Сказка как средство формирования творческого воображения младших учащихся и воспитание у них гуманных чувств в творчестве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 15:03, контрольная работа

Описание работы

Важность эстетического воспитания в плане духовного развития личности отмечена в педагогике ХХ века многими педагогами, особенно, в концепции эстетического воспитания В. А. Сухомлинского.
Цель работы: изучить теоретическое наследие В.А. Сухомлинского по вопросу влияния сказки на развитие творческого воображения младших учащихся и на воспитание у них гуманных чувств.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1 Сказка, творческое воображение, гуманизм 5
§1.1 Сказка как жанр художественного творчества 5
§1.2 Что такое воображение 7
§1.3 Что такое гуманизм 8
Глава 2 Сказка – исток детского мышления и чувств 10
§2.1 К человеколюбию через сказку 10
§2.2 Сказка – путь к творческому мышлению 12
Заключение 14
Список литературы 15

Файлы: 1 файл

история педагогики и фидософия образования.docx

— 43.55 Кб (Скачать файл)

Оглавление

     Введение 3

     Глава 1 Сказка, творческое воображение, гуманизм 5

     §1.1 Сказка как жанр художественного творчества 5

     §1.2 Что такое воображение 7

     §1.3 Что такое гуманизм 8

     Глава 2 Сказка – исток детского мышления и чувств 10

     §2.1 К человеколюбию через сказку 10

     §2.2 Сказка – путь к творческому мышлению 12

     Заключение 14

     Список литературы 15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Сейчас  многие ценности размываются, теряются; на первый план выходит жажда наживы, материальное благополучие, человек все меньше заботится о благополучии души, о питании именно духовной сферы. Каким станет ребенок, когда вырастет? Над этим вопросом задумываются все нормальные родители. А это зависит от того, что в него вложишь в детстве, какой пример он видит перед собой. Сейчас родители стремятся всем обеспечить свое чадо, хотят  чтобы у их ребенка было все самое лучшее. Пропадая с утра до ночи  на работе, зарабатывая деньги, они, зачастую, забывают о простом человеческом общении. А это общение заменяется компьютерными играми, просмотром телевизора. Все это осложняет процесс культурного развития ребенка, его духовное становление. Но никакие компьютерные забавы не смогут заменить чтение. А чтение именно сказок может в увлекательной, одновременно доступной форме показать ребенку окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы. Сказка учит замечать прекрасное и безобразное; учит сопереживать и сочувствовать;  она развивает в ребенке чувство любви,  гордости;  а также помогает ему с уважением относиться к труду людей,  видеть красоту сделанного.  Все эти качества необходимы для воспитания всесторонне развитого человека. Сказка дает возможность «примерять» на себя чужие судьбы и переживания. сказки успешно используют в своей практической деятельности и педагоги, и психологи, и логопеды. В настоящее время в психолого-педагогической литературе остается актуальным вопрос о значении восприятия и переживания сказки для психического развития ребенка, становления его как личности, раскрытия творческого потенциала.

     Важность  эстетического воспитания в плане  духовного развития личности отмечена в педагогике ХХ века многими педагогами, особенно, в концепции эстетического  воспитания В. А. Сухомлинского.

     Цель  работы: изучить теоретическое наследие В.А. Сухомлинского по вопросу влияния  сказки на развитие творческого воображения  младших учащихся и на воспитание у них гуманных чувств.

     Задачи  работы:

  1. Раскрыть общие вопросы «Что такое сказка? Что такое воображение? Что такое гуманизм?»
  2. Изучить взгляды Сухомлинского В.А.  на значение сказки в воспитании чувств,  мышления и воображения у младших школьников.
  1. СКАЗКА, ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ, ГУМАНИЗМ

  • §1.1 Сказка как жанр художественного творчества
  •      «Сказки – прекрасное творение искусства. Наша память неразлучна с ними. В простодушных и нехитрых историях о лисе и волке, цапле и журавле, дурачке Емеле, чудесах царевны-лягушки нас привлекает острота социального смысла, неистощимость  выдумки, мудрость жизненных наблюдений» [1. c.5].

         В сказке есть обязательно что-то фантастическое, неправдоподобное: животные разговаривают, на первый взгляд обыкновенные предметы оказываются волшебными. Недаром известная русская пословица гласит: "сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок". Урок нравственности, доброты, честности, ума и иной раз хитроумия. Сказка ярко и показательно демонстрирует своеобразие фольклора и его единство во всемирном масштабе, открывает общие черты, присущие человеку и человечеству.

         Кто из нас не любил сказку в детстве? Наверное, не найдётся такого человека. Сказка входит в жизнь ребенка  с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего детства и  остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с  миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Сказки преподносят  детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при  этом простор воображению. Нравственные понятия (честность, доброта, человеколюбие), ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и  взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и  поступки ребенка. Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра  и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребёнка, — все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.

         Сказка  – это особый мир, где возможно всё. Повзрослев, начинаешь понимать, что не так-то всё просто. Да и  дети попозже понимают, что сказка – это всего лишь выдумка, но всё  равно её любят. Интересно знать, почему? Сказковед В.П.Аникин замечает: «Сказочная фантастика утверждает человека в светлом приятии жизни, полной забот и свершений. Преследуя социальное зло, преодолевая жизненные препятствия, разоблачая козни против добра, сказки зовут к преобразованию мира на началах человечности и красоты» [1, c.5].

         Что же такое сказка, каково её определение. Разные ученые давали множество определений.

         Академик  Ю.М.Соколов отмечает, что под народной сказкой в широком смысле этого слова понимается устно-поэтический рассказ фантастического, авантюрно-новеллистического и бытового характера.

         Вот что, например, пишет крупнейший собиратель и исследователь сказки А.И.Никифоров: «Сказки – это устные рассказы, бытующие в народе с целью развлечения, имеющие содержанием необычные в бытовом смысле события (фантастические, чудесные или житейские) и отличающиеся специальным композиционно-стилистическим построением» [2, c.7].

         Аксаков считал, что самое характерное  для сказок – вымысел, причём сознательный вымысел. Но Афанасьев не согласился с этой трактовкой. Он считал, что  сказка не пустая складка, в ней нет  нарочно сочиненной лжи, намеренного  уклонения от действительного мира.

         Как можно заметить, сколько учёных исследователей, столько и существует мнений по поводу определения понятия «сказки». Поэтому  до сих пор и нет единого  определения, принятого всеми сказковедами. Не создана еще и научная классификация сказок.

         Область сказки огромна. Изучение сказки неотделимо от изучения истории народов мира, этнографии, религии, истории, форм мышления и поэтических форм.

         Сказка  не создавалась сразу как жанр. Она коренится в обрядовой  и культовой жизни народов, она  развивается из мифа.

         В.П.Аникин считает так: « Что сказка имеет воспитательное значение – это, несомненно, но что она создаётся с целью воспитания – это определённо неверно. Развлекательный характер нисколько не противоречит глубокой идейности сказки» [1. c.39]. Во все времена сказка способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир. При этом сказка остается одним из самых доступных средств для развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители.

         Итак, можно сказать, что сказка с давних пор носит, наравне с развлекательным, и воспитательный характер. Именно поэтому велико значение сказок в воспитании детей, ибо они занимают ум, чувства, воображение.

  • §1.2 Что такое воображение
  •      Воображение – это важнейшая сторона нашей жизни. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как они смогли бы усваивать школьную программу без воображения? Проще сказать лишите человека фантазии и прогресс остановится! Значит воображение, фантазия являются высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается она особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке. Возможность создавать что-либо новое, необычное, закладывается в детстве, через развитие высших психических функций, таких, как мышление и воображение. Именно их развитию необходимо уделить наибольшее внимание в воспитании ребенка в возрасте от пяти до двенадцати лет.  
    Воображение – это присущая только человеку возможность создания новых образов (представлений) путем переработки предшествующего опыта. Воображение часто называют фантазией. Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. Однако с помощью воображения осуществляется мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого. Основная его задача - представление ожидаемого результата до его осуществления. С помощью воображения у нас формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта, ситуации, условий.

  • §1.3 Что такое гуманизм
  •      В психологическом словаре понятие  «ГУМАНИЗМ» определяется как «проявление глубокого уважении к человеку и его достоинству, активная борьбе против всех форм человеконенавистничества. Как свойство личности включает в себя знание жизни, позитивное отношение к людям, их жизни и деятельности, человеколюбие и душевную теплоту». В толковом словаре русского языка С.И.Ожегова понятие «ГУМА́ННЫЙ» определяется как направленный на благо других; человеколюбивый и отзывчивый.

         Следовательно, гуманность это качество личности, представляющая собой совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как высшей ценности.

         Художественное  слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать  желание стать лучше, сделать  что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с  нормами поведения. В детстве  формируются также отзывчивость, сочувствие, доброта, радость за других. Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить, порадовать.

         Воспитывая  в детях добрые, гуманные чувства, необходимо одновременно вызывать у  них нетерпимое отношение к полярным качествам: грубости, жестокости, жадности, вызывать эмоции осуждения, негодования.

         Воспитание гуманных чувств необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи с общим эмоциональным развитием ребенка. Эмоциональное отношение детей к окружающему является косвенным показателем становления их чувств. Художественная литература способствует возникновению у детей именно эмоционального отношения к описываемым событиям, природе, героям, персонажам литературных произведений, к окружающим их людям, к действительности. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    1. СКАЗКА  – ИСТОК ДЕТСКОГО МЫШЛЕНИЯ И ЧУВСТВ

         Сказка  является одним из важнейших социально-педагогических средств формирования личности.  Она обучает,  воспитывает,  предупреждает, пробуждает высокие чувства,  побуждает к действию.  Сказка создает оптимальные условия для формирования эмоциональной сферы детей,  что является крайне важным для воспитания чувств в учащихся,  развития их внутренней жизни, творчества.

         В. А. Сухомлинский отмечает:  «Слово сказки живет в детском сознании. Сердце замирает у ребенка, когда он слушает или произносит слова, создающие фантастическую картину.  Я не представляю обучения в школе не только без слушания, но и без создания сказки»  [4, с.29].

           

  • §2.1 К человеколюбию через сказку
  •      В.А.Сухомлинский убедительно показывает,  что чудодейственную силу искусства дети видят, прежде всего, в чтении сказок. С первой сказки ребенка по сути дела и начинает приобщаться к миру прекрасного,  ориентироваться в нравственных оценках,  в том,  что такое хорошо и что есть плохо.  Этот мир, полный поэзии,  полный глубоких поразительных открытий,  ведет ребенка в мир вещей, понятий, истин. Он пишет: «Сказка неотделима от красоты...  Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу.  В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости…»  [4, с.154]. Сухомлинский хорошо понимал души своих воспитанников. Он считал, если ребёнок при слушании сказки не переживает борьбу добра и зла, значит в детской душе что-то надломлено, есть какая-то рана, которую необходимо вылечить.

    Информация о работе Сказка как средство формирования творческого воображения младших учащихся и воспитание у них гуманных чувств в творчестве