Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 17:18, реферат
Слово «педагогика» происходит от греческого paidagogike, что означает буквально «детоведение, детовождение». Развитие педагогики неотделимо от истории человечества. Педагогическая мысль зародилась и на протяжении многих столетий развивалась в древнегреческой, древневосточной и средневековой теологии и философии. Впервые педагогика была вычленена из системы философских знаний в начале XVII в. английским философом и естествоиспытателем Фрэнсисом Бэконом и закреплена как наука трудами выдающегося чешского педагога Яна Амоса Каменского.
Введение
1. Системный подход. Основные характеристики
2. Принцип доступности обучения
3. Особенности практического метода
4. Содержание «воспитательной деятельности»
5. Образование и педагогическая наука в 60-е – 90-е гг.
Заключение
Список литературы
Системный подход в обучении - Педагогика - реферат
Введение
1. Системный подход. Основные характеристики
2. Принцип доступности обучения
3. Особенности практического метода
4. Содержание «воспитательной деятельности»
5. Образование и педагогическая наука в 60-е – 90-е гг.
Заключение
Список литературы
Введение
Слово «педагогика» происходит от греческого paidagogike, что означает буквально «детоведение, детовождение». Развитие педагогики неотделимо от истории человечества. Педагогическая мысль зародилась и на протяжении многих столетий развивалась в древнегреческой, древневосточной и средневековой теологии и философии. Впервые педагогика была вычленена из системы философских знаний в начале XVII в. английским философом и естествоиспытателем Фрэнсисом Бэконом и закреплена как наука трудами выдающегося чешского педагога Яна Амоса Каменского. К настоящему времени педагогика стала многоотраслевой наукой, функционирующей и развивающейся в тесной взаимосвязи с другими науками.
1. Системный подход. Основные характеристики
Общенаучная методология
может быть представлена системным
подходом, отражающим всеобщую связь
с и взаимообусловленность
Сущность системного подхода
заключается в том, что относительно
самостоятельные компоненты рассматриваются
не изолированно, а в их взаимосвязи,
в развитии и движении. Он позволяет
выявить интегративные
Системный подход к познанию и преобразованию любого объекта является ведущим общенаучным подходом; это направление методологии специально-научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем. Применение же данного подхода в педагогике позволяет выявить такой вариативный компонент ее научного знания, как педагогическая система со всеми ее характеристиками: целостность, связь, структура и организация, уровни системы и их иерархия, управление, цель и целесообразное поведение системы, самоорганизация системы, ее функционирование и развитие.
Практика применения системного
подхода в педагогике зачастую свидетельствует
о достаточно распространенной ошибке,
суть которой заключается в
Иными словами, при методологическом
анализе педагогического
- описывать педагогическую
систему, т.е. последовательно
рассматривать все элементы
- описывать качественные
характеристики педагогической
системы: ее целостность,
Учитывая достаточно детальную
разработку системного подхода в
научной литературе, укажем лишь на
два следующих обстоятельства. Первое:
выбор позиции педагогом-
Итак, системный подход требует
реализации принципа единства педагогической
теории, эксперимента и практики. Педагогическая
практика является действенным критерием
истинности научных знаний, положений,
которые разрабатываются
2. Принцип доступности обучения
Принцип – это инструментальное, данное в категориях деятельности выражение педагогической концепции.
Принципы обучения. История
дидактики характеризуется
Принцип доступности обучения основан на законах познания: познание всегда идет от известного к неизвестному, от простого к сложному; соответствие учебного материала возрасту, индивидуальным особенностям, уровню подготовленности учащегося. Правила обучения: а) учебный процесс следует вести в оптимальном темпе; б) обучение требует известной напряженности (работать в полную силу); в) необходимо использовать аналогию, сравнение, сопоставление, противопоставление: они дают толчок мысли, делают сложные мысли доступными для понимания; г) избегать монотонности речи, иллюстрировать яркие факты.
При предъявлении недоступного
для усвоения материала резко
снижается мотивационный
Итак, в соответствии с принципом доступности обучение и воспитание школьников, их деятельность должны строиться на основе учета реальных возможностей, предупреждения интеллектуальных, физических и нервно-эмоциональных перегрузок, отрицательно сказывающихся на их физическом и психическом здоровье.
3. Особенности практического метода
Метод означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
Методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения.
Методы обучения являются одним из важнейших компонентов учебного процесса. Без соответствующих методов деятельности невозможно реализовать цели и задачи обучения, достичь усвоения обучаемыми определенного содержания учебного материала.
Практические занятия (практикумы) по своему характеру и структуре очень близки к лабораторным работам. К ним предъявляются те же требования. Их особенностью является то, что они, как правило, носят повторительный или обобщающий характер.
Этот метод используется в основном после прохождения каких-то больших тем и разделов. Он имеет огромное значение в формировании навыков технической культуры у учащихся, которым предстоит трудовая деятельность в мире разнообразных технических устройств, в мире компьютерной техники.
Выделяют пять этапов, через которые обычно проходит познавательная деятельность учащихся на практических занятиях.
1. Объяснение учителя.
Этап теоретического
2. Показ. Этап инструктажа.
3. Проба. Этап, на котором
два-три ученика выполняют
4. Выполнение работы. Этап,
на котором каждый
5. Контроль. На этом этапе работы учеников принимаются и оцениваются.[1, 185c]
Итак, практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. Этими методами формируют практические умения и навыки. К практическим методам относятся упражнения, лабораторные и практические работы.
4. Содержание «воспитательной деятельности»
Содержание воспитания - одна из наиболее спорных и противоречивых проблем в педагогической теории.
Изучение ребенка предполагает
наблюдения и специально организованные
исследования физического состояния
и духовного развития детей и
определение на этой основе рациональных
путей организации
В теории воспитания сформулированы
принципы исследовательской
Создание условий
Уважение ребенка со стороны
педагога важно потому, что оно
является основанием для возбуждения
уважения ребенка к самому себе.
Содержанием воспитательной деятельности
по реализации этого принципа стало
создание условий для целенаправленного
систематического развития личности ребенка,
утверждение в нем
Важная идея теории воспитания, помогающая педагогу глубже понять ребенка, состоит в том, что поведение ребенка не тождественно его сущности. Помогать развивать духовный потенциал, не глушить "сырой материал личности" и есть создание условий самореализации ребенка.
Активность ребенка
Смыслом воспитательной деятельности,
направленной на развитие активности
детей, является помощь ребенку в
строительстве собственной
Педагогические условия
утверждения чувства
Основными условиями формирования
отношений в детском коллективе
являются: самореализация ребенка в
разнообразной деятельности; самопознание
детей - членов коллектива, наполнение
деятельности детского коллектива гуманистическим
содержанием; систематическая диагностика
состояния межличностных