Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 21:42, реферат
цель исследования: определить возможности сочинения как одного из основных видов работ по развитию речи младших школьников.
Для достижения обозначенной цели и проверки гипотезы необходимо выполнить следующие задачи:
1. Изучить, проанализировать методическую и педагогическую литературу по проблеме развития речи младших школьников.
2. Обобщить формы, методы, содержание уроков русского языка по написанию сочинений разных видов.
3. Разработать и провести эмпирическое исследование, направленное на определение уровня развития речи у младших школьников.
4.Провести работу по обучению младших школьников написанию сочинений разных видов.
5. Проверить эффективность экспериментальной работы
Введение
Глава 1. Развитие речи у младших школьников
1.1 Уровни развития речи у учащихся
1.2 Формы речи
1.3 Качества речи
1.4 Методы и приемы развития речи у учащихся
1.5 Сочинение как один из видов работ по развитию речи в начальных классах
1.6 Особенности работы над сочинениями некоторых видов
1.7 Выводы по 1 главе
Глава 2. Экспериментальая работа по развитию речи у младших школьников на уроках русского языка на материале обучения сочинениям разных видов
2.1 Диагностика уровня развития речи у школьников вторых классов
2.2 Обучение написанию учениками второго класса сочинений
разных видов
2.3 Определение уровня развития речи по итогам проведения работы по написанию сочинений разных видов
2.4 Выводы по 2 главе
Заключение
Список использованной литературы
Результаты констатирующего эксперимента
Класс |
Умения |
Умение строить описание |
Умение раскрывать тему и основную мысль в сочинении |
Умение отбирать материал в соответствии с темой сочинения |
Уровни развития умений | ||||
Экспериментальный класс 2 «А» |
Высокий |
59% |
53% |
53% |
Средний |
35% |
35% |
29% | |
Низкий |
6% |
12% |
18% | |
Контрольный класс 2 «Б» |
Высокий |
55% |
50% |
45% |
Средний |
35% |
35% |
27% | |
Низкий |
10% |
15% |
28% |
Результаты анализа уровня
Примеры детских сочинений (
«Моя любимая игрушка - мама-зайчиха. Мне подарили зайчиху на Новый год. Она была в сарафане. Сарафан был красный, жёлтый, багровый. Был и фартук. Он был похож на радугу. Сарафан, фартук, всё хорошо. Но нет чего-то. Я забыла про бант. Он красивый. Я полюбила её».
Из сочинения видно, что
2. Сутямов Денис.
«Моя любимая игрушка - человек-паук.
Мне купили человека-паука.
Он красиво раскрашен, на груди - паук.
Одет в красные сапоги. Выпускает паутину
длиной в 4 метра. Мы с братом играем в наших
пауков.
В руках он держит автомат, сзади у него
портфель, в портфеле у него фонарик, лодка,
подводное снаряжение, подводная лодка.
Мне нравится моя игрушка».
Денис очень непоследовательно
строит описание основной
Рассматриваемые речевые
Примеры детских сочинений (контрольный класс):
1. Вова Кочетков.
«Моя любимая игрушка - акулка.
На 23 февраля мама мне подарила
игрушечную акулку. Она очень
красиво раскрашена в синий
цвет.
Когда ты отодвинешь плавник назад, она
откроет рот, а когда отодвинешь плавник
вперёд, она его закроет. Мне она очень
нравится, играть с ней одно удовольствие».
В сочинении у Вовы два
2.Куваева Ирина .
«Моя любимая
игрушка - Король лев. Мне подарили на
8 марта игрушечного льва. Я его
назвала Король лев. Львиный рост
8 см. Однажды мы пошли гулять. Была
зима. Я построила ему дом из
снега.
Я его очень люблю, потому что он коричневый
да ещё король. Он ещё у меня умеет рисовать
своей коричневой кистью. Рисует он хорошо.
А когда нарисует, улыбается. Мы очень
дружим».
Ирина крайне разрозненно
Рассматриваемые речевые
умения в контрольном классе сформированы
на высоком уровне у 1/2 учащихся класса;
на среднем уровне - у 1/3, а на низком - примерно
у 1/4 класса.
Мы предположили, что
повысить уровень развития речевых умений
будет возможно при обучении детей написанию
сочинений разных видов.
С целью проверки этого предположения
был проведён формирующий этап исследования.
2.2 Обучение написанию учениками второго класса
сочинений разных видов.
После получения результатов
Формирующий эксперимент
На формирующем этапе
Темы экспериментальных уроков:
1. Моё домашнее животное.
2. Мой лучший друг.
3. Сочинение по серии картинок «На горке».
4.
Сочинение по картине А.А.
Цели этих уроков одинаковые:
сформировать речевые умения
младших школьников при помощи
работы с сочинением разных
видов. Вот по какому плану
проходила работа над
Ход урока.
1.
Повторение особенностей
-
Сейчас я прочту сочинение-
- О чём вы узнали из этого текста?
- Можно ли представить домашнее животное, которое описывается в тексте?
- На какой вопрос отвечает этот текст? (Какое домашнее животное).
-
Какие признаки, названные в тексте,
помогают представить домашнее
животное?
- Какова роль описаний в тексте?
- А теперь послушайте 2 текста и определите, какой из них является описанием животного, а какой - нет.
«У меня есть котёнок. Его зовут Стёпка. Прошлым летом мы ездили на дачу. Там Стёпка очень много гулял. Однажды он долго не возвращался со своей прогулки. Мы уже начали его искать, но вдруг он появился в траве. В зубах он нёс настоящую мышку. Мы очень удивились, что такому маленькому котёнку удалось поймать мышку. А теперь Стёпка подрос, и этим летом поймает много мышей!»
«У
меня есть рыбка. Она появилась у
меня давно. Когда мне было 4 года,
её купили на рынке. Рыбка очень красивая:
небольшая, с маленьким хвостом,
оранжевого цвета. Она живёт в
аквариуме в ракушке. В аквариуме
много воды, и у неё большое
пространство, чтобы плавать. Плавает
рыбка быстро.
Я очень её люблю и забочусь о ней».
-
Какой текст является
- А первый? (Это описание события).
2. Постановка учебной задачи.
-
Сегодня вы будете учиться
описывать домашнее животное. В
этом вам помогут ваши рисунки.
3. Обсуждение темы и основной мысли сочинения. (Формирование умения раскрывать тему и основную мысль в сочинении).
-
Что значит описать домашнее
животное? На какой вопрос вы
должны ответить в своём
- Что мы сейчас определили? (Тему сочинения).
- Посмотрите на свои рисунки и скажите, помогают ли они ответить на вопрос «Какой мой кот, рыбка, черепаха, собака, хомяк?».
-
Что ещё должно быть понятно
из вашего описания? (Что животное
любимое).
- А что мы теперь определили? (Основную
мысль сочинения).
-
Посмотрите на рисунки. Из них
понятно, что вы любите своих
питомцев?
- Когда вы будете раскрывать тему и основную
мысль в вашем сочинении, т. е. отвечать
на вопросы какой, какая, какое? и выражать
своё отношение, вам нужно будет внимательно
посмотреть на ваши рисунки, они вам помогут.
4.
Обсуждение структуры текста. (Формирование
умения строить описание (последовательно
и связно описывать) и
- Вспомните, из каких частей состоит описание?
- С чего вы начнёте сочинение? О чём можно сказать в водной части? (Как и когда домашнее животное появилось в доме, как его зовут).
- Какая будет следующая часть? (Основная).
-
Что должно быть в основной
части? (Описание домашнего животного)
- Посмотрите на свои рисунки, как можно написать про вашего любимца? (Можно описать внешность, повадки; написать, что он любит или не любит, где спит, где ест, с чем любит играть…).
-
Глядя на рисунки, скажите,
как именно вы опишите
-
Какие части тела можно
- Вспомните, какие повадки у ваших домашних животных? Взгляните на рисунки, у кого по рисунку видно, какие повадки, любимые занятия они имеют? Как это можно описать? («Мой попугай любит сидеть на столе», «Моя кошка любит наблюдать за воронами в окно», «Моя собака любит играть с мячиком»…).
-
Как закончить сочинение? (Выразить
своё отношение).
- Посмотрите на ваши рисунки. Можно ли
по ним определить, как вы относитесь к
вашим домашним животным?
-
Какими словами это можно
5.
Наблюдение над ролью имён
прилагательных в описании и
обсуждение речевого
-
Послушайте 2 описания и скажите,
чем они отличаются друг от
друга:
«Мне подарили хомяка на день рождения.
Сначала он всего боялся, а потом, когда
понял, что это его дом, стал крутить колесо.
Он много ел. Когда он ел у него раздувались
щёки. Я люблю своего хомяка».
«Однажды папа принёс в дом маленького котёнка. Мы его назвали Ласка, потому что он был очень добрый и ласковый. Ласка вся белая с чёрным пятнышком на груди. На лапках у неё - розовые подушечки. Мордочка у Ласки приветливая, добрая с большими зелёными глазами, розовым носиком и длинными усами. Она любит играть с мячиком и спать, свернувшись клубочком. Я очень люблю мою ласковую кошку».
-
Кого вы представили себе
-
Какие части речи делает
- Посмотрите на свои рисунки и назовите
те прилагательные, которые вы будете
использовать в описании.
6.
Орфографическая подготовка
7.
Сочинение. - Теперь можно приступить
к написанию сочинения. Не
8. Проверка. - Проверь, можно ли по твоему описанию представить твоего любимца. Какие слова тебе в этом помогли?
Информация о работе Сочинение как средство развития речи у младших школьников