Система социально-педагогической помощи семье в Республике Беларусь и за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 23:40, реферат

Описание работы

Пособие в обучении направляется на предупреждение возникновения семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей. Обучение осуществляется в овладении родителями теоретических знаний и формирование у них умений, которые помогут благоустроить быт семьи и ее социальный статуус.

Файлы: 1 файл

Система социально-педагогической помощи семье в рб и за рубежом Куровская.doc

— 102.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования Республики Беларусь

Педагогический факультет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Система социально-педагогической помощи семье в Республике Беларусь и за рубежом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 5 курса,

 СДП-НОСП-101 группы

Клюковская Екатерина

Преподаватель:

Куровская С.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гродно, 2014 г.

 

Образовательная социально-педагогическая помощь

 Пособие в обучении направляется  на предупреждение возникновения  семейных проблем и формирование  педагогической культуры родителей. Обучение осуществляется в овладении родителями теоретических знаний и формирование у них умений, которые помогут благоустроить быт семьи и ее социальный статуус.

Теоретические знания родители могут получать на лекториях, основными задачами которого являются:

  • педагогическая и социально-психологическая подготовка родителей к воспитанию будущих детей;
  • обучение родителей формировать у детей адекватное поведение в отношениях со сверстниками;
  • выработка родительского авторитета в воспитании детей;
  • формирование позитивных отношений между родителями и детьми разных поколений;
  • обучение воспитанию детей с учетом пола и возраста;
  • поощрение и наказание в семье;
  • особенности воспитания детей с физическими и психическими отклонениями;
  • обучение родителей подготовки детей к школе и другие

В процессе практических занятий формируются социальные умении: умение вести домашний бюджет, навыки домохозяйства, санитарии и гигиены, культуры взаимоотношений между членами семьи и тд

 

 Помощь в воспитании проводится  через консультирование, создание  специальных воспитательных ситуаций Основными сферами семейной жизни, в которых реализуется воспитательная функция формирования родительского обов ' операторов (семейная деонтология), семейного интереса, внутрисемейной любви Поэтому важным моментом социально-педагогической деятельности является адекватный подбор методов семейного воспитанияння.

Методы семейного воспитания разделяются на две группы:

1) методы повседневного общения: метод уважения личности ребенка  и метод убеждения и уговоры  Данный метод реализуется через  методические приемы:: обсуждение различных ситуаций и проблем жизни в доверительной беседе, понимание, сочувствие, побуждения, предостережения, критика;

2) методы педагогического и психологического  воздействия воспитателя на особист  ость с целью коррекции сознания, поведения и деятельности: методы формирования сознания (убеждение, внушение, пример), методы организации деятельности (упражнения, тренировки, доверенность); метод стим улювання деятельности (поощрение, одобрение, соревнования); методы самовоспитания (самоанализ, самоконтроль, само приказ, самовнушения) Методическими приемами данной группы метода являются: объяснение, создание ситуа ции удовольствие, актуализации цели, убеждения, поощрения, внушения и тд.

 

Поддержка, направляется на создание благоприятного микроклимата в семье в период временной кризиса. Психологическая поддержка семьи предоставляется социальным педагогом в случае, когда у него есть психологическая. Просвещение и та, в случае отсутствия соответствующего документа об образовании, социальный педагог выступает посредником между клиентом и психологом.

 

Коррекция межличностных отношений проходит в случае психологического насилия над ребенком, которые приводят к сдвигам нервно-психического и физического состояния. Целью социально-психологической коррекции проявление влення межличностных конфликтов в семье и семьи с обществом, помощь распознать их отношения между членам семьи и помочь смоделировать новый тип отношений.

 

Посредническая социально-педагогическая помощь

1 Организация семейного досуга: создание клубов по интересам, организация семейных праздников, конкурсов, летнего отдыха и т.п.; благотворительных аукционов, выставок-продаж поношенных вещей

2 Координацию сотрудничества с  различными социальными институтами, которые помогут преодолеть проблему конкретной семьи.

 Например:

  • передача ребенка в приемную семью;
  • усыновление ребенка;
  • размещение ребенка в интернат, приют, детский дом;
  • направление на лечение от алкоголя и т.д.

 

3. Информирование членов семьи по вопросам социальной защиты, которое осуществляется через социальное консультирование по жилищным, семейно-брачных, трудовых, пенсионных вопросов; по проблемам нарушения прав детей, женщин к, инвалидев.

Профилактическая работы с семьей заключается в реализации системы социально-психологических, медико-социальных и правовых мер, направленных на устранение условий и причин возникновения проблем, а также системы з ходов по профилактике семейного неблагополучия На данном уровне социальный педагог организует свою работу на основе достоверной информации.

Распространенным методом является разработка социально-педагогических программ (проектов) просветительской работы, работы с родителями (семинары-практикумы, лекции, беседы, выступления на родительских собраниях), создание декабря РУП поддержки и организации взаимопомощи.

 

Задачей просветительской программы:

- усвоение родителями педагогических  знаний, которые бы способствовали  повышению эффективности воспитания  детей;

- формирование умения осмысливать  семейные ситуации, принимать эффективные  методы решения проблем на основе педагогических закономерностей, принципов воспитания;

- расширение опыта семейного  воспитания

Социальный педагог должен пропагандировать ненасильственное воспитание, знакомить родителей с методами, которые развивают у детей послушание, ответственность, не используя при этом \"карательной педагогу Ики \", подбирать языковые выражения, которые будут способствовать преодолению недоразумения в семье и школе та школі:

- хвалить детей за хорошие  поступки;

- поощрять за любые изменения в улучшении поведения или действий;

- пытаться научить ребенка исправлять  неправильные поступки;

- вовлекать ребенка в процесс  принятия решения;

- избегать угроз;

- не требовать от ребенка  того, чего он не может сделать;

- не предоставлять преимущества одному ребенку, если в семье она не одна;

- искать возможность, чтобы показать  ребенку свою любовь Родителям  должны быть известны приемлемые  методы наказания:

- нельзя лишать ребенка удовлетворять  человеческие потребности Например, если ребенок недостойно ведет себя за столом, можно попросить его сесть отдельно, таким образом дав совместного пребывания за стол лом;

- можно запретить ездить на  велосипеде, если нарушает правила  дорожного движения, но ненадолго;

- маленьких детей, которые пишут  на стенах, можно заставить вымыть стены с мылом и похвалить за проделанную работу и тд

Эффективность профилактической деятельности социального педагога зависит от правильно выбранного способа общения с семьей, создание дружественной атмосферы при общении Этому способствуют тематические вечера, вечера отдыха, празднования знаменательных событий, юбилеев тощо.

Реабилитация - это система мероприятий, направленных на полноценное восстановление функционирования утраченных семейных функций. Реабилитационный работу с семьей можно разделить на три уровня: индивидуальный, групповой и даже с общественностью.

На индивидуальном уровне реабилитационная работа предусматривает: консультирование как попытка одного человека улучшить ситуацию другого с помощью методических приемов консультирования: беседы, наблюдения, перек выполнения, упражнений, компромисса, активного слушания, перефразирование, конфронтации, пример.

Методы групповой реабилитации: собрание, лекции, беседы, диспуты, дискуссии, и др.

 

Основным методом выступает тренинг

Социально-педагогическая работа в общине Цель проведения - восстановление жизненного пространства семьи Методы работы: лекции, беседы, организации массовых акций, благотворительных мероприятий, митингов

Основными формами реабилитационной работы являются: центры реабилитации, центры психолого-педагогической помощи, центры досуга, семейные клубы, медико-социальные центры, приюты, курсы, учебно-консультаты ивни пункты, клубы, лектории, кабинеты доверия, службы знакомств, шоу-программы, тематические КВН, театры миниатюр, экспериментальные площадки, школы родителей, школы матери, кабинеты экстренной психологически й помощи, психоэмоциональные тренинги тощ.

Семейное консультирование - оказание социально-педагогической помощи при решении социальных проблемах, конфликтов между взрослыми и детьми. Предметом социально-педагогического консультирования являются:

- сфера жизненного обеспечения (трудоустройство, оформление льгот, субсидий, материальной помощи и  т.п.);

- организация быта (ремонт квартиры, дезинфекция, организация досуга и угла ребенка и др.);

- семейное здоровья (организация  медицинской диагностики, лечения  хронических заболеваний, наркологической  помощи, формирование здорового  образа жизни и др.);

- воспитание детей (решение проблем  дезадаптации, коррекция отклонений и др.);

- духовное и нравственное здоровье (развитие ценностей, ценностных  ориентаций, избавления от алкогольной  зависимости и др.);

- внутренние и внешние коммуникации (восстановление утраченных связей, расширение контактов, гармонизация  отношений)

Социально-педагогическое сопровождение - это вид социально-педагогической деятельности направлен на осуществление опеки, помощи и патронажа неблагополучной семьи. Он направлен на постоянное ведение семьи, п требует систематической поддержания условий, достаточных для обеспечения жизнедеятельности. В практике социальной работы, кроме неблагополучных семей, сопровождение осуществляется в приемной семье, семьи у которой воспитываются дети с ограниченными функциональными возможностями.

Патронаж - форма государственной защиты прав семьи, личности на дому. Он предусматривает проведение в домашних условиях профилактических, оздоровительных, просветительских мероприятий, оказанию социально-педагогических после уг Срок патронажа ограничен - 4-9 месяцев. Одновременно социальный педагог может работать с двумя семьями. Члены семьи должны иметь связь с ним в течение 24 часов он должен быть в курсе всех событий, как и происходят в семье. В ходе патронажа реализуются различные виды помощи - материальная, психологическая, образовательная.

 

В рамках патронажа выделяют следующие этапы:

1 Знакомства, договор с семьей

2 Вхождение в семью

3 Сбор информации о семье

4 Анализ информации о семье

5 вывод семьи из социальной  изоляции

6 Выход из семьи Рассматриваются  снятия семьи с патронажа и установлении срока наблюдения (надзора) за семьей (до года)

 

Методика проведения патронажа:

- определение цели посещения  семьи;

- сообщение семьи о визите;

- представление себя (изготовление  визитки, нагрудного знака);

- обеспечение личной безопасности;

- время посещения - 20-30 минут;

- подведение итоге совместно  с членами семьи

Продолжительность социально-педагогического сопровождения отдельной семьи определяется остротой проблемы, которая существует в семье, уровнем развития самостоятельного преодоления трудностей

Социальное инспекция - это составная социального сопровождения, целью которого является надзор и контроль социального педагога за реализацией в семье прав ее членов, выявление случаев их нарушений и условий, цем м сприяют.

Социальное инспектирование неблагополучных семей может осуществляться совместно с участковым инспектором милиции, представителями попечительского совета

Четко определенные функции социального инспектирования в социально-педагогической деятельности социального педагога Ваховский ЛЦ, Песо-цькою ОП, Кратинова ВО, Кратинова МС, Харченко СК:

- диагностическая - выявление нарушений прав человека, девиантного поведения детей, злоупотребления наркотических субкультур членами семьи, побеги из дома, непосещение школы и др.;

- профилактическую - предотвращение  рецидивов названных проблем;

- информационную - информирование представителей власти о наличии нарушений в семье;

- надзорно-контрольную - учет и  проверка жилищно-бытовых условий  в семье, проверка выполнения  рекомендаций;

- охранно-защитная - ходатайство о  лишении родительских прав, изъятии  ребенка из семьи, направления жертв семейного насилия в кризисные центры, приюты для женщин и несовершеннолетних;

- коммуникативную - установление взаимодействия  социального педагога с членами  семьи с целью побуждения их  к преодолению причин неблагополучия  в семье;

- координационный - привлечение медиков, психологов, юристов и других специалистов к решению проблем в семье

Формы социальной работы с семьей

Социально-педагогическая деятельность осуществляется в рамках семьи, общеобразовательной школы, специальных учреждениях, социальных службах

В социально-педагогической деятельности доминируют индивидуальные и групповые, коллективные формы работы

Среди индивидуальных - важная роль принадлежит семейной терапии Семейная терапия - это работа со всей семьей или членами Технология семейной терапия включает два этапа

Информация о работе Система социально-педагогической помощи семье в Республике Беларусь и за рубежом