Социальное воспитание и проблемы гуманитаризации общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 16:57, контрольная работа

Описание работы

Основным в социальной педагогике является понятие «социализация» - исторически обусловленный, осуществляемый в деятельности и общении процессии и результат усвоения и активного воспроизводства человеком социального опыта в виде определённой системы знаний, ценностей и норм поведения, позволяющим ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Социализация в разных обществах различается в зависимости от социального строя, культурных особенностей и традиций. В то же время она имеет ряд характеристик, общих для всех обществ (так называемых инвариантных характеристик). По мнению исследователей, социализация есть двусторонний процесс, включающий усвоение социальных норм и ценностей, а также воспроизводство человеком общественных отношений через собственную активность.

Содержание работы

Введение
Социальное воспитание и проблемы гуманитаризации общества
1.1 Современные проблемы гуманитаризации общества
1.2 Задачи социального воспитания
1.3 Основы социального воспитания
Заключение
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

Социальное воспитание и проблемы гуманитаризации общества.docx

— 30.07 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

Учреждение  высшего профессионального образования

Энгельсский технологический институт филиал

“Саратовский государственный технический

Университет имени Гагарина Ю.А.”

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по  дисциплине: “Современные проблемы педагогики”

на  тему “Социальное воспитание и проблемы гуманитаризации общества”

 

 

Выполнил:

Горбачев  И.В.

ТМС-42

 

Шифр 0906710

Энгельс 2013

 

 

 

Содержание

 

Введение

  1. Социальное воспитание и проблемы гуманитаризации общества

1.1 Современные проблемы гуманитаризации общества

1.2 Задачи социального воспитания

1.3 Основы социального воспитания

Заключение

Список используемой литературы.

 

Введение

 

Социальная  педагогика – педагогическая дисциплина, изучающая воспитание человека в  контексте его общественных отношений. Её задачи – выявление закономерностей  воспитания, обусловленных фактором включения людей в различные  социальные группы и субкультуры, разработка практических рекомендаций по организации  воспитательной работы с представителями  этих групп, прогнозирование развития педагогических феноменов, связанных  с общественной стороной жизни людей, выполнением ими социальных ролей  и функций.

Основным  в социальной педагогике является понятие  «социализация» - исторически обусловленный, осуществляемый в деятельности и  общении процессии и результат  усвоения и активного воспроизводства  человеком социального опыта  в виде определённой системы знаний, ценностей и норм поведения, позволяющим  ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Социализация в разных обществах различается  в зависимости от социального  строя, культурных особенностей и традиций. В то же время она имеет ряд  характеристик, общих для всех обществ (так называемых инвариантных характеристик). По мнению исследователей, социализация есть двусторонний процесс, включающий усвоение социальных норм и ценностей, а также воспроизводство человеком  общественных отношений через собственную  активность. В процессе социализации человек не только адаптируется к  обществу, но и способен активно  влиять на самого себя, свои жизненные  обстоятельства и на окружающую его  социальную среду.

В процессе социализации происходит изменение  его личностных (присвоение норм и  ценностей общества), индивидуальных (определение своего места в обществе) и субъектных (способность активно  воздействовать на обстоятельства и  условия собственной жизни) свойства человека.

 

1. Социальное воспитание и проблемы гуманитаризации общества

 

    1. Современные проблемы гуманитаризации общества

 

Гуманитарное  мировоззрение выступает как  важнейшая социальная ценность и  норма современной общественной жизни, что с необходимостью должно быть учтено педагогами при организации  взаимодействий с воспитанниками и  целенаправленных воздействий на них  с целью их социализации.

Актуальность  разговоров о гуманитаризации общественных отношений представляется самоочевидной. Энергия злобы и ненависти ко всему непохожему, к людям, пользующимся другим языком, исповедующим иную религию, придерживающимся другой системы ценностей, по-видимому, долго копившаяся, сегодня вырвалась наружу. Локальные войны и террористические акты, преследование национальных меньшинств и толпы беженцев – вот результаты действия этой разрушающей и испепеляющей силы, имя которой – нетерпимость. Нетерпимость сегодня бушует во всём мире. Что касается нашей страны, то в ней нетерпимость приобрела в последние годы какую – то чудовищную силу.

Дегуманизации индивидуального и общественного  сознания проявляются в первую очередь  в том, что в человеке перестают  видеть самостоятельную ценность и  начинают смотреть на него как на средство достижения целей – политических, карьерных, и других.

Многие  исследователи отмечают, что в  современном обществе идёт постоянная борьба между так называемой целесообразностью  и достоинством отдельного человека. При этом на уровне государства в  качестве целесообразных часто предлагаются меры стабилизации общества, урегулирования социальных отношений, которые на принимают во внимание интересы и потребности отдельного человека, а имеют в виду благо «общества в целом». Гражданское общество противостоит этой тенденции, отстаивает права человека. Субъектами гражданского общества являются общественные, политические, правозащитные, благотворительные и религиозные организации.

На уровне отдельных социальных групп на первый план выдвигаются корпоративные, национальные, конфессиональные и иные интересы. При этом, как правило, игнорируются интересы других профессиональных групп  и предприятий, других национальностей  и религиозных объединений. Средства достижения превосходства собственной  группы не рассматриваются с точки  зрения их гуманности – здесь действует  лозунг «цель оправдывает средства».

На уровне индивидов наиболее ярким проявлением  дегуманизации сознания выступает  эгоцентризм: человек выдвигает  на первый план собственные интересы, при этом материальные потребности  преобладают над духовными, отсутствует  интерес к другому человеку и  собственному внутреннему миру, доминирует агрессивность как способ достижения ближайших целей.

Гуманитарный  характер общественных отношений включает в себя нормы гуманизма и является важной характеристикой демократической  личности. Демократическая личность формируется в процессе нормальной социализации, а также в процессе преодоления её неблагоприятных  условий, и характеризуется широтой  мышления, признания равенства людей, открытостью, низким уровнем тревожности, активной жизненной позицией и чувство  ответственности за других.

Исходя  из этого, гуманитарность как норма  социального поведения для субъекта на первое место выдвигает такие  характеристики, как мировоззренческая  и психологическая открытость; стойкость  и мужество при выборе или принятии какого-либо решения; дисциплинированность и ответственность. Гуманитарность как модель социального поведения, с одной стороны. Должна вырабатываться законодательными органами государств, а с другой – быть внутренне  принятой нормой поведения для каждого члена общества. Она существует не только как декларация желаемого, а как потребность, без которой нельзя строить гуманные отношения между людьми.

Становление потребности в гуманитарном характере  поведения, освоения норм и форм поведения  в обществе осуществляются, в числе  прочего, в рамках социального воспитания.

 

    1. Задачи социального воспитания

 

Социальное  воспитание – многомерное понятие. В самом общем виде оно может рассматриваться как помощь человеку в его социализации, в интеграции его в конкретное общество, в гармонизации его адаптированности в обществе и обособленности в нём. Социальное воспитание обеспечивает целенаправленное овладение различными социальными ролями в разных сферах жизнедеятельности (семейной, профессиональной, досуговой), социальными установками и ценностными ориентациями, развитие человека как личности, индивидуальности, субъекта собственной жизни и социального творчества.

Социальное  воспитание понимается как планомерное  создание условий для относительно личностного, становления и формирования ценностных ориентаций человека в процессе его социализации.

В отечественной  педагогике выделяются следующие направления  социального воспитания:

Индивидуальная  помощь ребёнку в кризисной ситуации (в семье, школе, сообществе сверстников), когда необходимо восстановить физическое, психическое и социальное здоровье ребёнка (подростка);

Защита  прав ребёнка на достойную жизнь  в обществе;

Охрана  здоровья ребёнка – физического, психического и нравственного;

Организация разнообразной деятельности ребёнка  – социальной, трудовой, развлекательной;

Помощь  в выработке умения принимать  самостоятельные решения в организации  своей жизни.

Особую  группу составляют направления, связанные  с интеграцией в общество детей  и подростков, испытывающих трудности  в процессе социализации или ставших  жертвой неблагоприятных условий  социализации – детей-инвалидов, детей-сирот, (в том числе социальных сирот, от которых отказались родители), детей  из неполных семей (семей алкоголиков, наркоманов, преступников), детей-мигрантов, «трудных детей», ВИЧ-инфицированных подростков.

Трудности в процессе социализации могут испытывать не только «неблагополучные» дети, но и те, которые по разным причинам в чём-то отличаются от других. Это  дети одарённые, из семей с особым укладом жизни (например, из религиозных  семей), представители некоренной расы. В силу своей «непохожести» на сверстников и других людей из ближайшего окружения такие дети часто испытывают трудности при  освоении социальных ролей, норм и правил взаимодействия с другими людьми. Так, одарённые дети бывают чрезмерно  эмоциональными и вспыльчивыми, они  склонны прерывать собеседника, игнорируют общепринятые нормы и  формы взаимодействия. Такие дети знают о том, что такое доброта, справедливость, милосердие, но для  них это – абстрактные понятия, они не могут реализовать их на практике. Целенаправленная воспитательная работа способствует компенсации их негативных качеств.

Социальное  воспитание направлено, с одной стороны, на формирование гуманитарного отношения  к детям, переживающим трудности  в процессе социализации, с другой – воспитание гуманитарной позиции  у самих воспитанников. Гуманитарные отношения предполагают признание  семьёй, школой, обществом в целом. Став жертвами неблагоприятных условий  социализации, дети нередко склонны  видеть в других людях врагов и способны вести себя либо агрессивно, либо растить в себе конформизм как способ самозащиты.

В рамках социального воспитания формирование гуманитарного сознания и поведения  осуществляется на четырёх уровнях: отдельный человек, семья, общество, государство. При этом формирование установок гуманитарного сознания должно начинаться с самых первых этапов становления человека, с первых контактов ребёнка и родителей.

Государство регулирует процесс социального  воспитания с помощью нормативно-правовых документов, через организацию воспитания в государственных образовательных  учреждениях, посредством подготовки социальных педагогов и социальных работников.

Для решения  задач социального воспитания создаются  общественные, государственные и  частные учебно-воспитательные учреждения. Их деятельность направлена на помощь социально незащищённым семьям и  детям в их развитии; на воспитание у детей (подростков) умения общаться с людьми, природой; на просвещение, привитие культуры общения в труде  и общественной жизни; на помощь семье  и детям в кризисной ситуации. Кроме того, социальное воспитание осуществляется в организациях, занимающихся им наряду со своими основными функциями (предприятия, армия, партии).

Условия для успешного решения задач  социального воспитания создаются  в процессе взаимодействия социальных, групповых и индивидуальных субъектов  в трёх тесно связанных и в  то же время относительно автономных сферах: образование, организация социального  опыта человека, индивидуальная помощь человеку.

Образование включает в себя систематическое  обучение, просвещение, пропаганду культуры, стимулирование самообразования.

Организация социального опыта человека осуществляется через организацию жизнедеятельности  формальных групп (например, секций подростковых клубов). При этом под социальным опытом в широком смысле понимается единство различного рода умений и  навыков, знаний и способов мышления, социальных установок. Примером может служить участие подростков и молодёжи в разного рода социальных проектах.

Индивидуальная  помощь человеку (педагогическое сопровождение  индивидуальной социальной ситуации развития) реализуется в процессе консультаций, попечительства и опеки, стимулирования саморазвития. Индивидуальная помощь – это сознательная попытка помочь человеку приобрести знания, навыки, необходимые  для удовлетворения своих собственных  потребностей и таких же потребностей других людей; в развитии самосознания; в чувстве причастности к группе и социуму.

Мера  систематичности, а также характер, содержание, формы и методы образования, зависят от возраста, этнокультурной и социально-профессиональной принадлежности воспитанников, от специфики воспитательных организаций, соотношение и роль которых в том или ином обществе на каждом возрастном этапе различны.

Осуществляемое  в процессе взаимодействие субъектов  социализации в различных сферах жизнедеятельности социальное воспитание создаёт благоприятные условия  и возможности для овладения  необходимыми, социальными, духовными, эмоциональными ценностями, также знаниями, навыками, самосознания, самоутверждения.

Информация о работе Социальное воспитание и проблемы гуманитаризации общества