Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2015 в 00:05, дипломная работа
Цель дипломной работы является изучение особенностей организации деятельности школы с детьми группы риска. Из цели работы вытекают следующие задачи:
1. выявить особенности детей из неблагополучных семей; проанализировать причины попадания детей в группу риска;
2. изучить основные формы и методы социально-педагогической работы с детьми группы риска;
Введение
1. Особенности социализации и адаптации личности в современном обществе
1.1 Понятие и сущность психолого-социально-педагогической адаптации детей
1.2 Особенности детей из социально-неблагополучных семей
2. Социальная поддержка детей группы риска
2.1 Структура социальных служб и учреждений, работающих с детьми группы риска
2.2 Психолого-социально-педагогическая работа с детьми группы риска в условиях школы
Заключение
Список использованной литературы
Успешному осуществлению реабилитационной работы с семьей и ребенком способствует соблюдение социальным педагогом еще одного значимого принципа: его тесной связи со специалистами, которые, имея необходимую профессиональную подготовку, оказывают социальному педагогу постоянную психологическую поддержку, консультируют его по различным практическим вопросам.
В настоящее время образовательные учреждения столкнулись с такой проблемой как социализация личности ребенка, в таком важном институте как семья.
Снижение рождаемости, роста числа неполных семей, увеличение числа детей воспитываемых одним родителем (по Российской Федерации – каждый седьмой ребенок), ослабление, а нередко полная утрата семейных связей, высокий уровень разводов и увеличение числа незарегистрированных браков свидетельствует о снижении ценности института семьи.
Ослабление родственных контактов, разрыв связей между поколениями осложняют жизнедеятельность семьи и негативно отражаются на детях. Поэтому, кризисное состояние семьи крайне негативно сказывается на процессе социализации личности подростков.
Проблемы социализации ребенка, подростка часто проявляются в дезадаптации и девиантном поведении несовершеннолетнего. Естественным следствием этого аспекта «маргинальности» подростков становятся увеличение числа детей, зарегистрированных в органах внутренних дел в связи с совершением преступлений.
Асоциальное поведение подростков становится своего рода фундаментом аддиктивного (зависимого) поведения индивида. Такое поведение выражается в стремлении к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния. В этих целях, во-первых, эпизодически и регулярно употребляется какие-либо вещества (алкоголь, табак, наркотики, средства бытовой химии, медикаменты, сладости); во-вторых, внимание постоянно фиксируется на определенных предметах или видах деятельности («запойное» чтение, просмотр теле – и видеофильмов, компьютерные и азартные игры, беспорядочный секс и т.д.), независимо от средства или способа ухода от обыденности, одиночества, эмоциональных, межличностных, материальных проблем, конфликтных ситуаций. Подросток стремится снять напряжение и получить возможность пережить интенсивные позитивные эмоции /17/.
Здесь и должна сыграть свою роль профилактическая работа, направленная на предупреждение аддиктивных проявлений. Поэтому задача семьи и социального учреждения помочь ребенку, подростку преодолеть негативные проявления.
Основную работу социально – педагогической поддержки детей проводит социальный педагог. В условиях низкой обращаемости неблагополучных семей именно за социально-педагогической помощью современные специалисты используют применение такой формы работы с семьей, как патронаж.
Патронаж – это профессиональная подотчетная деятельность, которая позволяет индивидам, семьям и общинам идентифицировать личные, социальные и ситуативные трудности, оказывающие на них отрицательное воздействие.
В нашей стране подобный опыт существует и реализуется педиатрическими службами, территориальными центрами социального обслуживания пенсионеров и инвалидов, общеобразовательными и социальными учреждениями, работающими с детьми и семьей.
Патронаж имеет следующие цели:
1. Диагностические –
2. Контрольные – оценка состояния семьи и ребенка, динамика проблем; анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнения родителями рекомендаций специалистов и прочее;
3. Адаптационно-реабилитационные
– оказание конкретной
Патронажи могут быть единичными или регулярными, в зависимости от выбранной стратегии работы с данной семьей.
Таким образом, патронаж – одна из форм работы социального педагога, представляющая собой посещение клиентов на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно-реабилитационными целями, позволяющая установить и поддерживать длительные связи с клиентом, своевременно выявляя проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь. Раздвигая пространственные и временные рамки взаимодействия, патронаж делает социально-педагогическую деятельность более эффективной.
Важное место в формировании социальной работы с семей занимает консультирование.
Консультация представляет собой взаимодействие между двумя или несколькими людьми, которые служат для оказания помощи консультируемому в решении текущих проблем или при подготовке к предстоящим действиям.
Социальный педагог, работая с семьей, может использовать наиболее распространенные приемы консультирования: эмоциональное заражение, внушение, убеждение, художественные аналогии, мини тренинг и т.д. При этом консультационная беседа может быть наполнена содержанием, и выполнять различные задачи – образовательные, психологические, психолого-педагогические. Эффект консультационной работы во многом определяется успехом на предшествующих этапах цикла помощи тем, какой уровень доверия достигнут во взаимоотношениях между членами семьи и социальным педагогом.
Наряду с консультативными беседами, как правило, индивидуальными, имеющими целью активизировать потенциал отдельных членов семьи, могут применяться групповые методы работы с семьей – тренинги.
Образовательные тренинги направлены, прежде всего, на развитие умений и навыков, которые помогают семьям учиться управлять своей микросредой, ведут к выбору конструктивных жизненных целей и взаимодействия.
Было бы наивным полагать, что осуществление социально-педагогической адаптации с семьей можно провести силами только одного учреждения и специалиста. Как показывает опыт работы многих социальных педагогов и социальных работников в нашей стране, в оказании помощи семье имеющих детей группы риска необходима консолидация всех организаций района, города, села.
Таким образом, в настоящее время
существует множество форм и методов социальной
работы с детьми группы риска. Существуют
большое количество учреждений, направленных
на социально-педагогическую и психологическую
поддержку детей данной категории. Наиболее
распространенными являются учреждения:
Центры помощи семьи и детям, психологические
службы, психолого-медико-
2.2 Психолого-социально-
С целью изучения особенностей организации социальной работы в школе с детьми группы риска, в рамках подготовки данного дипломного проекта было проведено исследование.
В данную исследовательскую работу были вовлечены дети группы риска подросткового возраста (11-15 лет), обучающийся в 6-9 классах средней образовательной школы № 15 п. Майский в количестве 35 человек.
Для изучения особенностей детей группы риска и социального статуса их семей была проведена анкета «Определение обобщенного показателя социального благополучия ребенка» (Приложение Б).
В ходе анализа анкет были выявлены следующие социальные характеристики:
Состав семьи: у исследуемых детей 51,4% составили полные семьи, но имеются и семьи, состоящие из многих поколений – 28,5%. Имеются семьи, состоящие в повторном браке –11,4%, а также выявилась семья, в составе которой нет родителей, а только бабушка – 2,9%.
Школьная успеваемость у 46% исследуемых подростков удовлетворительная и у 40% школьников - хорошая. Наряду с успевающими школьниками имеются учащиеся, которые не успевают по нескольким предметам, их 14,3%.
В ходе нашего исследования выяснилось, что забота о здоровье отнюдь не осознаётся как приоритетная жизненная ценность. В системе ценностей - здоровье занимает одно из последних мест. Поэтому 15 учащихся (43%) имеют хронические заболевания, 11 учащихся (31,4%) практически здоровы. У 14,2% подростков имеются отставания в умственном развитии, у 3% - врожденные патологии, нервно-психические заболевания.
Санитарно-жилищные условия жизни семей достаточно хорошие, 60% семей имеют отдельные благоустроенные квартиры и всего 3% живут без удобств.
Доход очень низкий у 31,4% семей, 28,5% семей находятся на грани нищенства и лишь 11,4% семей имеют благополучное материальное положение.
Несмотря на то, что семьи в основном полные, почти все имеют благоустроенные квартиры, уровень социального благополучия семей достаточно низкий. В 40% семей часто происходят ссоры, скандалы, один из родителей склонен к пьянству, хотя у многих доход семьи очень низкий. В семье у 8 подростков (23%) присутствует пьянство, рукоприкладство, что говорит о неблагополучии семьи. Родители 3% подростков состоят на учете с диагнозом алкоголизм, асоциальное поведение и лишь у 6 исследуемых (17,1%) в семье присутствует доброжелательность, атмосфера взаимной поддержки.
Поведение детей в школе у 43% неудовлетворительное, неоднократно были замечены в асоциальном поведении 20% исследуемых, состоят на учете в инспекции по делам несовершеннолетних 11,4% учащихся испытуемых. Вышеперечисленные показатели позволяют отнести данных детей к категории группы риска.
В поселке, где поживают испытуемые не создано досуговое общение по интересам. В связи с этим у 31,4% подростков общение строится на основе пустого времяпрепровождения, 14,2% подростка организовали асоциальные группы с ориентацией на мелкое хулиганство, драки, а 17,1% организовали криминогенные группы, которые состоят на учете в инспекции по делам несовершеннолетних.
В связи с тем, что дети ведут асоциальный образ жизни, только у 31,45% подростков позитивная ориентация в формировании жизненных целей, но представление о путях и средствах их достижения расплывчаты, неопределенны. У 25,8% отсутствуют определенные цели и планы на будущее, а у 29% - жизненные цели явно носят негативный характер, преобладают асоциальные ориентации, отсутствует установка на общественно полезный труд. Интересы подростков ограничены, у большинства детей имеются правонарушения. И лишь у 5,8% подростков четко определены жизненные планы, видится стремление к достижению поставленных целей.
В 49% семей эмоциональное отношение родителей к детям равнодушное, отсутствует забота, дети предоставлены сами себе, что говорит о безнадзорности детей, многие родители относятся к детям как к дополнительной проблеме. В 23% семей для родителей первична собственная жизнь, но отношение к детям доброжелательное, заинтересованное, это в основном семья, состоящая в повторном браке. У 8,5% детей отношения с родителями напряженно-конфликтные, родители применяют различные формы насилия. В 2 семьях (5,8%) эмоциональные отношения родителей с детьми строятся на основе постоянной поддержки, разумной требовательности, демократизме, создана атмосфера доверия.
В связи с данным исследованием особенностей и социального статуса семей можно сделать следующие выводы: среди испытуемых были в основном полные семьи - 51,4%; школьная успеваемость детей - удовлетворительная 46%. Большинство из испытуемых-подростков имеют хронические заболевания - 43%. Санитарно-жилищные условия семьи хорошие. Почти все испытуемые имеют отдельную жилплощадь – 60% семей. Доход семей низкий, что составило 31,4%. Уровень социального благополучия в 40% семей также низкий. В семьях случаются ссоры, скандалы, один из супругов склонен к злоупотреблению спиртных напитков. Поведение у подростков в школе неудовлетворительное. Из-за отсутствия досуговой базы для подростков, общение детей строится на основе пустого времяпрепровождения, отсутствия позитивных целей – 31,4%. В связи с этим жизненные цели детей расплывчаты и неопределенны у большинства испытуемых. Отношение родителей с детьми равнодушные, отсутствует забота о детях, среди детей встречается безнадзорность, дети в семьях воспринимаются как дополнительные проблемы для родителей.
При анализе характеристик конкретного ребенка набор баллов у 87% семей составил ниже 30 баллов, что предполагает принадлежность детей к группе повышенного риска.
Ценностные ориентации – это сложный социально – психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, является составной частью системы отношений личности, определяющей общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам. Система ценностных ориентаций имеет многоуровневую структуру. Вершина её – ценности, связанные с идеалами и жизненными целями личности.
Информация о работе Социальная работа с детьми группы риска в условиях современной школы