1) индивидуальная;
2) групповая;
3) коллективная;
4) фронтальная.
Социально-педагогическая сторона
определенной системы действий включает
позицию педагога, которая может
быть различной. Учитель может выступать
с позиции организатора, консультанта,
непосредственного исполнителя, зрителя
и др. Любые взаимодействия людей
сопровождают глубокие психологические
процессы. Учитель обязан их учитывать.
Средства и методы воспитания
Под средствами и методами
воспитания понимаются способы организованного
и неорганизованного воздействия
воспитателя на воспитуемого с целью
выработать у него определенные качества
и формы поведения. Собственно, слово
«метод» и означает способ осуществления,
понятие же «средство» подразумевает
то, с помощью чего данный метод
осуществляется на практике. К средствам
воспитания можно отнести практически
все в окружающем мире: природу, искусство,
традиции, слова (в устной и письменной
форме), различные виды деятельности
и т. д.
Классифицировать методы
воспитания можно по разным основаниям,
и таких классификаций существует
много. В 1960-е гг. общепринятой была
классификация методов воспитания,
состоящая всего из двух категорий:
1) методы, направленные на сознание ребенка;
2) методы, направленные на его поведение.
В 1970-е гг. значительная часть теоретиков
педагогики и педагогической психологии
принимали классификацию методов
воспитания на основе трех главных
направлений деятельности воспитателя:
1) методы целенаправленного формирования
качеств личности; 2) методы стимулирования
естественного саморазвития личности;
3) методы коррекции развития личности.
В начале 1980-х гг. оформилась концепция
деятельностного подхода к воспитанию
и ленинградские педагоги Т.Е. Конникова
и Г. И. Щукина предложили классификацию
методов воспитания по критерию их
отношения к деятельности ребенка.[27] В их системе рассматривалось
три группы методов воспитания: 1) методы
формирования положительного опыта поведения
в процессе деятельности; 2) методы формирования
общественного сознания; 3) методы стимуляции
деятельности.
Известный современный московский
педагог-новатор и ученый В. А. Караковский
предложил классификацию, критерием
которой являются используемые средства
воспитания, и выделил шесть групп
методов: 1) воспитание словом; 2) воспитание
делом; 3) воспитание ситуацией; 4) воспитание
игрой; 5) воспитание общением; 6) воспитание
отношениями.[28]
Р. С. Немов предлагает несколько
классификаций методов воспитания:
они делятся на прямые и косвенные,
осознанные и неосознанные, когнитивные,
эмоциональные и поведенческие.[29] Прямые методы воспитания включают
в себя непосредственно личностное воздействие
одного человека на другого, осуществляемое
в прямом общении друг с другом. Косвенные методы содержат воздействия,
реализуемые с помощью каких-либо средств,
без личных контактов воспитателя и воспитываемого
(через чтение книг, ссылки на мнение авторитетного
человека и т. п.).
По включенности сознания
воспитателя и воспитуемого в
процесс воспитания методы делятся
на осознанные и неосознанные. Осознанные методы характеризуются тем,
что воспитатель сознательно ставит перед
собой определенную цель, а воспитуемый
знает о ней и принимает ее. При использовании неосознанных методов воздействия воспитуемый
принимает воспитательные влияния без
сознательного контроля со своей стороны,
а также без преднамеренного воздействия
со стороны воспитывающего лица.
Когнитивные воспитательные воздействия
нацелены на систему знаний человека,
ее преобразование. Сами знания человека
о мире не только формируют его как личность
(воспитывающая функция обучения), но и
оказывают решающее влияние на его поведение.
В современных условиях значение этой
области воспитательных воздействий существенно
возрастает. Эмоциональные воспитательные воздействия
призваны вызывать и поддерживать у воспитуемого
определенные эмоциональные состояния,
облегчающие или затрудняющие принятие
им других психологических влияний. Положительные
эмоции делают воспитуемого открытым
по отношению к субъекту, осуществляющему
воспитательное воздействие. Отрицательные
эмоции, напротив, отгораживают воспитуемого
от воспитателя, блокируют оказание воспитательного
воздействия. Поведенческие воспитательные влияния непосредственно
направлены на поступки человека, вынуждают
его действовать определенным образом
и обеспечивают соответствующие положительные
или отрицательные подкрепления совершаемым
поступкам. В данном случае воспитуемый
сначала совершает определенный поступок
и только затем осознает его полезность
или вредность, тогда как при использовании
других методов изменения сначала происходят
во внутреннем мире личности, а уже потом
проецируются на поведение. Поскольку
знания, эмоции и поступки человека взаимосвязаны,
через любое из них можно оказать влияние
на личность в целом. Это позволяет воспитателю
при дефиците возможностей делать акцент
на каких-либо избранных воспитательных
воздействиях, добиваясь нужного результата.
Каждое из рассмотренных
средств воспитания имеет свои сильные
и слабые стороны. Например, достоинством
прямого воспитательного воздействия
одного человека на другого является
то, что при этом используются психологические
механизмы заражения, подражания и
внушения. В данном случае воспитатель
может обойтись и без слов, ему
достаточно продемонстрировать образец
поведения и обеспечить его полное
и правильное принятие воспитуемым.
Это средство является к тому же
единственно возможным на ранних
этапах детского развития, когда ребенок
еще не понимает обращенную к нему
речь, но большое значение имеет
и на последующих возрастных этапах.
В педагогике его называютвоспитанием на личном
примере. Недостатком данного средства
воспитания является персональная и временн?я
ограниченность его применения: воспитатель
может передать воспитуемому только то,
чем располагает сам, и только в те моменты,
когда находится в непосредственном личном
контакте с ним.
Косвенное воспитательное воздействие
через книги, СМИ и другие системы
передачи информации может быть разносторонним
и сколь угодно длительным, его
можно сохранять и неоднократно
воспроизводить, побуждая человека вновь
и вновь обращаться к материальным
источникам воспитательных влияний (перечитать
книгу, еще раз посмотреть фильм). Но такое
воспитание по сравнению с прямым воздействием
имеет меньше ресурсов живой эмоциональной
силы. Кроме того, ограничением его применения
является то, что оно применимо лишь к
детям, уже владеющим речью, умеющим читать
и понимать нравственный смысл сказанного
и прочитанного.
Достоинство осознанного
воспитательного воздействия состоит
в том, что оно является управляемым,
с заранее предвидимыми и, следовательно,
контролируемыми результатами. Однако
оно также ограничено в применении
к детям раннего дошкольного
возраста, у которых еще не сформировалась
рефлексия. Неосознанное воспитательное
воздействие имеет место раньше,
чем осознанное, но его достоинства
и недостатки трудно оценить на практике
по причине недостаточной контролируемости
сознанием.
Ни одна из рассмотренных
классификаций не дает однозначного
ответа на вопрос, что же является общим
для всех методов воспитания. Все
методы направлены на жизненный опыт
и отношения детей, проявляющиеся
не только в предпринимаемых ими
поступках, но и в их осмыслении,
определении своей позиции, осознании
своих успехов и ошибок. На основе
такого определения направленности
методов Н. Ф. Голованова выделяет четыре
группы методов воспитания.[30]