Социализация и воспитание детей в детском общественном объединении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 19:43, доклад

Описание работы

Работа социального педагога в микрорайоне должна начинаться с организации свободного времени дошкольников, развития их задатков и способностей в силу следующих обстоятельств:
1. Формирование личности, воспитание ребенка происходят не только в семье, школе, но и во дворе, среди сверстников;
2. В школе и семье ребенок подчиняется установленным правилам поведения, а на улице, во дворе — находится вне такого контроля и этот неуправляемый процесс развития может играть приоритетную роль.

Файлы: 1 файл

Тема (2).doc

— 114.50 Кб (Скачать файл)

Тема «Социализация  и воспитание детей в детском  общественном объединении»

 

1.Разработать программу  изучения воспитательного влияния  коллектива кружка по интересам  на развитие ребенка

1.1 Подготовить аннотированный  список педагогической литературы  по теме задания

1. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие. СПб.,2004

В книге излагается история развития проблемы социализации ребенка в западной и отечественной  философии, социальной психологии и  педагогике ХХ века, обоснована современная педагогическая концепция процесса социализации, раскрыты психолого-педагогические основы становления социального опыта ребенка, описаны возможности организации воспитания как социализирующего процесса на примере начальной школы

2. Диагностика межличностных отношений подростков и старшеклассников. Методические рекомендации. Сгурская Л.В., Тамарский Г.С.-Калининград, 2003

Межличностные взаимоотношения  учащихся в классе изучаются с  помощью различных методов. Некоторые  из них, позволяющие определить характер взаимоотношений в процессе обучения между одноклассниками, учителями и учениками, родителями и их детьми, представлены в данных рекомендациях.  
3. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания.- М.,2000

В учебном пособии  на основе анализа различных подходов к изучению проблем воспитания, обобщения результатов исследований, проведенных авторами, раскрываются теоретические основы и методика воспитания молодежи. 
Вопросы теории и методики воспитания рассматриваются на современной методологической основе с учетом передового педагогического опыта.

4. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп.- М.,2002

Учебное пособие является наиболее комплексным и систематичным  изложением социально-психологических методов диагностики развития личности и малых групп. Особое отличие инструментов исследования - их апробированность в российской психологической науке и надежность в использовании.

 

5. Фомина А.Б., Фомин Н.С. Воспитательная работа в детских общественных объединениях в современных условиях. Учебно-методическое пособие. – М., 2007.

 

 

 

1.2. Составить карту  комплекса методов и методик  изучения

 

Методы/Методики

Описание

  • Теоретические методы изучения
  • Анализ
  • Синтез
  • Анализ педагогической информации.
  • Эмпирические методы изучения объединения по интересам в ОУ
  • Наблюдение 
  • Беседа 
  • Анкетирование 
  • Тестирование 
  • Изучение опыта

Методики изучения объединения  по интересам в ОУ

  • Методика изучения социализированности (М.И. Рожков)
  • Методика изучения уровня воспитанности учащихся (Н.П. Капустин)
  • Методика изучения мотивов участия школьников в совместной деятельности (Л.В. Байбородова)
  • Методика изучения развития детского коллектива «Какой у нас коллектив» (А.Н. Лутошкин)

 

 

1.3. Разработать программу изучения

Пояснительная записка

Образовательное учреждение (дошкольное, школьное, внешкольное) – особая педагогически организованная социальная среда, в которой ребенок объект и субъект процессов обучения, воспитания, личностного развития. Семья – специфическая социальная среда, зона ближайшего развития ребенка, в которой определяющим фактором влияния являются взрослые-родители. Особыми социальными средами, способными влиять на становящуюся личность являются: информационные пространства, культурные, спортивные центры-комплексы и другие. Наряду с позитивно организованными государственными структурами социальной среды значительную роль в развитии личности ребенка играют общественные сообщества, создающиеся на принципах самодеятельности, добровольности детей и взрослых, общности интересов, возрастных и индивидуальных запросов и потребностей.

Главной особенностью «общественных» детских сообществ как реальностей  социальной среды является то, что  они способны стать пространством  – «зоной» ближайшего актуального  развития ребенка, реализации возрастного природного, генного, индивидуального внутреннего потенциала индивида.

Воспитательный коллектив  объективно является микросредой, где  происходит процесс организованной и управляемой социализации ребенка. Жизнедеятельность коллектива обеспечивает переживание его членам определенных социальных ролей, выступая базой накопления ими социального опыта, сферой самореализации и самоутверждения, т. е. создает возможности для развития ребенка. Воспитательный коллектив - микрофактор целенаправленной социализации, воспитания личности. Следовательно, он определенным образом и в определенной мере влияет на реализацию целей социализации в целом и целей воспитания в частности. Мера влияния коллектива на реализацию целей зависит от многих условий, но в качестве доминирующих можно назвать следующие: уровень развития коллектива, его зрелость как сообщества взаимодействующих друг с другом личностей и значимость, ценность коллектива сверстников для ребенка.

 

Объект  исследования: влияние коллектива детского общественного объединения на развитие ребенка.

Предмет исследования: социализирующее, воспитательное влияние коллектива детского общественного объединения на ребенка.

Цель  исследования: изучить воспитательное влияние коллектива кружка по интересам на развитие ребенка.

Задачи  исследования.

  • Собрать информацию о детском общественном объединении
  • Выявить воспитательное влияние коллектива на развитие ребенка
  • Изучить уровень воспитанности учащихся
  • Систематизировать полученную информацию
  • Проанализировать полученные результаты.

 

Методы: наблюдение, беседа, анализ, синтез, тестирование, анкетирование.

 

 

 

 

 

Содержание  программы:

I этап. Диагностический

  1. Задача: Собрать информацию об объединении по интересам в образовательном учреждении и выявить воспитательное влияние коллектива на развитие ребенка

Направление деятельности:

-Собрать данные  об объединении по интересам в образовательном учреждении

      -Выявить влияние коллектива кружка на ребенка

      -Описать влияние коллектива на развитие ребенка

 

  1. Задача: Изучить уровень воспитанности ребенка и изучение психологической атмосферы в коллективе

Направление деятельности:

- выявить активность самого ребенка (соответственно возрасту) в определении цели, содержания, организации функционирования сообщества-объединения;

- определить позитивное  взаимоотношение (детей-детей и детей-взрослых), общением как важной потребностью социального развития ребенка;

- изучить демократичность организации деятельности объединения (самоорганизация и самоуправление).

 

  • Методы и методики изучения: наблюдение, беседа. Методика изучения социализированности (М.И. Рожков). Методика изучения уровня воспитанности учащихся (Н.П. Капустин). Методика изучения мотивов участия школьников в совместной деятельности (Л.В. Байбородова). Методика изучения развития детского коллектива «Какой у нас коллектив» (А.Н. Лутошкин)

 

Форма фиксации результата: акты проведения бесед, аналитическая записка.

 

II этап. Обработка информации.

Задача: систематизировать полученную информацию

Направление деятельности:

- объединение полученной информации;

- анализ полученных данных;

 

 Методы: наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование.

 Форма фиксации результата: оформление таблиц.

 

III этап. Подведение итогов.

Задача: интерпретировать и объяснить полученную информацию.

Направление деятельности:

-формулирование выводов  на основании полученных данных;

- обобщение полученных  данных.

Методы: анализ, синтез.

 

Форма фиксации результата: характеристика  влияния коллектива на развитие ребенка

 

 

 

2. Разработать проект формирования социально активной позиции

старшеклассника в условиях общественного объединения клубного типа в системе дополнительного  образования

 

 

Название проекта: Мы выбираем здоровый образ жизни!

Обоснование проекта:  данный социальный проект направлен изменить существующее отношение к своему здоровью среди молодого поколения через пропаганду здорового образа жизни, возможность практически повлиять на осознанный выбор в пользу здорового образа жизни, жизненные установки и ценностные ориентиры.

Участники: Старшеклассники, педагоги.

 

Здоровье молодых людей  является высокой духовной и социальной ценностью. Подростки и молодежь наиболее подвержены социально-значимым заболеваниям, из-за отсутствия конкретных знаний, бытующих мифов среди молодежи о вредных привычках, низкого уровня информационной осведомленности.

Необходимо понимание  важности современных проблем, связанных  с ростом социально-значимых заболеваний, табакокурения, наркомании, алкоголизма  и других не менее опасных заболеваний.

Цель проекта:  повышение ценности здорового образа жизни среди молодежи, через вовлечение молодых людей в занятия спортом, участие в культурно-массовых мероприятиях и формирование активной жизненной позиции.

Задачи проекта: 
1) Создание программы, направленной на позитивное изменение у молодых людей отношения к своему здоровью и отказ от вредных привычек. 
2) Организация волонтёрского движения, для реализации данной программы. 
3) Создание условий для эффективного взаимодействия с органами власти и другими структурами, работающими с молодежью с целью проведения эффективной работы в области профилактики социально-негативных проявлений в молодежной среде;

 

Реализация проекта  может осуществляться различными путями: 
1) Профилактика наркомании и пропаганда здорового образа жизни, тренинг – семинар. 
2) Программа по профилактике курения.

3) Тренинг «Моя карьера»

4) Комплекс акций и  мероприятий

 

Прогнозируемые  результаты: 
- информирование подростков о современной проблеме наркомании, 
- формирование негативного отношения к данному явлению как способ предотвращения возможных проблем, с ним связанных, 
- популяризация здорового образа жизни и ценности личности человека, 
- формирование уверенности в себе и ответственного отношения к своему здоровью.

 

3. Разработать модель  взаимодействия социального педагога школы с неформальным объединением подростков.

 

Социальному педагогу в  работе с подростком из неформального  объединения необходимо:

✓ знать особенности каждой группы, каждого подростка;

✓ собрать данные о существующих группах в городе, поселке, районе;

✓ выяснить интересы членов группы, их культурный уровень, идеалы, убеждения, стремления;

✓ определить структуру групп, правила приема в них, характер лидерства, отношение членов группы к обществу;

✓ помнить о необходимости индивидуального подхода к каждому участнику группы, дифференцированного подхода к каждой группе;

✓ найти с этими подростками общий язык;

✓ определить пути создания условий для их самовыражения и самореализации.

 

 


 


 




 



 

 

 

 

 

Социальный педагог  не только должен знать о принадлежности молодых людей к той или иной неформальной группе или объединению, но и может активно влиять на его действия в этом объединении.

 

 

 

4. Спроектировать пути организации социально- полезной деятельности подростков – членов неформального общественного объединения в микрорайоне.

 

При работе с подростками  неформального общественного объединения  необходимо:

 · принять человека, принадлежащего к какой-либо группе, таким, какой он есть;

· по возможности, включить подростка в разнообразную позитивную деятельность коллектива, активно используя его устремления и навыки, полученные в неформальной группе;

· общаться с ним в  логике «диалога культур», работая  постепенно над формированием отношения, либо позитивного, либо негативного, к  тем ценностям, которые он исповедует;

· активно поддержать социально ценные инициативы, приобщая к ним учащихся класса, школы.

Одной из функций социального педагога является работа с неформальными объединениями молодежи. Она заключается в следующем:

· направление энергии  подростковых групп на социально ценные дела (обустройство микрорайона, милосердие, восстановление исторических памятников; физическое, духовное, интеллектуальное совершенствование);

· содействие самоутверждению  подростков в позитивном движении, в социально полезных организациях, в учреждениях дополнительного образования, из которых подростки приносят в неформальные группы ростки позитивного отношения к окружающему миру.

 

Тема «Прогнозирование развития социально-педагогических- учреждений в микросреде»

  1. Анализ деятельности социально- педагогических учреждений в микрорайоне

 

Северный микрорайон (район ФМК, в народе - "Фанера") г.Череповца

Самый молодой район Череповца, он начал строиться в 80-е годы. Но это далеко не самый развитый по уровню жизни микрорайон. Культурный, образовательный, экономический уровень Северного, ниже среднего по Череповцу.

Информация о работе Социализация и воспитание детей в детском общественном объединении