Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 21:42, реферат
цель исследования: определить возможности сочинения как одного из основных видов работ по развитию речи младших школьников.
Для достижения обозначенной цели и проверки гипотезы необходимо выполнить следующие задачи:
1. Изучить, проанализировать методическую и педагогическую литературу по проблеме развития речи младших школьников.
2. Обобщить формы, методы, содержание уроков русского языка по написанию сочинений разных видов.
3. Разработать и провести эмпирическое исследование, направленное на определение уровня развития речи у младших школьников.
4.Провести работу по обучению младших школьников написанию сочинений разных видов.
5. Проверить эффективность экспериментальной работы
Введение
Глава 1. Развитие речи у младших школьников
1.1 Уровни развития речи у учащихся
1.2 Формы речи
1.3 Качества речи
1.4 Методы и приемы развития речи у учащихся
1.5 Сочинение как один из видов работ по развитию речи в начальных классах
1.6 Особенности работы над сочинениями некоторых видов
1.7 Выводы по 1 главе
Глава 2. Экспериментальая работа по развитию речи у младших школьников на уроках русского языка на материале обучения сочинениям разных видов
2.1 Диагностика уровня развития речи у школьников вторых классов
2.2 Обучение написанию учениками второго класса сочинений
разных видов
2.3 Определение уровня развития речи по итогам проведения работы по написанию сочинений разных видов
2.4 Выводы по 2 главе
Заключение
Список использованной литературы
Исходя из положения, что развитию школьников, становлению их личности и, следовательно, усвоению знаний в наибольшей мере способствует организация самостоятельной деятельности, связанной с эмоциями, переживаниями, в своей эмпирической работе мы давали возможность детям проявить инициативу, показать свою индивидуальность. Мы использовали систему работы по подготовке и написанию сочинений разных видов, старались вызвать у ребят интерес к работе, проявление эмоционально-оценочного суждения, важного для мотивации речевого творчества. Работали над формированием умения строить в устной форме связные высказывания. Работали над словом, словосочетанием, предложением, составление связных высказываний. Осуществляли обучение по составлению второклассниками текстов - повествований с элементами описания по заданному или коллективно составленному плану; составлению текстов – повествований с элементами описания и рассуждения.
В ходе своего исследования мы пришли к следующему выводу: что развитие речи идет параллельно с развитием личности ребенка. Учащиеся на уроках по написанию сочинений разных видов учатся грамотно излагать свои мысли. Это помогает им быть успешными не только на уроках русского языка и других уроках, но и в жизни в целом. Развитие речи у учащихся процесс управляемый. Нужно одновременно приучать учащихся пользоваться новыми словами, давать возможность учащимся чаще высказываться. Только в этом случае развивающий эффект обучения будет максимальным. Сочинение – это уникальное дидактическое средство развития, воспитания, обучения школьников, развития личности в целом. Для нас несомненно одно: обучение приемам работы над сочинениями разных видов способствует развитию самостоятельного мышления, тогда учащиеся на раннем этапе обучения отчетливо представляют структуру рассуждения, умеют приводить убедительные доказательства, располагать материал последовательно, связывая один аргумент с другим. Кроме того, учитывая возраст младших школьников, следует привлекать к работе различные средства наглядности и рационально использовать их.
В работе была
В основной части нашей работы
мы показали этапы работы над
сочинениями в начальной школе.
Систематическая работа над сочинениями разных видов способствует обогащению словаря, повышению уровня речевой культуры, развитию творческого мышления, совершенствует как письменную, так и устную речь, делает ее правильной, точной, богатой способствует развитию самостоятельности, что обеспечивает высокий уровень развития речи у младших школьников.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Интернет.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
План беседы с учителями начальных классов.
Приложение 2
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
«Работа над сочинением, как средство развития речи».
Сочинение в начальной школе является важнейшим методом воспитания ребенка. На начальной ступени школы все сочинения носят обучающий характер, поэтому отрицательная оценка за них не выставляется и в классный журнал не заносится. Во 2-3 классах за обучающие сочинения выставляется одна отметка – за содержание. В 4 классе оценки выставляются за содержание и грамматику. В журнал оценки выставляются через дробь.
Нормы оценки за сочинения
За содержание:
- оценка «5» ставится за последовательное и логически оправданное раскрытие темы, богатство словаря, правильное речевое оформление. Допустимо не более одной речевой неточности.
- оценка «4» тема раскрыта, но имеются незначительные нарушения в последовательности изложения мысли, отдельные фактические и речевые неточности. Допустимо не более трех речевых неточностей в содержании и построении текста.
- оценка «3» ставится за отклонение от темы (в основном она достоверна, но допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мысли, построении двух-трех предложений), бедность словаря, речевые неточности. Допустимо не более пяти речевых неточностей в содержании и построении текста.
- оценка «2» ставится за несоответствие работы теме, нарушение последовательности изложения мысли, отсутствие между частями текста, бедность словаря. В работе допущено более шести речевых недочетов и ошибок в содержании и построении текста.
За грамотность:
- оценка «5» отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок, допустимо одно - два исправления.
- оценка «4» не более двух орфографических и одной пунктуационной ошибки, одно - два исправления.
- оценка «3» три-пять орфографических и одна - две пунктуационные ошибки, одно – два исправления.
- оценка «2» шесть и более орфографических и три-четыре пунктуационных ошибки, три-четыре исправления.
Приложение 3
Конспекты
уроков.
1.Сочинение-описание «Моя любимая игрушка».
Цель: ознакомление с особенностями описательного текста.
Ход урока.
1.
Наблюдение над особенностями
описательного текста. На доске:
Моя любимая игрушка - заяц. На день рождения
мне подарили зайчика.
Зайчик маленький и очень пушистый. Он
белого цвета с карими глазками и маленьким
розовым носиком. Мой зайчик может сидеть
и лежать.
Я очень люблю играть с ним. Это моя самая
любимая игрушка!
- О чём вы узнали из этого текста?
- Можно ли представить игрушку, которая описывается в тексте?
- На какой вопрос отвечает этот текст? (Какой заяц).
- Как называется такой текст? (Описание).
- Какие признаки, названные в тексте, помогают представить игрушку?
-
Приходилось ли вам в своих
сочинениях использовать
- Послушайте ещё два описания и скажите, зачем они нужны. Автор первого- ученица 2 класса.
«На восьмое марта мне подарили леопарда. Мой леопард маленький, красивый, смешной. Он коричневый, с чёрными пятнами и белым животиком. У него очень смешная мордочка и чёрные усы. Хвост у леопарда не как у всех кошек длинный, а короткий. Он очень мне нравится».
-Второе описание взяли из произведения В.Ф. Одоевского «Городок в табакерке»: «Какая прекрасная табакерка! пестренькая, из черепахи. А что на крышке то! Ворота, башенки, домик, другой, третий, четвёртый, - и счесть нельзя, и все мал мала меньше, и все золотые, а деревья то так же золотые, а листики на них серебряные; а за деревьями встаёт солнышко, и от него розовые лучи расходятся по всему небу».
- Какова же роль описаний в тексте?
2. Постановка учебной задачи.
-
Сегодня мы будем учиться
3. Обсуждение темы и основной мысли сочинения.
- Что значит описать игрушку? На какой вопрос вы должны ответить в сочинении? (Какая игрушка?)
- Что ещё должно быть понятно из вашего описания? (Игрушка любимая).
4. Обсуждение структуры текста.
-
С чего вы начнёте сочинение?
О чём можно сказать в
-
О чём будет основная часть?
(Подробное описание внешности:
-Как закончить сочинение? (Выразить своё
отношение: «Я люблю свою игрушку, потому
что...», «Играть с моей игрушкой - одно
удовольствие!», «Мне нравится моя игрушка»...).
5.
Орфографическая подготовка
6. Сочинение.
7. Проверка.
- Проверь, можно ли по твоему описанию представить игрушку.
-
Проверь, удалось ли тебе
- Проверь, грамотно ли написано сочинение.
2.Сочинение-описание «Моё домашнее животное».
Цели: 1. Повторение особенностей описательного текста, формирование умения отличать описание предмета от других видов текста. 2. Формирование умения строить описание (последовательно и связно описывать); 3. Формирование умения раскрывать тему и основную мысль в сочинении; 4. Формирование умения отбирать материал в соответствии с темой сочинения; 5. Формирование умения использовать прилагательные в описательном тексте.
Задание на дом перед уроком: Нарисуйте своё домашнее животное так, чтобы другому человеку, который не видел его, по рисунку можно было легко представить вашего питомца. Принесите на урок ваш рисунок.
Ход урока.
1.
Повторение особенностей
-
Сейчас я прочту сочинение-
Информация о работе Сочинение как средство развития речи у младших школьников