Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2015 в 14:15, дипломная работа
В условиях современного мира особое значение имеет проблема социализации детей в обществе - выбор профессии, определение идеалов, личностное становление, но особо это проблема стоит перед детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми которые изначально «не такие как все». Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья заключается в принятии таких детей в общество, чтобы они могли приобрести определенные ценности и нормы поведения необходимые для комфортного существования в социуме.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Глава Дети с ОВЗ и их категории……………………………………….4
2 Глава Организация внеурочной деятельности детей с ОВЗ…………10
Заключение…………………………………………………………………….22
Литература…………………………………………
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования города Москвы
«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Шабунина Ольга Сергеевна
(МБОУ школа № 71, Кемеровская область, Прокопьевск)
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Социализация детей младшего школьного возраста с ОВЗ
через внеурочную деятельность.
по программе повышения квалификации
для руководителей и специалистов ПМПК,
реализуемой в рамках обучающих мероприятий
Государственной программы «Доступная среда»
2014 год
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Глава Дети с ОВЗ и их категории……………………………………….4
2 Глава Организация внеурочной деятельности детей с ОВЗ…………10
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
В условиях современного мира особое значение имеет проблема социализации детей в обществе - выбор профессии, определение идеалов, личностное становление, но особо это проблема стоит перед детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми которые изначально «не такие как все». Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья заключается в принятии таких детей в общество, чтобы они могли приобрести определенные ценности и нормы поведения необходимые для комфортного существования в социуме.
Одним из условий успешной социализации детей с ОВЗ является подготовка их к самостоятельной жизни, поддержка и оказание им помощи при вступлении во «взрослую жизнь». Следует также отметить, что развитие личности и познавательной деятельности детей с ОВЗ отличается от развития здоровых детей и имеет свои психологические особенности, которые нужно учитывать.
В связи с этим процесс социализации детей с ОВЗ необходимо начинать уже в школе, где дети помимо учебных знаний получают навыки общения, сотрудничества, воспитывают толерантность, приобретают ценности и нравственные понятия, выбирают будущую профессию.
В нашей школе существуют различные формы и способы работы, направленные на социализацию детей, в том числе и детей с ОВЗ, но одним из приоритетных направлений является внеурочная деятельность.
ДЕТИ С ОВЗ ИХ КАТЕГОРИИ
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) – это дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
В основе педагогической классификации таких нарушений лежит характер особых образовательных потребностей детей с нарушениями в развитии и степень нарушения.
Различают следующие категории детей с нарушениями в развитии:
Педагогическая классификация детей с недостатками слуха, разработанная Р.М. Боскис, построена на критериях, учитывающих своеобразие развития детей с отклонениями в функции слухового анализатора. Р. М. Боскис выделила 2 основные группы детей с недостатками слуха – глухие и слабослышащие.
В зависимости от речевого развития выделяют 2 группы слабослышащих детей:
Слабослышащие, которые обладают относительно развитой речью с небольшими недостатками;
Среди глухих также выделяют 2 группы детей в зависимости от времени возникновения дефекта:
Функциональные
– самые легкие из существующих нарушений.
К ним относят косоглазие и амблиопию
(катаракта, помутнение роговицы, дальнозоркость, близорукость,
Органические – нарушения, касающиеся структуры глаза и других отделов зрительной системы, которые приводят к плохому зрению, остаточному зрению и полной слепоте. К таким состояниям приводят заболевания зрительного нерва и сетчатки, нарушения оптического аппарата глаза и аномалии рефракции глаз, к которым относят миопию, гиперметропию и астигматизм.
3) дети с нарушениями речи;
Речевые нарушения можно разделить на четыре основных вида:
• нарушение звукопроизношения;
• нарушение ритма и темпа речи;
• расстройства речи, связанные с нарушением слуха;
• недоразвитие речи или утрата ранее имевшейся речи.
4)дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети);
5) дети с задержкой психического развития (ЗПР);
В. В. Лебединский (2003) выделяет шесть основных видов нарушений психического развития у детей:
6) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП);
Отмечают различные виды патологии опорно-двигательного аппарата.
7) дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы (неврозоподобные и
невротические синдромы).
8) дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений).
Общие принципы и правила коррекционной работы:
1. Индивидуальный
подход к каждому ученику.
2. Предотвращение наступления
утомления, используя для этого разнообразные
средства (чередование умственной и практической
деятельности, преподнесение материала
небольшими дозами, использование интересного
и красочного дидактического материала
и средств наглядности).
3. Использование методов,
активизирующих познавательную деятельность
учащихся, развивающих их устную и письменную
речь и формирующих необходимые учебные
навыки.
4. Проявление педагогического
такта. Постоянное поощрение за
малейшие успехи, своевременная
и тактическая помощь каждому
ребёнку, развитие в нём веры
в собственные силы и
Эффективными приемами
коррекционного воздействия на эмоциональную
и познавательную сферу детей с отклонениями
в развитии являются:
- игровые ситуации;
- дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов;
- игровые тренинги,
способствующие развитию
- психогимнастика
и релаксация, позволяющие снять мышечные
спазмы и зажимы, особенно в области лица
и кистей рук.
У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя.
Включение активных методов обучения в образовательный процесс позволяет создать такую среду, как на уроке, так и во внеклассной деятельности, в том числе и для детей с ОВЗ.
Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ можно использовать следующие активные методы и приёмы обучения и воспитания:
1. Использование
сигнальных карточек при
2. Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т. д.Детям очень нравится соревновательный момент в ходе выполнения данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других.
3. Узелки на память(составление,
запись и вывешивание на доску основных
моментов изучения темы, выводов, которые
нужно запомнить).
Данный приём можно
использовать в конце изучения темы –
для закрепления, подведения итогов; в
ходе изучения материала – для оказания
помощи при выполнении заданий.
4. Восприятие материала
на определённом этапе занятия с закрытыми
глазами используется для развития слухового
восприятия, внимания и памяти; переключения
эмоционального состояния детей в ходе
занятия; для настроя детей на занятие
после активной деятельности (после урока
физкультуры), после выполнения задания
повышенной трудности и т. д.
5.Использование презентации
и фрагментов презентации по ходу занятия.
Внедрение современных
компьютерных технологий в школьную практику
позволяет сделать работу учителя более
продуктивной и эффективной. Использование
ИКТ органично дополняет традиционные
формы работы, расширяя возможности организации
взаимодействия учителя с другими участниками
образовательного процесса.
Использование программы
создания презентаций представляется
очень удобным. На слайдах можно разместить
необходимый картинный материал, цифровые
фотографии, тексты; можно добавить музыкальное
и голосовое сопровождение к демонстрации
презентации. При такой организации материала
включаются три вида памяти детей: зрительная,
слуховая, моторная. Это позволяет сформировать
устойчивые визуально-кинестетические
и визуально-аудиальные условно-рефлекторные
связи центральной нервной системы. В
процессе коррекционной работы на их основе
у детей формируются правильные речевые
навыки, а в дальнейшем и самоконтроль
за своей речью. Мультимедийные презентации
привносят эффект наглядности в занятие,
повышают мотивационную активность, способствуют
более тесной взаимосвязи учителя-логопеда
и ребёнка. Благодаря последовательному
появлению изображений на экране, дети
имеют возможность выполнять упражнения
более внимательно и в полном объеме. Использование
анимации и сюрпризных моментов делает
коррекционный процесс интересным и выразительным.
Дети получают одобрение не только от
логопеда, но и со стороны компьютера в
виде картинок-призов, сопровождающихся
звуковым оформлением.
6. Использование картинного
материала для смены вида деятельности
в ходе занятия, развития зрительного
восприятия, внимания и памяти, активизации
словарного запаса, развития связной речи.
7. Активные методы рефлексии.