Системный характер педагогического менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 00:22, реферат

Описание работы

В педагогической науке и практике все более усиливается стремление осмыслить целостный педагогический процесс с позиций науки управления, придать ему строгий научно обоснованный характер. Справедливо утверждение многих отечественных и зарубежных исследователей о том, что управление реально и необходимо не только в области технических, производственных процессов, но и в сфере сложных социальных систем, в том числе и педагогических.

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 36.09 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки, молодежи и спорта Украины

Украинская инженерно  – педагогическая академия

СННИГОТ

Кафедра социально – экономических  и педагогических дисциплин

 

 

 

 

Реферат

по дисциплине «Менеджмент  образования»

на тему: «Системный характер педагогического менеджмента»

 

 

 

 

Выполнила ст.гр. ДГ – К2 – СП

Зелюкина К.И.

 

Проверила Яковенко Т.В.

 

 

 

Стаханов, 2012

Содержание:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие управления и педагогического  менеджмента

В педагогической науке и  практике все более усиливается  стремление осмыслить целостный  педагогический процесс с позиций  науки управления, придать ему  строгий научно обоснованный характер. Справедливо утверждение многих отечественных и зарубежных исследователей о том, что управление реально  и необходимо не только в области  технических, производственных процессов, но и в сфере сложных социальных систем, в том числе и педагогических.

Под управлением понимаются деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации; функция организованных систем различной природы, обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализации их программы и целей [2].

Объектами управления могут  быть биологические, технические, социальные системы. Одной из разновидностей социальных систем является система образования, функционирующая в масштабе страны, края, области, города или района.  Субъектами управления системой образования  в данном случае выступают Министерство образования Украины, управления образования  области или города, а также  районные отделы образования.

Основная  цель управления – эффективное и планомерное использование сил, средств, времени, людских ресурсов для достижения оптимального результата, а также совершенствование процесса принятия решений теми, кого они непосредственно затрагивают.

Сущность  управления образованием заключается в поддержании целенаправленности и организованности учебно-воспитательных процессов в системе образования.

Управление внутри образовательного заведения представляет собой целенаправленное, сознательное взаимодействие участников педагогического  процесса как изучения объективных  закономерностей этого процесса для достижения оптимального результата.


Исходя из того, что менеджмент вообще можно понимать  как умение руководителя добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей, другими словами — это сплав науки и искусства управления людьми и социальными процессами, можно дать следующее определение: педагогический менеджмент — это комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления педагогическими системами, направленный на повышение эффективности их функционирования и развития [2].

Под образовательным  процессом понимается совокупность трех составляющих: учебно-воспитательного, учебно-познавательного и самообразовательного процессов. В свете данного определения педагогического менеджмента следует отметить, что любой преподаватель, по сути, является менеджером учебно-познавательного процесса (как субъект управления им), а руководитель учебного заведения — менеджером учебно-воспитательного процесса в целом (как субъект управления этим процессом).

Педагогический  менеджмент (теория, методика и технология эффективного управления образовательным процессом) имеет специфику и присущие только ему закономерности.

Эта специфика выражается, прежде всего, в своеобразии предмета, продукта, орудия и результата труда менеджера.

Предметом труда менеджера образовательного процесса является деятельность управляемого субъекта, продуктом труда — информация, а орудием труда — слово, язык, речь. Результатом труда менеджера учебно-познавательного процесса и связанного с ним труда менеджера учебно-воспитательного процесса является степень обученности, воспитанности и развития объекта (второго субъекта) менеджмента — учащихся.

Понятие «система»  и системный подход в педагогическом управлении

Система – это 

В соответствии с представленным пониманием системы системный подход есть направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем; данный подход ориентирует исследователя на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем и сведение их в единую теоретическую картину [3].

Среди многих видов социальных систем имеются педагогические системы. Одним из первых системный подход в педагогике стал использовать Ф.Ф.Королев.

По своим характеристикам  педагогические системы имеют реальный (по происхождению), социальный (по субстанциональному признаку), сложный (по уровню сложности), открытый (по характеру взаимодействия с внешней средой), динамический (по признаку изменчивости), вероятностный (по способу детерминации), целеустремленный (по наличию целей), самоуправляемый (по признаку управляемости) характер. При условии целеустремленности и динамичности они еще обладают развивающимися свойствами [1].

Педагогические системы  являются открытыми, так как между  ними и окружающей действительностью  происходят информационные процессы [4]. Следует отметить и их динамичность, проявляющуюся в постоянной изменчивости.

Под педагогической системой понимается "социально обусловленная целостность взаимодействующих на основе сотрудничества между собой, окружающей средой и ее духовными и материальными ценностями участников педагогического процесса, направленная на формирование и развитие личности" [4].

Образовательное учреждение рассматривается как сложная  социально-педагогическая система. В  нем можно выделить большое разнообразие образовательных систем. Так, целостный  педагогический (образовательный) процесс  представляет собой образовательную систему. Процесс обучения, являясь подсистемой целостного образовательного процесса, также рассматривается как образовательная система. Учебное занятие - подсистема процесса обучения и в свою очередь представляет собой сложную образовательную систему.

Системный подход в управлении образовательным учреждением находит  свое выражение в том, что невозможно совершенствовать какое-либо  одно звено или улучшать какую-либо  одну сторону учебно-воспитательного процесса, забывая при этом о других звеньях и других сторонах. Так, модернизация содержания образования, переход на новые учебные программы требуют переподготовки руководителя, учителей, совершенствования методов обучения, укрепления учебно-материальной базы учебных заведений и т. д.

Общие принципы управления педагогическими системами

Любая деятельность, в том  числе управленческая, основывается на соблюдении ряда принципов, которыми руководствуется организатор и руководитель при выполнении всех управленческих функций Принципы управления являются конкретным проявлением и отражением закономерностей управления. К числу основных закономерностей специалисты педагогического управления и менеджмента относят такие закономерности, как зависимость эффективности функционирования системы управления учебно-воспитательной работой от уровня структурно-функциональных связей между субъектом и объектом управления; обусловленность содержания и методов управления учебно-воспитательной работой характером содержания и методов организации педагогического процесса в школе и др.

Вытекающие из закономерностей  управления принципы управления выступают  в качестве основных положений, ориентирующих  руководителя, директора, менеджера  в практической деятельности.

К основным принципам относятся: 

    • Демократизация и гуманизация управления педагогическими системами 
    • Системность и целостность в управлении.

Понимание системной природы  педагогического процесса создает  реальные предпосылки для эффективного управления им. Системный подход в управлении учебным заведением  побуждает руководителя иметь ясное представление об учебном заведении  как системе, его основных признаках, составляющих эту систему в целостности, что и является ее (системы) первым признаком. Системность и целостность в управлении учебным заведением предполагают также взаимодействие и взаимосвязь управленческих функций в деятельности его руководителя и педагогического коллектива.

    • Рациональное сочетание централизации и децентрализации.  
      Централизация в управлении сковывает инициативу руководителей нижних уровней, учителей и учащихся, они становятся просто исполнителями принимаемых без их участия и желания решений. В условиях односторонней централизации происходит дублирование управленческих функций, потеря времени, перегрузка как руководителей, так и исполнителей.  
      В равной степени и интегрированная децентрализация управления может привести к снижению эффективности деятельности педагогической системы. Отрицание централизации в угоду децентрализации может привести к снижению роли руководителя и администрации в целом, утрате аналитических и контролирующих функций управления.
    • Единство единоначалия и коллегиальности в управлении  
      Реализация данного принципа направлена на преодоление субъективности, авторитаризма в управлении целостным педагогическим процессом.
    • Объективность и полнота информации в управлении педагогическими  системами. 
      Эффективность управления педагогическими системами в значительной мере определяется наличием достоверной и необходимой информации. Объективность и полнота информации противопоставлены неконкретности, поверхностности в отборе, анализе и обработке информации. Трудности с использованием информации в управлении часто связываются с информационным избытком или, наоборот, с ее недостатком.

Правила реализации системного подхода в управлении учебным заведением

    1. Правило неравенства свойств образовательной системы (ОС) сумм свойств ее компонентов. Это правило вытекает из наличия у системы интегративных свойств — таких свойств, которых нет у каждого из отдельных компонентов системы. В результате интеграции компонентов в системе формируются новые свойства, а свойства отдельных компонентов при этом могут теряться (полностью или частично) и даже приобретать деструктивный характер.
    2. Правило целостности системы.  ОС учебного заведения должна рассматриваться как единая целостность. Вместе с тем, расчленение системы на компоненты позволяет лучше познать её и управлять ею. Суть правила целостности в том, что расчленение системы не должно становиться самоцелью, потому что нарушение её целостности приведёт к тому, что система прекратит существование.
    3. Правило сокращения количества жёстких связей в ОС. Жёсткие связи в ОС учебного заведения — это такие связи, которые чётко и однозначно (инвариантно) задают параметры взаимодействия между компонентами системы, строго регламентируют характер отношений и способы реагирования субъектов образовательного процесса в определённых ситуациях.
    4. Правило упрощения структуры. Суть этого правила в том, что структура ОС должна быть максимально простой для обеспечения эффективного управления системой.
    5. Правило «чёрного ящика» состоит в том, что при проектировании свойства, параметры, этапы, критерии проектируемого процесса определяются на основе некоторых вводных данных. Сам объект проектирования сначала как бы помещается в «чёрный ящик», а что конкретно в нём должно находиться — это выясняется при выполнении следующих последовательных действий:
  • ясно представить желаемый результат, «выход» проектируемого процесса;
  • выяснить влияние внешней среды на процесс;
  • определить, что будет на «входе», т. е. что войдёт в проектируемый процесс, что будет в нём преобразовываться для достижения желаемого результата
  • продумать содержание и способы обратной связи (что и как будет контролироваться, изучаться, анализироваться, оцениваться, корректироваться в проектируемом процессе; каковы критерии и показатели достижения результата);
  • «раскрыть чёрный ящик» — осуществить проектирование процесса.
    1. Правило открытости ОС
    1. Правило совместимости ОС с другими системами  предполагает, что ОС учебного заведения должна быть совместима с теми системами, с которыми она так или иначе взаимодействует.
    2. Правило дополнительного эффекта. Согласно первому из рассмотренных выше правил, сумма свойств компонентов системы не равна её совокупным свойствам. Иначе говоря, при взаимодействии компонентов ОС появляется некоторый эффект, который увеличивает или снижает среднюю эффективность каждого компонента. Следовательно, получаемый эффект может быть либо положительным (дополнительным, увеличивающим эффективность), либо отрицательным.
    3. Правило автоматизации управления  можно сформулировать следующим образом: некоторые действия и операции, являющиеся элементами управляемого процесса, могут и должны осуществляться автоматически, без специального управленческого воздействия на систему.
    4. Правило минимизации управленческих воздействий на ОС. 
    5. Правило специфичности компонентов ОС.  Не только система в целом обладает некоторыми свойствами, свои особенные свойства имеет каждый её компонент. Эти особенности находят отражения в целях, направлениях работы, содержании и организации деятельности, во взаимодействии с другими компонентами. В управлении ОС учебным заведением необходимо учитывать специфику каждого её компонента.
    6. Правило неопределённости. На становление, развитие и даже стабильное функционирование ОС влияет огромное количество внешних и внутренних, постоянных и временно действующих факторов, в том числе таких, силу, устойчивость и направленность воздействия, которых невозможно предугадать и учесть заранее. Это означает, в частности, что желаемые результаты процесса следует задавать не слишком жёстко, а определять некоторые пределы, границы (например, не ниже некоторого минимального уровня).
    7. Правило обязательности функционирования ОС. Система реально существует лишь до тех пор, пока она функционирует.
    8. Правило оптимизации. Оптимальность системы — это качество, связанное с достижением наилучших для данных условий показателей, способность системы достигать наивысших результатов с наименьшими затратами. Степень оптимальности системы можно определить как соотношение между полученным системой результатом и затраченными на его получение средствами и усилиями (затратами).
    9. Правило надёжности ОС. Надёжность ОС учебного заведения определяется стабильностью достижения определённых результатов в течение ряда циклов (учебных лет, семестров и т. д.) и зависимостью этих результатов от интегративных свойств системы. Согласно этому правилу, результаты функционирования системы должны зависеть от системы в целом, а не от отдельных её компонентов.

Информация о работе Системный характер педагогического менеджмента