Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 15:03, контрольная работа
Важность эстетического воспитания в плане духовного развития личности отмечена в педагогике ХХ века многими педагогами, особенно, в концепции эстетического воспитания В. А. Сухомлинского.
Цель работы: изучить теоретическое наследие В.А. Сухомлинского по вопросу влияния сказки на развитие творческого воображения младших учащихся и на воспитание у них гуманных чувств.
Введение 3
Глава 1 Сказка, творческое воображение, гуманизм 5
§1.1 Сказка как жанр художественного творчества 5
§1.2 Что такое воображение 7
§1.3 Что такое гуманизм 8
Глава 2 Сказка – исток детского мышления и чувств 10
§2.1 К человеколюбию через сказку 10
§2.2 Сказка – путь к творческому мышлению 12
Заключение 14
Список литературы 15
Сказка является одной из форм народной мудрости, выраженной в образной, доступной каждому форме. Она приобщает ребенка к общечеловеческому и этническому опыту. Сказка заставляет ребенка сопереживать и внутренне содействовать персонажам, и в результате этого сопереживания у него появляются не только новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, но, главное, новое эмоциональное отношение к ним.
Универсальный мир сказок способствует актуализации всех органов чувств и психических функций формирующейся личности. С педагогической точки зрения, важна способность сказок отображать глобальные проблемы, непреходящие ценности, вечные темы противоборства добра и зла, радости и печали, героизма и предательства, любви и ненависти. В сказке выражаются нравственные нормы и принципы, эстетические идеалы. Благодаря сказке, дети не только познают, но и откликаются на события и явления окружающего мира, выражают свое отношение к добру и злу, черпают первые впечатления о справедливости. Сказки позволяют сформировать у ребенка представление о том, что добро побеждает не само по себе, а путем преодоления трудностей. Этот аспект сказки может быть использован для формирования целостного мировоззрения детей, их нравственной, художественной, экологической культуры. Сухомлинский задается вопросом: «Не затруднит ли сказка познание истинных закономерностей природы?» И сам отвечает на этот вопрос: « Нет, наоборот – облегчит. Дети прекрасно понимают, что комочек земли не может стать живым существом, как понимают они и то, что нет Кузнецов-великанов, Бабы-Яги и Кащея Бессмертного. Но если бы у детей не было всего этого, если бы они не переживали борьбу добра и зла, не чувствовали, что в сказке отражены представления человека о правде, чести, красоте – их мир был бы тесным и неуютным» [4, с.58].
Первоначальный этап усвоения идей, формирования мира прекрасного также происходит благодаря сказке, поскольку в ней идеи воплощены в ярких образах. «Я тысячу раз убеждался, что, населяя окружающий мир фантастическими образами, создавая эти образы, дети открывают не только красоту, но и истину. Без сказки, без игры воображения ребенок не может жить, без сказки окружающий мир превращается для него в красивую, но все же нарисованную на холсте картину; сказка заставляет эту картину ожить». Вот почему он утверждал, что сказка неотделима от мысли, нравственности, духовности и красоты. Сказку он сравнивал со свежим ветром, раздувающим огонек детской мысли и речи, детской души. Обогащая социальный опыт ребенка, сказка воспитывает эстетическое отношение к природе, людям, труду: «Я убедился в существовании одной очень важной, на мой взгляд, закономерности, игнорирование которой усугубляет трудности в воспитании подростков. В V—VI классах на ученика обрушивается лавина знаний – в десять раз больше, чем в начальной школе, а чем шире круг знаний, которые надо усвоить ученику, чем больше интеллектуальных усилий ему надо приложить, тем значительнее должна быть отдельная, особая, специальная работа по воспитанию чувств учащегося, - в противном случае в человеке победит холодная рассудочность. Вот эта специальная работа по воспитанию и есть чтение, рассказывание, драматизация, слушание, переживание сказок. Оно не должно прекращаться в V—VI классах» [5, с.6].
Под влиянием чувств, пробуждаемых сказочными образами, ребёнок учится мыслить словами. Без сказки – живой, яркой, обладавшей сознанием и чувствами ребёнка, – невозможно представить детского мышления и детской речи как определённой ступени человеческого мышления и речи» [4, с.181].
Таким образом, значение сказок в воспитании чувств у ребёнка велико. Сказка – источник детского мышления, а мысль младшего школьника неотделима от чувств и переживаний. И как же тонко подметил Сухомлинский: «Когда думаешь о детском мозге, представляешь нежный цветок розы, на котором дрожит капелька росы. Какая осторожность и нежность нужны для того, чтобы, сорвав цветок, не уронить каплю. Вот такая же осторожность нужна и нам каждую минуту: ведь мы прикасаемся к тончайшему и нежнейшему в природе – к мыслящей материи растущего организма».
В. А. Сухомлинский называет сказку «активным творчеством», захватывающим все сферы духовной жизни ребенка, его ум, чувство, волю.
Сказка неотделима от красоты, от познания ребенком реальной действительности. Она обогащает ум и душу ребенка, живет в детском сознании, является сферой духовной жизни растущего человека. Процесс сочинения сказки создает богатые возможности для развития творческого воображения детей, подключения их образного и логического мышления к волшебному, ирреальному плану, активизирует фантазию детей. Сухомлинский писал: «Если мне удавалось добиться, чтобы ребенок, в развитии мышления которого встречались затруднения, придумал сказку, связал в своем воображении несколько предметов окружающего мира, значит можно сказать с уверенностью, что ребенок научился мыслить» [4, с.157].
Он не представляет обучения в школе не только без слушания, но и без создания сказки, справедливо полагая, что «поэтическое звучание родного слова становится музыкой для ребенка, когда он сам берет в руки инструмент, сам творит музыку, видит, чувствует, как его музыка влияет на других людей. Сказка – это радость мышления; создавая сказку, ребенок утверждает свою способность к творческому мышлению». [4, с.29].
Он
пишет: «Детская фантазия в Комнате
сказки неистощима. Стоит ребенку посмотреть
на новый предмет, как он уже связывается
в его сознании с другим предметом,
рождается фантастическое представление,
детское воображение играет, мысль
трепещет, глаза загораются, речь
течет плавным потоком. Учитывая это,
я заботился о том, чтобы на глазах
у ребят в разных уголках Комнаты сказки
были самые разнообразные предметы,
между которыми можно установить какую-то
реальную или фантастическую связь. Я
был озабочен тем, чтобы дети фантазировали,
творили, составляли новые сказки.
Вот рядом с цаплей, стоящей на одной
ноге, - маленький испуганный котенок –
детское воображение создало несколько
интересных сказок, героями которых стали
Цапля и Котенок. А вот маленькая лодка
с веслом, рядом с ней лягушка – все
само просится в сказку. Пещера с выглядывающим
медвежонком, комар и муха – неестественно
большие по сравнению с медвежонком (в
сказке такое простительно), маленький
поросенок и умывальник с мылом – все
это не только вызывает у детей улыбку,
но и пробуждает фантазию. Если мне удавалось
добиться, что ребенок, в развитии
мышления которого встречались серьезные
затруднения, придумал сказку, связал
в своем воображении несколько предметов
окружающего мира, - значит можно сказать
с уверенностью, что ребенок научился
мыслить» [4, с.157].
Как
подлинный гуманист Василий Александрович
Сухомлинский прекрасно понимал
и постоянно отстаивал
Сказка
– непревзойденное творение, созданное
народной мудростью. В ней заключены неиссякаемая
фантазия и мудрость, основы нравственности
и духовности, этики, гуманизма, толерантности.
Жизнь человека без них была бы лишена
главного источника оптимизма и жизнелюбия
– надежды и веры в чудо. В этом и заключается
основная сила сказки – научить начинающего
человека верить в чудо, доброту, справедливость,
ум. Воспитательная, образовательная и
развивательная ценность сказки неисчерпаема.
Сегодня ученые изучают педагогические,
психические, медитативные свойства и
возможности сказок. Никакие компьютерные
забавы не смогут заменить сказку. Она
может в увлекательной, одновременно доступной
форме показать ребенку окружающую жизнь,
людей, их поступки и судьбы. Дает возможность
«примерять» на себя чужие судьбы и переживания.
Эта уникальная возможность «проиграть»
жизненную ситуацию без вреда для собственной
жизни ставит сказку в ряд самых эффективных
способов воспитательно-образовательной
работы с детьми. В настоящее время в психолого-педагогической
литературе остается актуальным вопрос
о значении восприятия и переживания сказки
для психического развития ребенка, становления
его как личности, раскрытия творческого
потенциала.