Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2015 в 14:15, дипломная работа
В условиях современного мира особое значение имеет проблема социализации детей в обществе - выбор профессии, определение идеалов, личностное становление, но особо это проблема стоит перед детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми которые изначально «не такие как все». Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья заключается в принятии таких детей в общество, чтобы они могли приобрести определенные ценности и нормы поведения необходимые для комфортного существования в социуме.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Глава Дети с ОВЗ и их категории……………………………………….4
2 Глава Организация внеурочной деятельности детей с ОВЗ…………10
Заключение…………………………………………………………………….22
Литература…………………………………………
Организация внеурочной деятельности
детей с ОВЗ
Одним из ключевых задач развития образования, определенных инициативой «Наша новая школа», является создание условий не только для полноценного включения учащихся в образовательной пространство, но и создание условий для успешной социализации детей с ОВЗ.
Как учить детей нам хотя бы теоретически все понятно, хотя на практике встречается целый ряд проблем и внештатных ситуаций. Начиная с простого не выхода ребенка на урок или отсутствия хорошей связи сети Интернет, до психологических проблем и не желания учиться.
Обучение
и воспитание это единый
Внеурочная деятельность — понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Согласно ФГОС организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.
Внеурочная деятельность
должна быть ориентирована на
воспитательные результаты. В процессе
дистанционного обучения
Знакомство
с педагогической и научно-
развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся с помощью средств информационных технологий;
удовлетворение интересов и запросов обучающихся, связанных с изучением и применением информационных технологий, формирование у обучающихся мировоззрения открытого информационного общества;
формирование самостоятельного приобретения знаний с помощью средств информационных технологий;
подготовка личности "информационного общества".
В соответствии с указанными целями, определены основные задачи внеурочной деятельности обучающихся, осуществляемой с помощью информационных технологий:
В качестве главного целевого ориентира рассматривается содействие интеллектуальному и духовно-нравственному развитию личности школьников, становлению и проявлению их индивидуальности, накоплению субъектного опыта участия и организации индивидуальной и совместной деятельности по познанию и преобразованию самих себя и окружающей действительности.
Исходя из перечисленных целей и задач, можно выделить функции внеурочной деятельности обучающихся, основанной на применении информационных технологий.
К ним относятся:
Функция социализации - освоение обучаемым социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни в информационном обществе;
Функция самореализации - самоопределение ребенка в информационной, социальной и культурной сферах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие;
Контролирующая – проведение рефлексии, оценивание эффективности деятельности за определенный период времени.
К общим требованиям к содержанию внеурочной деятельности обучающихся можно отнести следующие особенности:
Виды и формы внеурочной деятельности:
Содержание занятий должно формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей).
Традиционно одним из направлений в этой работе являются классные часы, которые распределены по трем направлениям:
Первое направление «Духовно- нравственные ценности».Тема духовно-нравственных ценностей одна из проблемных тем для детей с ОВЗ т.к. чаще всего такие дети проживают в малообеспеченных, неблагополучных семьях, семьях стоящих на учёте в КДН, ОДН, а сами дети относятся к группе риска. Не о каких духовно-нравственных ценностях в таких семьях не говорят, а тем более их не воспитывают. Для своих детей я провела классный час «Мои семейные реликвии». Чтобы это было интересно, познавательно, мы познакомились с реликвиями нашей школы, побывали в музее, ребятам было дано задание: узнать у родителей, бабушек, дедушек, какие существуют обычаи, обряды именно в их семье, приготовили презентацию о каждой семье. Старались найти вещь, которая действительно передаётся по наследству, а если не получалось то историю придумывали сами. В результате дети пришли к выводу, что нужно ценить вещи, придавать значение мелочам, нужно знать свою родословную.
Также проведены классные часы, посвященные нашей Родине, это «Славные сыны нашего Отечества», «Я - россиянин». Они направлены на воспитание любви к своей стране, патриотизма, ответственности за своё будущее.
Второе направление классных часов – спортивно - оздоровительное. Здесь тоже можно выделить проблему: условия, в которых проживает большая часть детей, приводят к тому, что дети курят, распивают спиртные напитки уже с раннего возраста, поэтому классные часы: «Что значит быть здоровым человеком», «Шалости и травмы», « Чем можно отравиться», «Закаляйся, если хочешь быть здоров» и другие были направлены на профилактику ЗОЖ.
Я считаю, что успешной социализации детей помогают и коллективно-творческие дела. Были проведены такие классные часы: «Об обидах и причинах обид», « О тех, кого мы любим», «Эгоисты. Кто они такие?». Это серия классных часов направлена на сплоченность коллектива, налаживание взаимоотношений в классе, понимание своей значимости в общем деле, так как все дела мы делаем сообща. Каждый ребенок старается внести свою лепту, хоть как- то поучаствовать.
Следующее направление внеурочной деятельности - это кружки и секции. Кружки «Бисероплетение», «Рукоделие», «Хозяюшка», «Радуга красок», «Драматический» и другие проходят в нашей школе. Их цель – развивать познавательный интерес, готовить к выбору будущей профессии, воспитывать аккуратность, бережливость, эстетический вкус, умение общаться, трудолюбие, выступать перед зрителями.
Хорошим способом развития социализации детей является проектная деятельность, которая развивает не только навыки проектирования, но и учит детей выступать на публике, защищать свою идею, нести ответственность за полученный результат. Работая над проектом, у детей повышается мотивация, так как они видят результат своего труда.
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
РАВНЫЕ
ПРАВА — РАВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
Инвалидность — одна из человеческих особенностей̆, и чем больше мы будем о ней̆ знать, тем лучше мы сможем понимать людей̆, чьи возможности ограничены
В моем классе 2 ребенка с ОВЗ: один плохо слышит, у другого- ДЦП. Ребята в классе к этим детям хорошо относятся, но не всегда проникаются их проблемами. Поэтому я решила организовать данный проект. В рамках программы внеурочной деятельности «Правовой навигатор».
Цель программы внеурочной деятельности - обучение детей и родителей общаться с другими людьми, познанию себя и окружающих, воспитание чувства собственного достоинства, терпимости, доброжелательности к людям разных национальностей и разных физических возможностей.
Основные направления воспитательной работы
- Общеинтеллектуальное
- Спортивно-оздоровительное
- Общекультурное
- Духовно-нравственное
- Социальное
Цель проекта – обратить внимание на проблемы людей с ограниченными возможностями здоровья и внести свой вклад в решение данной проблемы
Задачи:
Принципы осуществления проекта:
Диалогизация образовательного пространства и опора на сотрудничество как ведущий тип взаимодействия.
Создание условий для вовлечения участников программы в деятельность, в результате которой формируют толерантные установки. Отсутствие морализаторства и назидательности.
Ориентация на ситуацию в обществе вообще и на жизненные ситуации взаимодействия участников программы с миром, отсутствие расхождения слова и дела.
Независимо от позиции мировоззрения, уважительное отношение (не обязательно соглашаясь) к личности всех участников проекта.
Создание условий для рефлексии участников программы, произошедших с ним изменений и анализа складывающихся отношений.
Реализация проекта
Проект реализуется в несколько этапов в течение всего года:
На первом этапе происходит знакомство учащихся с особенностями детей с ограниченными возможностями, инвалидами.
На втором этапе создаются условия для выражения учащимися, своего отношения к проблемам людей с ограниченными возможностями здоровья.
На третьем этапе создаются условия для использования полученных на первом и втором этапах знаний.
Критерии оценки реализации проекта:
Результат первого этапа – наличие знаний о проблемах людей с ограниченными возможностями у учащихся.
Мероприятия, направленные на выявление уровня знаний:
-анкетирование учащихся ;
-анализ уровня знаний.
-расширение информационного поля по проблеме инвалидности
Результат второго этапа – наличие отношения к проблемам инвалидов у учащихся.
Мероприятия, направленные на выявление отношения к проблеме толерантности:
-проведение конкурсов по данной тематике;
деловые игры по теме, интерактивные беседы;
-создание условий для
появления проектов и
Результат третьего этапа – сформированные установки
Мероприятия, направленные на выявление уровня овладения способами взаимодействия с людьми ограниченными возможностями и инвалидами, их эффективность: