Система средств воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 19:33, реферат

Описание работы

Воспитание — процесс целенаправленного и систематического воздействия на развитие человека. Наряду с обучением категория воспитания является одной из основных в педагогике.
Выделяют:
воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействия наличность со стороны общества в целом, т.е. отождествляя воспитание с социализацией;
воспитание в педагогическом смысле как существующая наряду с обучением разновидность педагогической деятельности, специально направленная на формирование качеств личности: убеждений, умений, навыков и т.п.;
воспитание, трактуемое еще более локально, как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи, например: умственное воспитание, нравственное, эстетическое и т.п.

Файлы: 1 файл

Педагогика.docx

— 29.21 Кб (Скачать файл)

Педагогика.

 

Воспитание — процесс целенаправленного и систематического воздействия на развитие человека. Наряду с обучением категория воспитания является одной из основных в педагогике.

Выделяют:

  • воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействия наличность со стороны общества в целом, т.е. отождествляя воспитание с социализацией;
  • воспитание в педагогическом смысле как существующая наряду с обучением разновидность педагогической деятельности, специально направленная на формирование качеств личности: убеждений, умений, навыков и т.п.;
  • воспитание, трактуемое еще более локально, как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи, например: умственное воспитание, нравственное, эстетическое и т.п.

Факторы воспитания — представление, утвердившееся в современной педагогике, согласно которому процесс воспитания представляет собой не только прямое воздействие воспитателя на воспитанника, но и взаимодействие различных факторов: индивидов, конкретных людей, воспитанников; микрогрупп, трудовых и учебных коллективов; опосредованно различных социальных институтов.

В качестве важнейшего результата воспитания признается готовность и способность  к самовоспитанию.

Умение — способность выполнять какие-либо действия по определенным правилам и с хорошим качеством. Причем эти действия не достигли еще уровня автоматизма, когда умения превращаются в навыки.

Навык — способность к автоматически выполняемому действию, не требующему сознательного контроля и специальных волевых усилий для его выполнения.

Убеждение — это:

  • прием воспитания, состоящий в эффективной передаче сообщения, точки зрения одного человека другому;
  • осознанная потребность личности, побуждающая се действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями;
  • совокупность убеждений в виде философских, религиозных, этических взглядов, образующих мировоззрение человека.

Основа убеждения — знания, но они не переходят в убеждения  автоматически. Для их формирования необходимо единство знаний и особого  отношения к ним, как к тому, что бесспорно отражает действительность и должно определять поведение. Убеждение  связано с прочувствованием знаний. Убеждения делают поведение человека последовательным, логичным, целеустремленным.

Поведение — совокупность реальных действий, внешних проявлений жизнедеятельности живого существа, в том числе человека. Поведение человека обычно оценивается с точки зрения его соответствия общепринятым правилам и нормам как удовлетворительное, неудовлетворительное, примерное. Поведение человека выступает как внешнее выражение его внутреннего мира, всей системы его жизненных установок, ценностей, идеалов. Задача преподавателя, руководителя состоит в коррекции нежелательного поведения с учетом особенностей формирования внутреннего мира конкретного человека, его индивидуальных черт.

Метод воспитания — система взаимосвязанных действий воспитателя и воспитуемых, обеспечивающих усвоение содержания воспитания. Метод воспитания характеризуется тремя признаками: конкретным содержанием воспитательной деятельности; определенным способом его усвоения; специфической формой взаимодействия участников воспитательного процесса. В каждом методе выражается своеобразие этих признаков, их совокупность обеспечивает достижение всех целей и задач воспитания.

В отличие от методов обучения воспитательные методы способствуют не столько усвоению знаний, сколько приобретению опыта  использования уже полученных в  процессе обучения знаний, формированию на их основе соответствующих умений, навыков, привычек, форм поведения, ценностных ориентаций.

Выбор наиболее эффективных методов  воспитания определяется содержанием  воспитания, особенностями воспитанников, способностями и возможностями  воспитателя.

Система воспитания — целостный комплекс, образуемый совокупностью средств и факторов воспитания, в состав которого входят цели воспитания, его содержание, методы. Существует две основные системы воспитания: гуманная и авторитарная. Установками гуманной системы воспитания является формирование творческих способностей личности, ее критического отношения к себе и другим. Авторитарная система воспитания ориентирована на подавление творческих способностей, обеспечение слепого подчинения людей авторитетам. Гуманистическая система воспитания является продуктом демократических режимов, утверждающих идеалы приоритета личности над обществом, укрепления ее прав и свобод. Авторитарная система воспитания является продуктом авторитарных режимов, утверждающих идеал приоритета общества, государства над личностью, ограничения ее прав и свобод.

 

 

 

2педагогика.

 

Средства воспитания - это совокупность приемов воспитания; как правило, это предметы материальной и духовной культуры, которые используются в воспитательном процессе для решения конкретных воспитательных задач.

Средствами воспитания является художественная литература и другие книги, газеты, журналы, радио, телевидение, кино, театр, выставки, музеи, игры, спорт, художественная самодеятельность, интересный собеседник, разнообразные предм  цели культуры и природных.

Любой объект материальной или духовной культуры выполняет  функцию средства воспитания при  следующих условиях:

1) с ним связана информация, необходимая для развития внутреннего  мира личности воспитанника;

2) он выделен как предмет  усвоения в образной, наглядно-действенной  или знаково-сигнальной (устной или  письменной) форме;

3) объект вместе со  своей информацией привлечен  к общению и совместной деятельности  воспитателя и воспитанников.

Каждый объект имеет свои характеристики: физические, химические, эстетические и др. Помимо объективных  характеристик, он приобретает при  выполнении функции средства воспитания еще и педагогические характеристики, найважливи Ишим из которых являются: полнота информации об объекте, способ использования данного средства воспитателем; возможности использования  его самими воспитанниками в будущем  самовоспитании Педагогические характеристики с асоби воспитания обусловлены  объективными и субъективными причинами  Объективно они являются продуктом  культуры и традиций народного воспитания, в которых закреплены способы  передачи духовных ценностей с по мощью уже сложившихся средств  воспитанияння.

Субъективные причины  обусловлены деятельностью воспитателя, который конкретизирует способы  использования средств воспитания в соответствии с целями и задачами и уровнем воспитанности детей, учитывая новые требования с общества к личности, современные педагогические рекомендации и передовой опыт воспитания.

Воспитательные  возможности единичного средства воспитания ограничены реально  воспитатель использует систему средств  воспитания, причем чем богаче набор  используемых средств  воспитания, тем эффективнее  йог го результат  Зависимость уровня воспитания детей  от используемой системы  средств воспитания является одним из фундаментальных  законов педагогикии.

Средства  воспитания обусловлены  целью и задачами воспитания, методами и формами организации  воспитательного  процесса, осуществляют заметное влияние  на всестороннее развитие личности Для воспитания любого качества в  личности, любого убеждения, элемента внутреннего  мира личности необходимы адекватные (соответствующие) средством воспитанияя.

Система средств разрабатывается  воспитателем в соответствии с целями и задачами воспитания Различают  задачи перспективные (на несколько лет) средне-срочные (преимущественно в год) итекущие (в неделю) Одни средства воспитания являются общими, используются для достижения любой цели, другие - специальные - для достижения отдельных задач К общим (совместных) средствам относятся газеты, жур лов, художественная литература, физическое культурра.

Перспективные задания включают в себя воспитание устойчивых характеристик личности Для их формирования выбирают и долгосрочные факторы жизнедеятельности: коллектив воспитанников, коллектив воспитателей, производительный труд детей и др. На каждом этапе воспитания перспективные задачи конкретизируются и уточняются, с ростом уровня воспитанности они развиваются и усложняются С возрастом воспитанников изменяются и средства в ихованнння.

Средне-срочные задачи связаны с решением воспитательных проблем, актуальных для данного возраста; поэтому средства воспитания определяются с учетом возрастных особенностей учащихся Так, в выпускных классах актуальна проблем ма выбора профессии, дальнейшего жизненного пути Для решения этой проблемы воспитанникам предлагаются разнообразные средства по профессиональной ориентации: литература, фильмы,, биографии выдающихся спе стов из разных профессий и тт.д.

Текущие (оперативные) задачи определяются воспитателем, исходя из уровня воспитанности учащихся и необходимости конкретизации перспективных и средне-срочных задач, затем добираются адекватные средства вихов ния Например, для формирования привычек культурного поведения (текущие задачи) воспитанникам сообщаются правила поведения, которые разучиваются, запоминаются и используются Эти правила и личный пример воспитателя являются средствами воспитания Личность воспитателя является одним из важнейших средств воспитания Воспитатель является для учащихся конкретным образцом поведения, носителем и распространителем культурных и н ациональних ценностей, в том числе норм поведения, культуры речи, эстетических и нравственных идеалеалів.

Формами организации воспитательного  процесса являются разнообразные  внеклассные и  внешкольные мероприятия, семейные дела, занятия  в кружках, секциях, туризм, художественная самодеятельность, различные  виды труда В них  исполь стовуеться система  средств воспитания, адекватных поставленным задачим.

Существуют  общие и специальные  формы организации  воспитательного  процесса (по их отношению  к средствам воспитания).

К общим  форм внеклассной  работы относятся  кружки, олимпиады, тематические вечера, праздники, смотры, конкурсы, выставки В них принимают  участие все школьники  или несколько  параллелей (начальные  классы, 5-9 классы, 10-12 классы) В организации  общих мероприятий  одни средства являются ведущими, другие вспомогательнымими.

Специальные формы воспитания связана с отдельными задачами эстетического, умственного, нравственного, трудового, физического  и других аспектов развития личности Они  планируются и  проводятся воспитателем с совместно с  воспитанниками Специальные  формы могут быть конкретизацией общих  форм или специфическими: теле-и киностудии, туризм, клубы по интересам, школьные музеи, комнаты и  др. При их проведении ис зуются общие и  специальные средства воспитанияння.

Средство  воспитания можно определить как предмет среды или жизненную ситуацию, преднамеренно включенную в воспитательный процесс. Традиционно в качестве средств воспитания рассматривают объекты материальной и духовной культуры, которые используют для решения воспитательных задач, соблюдая следующие условия: 1) с данным объектом связана информация, необходимая для развития внутреннего мира личности воспитанника; 2) информация об объекте выделена как предмет освоения в образной, наглядно-действенной или знаково-символьной (устной или письменной) форме; 3) объект вместе со своей информацией включен в общение и совместную деятельность воспитателя и воспитанников.

При выполнении функции средства воспитания каждый объект кроме объективных  характеристик (физических, химических, эстетических и т. п.) приобретает еще и педагогические характеристики: полнота информации об объекте; способы применения данного средства воспитателем; возможности использования его самим воспитанником в последующем самовоспитании. Педагогические характеристики средств воспитания обусловлены объективными и субъективными причинами:

• объективно они есть продукт культуры и традиций народного воспитания, в которых закреплены способы передачи духовных ценностей с помощью установившихся средств воспитания;

• субъективные причины кроются в активности воспитателя, который конкретизирует способы применения средств воспитания соответственно целям и уровню воспитанности детей, учитывая новые требования общества и личности, современные педагогические рекомендации и передовой опыт воспитания;

• объекты, играющие роль средств воспитания, могут быть общими в деятельности воспитателей и воспитанников, а также специальными, которыми пользуется только воспитатель;

• как правило, воспитатель использует систему средств воспитания, причем чем богаче набор используемых средств, тем эффективнее результат воспитания;

• средства воспитания связаны со всеми компонентами деятельности воспитателя и воспитанников: они обусловлены целью воспитания, связаны с методами и формами организации воспитательного процесса, оказывают существенное влияние на всестороннее развитие личности.

К объектам материальной и  духовной культуры относятся знаковые символы (речь, книги, живопись), материальные средства (игрушки, одежда, посуда), способы  коммуникации (речь, письменность, средства связи), коллектив или социальная группа как организующие условия  воспитания, технические средства, культурные ценности (произведения искусства) и мир жизнедеятельности ребенка.

В последние годы наметилась тенденция относить к средствам  воспитания компоненты мира жизнедеятельности  ребенка. Поэтому ниже будут рассмотрены  виды деятельности, в которые включается формирующаяся личность в ходе воспитательного  процесса: учение, общение, труд, игру.

 

 

 

 

Каждый педагог располагает определенными средствами воспитания. Под средствами воспитания следует понимать любой предмет, явление, процесс, который концентрирует в себе основные достижения человеческой культуры, доступные для использования в педагогических целях. В качестве средства воспитания в каком-то конкретном случае могут выступать книга, слово, игра, познание, труд. Универсальными средствами называют деятельность и общение. При построении собственной системы действий воспитатель должен предусматривать определенный выбор средств, которые будут обеспечивать материальную основу метода воспитания. И уже при помощи этихматериальных средств участники воспитательного процесса могут взаимодействовать между собой в разнообразных формах:

Информация о работе Система средств воспитания