Система социально-педагогической помощи семье в Республике Беларусь и за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 23:40, реферат

Описание работы

Пособие в обучении направляется на предупреждение возникновения семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей. Обучение осуществляется в овладении родителями теоретических знаний и формирование у них умений, которые помогут благоустроить быт семьи и ее социальный статуус.

Файлы: 1 файл

Система социально-педагогической помощи семье в рб и за рубежом Куровская.doc

— 102.00 Кб (Скачать файл)

Первый этап - выяснение (принятие) проблемы семьи Например, пьянство мужа воспринимается женой, а мужчиной - нет

Второй этап - коррекционная работа

Процесс семейной терапии может длиться несколько месяцев, может быть непрерывным или с определенными каникулами Консультативные встречи один или два раза в неделю Консультант может использовать несколько разных техниік.

К групповым психолого-педагогических форм относятся тренинговые занятия, семинары, видеолектории, встречи со специалистами

 

Коллективными формами социальной работы с неблагополучной семьей является:

1 Работа стационарных и передвижных  консультационных пунктов

2 клуба для девушек, молодых  женщин

3 Клуб молодой семьи

4 школы родительской поддержки

5 Школа молодой матери (\"Школа мам\")

6 рекламных-информационные кампании  в сотрудничестве со СМИ (радиолектории, кинолектории)

7 Благотворительные акции

8 Конкурсы, семейные праздники, фестивали  и др.

 

Модели организации социально-педагогической помощи семье в Германии

Организация социально-педагогической помощи семье в Германии привязано к существующим организационным структурам. Во многом ее организационная структура, финансирование и диапазон действий определяется множеством факторов: кто является учредителем службы (государство или негосударственные организации), соотношение должностей социальных педагогов и других работников на основании их квалификации, возможность сотрудничества в рабочей группе, супервизия, практические консультации, возможность повышения квалификации, игровые помещения, другие условия, необходимые для работы.

Как показывал наш анализ специальной литературы, в системе социально-педагогической помощи семье и детям в Германии с точки зрения организационных условий можно выделить пять ключевых модели.

Модели оказания социально-педагогической помощи семье.

Рабочие группы социальных педагогов/социальных работников или воспитателей или специалистов с другими педагогическими квалификациями, являющимися штатными сотрудниками негосударственных учреждений.

В лучшем случае такие рабочие группы включают  в себя специалистов, имеющих дополнительные квалификации, например, такие как консультант для неплательщиков, семейные терапевт, консультанты по другим вопросам. В случае возникновения необходимости, если, например,  для решения конкретной задачи недостаточно штатных специалистов, временно привлекаются другие специалисты. Преимущество заключается в возможности гибкого регулирования состава рабочей группы. Негосударственные учреждения, как правило, редко приглашают специалистов на таких условиях. В редких случаях существуют ведомства по оказанию социально-педагогической помощи семьям, учредителями которых являются общественные союзы, содружества рабочих негосударственных учреждений; возможно также, что учредителем, может быть союз государственных и негосударственных (частных) организаций. Например, в Северной Рейн-Вестфалии действует рабочая группа по оказанию социально-педагогической помощи семьям, состоящая из воспитателей и руководящего состава, которые имеют квалификации социальных педагогов, социальных работников, дипломированных педагогов или дипломированных психологов. В некоторых, уже давно существующих рабочих группах, воспитатели прошли повышение квалификации, прежде всего в сфере семейной терапии, и получили дополнительные знания к уже имеющейся квалификации. Здесь – как и во второй модели «Рабочая группа штатных сотрудников при управлении по делам молодежи» - играет большую роль оснащение помещениями: имеются ли собственные помещения или группа пользуется помещениями, предлагаемыми учредителями, а также  помещения для работы в группах, для проведения производственных совещаний, чтобы осуществлять полный объем работ, т.е. нуждающийся в помощи может самостоятельно обратиться к специалистам, либо специалисты приходят в семьи, например, иметь возможность проводить консультации с родителями, организовывать досуг для детей в послеобеденное время. Другие отличия зависят от формы финансирования. Например, будет ли это финансирование отдельных мероприятий, либо общее (паушальное) финансирование, с меняющимися размерами дотации негосударственных учредителей [Helming E., Schattner H., Blüml H., 2004].

Рабочие группы, имеющие социально-педагогическое или другое педагогическое образование и являющиеся штатными сотрудниками государственных учреждений, управлений по делам молодежи.

Одна треть ведомств по оказанию помощи семьям в старых федеральных землях ФРГ находится в ведении частных, негосударственных фондов-учредителей (1995), в землях бывшего ГДР эта цифра составляла к 1995 году уже 2/3. Государственные учреждения привлекают дополнительно на время специалистов, работающих за вознаграждение, такая практика уже показала свои положительные стороны. Еще один аргумент в пользу такой практики, объемы и потребности семьи в получении помощи прописываются четко и на продолжительное время; в некоторых местностях первоначально оказанием социально-педагогической помощи семьям занимались временно приглашенные специалисты, из которых позднее формировались штатные рабочие группы. Некоторые сотрудники довольны работой за вознаграждение в случае их временного привлечения в семью – конечно, с соблюдением определенных условий, например, супервизии. Однако ищут для себя работу на более продолжительное время в качестве штатных сотрудников. В отношении вопроса о предпочтительности государственного или негосударственного учредительства в сфере социально-педагогической помощи семье» специалисты Х.Бакхаус-Мауль и Т.Ольк (Backhaus-Maul H., Olk T., 1992) указывает на то, что информационная ассиметрия  - например, между нуждающимся в помощи и управлением по делам молодежи – по возможности, лучше может быть компенсирована негосударственными учреждениями. С этим связано то, что в некоторых семьях складываются такие отягчающие обстоятельства, что речь может идти о лишении родителей родительских прав, т.е. государственные учреждения по делам молодежи могут выполнять в данном случае контролирующие, надзирающие полномочия на законных основаниях. Возможный в этом случае конфликт между контролем и оказанием помощи – в котором штатные специалисты негосударственных учреждений по непринципиальным вопросам могут уступить – не может утаиваться, так как социально-педагогическая помощь относится к внутренней сфере семьи. «Учитывая интимность оказания социально-педагогической помощи семье, для работы важно элементарное условие – обособление от всех высокопарных официальных целей и связанных с этим мероприятий по контролю» (из сводок управления по делам молодежи за 1990 г., цит. по Helming E., Schattner H., Blüml H., 2004, с. 107). В этом случае будет  лучше, если социально-педагогическая помощь будет оказываться негосударственными учреждениями, для того, чтобы отделить государственные ведомства контроля от ведомств, занимающихся оказанием социально-педагогической помощи семьям. Социально-педагогическая помощь семье может быть оказана при содействии управления по делам молодежи усилиями своей рабочей группы, причем должна быть установлено четкое разграничение с задачами, которые ставит перед собой как управление по делам молодежи, так и общая социальная служба, здесь также возможна самостоятельная профессиональная работа над проблемами семьи на основе полного доверия (там же).

Второй аргумент в пользу оказания социально-педагогической помощи семьям негосударственными учреждениями – позиция родителей. У многих родителей сложилось негативное отношение к государственным учреждениям, как к учреждениям, вмешивающимся в чью-то личную жизнь: они испытывают страх перед учреждениями, способными на репрессивные меры по отношению к родителям, у которых вследствие неправильного воспитания ребенок отбирается. Они относятся с недоверием – что понятно из опыта общения с государственными ведомствами – к оглашению своих семейных проблем, которое может обернуться против них самих. Хотя такая картина уже давно не соответствует сегодняшним целям государственных организаций по делам молодежи, семья воспринимает специалиста поначалу как «человека из управления по делам молодежи», независимо от того, является ли он/она сотрудником негосударственной службы или управления по делам молодежи. Иногда семье легче принять помощь, которая исходит от негосударственного учреждения. Особенно это важно в тех семьях, где уже был опыт общения с представителями управлений по делам молодежи и воспринимался ими как негативный. Но практика показывает, что в случае удавшейся работы по оказанию социально-педагогической помощи семье, отношение к ведомствам по делам молодежи меняется в лучшую сторону.

 

Итак, принимая семью как объект социально-педагогической деятельности, необходимо учитывать ее вид, функции, тип общения, историю развития и социальный статус в социуме

 


Информация о работе Система социально-педагогической помощи семье в Республике Беларусь и за рубежом