Сказка как средство формирования творческого воображения младших учащихся и воспитание у них гуманных чувств в творчестве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 15:03, контрольная работа

Описание работы

Важность эстетического воспитания в плане духовного развития личности отмечена в педагогике ХХ века многими педагогами, особенно, в концепции эстетического воспитания В. А. Сухомлинского.
Цель работы: изучить теоретическое наследие В.А. Сухомлинского по вопросу влияния сказки на развитие творческого воображения младших учащихся и на воспитание у них гуманных чувств.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1 Сказка, творческое воображение, гуманизм 5
§1.1 Сказка как жанр художественного творчества 5
§1.2 Что такое воображение 7
§1.3 Что такое гуманизм 8
Глава 2 Сказка – исток детского мышления и чувств 10
§2.1 К человеколюбию через сказку 10
§2.2 Сказка – путь к творческому мышлению 12
Заключение 14
Список литературы 15

Файлы: 1 файл

история педагогики и фидософия образования.docx

— 43.55 Кб (Скачать файл)

     Сказка  является одной из форм народной мудрости,  выраженной в образной,  доступной каждому форме.  Она приобщает ребенка к общечеловеческому и этническому опыту.  Сказка заставляет ребенка сопереживать и внутренне содействовать персонажам,  и в результате этого сопереживания у него появляются не только новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира,  но,  главное,  новое эмоциональное отношение к ним.

     Универсальный мир сказок способствует актуализации всех органов чувств и психических функций формирующейся личности.  С педагогической точки зрения, важна способность сказок отображать глобальные проблемы, непреходящие ценности,  вечные темы противоборства добра и зла,  радости и печали,  героизма и предательства,  любви и ненависти. В сказке выражаются нравственные нормы и принципы, эстетические идеалы. Благодаря сказке, дети не только познают, но и откликаются на события и явления окружающего мира, выражают свое отношение к добру и злу,  черпают первые впечатления о справедливости.  Сказки позволяют сформировать у ребенка представление о том,  что добро побеждает не само по себе,  а путем преодоления трудностей. Этот аспект сказки может быть использован для формирования целостного мировоззрения детей,  их нравственной,  художественной,  экологической культуры. Сухомлинский задается вопросом: «Не затруднит ли сказка познание истинных закономерностей природы?» И сам отвечает на этот вопрос: « Нет, наоборот – облегчит. Дети прекрасно понимают, что комочек земли не может стать живым существом,  как понимают они и то,  что нет Кузнецов-великанов,  Бабы-Яги и Кащея Бессмертного. Но если бы у детей не было всего этого, если бы они не переживали борьбу добра и зла,  не чувствовали,  что в сказке отражены представления человека о правде,  чести,  красоте –  их мир был бы тесным и неуютным»  [4, с.58].

     Первоначальный  этап усвоения идей,  формирования мира прекрасного также происходит благодаря сказке,  поскольку в ней идеи воплощены в ярких образах. «Я   тысячу   раз   убеждался,  что,   населяя   окружающий   мир фантастическими образами, создавая эти  образы,  дети  открывают  не  только красоту,  но и истину. Без  сказки,  без  игры воображения  ребенок не может жить, без  сказки окружающий мир превращается для него в красивую, но все же нарисованную на холсте картину;  сказка заставляет эту картину ожить». Вот почему он утверждал,  что сказка неотделима от мысли, нравственности, духовности и красоты. Сказку он сравнивал со свежим ветром, раздувающим огонек детской мысли и речи,  детской души.  Обогащая социальный опыт ребенка,  сказка воспитывает эстетическое отношение к природе, людям, труду: «Я убедился в существовании одной очень важной, на мой взгляд,  закономерности,  игнорирование которой усугубляет трудности в воспитании подростков.  В V—VI  классах на ученика обрушивается лавина знаний – в десять раз больше, чем в начальной школе, а чем шире круг знаний, которые надо усвоить ученику, чем больше интеллектуальных усилий ему надо приложить,  тем значительнее должна быть отдельная,  особая,  специальная работа по воспитанию чувств учащегося, -  в противном случае в человеке победит холодная рассудочность. Вот эта специальная работа по воспитанию и есть чтение, рассказывание, драматизация, слушание, переживание сказок. Оно не должно прекращаться в V—VI классах»  [5, с.6].

     Под влиянием чувств, пробуждаемых сказочными образами, ребёнок учится мыслить  словами. Без сказки – живой, яркой, обладавшей сознанием и чувствами  ребёнка, – невозможно представить детского мышления и детской речи как определённой ступени человеческого мышления и речи» [4, с.181].

     Таким образом, значение сказок в воспитании чувств у ребёнка велико. Сказка – источник детского мышления, а мысль младшего школьника неотделима от чувств и переживаний. И как же тонко подметил Сухомлинский: «Когда думаешь о  детском мозге,  представляешь нежный  цветок розы,  на котором дрожит капелька росы. Какая осторожность  и нежность нужны  для того, чтобы, сорвав цветок, не уронить каплю. Вот такая же  осторожность нужна и нам каждую минуту: ведь мы прикасаемся к тончайшему и нежнейшему в природе – к мыслящей материи растущего организма».

  • §2.2 Сказка – путь к творческому мышлению
  •      В.  А.  Сухомлинский называет сказку «активным  творчеством», захватывающим все сферы духовной жизни ребенка,  его ум,  чувство,  волю.

         Сказка  неотделима от красоты,  от познания ребенком реальной действительности.  Она обогащает ум и душу ребенка,  живет в детском сознании, является сферой духовной жизни растущего человека. Процесс сочинения сказки создает богатые возможности для развития творческого воображения детей,  подключения их образного и логического мышления к волшебному,  ирреальному плану,  активизирует фантазию детей. Сухомлинский писал: «Если мне удавалось добиться,  чтобы ребенок,  в развитии мышления которого встречались затруднения,  придумал сказку, связал в своем воображении несколько предметов окружающего мира, значит можно сказать с уверенностью, что ребенок научился мыслить»  [4, с.157].

         Он  не представляет обучения в школе  не только без слушания, но и без создания сказки, справедливо полагая, что «поэтическое звучание родного слова становится музыкой для ребенка, когда он сам берет в руки инструмент, сам творит музыку, видит, чувствует, как его музыка влияет на других людей. Сказка – это радость мышления; создавая сказку, ребенок утверждает свою способность к творческому мышлению». [4, с.29].

         Он  пишет: «Детская фантазия в Комнате  сказки неистощима.  Стоит ребенку посмотреть на новый предмет, как он уже связывается в его сознании с другим предметом,  рождается фантастическое представление,  детское воображение играет,  мысль трепещет,  глаза загораются,  речь течет плавным потоком.  Учитывая это,  я заботился о том,  чтобы на глазах у ребят в разных уголках Комнаты сказки были самые разнообразные предметы,  между которыми можно установить какую-то реальную или фантастическую связь. Я был озабочен тем,  чтобы дети фантазировали,  творили,  составляли новые сказки. Вот рядом с цаплей,  стоящей на одной ноге, - маленький испуганный котенок – детское воображение создало несколько интересных сказок, героями которых стали Цапля и Котенок. А вот маленькая лодка с веслом, рядом с ней лягушка –  все само просится в сказку.  Пещера с выглядывающим медвежонком,  комар и муха –  неестественно большие по сравнению с медвежонком (в сказке такое простительно),  маленький поросенок и умывальник с мылом –  все это не только вызывает у детей улыбку,  но и пробуждает фантазию. Если мне удавалось добиться,  что ребенок,  в развитии мышления которого встречались серьезные затруднения, придумал сказку, связал в своем воображении несколько предметов окружающего мира, - значит можно сказать с уверенностью, что ребенок научился мыслить»  [4, с.157]. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

         Как подлинный гуманист Василий Александрович  Сухомлинский прекрасно понимал  и постоянно отстаивал значимость всесторонности и гармоничности  в развитии личности. Центральный  стержень, без которого немыслима  гармоничная, всесторонне развитая личность, по убеждению педагога, —  это человечность в человеке. Именно к этому стержню привязывает  он все, что приобретается ребенком в жизни вообще и в школе  в частности. «Без нравственной чистоты  теряет смысл все — образование, духовное богатство, трудовое мастерство, физическое совершенство».[5] 

         Сказка  – непревзойденное творение, созданное народной мудростью. В ней заключены неиссякаемая фантазия и мудрость, основы нравственности и духовности, этики, гуманизма, толерантности. Жизнь человека без них была бы лишена главного источника оптимизма и жизнелюбия – надежды и веры в чудо. В этом и заключается основная сила сказки – научить начинающего человека верить в чудо, доброту, справедливость, ум. Воспитательная, образовательная и развивательная ценность сказки неисчерпаема. Сегодня ученые изучают педагогические, психические, медитативные свойства и возможности сказок. Никакие компьютерные забавы не смогут заменить сказку. Она может в увлекательной, одновременно доступной форме показать ребенку окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы. Дает возможность «примерять» на себя чужие судьбы и переживания. Эта уникальная возможность «проиграть» жизненную ситуацию без вреда для собственной жизни ставит сказку в ряд самых эффективных способов воспитательно-образовательной работы с детьми. В настоящее время в психолого-педагогической литературе остается актуальным вопрос о значении восприятия и переживания сказки для психического развития ребенка, становления его как личности, раскрытия творческого потенциала. 

    СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

    1.  Аникин  В.П. Русская народная сказка/В.П.Аникин – М.: Просвещение, 1977 – 430с.
    2. Никифоров А.И. Сказка, её бытование и носители/А.И.Никифоров – М.: Просвещение, 1930 – 105с
    3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка/С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова - М.: Азбуковник, 1997 – 944с.
    4. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский. – Киев, Радянська школа, 1969
    5. Сухомлинский В. А. Этюды о коммунистическом воспитании // Народное образование. 1967. № 2, № 6. – С.6-10

    Информация о работе Сказка как средство формирования творческого воображения младших учащихся и воспитание у них гуманных чувств в творчестве