Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 19:43, доклад
Работа социального педагога в микрорайоне должна начинаться с организации свободного времени дошкольников, развития их задатков и способностей в силу следующих обстоятельств:
1. Формирование личности, воспитание ребенка происходят не только в семье, школе, но и во дворе, среди сверстников;
2. В школе и семье ребенок подчиняется установленным правилам поведения, а на улице, во дворе — находится вне такого контроля и этот неуправляемый процесс развития может играть приоритетную роль.
Тема «Социализация и воспитание детей в детском общественном объединении»
1.Разработать программу
изучения воспитательного
1.1 Подготовить аннотированный
список педагогической
1. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие. СПб.,2004
2. Диагностика межличностных отношений подростков и старшеклассников. Методические рекомендации. Сгурская Л.В., Тамарский Г.С.-Калининград, 2003
Межличностные взаимоотношения
учащихся в классе изучаются с
помощью различных методов. Некоторые
из них, позволяющие определить характер взаимоотношений в процессе обучения
между одноклассниками, учителями и учениками,
родителями и их детьми, представлены
в данных рекомендациях.
3. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и
методика воспитания.- М.,2000
В учебном пособии
на основе анализа различных подходов к изучению проблем
воспитания, обобщения результатов исследований,
проведенных авторами, раскрываются теоретические
основы и методика воспитания молодежи.
Вопросы теории и методики воспитания
рассматриваются на современной методологической
основе с учетом передового педагогического
опыта.
Учебное пособие является наиболее комплексным и систематичным изложением социально-психологических методов диагностики развития личности и малых групп. Особое отличие инструментов исследования - их апробированность в российской психологической науке и надежность в использовании.
5. Фомина А.Б., Фомин Н.С. Воспитательная работа в детских общественных объединениях в современных условиях. Учебно-методическое пособие. – М., 2007.
1.2. Составить карту комплекса методов и методик изучения
Методы/Методики |
Описание |
|
|
|
|
Методики изучения объединения по интересам в ОУ |
|
1.3. Разработать программу изучения
Пояснительная записка
Образовательное учреждение (дошкольное, школьное, внешкольное) – особая педагогически организованная социальная среда, в которой ребенок объект и субъект процессов обучения, воспитания, личностного развития. Семья – специфическая социальная среда, зона ближайшего развития ребенка, в которой определяющим фактором влияния являются взрослые-родители. Особыми социальными средами, способными влиять на становящуюся личность являются: информационные пространства, культурные, спортивные центры-комплексы и другие. Наряду с позитивно организованными государственными структурами социальной среды значительную роль в развитии личности ребенка играют общественные сообщества, создающиеся на принципах самодеятельности, добровольности детей и взрослых, общности интересов, возрастных и индивидуальных запросов и потребностей.
Главной особенностью «общественных»
детских сообществ как
Воспитательный коллектив объективно является микросредой, где происходит процесс организованной и управляемой социализации ребенка. Жизнедеятельность коллектива обеспечивает переживание его членам определенных социальных ролей, выступая базой накопления ими социального опыта, сферой самореализации и самоутверждения, т. е. создает возможности для развития ребенка. Воспитательный коллектив - микрофактор целенаправленной социализации, воспитания личности. Следовательно, он определенным образом и в определенной мере влияет на реализацию целей социализации в целом и целей воспитания в частности. Мера влияния коллектива на реализацию целей зависит от многих условий, но в качестве доминирующих можно назвать следующие: уровень развития коллектива, его зрелость как сообщества взаимодействующих друг с другом личностей и значимость, ценность коллектива сверстников для ребенка.
Объект исследования: влияние коллектива детского общественного объединения на развитие ребенка.
Предмет исследования: социализирующее, воспитательное влияние коллектива детского общественного объединения на ребенка.
Цель исследования: изучить воспитательное влияние коллектива кружка по интересам на развитие ребенка.
Задачи исследования.
Методы: наблюдение, беседа, анализ, синтез, тестирование, анкетирование.
Содержание программы:
I этап. Диагностический
Направление деятельности:
-Собрать данные об объединении по интересам в образовательном учреждении
-Выявить влияние коллектива кружка на ребенка
-Описать влияние коллектива на развитие ребенка
Направление деятельности:
- выявить активность самого ребенка (соответственно возрасту) в определении цели, содержания, организации функционирования сообщества-объединения;
- определить позитивное взаимоотношение (детей-детей и детей-взрослых), общением как важной потребностью социального развития ребенка;
- изучить демократичность органи
Форма фиксации результата: акты проведения бесед, аналитическая записка.
II этап. Обработка информации.
Задача: систематизировать полученную информацию
Направление деятельности:
- объединение полученной информации;
- анализ полученных данных;
Методы: наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование.
Форма фиксации результата: оформление таблиц.
III этап. Подведение итогов.
Задача: интерпретировать и объяснить полученную информацию.
Направление деятельности:
-формулирование выводов
на основании полученных
- обобщение полученных данных.
Методы: анализ, синтез.
Форма фиксации результата: характеристика влияния коллектива на развитие ребенка
2. Разработать проект формирования социально активной позиции
старшеклассника в условиях
общественного объединения
Название проекта: Мы выбираем здоровый образ жизни!
Обоснование проекта: данный социальный проект направлен изменить существующее отношение к своему здоровью среди молодого поколения через пропаганду здорового образа жизни, возможность практически повлиять на осознанный выбор в пользу здорового образа жизни, жизненные установки и ценностные ориентиры.
Участники: Старшеклассники, педагоги.
Здоровье молодых людей является высокой духовной и социальной ценностью. Подростки и молодежь наиболее подвержены социально-значимым заболеваниям, из-за отсутствия конкретных знаний, бытующих мифов среди молодежи о вредных привычках, низкого уровня информационной осведомленности.
Необходимо понимание важности современных проблем, связанных с ростом социально-значимых заболеваний, табакокурения, наркомании, алкоголизма и других не менее опасных заболеваний.
Цель проекта: повышение ценности здорового образа жизни среди молодежи, через вовлечение молодых людей в занятия спортом, участие в культурно-массовых мероприятиях и формирование активной жизненной позиции.
Задачи проекта:
1) Создание программы, направленной на
позитивное изменение у молодых людей
отношения к своему здоровью и отказ от
вредных привычек.
2) Организация волонтёрского движения,
для реализации данной программы.
3) Создание условий для эффективного взаимодействия
с органами власти и другими структурами,
работающими с молодежью с целью проведения
эффективной работы в области профилактики
социально-негативных проявлений в молодежной
среде;
Реализация проекта
может осуществляться различными путями:
1) Профилактика наркомании и пропаганда
здорового образа жизни, тренинг – семинар.
2) Программа по профилактике курения.
3) Тренинг «Моя карьера»
4) Комплекс акций и мероприятий
Прогнозируемые
результаты:
- информирование подростков о современной
проблеме наркомании,
- формирование негативного отношения
к данному явлению как способ предотвращения
возможных проблем, с ним связанных,
- популяризация здорового образа жизни
и ценности личности человека,
- формирование уверенности в себе и ответственного
отношения к своему здоровью.
3. Разработать модель взаимодействия социального педагога школы с неформальным объединением подростков.
Социальному педагогу в работе с подростком из неформального объединения необходимо:
✓ знать особенности каждой группы, каждого подростка;
✓ собрать данные о существующих группах в городе, поселке, районе;
✓ выяснить интересы членов группы, их культурный уровень, идеалы, убеждения, стремления;
✓ определить структуру групп, правила приема в них, характер лидерства, отношение членов группы к обществу;
✓ помнить о необходимости индивидуального подхода к каждому участнику группы, дифференцированного подхода к каждой группе;
✓ найти с этими подростками общий язык;
✓ определить пути создания условий для их самовыражения и самореализации.
Социальный педагог не только должен знать о принадлежности молодых людей к той или иной неформальной группе или объединению, но и может активно влиять на его действия в этом объединении.
4. Спроектировать пути организации социально- полезной деятельности подростков – членов неформального общественного объединения в микрорайоне.
При работе с подростками
неформального общественного
· принять человека, принадлежащего к какой-либо группе, таким, какой он есть;
· по возможности, включить
подростка в разнообразную
· общаться с ним в логике «диалога культур», работая постепенно над формированием отношения, либо позитивного, либо негативного, к тем ценностям, которые он исповедует;
· активно поддержать социально ценные инициативы, приобщая к ним учащихся класса, школы.
Одной из функций социального педагога является работа с неформальными объединениями молодежи. Она заключается в следующем:
· направление энергии подростковых групп на социально ценные дела (обустройство микрорайона, милосердие, восстановление исторических памятников; физическое, духовное, интеллектуальное совершенствование);
· содействие самоутверждению подростков в позитивном движении, в социально полезных организациях, в учреждениях дополнительного образования, из которых подростки приносят в неформальные группы ростки позитивного отношения к окружающему миру.
Тема «Прогнозирование развития социально-педагогических- учреждений в микросреде»
Северный микрорайон (район ФМК, в народе - "Фанера") г.Череповца
Самый молодой район Череповца, он начал строиться в 80-е годы. Но это далеко не самый развитый по уровню жизни микрорайон. Культурный, образовательный, экономический уровень Северного, ниже среднего по Череповцу.
Информация о работе Социализация и воспитание детей в детском общественном объединении