Социальная работа с детьми группы риска в условиях современной школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2015 в 00:05, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы является изучение особенностей организации деятельности школы с детьми группы риска. Из цели работы вытекают следующие задачи:
1. выявить особенности детей из неблагополучных семей; проанализировать причины попадания детей в группу риска;
2. изучить основные формы и методы социально-педагогической работы с детьми группы риска;

Содержание работы

Введение
1. Особенности социализации и адаптации личности в современном обществе
1.1 Понятие и сущность психолого-социально-педагогической адаптации детей
1.2 Особенности детей из социально-неблагополучных семей
2. Социальная поддержка детей группы риска
2.1 Структура социальных служб и учреждений, работающих с детьми группы риска
2.2 Психолого-социально-педагогическая работа с детьми группы риска в условиях школы
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

дипломка.docx

— 82.94 Кб (Скачать файл)

Успешному осуществлению реабилитационной работы с семьей и ребенком способствует соблюдение социальным педагогом еще одного значимого принципа: его тесной связи со специалистами, которые, имея необходимую профессиональную подготовку, оказывают социальному педагогу постоянную психологическую поддержку, консультируют его по различным практическим вопросам.

В настоящее время образовательные учреждения столкнулись с такой проблемой как социализация личности ребенка, в таком важном институте как семья.

Снижение рождаемости, роста числа неполных семей, увеличение числа детей воспитываемых одним родителем (по Российской Федерации – каждый седьмой ребенок), ослабление, а нередко полная утрата семейных связей, высокий уровень разводов и увеличение числа незарегистрированных браков свидетельствует о снижении ценности института семьи.

Ослабление родственных контактов, разрыв связей между поколениями осложняют жизнедеятельность семьи и негативно отражаются на детях. Поэтому, кризисное состояние семьи крайне негативно сказывается на процессе социализации личности подростков.

Проблемы социализации ребенка, подростка часто проявляются в дезадаптации и девиантном поведении несовершеннолетнего. Естественным следствием этого аспекта «маргинальности» подростков становятся увеличение числа детей, зарегистрированных в органах внутренних дел в связи с совершением преступлений.

Асоциальное поведение подростков становится своего рода фундаментом аддиктивного (зависимого) поведения индивида. Такое поведение выражается в стремлении к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния. В этих целях, во-первых, эпизодически и регулярно употребляется какие-либо вещества (алкоголь, табак, наркотики, средства бытовой химии, медикаменты, сладости); во-вторых, внимание постоянно фиксируется на определенных предметах или видах деятельности («запойное» чтение, просмотр теле – и видеофильмов, компьютерные и азартные игры, беспорядочный секс и т.д.), независимо от средства или способа ухода от обыденности, одиночества, эмоциональных, межличностных, материальных проблем, конфликтных ситуаций. Подросток стремится снять напряжение и получить возможность пережить интенсивные позитивные эмоции /17/.

Здесь и должна сыграть свою роль профилактическая работа, направленная на предупреждение аддиктивных проявлений. Поэтому задача семьи и социального учреждения помочь ребенку, подростку преодолеть негативные проявления.

Основную работу социально – педагогической поддержки детей проводит социальный педагог. В условиях низкой обращаемости неблагополучных семей именно за социально-педагогической помощью современные специалисты используют применение такой формы работы с семьей, как патронаж.

Патронаж – это профессиональная подотчетная деятельность, которая позволяет индивидам, семьям и общинам идентифицировать личные, социальные и ситуативные трудности, оказывающие на них отрицательное воздействие.

В нашей стране подобный опыт существует и реализуется педиатрическими службами, территориальными центрами социального обслуживания пенсионеров и инвалидов, общеобразовательными и социальными учреждениями, работающими с детьми и семьей.

Патронаж имеет следующие цели:

1. Диагностические – ознакомление  с условиями жизни, изучение возможных  факторов риска (медицинских, социальных, бытовых); исследование сложившихся  проблемных ситуаций;

2. Контрольные – оценка  состояния семьи и ребенка, динамика  проблем; анализ хода реабилитационных  мероприятий, выполнения родителями  рекомендаций специалистов и  прочее;

3. Адаптационно-реабилитационные  – оказание конкретной образовательной, психологической, посреднической помощи.

Патронажи могут быть единичными или регулярными, в зависимости от выбранной стратегии работы с данной семьей.

Таким образом, патронаж – одна из форм работы социального педагога, представляющая собой посещение клиентов на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно-реабилитационными целями, позволяющая установить и поддерживать длительные связи с клиентом, своевременно выявляя проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь. Раздвигая пространственные и временные рамки взаимодействия, патронаж делает социально-педагогическую деятельность более эффективной.

Важное место в формировании социальной работы с семей занимает консультирование.

Консультация представляет собой взаимодействие между двумя или несколькими людьми, которые служат для оказания помощи консультируемому в решении текущих проблем или при подготовке к предстоящим действиям.

Социальный педагог, работая с семьей, может использовать наиболее распространенные приемы консультирования: эмоциональное заражение, внушение, убеждение, художественные аналогии, мини тренинг и т.д. При этом консультационная беседа может быть наполнена содержанием, и выполнять различные задачи – образовательные, психологические, психолого-педагогические. Эффект консультационной работы во многом определяется успехом на предшествующих этапах цикла помощи тем, какой уровень доверия достигнут во взаимоотношениях между членами семьи и социальным педагогом.

Наряду с консультативными беседами, как правило, индивидуальными, имеющими целью активизировать потенциал отдельных членов семьи, могут применяться групповые методы работы с семьей – тренинги.

Образовательные тренинги направлены, прежде всего, на развитие умений и навыков, которые помогают семьям учиться управлять своей микросредой, ведут к выбору конструктивных жизненных целей и взаимодействия.

Было бы наивным полагать, что осуществление социально-педагогической адаптации с семьей можно провести силами только одного учреждения и специалиста. Как показывает опыт работы многих социальных педагогов и социальных работников в нашей стране, в оказании помощи семье имеющих детей группы риска необходима консолидация всех организаций района, города, села.

Таким образом, в настоящее время существует множество форм и методов социальной работы с детьми группы риска. Существуют большое количество учреждений, направленных на социально-педагогическую и психологическую поддержку детей данной категории. Наиболее распространенными являются учреждения: Центры помощи семьи и детям, психологические службы, психолого-медико-педагогические службы. В Московской области (Люберский и Чеховский районы), была проверена система социально-педагогической поддержки детства, которая экспериментально изучена и отработана. В процессе реформирования политической, социальной и экономической жизни России проблемы детства в настоящее время резко обострились. В настоящий период необходимо создание учреждений нового типа в разных ведомствах, во всех регионах и областях, которые могли бы решать самые разные социально-педагогические и психологические проблемы детей, помогать им, преодолевать трудности социализации и социальной адаптации в современных условиях. Необходима разработка межведомственной программы подготовки к семейной жизни – образование, здравоохранение в образовательных учреждениях, профилактическая работа специалистов всех ведомств по месту жительства. На сегодняшний день наблюдается рост числа внебрачных детей, раннее материнство, рост семейного алкоголизма, наркомании, токсикомании среди родителей, рост правонарушений (родители отбывают наказания в тюрьмах, изоляторах, колониях и так далее, а дети находятся в детских домах). Все эти негативные явления свидетельствуют о том, что состояние семьи в российской обществе имеет отчетливо выраженные черты кризиса, которые отрицательно сказываются на положение детей. Необходимо реформирование и усиление функций отделов по охране прав детей, введение дополнительных штатных единиц в эти отделы, что позволило бы отслеживание положение детей в семье на вверенной им территории. Должна проводиться работа с семьей и родителями по выполнению статей Конституции и Семейного кодекса об ответственности родителей за воспитание детей и заботу о них. С позиций изложенных выше, нужно подходить к решению проблемы построения системы социальной работы с детьми группы риска.

2.2 Психолого-социально-педагогическая  работа с детьми группы риска  в условиях школы

С целью изучения особенностей организации социальной работы в школе с детьми группы риска, в рамках подготовки данного дипломного проекта было проведено исследование.

В данную исследовательскую работу были вовлечены дети группы риска подросткового возраста (11-15 лет), обучающийся в 6-9 классах средней образовательной школы № 15 п. Майский в количестве 35 человек.

Для изучения особенностей детей группы риска и социального статуса их семей была проведена анкета «Определение обобщенного показателя социального благополучия ребенка» (Приложение Б).

В ходе анализа анкет были выявлены следующие социальные характеристики:

Состав семьи: у исследуемых детей 51,4% составили полные семьи, но имеются и семьи, состоящие из многих поколений – 28,5%. Имеются семьи, состоящие в повторном браке –11,4%, а также выявилась семья, в составе которой нет родителей, а только бабушка – 2,9%.

Школьная успеваемость у 46% исследуемых подростков удовлетворительная и у 40% школьников - хорошая. Наряду с успевающими школьниками имеются учащиеся, которые не успевают по нескольким предметам, их 14,3%.

В ходе нашего исследования выяснилось, что забота о здоровье отнюдь не осознаётся как приоритетная жизненная ценность. В системе ценностей - здоровье занимает одно из последних мест. Поэтому 15 учащихся (43%) имеют хронические заболевания, 11 учащихся (31,4%) практически здоровы. У 14,2% подростков имеются отставания в умственном развитии, у 3% - врожденные патологии, нервно-психические заболевания.

Санитарно-жилищные условия жизни семей достаточно хорошие, 60% семей имеют отдельные благоустроенные квартиры и всего 3% живут без удобств.

Доход очень низкий у 31,4% семей, 28,5% семей находятся на грани нищенства и лишь 11,4% семей имеют благополучное материальное положение.

Несмотря на то, что семьи в основном полные, почти все имеют благоустроенные квартиры, уровень социального благополучия семей достаточно низкий. В 40% семей часто происходят ссоры, скандалы, один из родителей склонен к пьянству, хотя у многих доход семьи очень низкий. В семье у 8 подростков (23%) присутствует пьянство, рукоприкладство, что говорит о неблагополучии семьи. Родители 3% подростков состоят на учете с диагнозом алкоголизм, асоциальное поведение и лишь у 6 исследуемых (17,1%) в семье присутствует доброжелательность, атмосфера взаимной поддержки.

Поведение детей в школе у 43% неудовлетворительное, неоднократно были замечены в асоциальном поведении 20% исследуемых, состоят на учете в инспекции по делам несовершеннолетних 11,4% учащихся испытуемых. Вышеперечисленные показатели позволяют отнести данных детей к категории группы риска.

В поселке, где поживают испытуемые не создано досуговое общение по интересам. В связи с этим у 31,4% подростков общение строится на основе пустого времяпрепровождения, 14,2% подростка организовали асоциальные группы с ориентацией на мелкое хулиганство, драки, а 17,1% организовали криминогенные группы, которые состоят на учете в инспекции по делам несовершеннолетних.

В связи с тем, что дети ведут асоциальный образ жизни, только у 31,45% подростков позитивная ориентация в формировании жизненных целей, но представление о путях и средствах их достижения расплывчаты, неопределенны. У 25,8% отсутствуют определенные цели и планы на будущее, а у 29% - жизненные цели явно носят негативный характер, преобладают асоциальные ориентации, отсутствует установка на общественно полезный труд. Интересы подростков ограничены, у большинства детей имеются правонарушения. И лишь у 5,8% подростков четко определены жизненные планы, видится стремление к достижению поставленных целей.

В 49% семей эмоциональное отношение родителей к детям равнодушное, отсутствует забота, дети предоставлены сами себе, что говорит о безнадзорности детей, многие родители относятся к детям как к дополнительной проблеме. В 23% семей для родителей первична собственная жизнь, но отношение к детям доброжелательное, заинтересованное, это в основном семья, состоящая в повторном браке. У 8,5% детей отношения с родителями напряженно-конфликтные, родители применяют различные формы насилия. В 2 семьях (5,8%) эмоциональные отношения родителей с детьми строятся на основе постоянной поддержки, разумной требовательности, демократизме, создана атмосфера доверия.

В связи с данным исследованием особенностей и социального статуса семей можно сделать следующие выводы: среди испытуемых были в основном полные семьи - 51,4%; школьная успеваемость детей - удовлетворительная 46%. Большинство из испытуемых-подростков имеют хронические заболевания - 43%. Санитарно-жилищные условия семьи хорошие. Почти все испытуемые имеют отдельную жилплощадь – 60% семей. Доход семей низкий, что составило 31,4%. Уровень социального благополучия в 40% семей также низкий. В семьях случаются ссоры, скандалы, один из супругов склонен к злоупотреблению спиртных напитков. Поведение у подростков в школе неудовлетворительное. Из-за отсутствия досуговой базы для подростков, общение детей строится на основе пустого времяпрепровождения, отсутствия позитивных целей – 31,4%. В связи с этим жизненные цели детей расплывчаты и неопределенны у большинства испытуемых. Отношение родителей с детьми равнодушные, отсутствует забота о детях, среди детей встречается безнадзорность, дети в семьях воспринимаются как дополнительные проблемы для родителей.

При анализе характеристик конкретного ребенка набор баллов у 87% семей составил ниже 30 баллов, что предполагает принадлежность детей к группе повышенного риска.

Ценностные ориентации – это сложный социально – психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, является составной частью системы отношений личности, определяющей общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам. Система ценностных ориентаций имеет многоуровневую структуру. Вершина её – ценности, связанные с идеалами и жизненными целями личности.

Информация о работе Социальная работа с детьми группы риска в условиях современной школы