Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 15:03, контрольная работа
Важность эстетического воспитания в плане духовного развития личности отмечена в педагогике ХХ века многими педагогами, особенно, в концепции эстетического воспитания В. А. Сухомлинского.
Цель работы: изучить теоретическое наследие В.А. Сухомлинского по вопросу влияния сказки на развитие творческого воображения младших учащихся и на воспитание у них гуманных чувств.
Введение 3
Глава 1 Сказка, творческое воображение, гуманизм 5
§1.1 Сказка как жанр художественного творчества 5
§1.2 Что такое воображение 7
§1.3 Что такое гуманизм 8
Глава 2 Сказка – исток детского мышления и чувств 10
§2.1 К человеколюбию через сказку 10
§2.2 Сказка – путь к творческому мышлению 12
Заключение 14
Список литературы 15
Оглавление
Введение 3
Глава 1 Сказка, творческое воображение, гуманизм 5
§1.1 Сказка как жанр художественного творчества 5
§1.2 Что такое воображение 7
§1.3 Что такое гуманизм 8
Глава 2 Сказка – исток детского мышления и чувств 10
§2.1 К человеколюбию через сказку 10
§2.2 Сказка – путь к творческому мышлению 12
Заключение 14
Список литературы 15
Сейчас многие ценности размываются, теряются; на первый план выходит жажда наживы, материальное благополучие, человек все меньше заботится о благополучии души, о питании именно духовной сферы. Каким станет ребенок, когда вырастет? Над этим вопросом задумываются все нормальные родители. А это зависит от того, что в него вложишь в детстве, какой пример он видит перед собой. Сейчас родители стремятся всем обеспечить свое чадо, хотят чтобы у их ребенка было все самое лучшее. Пропадая с утра до ночи на работе, зарабатывая деньги, они, зачастую, забывают о простом человеческом общении. А это общение заменяется компьютерными играми, просмотром телевизора. Все это осложняет процесс культурного развития ребенка, его духовное становление. Но никакие компьютерные забавы не смогут заменить чтение. А чтение именно сказок может в увлекательной, одновременно доступной форме показать ребенку окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы. Сказка учит замечать прекрасное и безобразное; учит сопереживать и сочувствовать; она развивает в ребенке чувство любви, гордости; а также помогает ему с уважением относиться к труду людей, видеть красоту сделанного. Все эти качества необходимы для воспитания всесторонне развитого человека. Сказка дает возможность «примерять» на себя чужие судьбы и переживания. сказки успешно используют в своей практической деятельности и педагоги, и психологи, и логопеды. В настоящее время в психолого-педагогической литературе остается актуальным вопрос о значении восприятия и переживания сказки для психического развития ребенка, становления его как личности, раскрытия творческого потенциала.
Важность эстетического воспитания в плане духовного развития личности отмечена в педагогике ХХ века многими педагогами, особенно, в концепции эстетического воспитания В. А. Сухомлинского.
Цель работы: изучить теоретическое наследие В.А. Сухомлинского по вопросу влияния сказки на развитие творческого воображения младших учащихся и на воспитание у них гуманных чувств.
Задачи работы:
«Сказки
– прекрасное творение искусства. Наша
память неразлучна с ними. В простодушных
и нехитрых историях о лисе и волке,
цапле и журавле, дурачке Емеле,
чудесах царевны-лягушки нас
В сказке есть обязательно что-то фантастическое, неправдоподобное: животные разговаривают, на первый взгляд обыкновенные предметы оказываются волшебными. Недаром известная русская пословица гласит: "сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок". Урок нравственности, доброты, честности, ума и иной раз хитроумия. Сказка ярко и показательно демонстрирует своеобразие фольклора и его единство во всемирном масштабе, открывает общие черты, присущие человеку и человечеству.
Кто
из нас не любил сказку в детстве?
Наверное, не найдётся такого человека.
Сказка входит в жизнь ребенка
с самого раннего возраста, сопровождает
на протяжении всего детства и
остается с ним на всю жизнь. Со
сказки начинается его знакомство с
миром литературы, с миром человеческих
взаимоотношений и со всем окружающим
миром в целом. Сказки преподносят
детям поэтический и
Сказка – это особый мир, где возможно всё. Повзрослев, начинаешь понимать, что не так-то всё просто. Да и дети попозже понимают, что сказка – это всего лишь выдумка, но всё равно её любят. Интересно знать, почему? Сказковед В.П.Аникин замечает: «Сказочная фантастика утверждает человека в светлом приятии жизни, полной забот и свершений. Преследуя социальное зло, преодолевая жизненные препятствия, разоблачая козни против добра, сказки зовут к преобразованию мира на началах человечности и красоты» [1, c.5].
Что же такое сказка, каково её определение. Разные ученые давали множество определений.
Академик Ю.М.Соколов отмечает, что под народной сказкой в широком смысле этого слова понимается устно-поэтический рассказ фантастического, авантюрно-новеллистического и бытового характера.
Вот что, например, пишет крупнейший собиратель и исследователь сказки А.И.Никифоров: «Сказки – это устные рассказы, бытующие в народе с целью развлечения, имеющие содержанием необычные в бытовом смысле события (фантастические, чудесные или житейские) и отличающиеся специальным композиционно-стилистическим построением» [2, c.7].
Аксаков считал, что самое характерное для сказок – вымысел, причём сознательный вымысел. Но Афанасьев не согласился с этой трактовкой. Он считал, что сказка не пустая складка, в ней нет нарочно сочиненной лжи, намеренного уклонения от действительного мира.
Как можно заметить, сколько учёных исследователей, столько и существует мнений по поводу определения понятия «сказки». Поэтому до сих пор и нет единого определения, принятого всеми сказковедами. Не создана еще и научная классификация сказок.
Область сказки огромна. Изучение сказки неотделимо от изучения истории народов мира, этнографии, религии, истории, форм мышления и поэтических форм.
Сказка не создавалась сразу как жанр. Она коренится в обрядовой и культовой жизни народов, она развивается из мифа.
В.П.Аникин считает так: « Что сказка имеет воспитательное значение – это, несомненно, но что она создаётся с целью воспитания – это определённо неверно. Развлекательный характер нисколько не противоречит глубокой идейности сказки» [1. c.39]. Во все времена сказка способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир. При этом сказка остается одним из самых доступных средств для развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители.
Итак, можно сказать, что сказка с давних пор носит, наравне с развлекательным, и воспитательный характер. Именно поэтому велико значение сказок в воспитании детей, ибо они занимают ум, чувства, воображение.
Воображение
– это важнейшая сторона нашей жизни.
Представьте на минуту, что человек не
обладал бы фантазией. Мы лишились бы почти
всех научных открытий и произведений
искусства. Дети не услышали бы сказок
и не смогли бы играть во многие игры. А
как они смогли бы усваивать школьную
программу без воображения? Проще сказать
лишите человека фантазии и прогресс остановится!
Значит воображение, фантазия являются
высшей и необходимейшей способностью
человека. Вместе с тем именно эта способность
нуждается в особой заботе в плане развития.
А развивается она особенно интенсивно
в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период
воображение специально не развивать,
в последующем наступает быстрое снижение
активности этой функции. Вместе с уменьшением
способности фантазировать у человека
обедняется личность, снижаются возможности
творческого мышления, гаснет интерес
к искусству и науке. Возможность создавать
что-либо новое, необычное, закладывается
в детстве, через развитие высших психических
функций, таких, как мышление и воображение.
Именно их развитию необходимо уделить
наибольшее внимание в воспитании ребенка
в возрасте от пяти до двенадцати лет.
Воображение – это присущая только человеку
возможность создания новых образов (представлений)
путем переработки предшествующего опыта.
Воображение часто называют фантазией.
Воображение является высшей психической
функцией и отражает действительность.
Однако с помощью воображения осуществляется
мысленный отход за пределы непосредственно
воспринимаемого. Основная его задача
- представление ожидаемого результата
до его осуществления. С помощью воображения
у нас формируется образ никогда не существовавшего
или не существующего в данный момент
объекта, ситуации, условий.
В
психологическом словаре
Следовательно,
Художественное
слово воздействует не только на сознание,
но и на чувства и поступки ребенка.
Слово может окрылить ребенка, вызвать
желание стать лучше, сделать
что-то хорошее, помогает осознать человеческие
взаимоотношения, познакомиться с
нормами поведения. В детстве
формируются также
Воспитывая в детях добрые, гуманные чувства, необходимо одновременно вызывать у них нетерпимое отношение к полярным качествам: грубости, жестокости, жадности, вызывать эмоции осуждения, негодования.
Воспитание
гуманных чувств необходимо рассматривать
в тесной взаимосвязи с общим эмоциональным
развитием ребенка. Эмоциональное отношение
детей к окружающему является косвенным
показателем становления их чувств. Художественная
литература способствует возникновению
у детей именно эмоционального отношения
к описываемым событиям, природе, героям,
персонажам литературных произведений,
к окружающим их людям, к действительности.
Сказка
является одним из важнейших социально-
В. А. Сухомлинский отмечает: «Слово сказки живет в детском сознании. Сердце замирает у ребенка, когда он слушает или произносит слова, создающие фантастическую картину. Я не представляю обучения в школе не только без слушания, но и без создания сказки» [4, с.29].
В.А.Сухомлинский убедительно показывает, что чудодейственную силу искусства дети видят, прежде всего, в чтении сказок. С первой сказки ребенка по сути дела и начинает приобщаться к миру прекрасного, ориентироваться в нравственных оценках, в том, что такое хорошо и что есть плохо. Этот мир, полный поэзии, полный глубоких поразительных открытий, ведет ребенка в мир вещей, понятий, истин. Он пишет: «Сказка неотделима от красоты... Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости…» [4, с.154]. Сухомлинский хорошо понимал души своих воспитанников. Он считал, если ребёнок при слушании сказки не переживает борьбу добра и зла, значит в детской душе что-то надломлено, есть какая-то рана, которую необходимо вылечить.