясно и конкретно.
Например: дежурный на посту № 1 приходит за 15 минут до начала занятий, следит во время перемены и после уроков за порядком на своем участке. После уроков — уборка своего участка.
Каждый знает свои обязанности и выполняет их, контроль за их работой конкретный и действенный.
Научная организация управленческого труда не может быть полной, если директор не сумеет организовать деятельность врача, библиотекаря, технических работников, кочегаров, слесаря, электрика, бухгалтерии, лаборантов, повара и т.д. Для этих категорий работников необходимо
составить график рабочего времени, изучить и точно расписать, что и в какое время дня и недели должен делать каждый работник. Такие инструкции организуют труд работников сферы обслуживания и облегчают контроль за их деятельностью. В этих инструкциях с учетом особенностей школы нужно перечислить обязанности и предусмотреть создание необходимых условий, обеспеченность инвентарем, вопросы техники безопасности и т.д. Именно отсутствие точного распорядка, неясность поручений и обязанностей чаще всего являются причиной всевозможных необдуманных сиюминутных поручений и слабой работы обслуживающего персонала.
Культура педагогического труда. Внедрение в практику основных требований научной организации труда в значительной степени зависит от тех условий, которые создаются для всех работников в школе. Речь идет прежде всего об элементарном порядке, экономии времени, материальном обеспечении, педагогической культуре, ответственности сотрудников за порученное дело.
Наглядные пособия,
карты, технические средства после
использования обязательно
Культура педагогического труда — это прежде всего элементарный порядок в школе. Добиться его — долг любого.