Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 16:57, контрольная работа
Основным в социальной педагогике является понятие «социализация» - исторически обусловленный, осуществляемый в деятельности и общении процессии и результат усвоения и активного воспроизводства человеком социального опыта в виде определённой системы знаний, ценностей и норм поведения, позволяющим ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Социализация в разных обществах различается в зависимости от социального строя, культурных особенностей и традиций. В то же время она имеет ряд характеристик, общих для всех обществ (так называемых инвариантных характеристик). По мнению исследователей, социализация есть двусторонний процесс, включающий усвоение социальных норм и ценностей, а также воспроизводство человеком общественных отношений через собственную активность.
Введение
Социальное воспитание и проблемы гуманитаризации общества
1.1 Современные проблемы гуманитаризации общества
1.2 Задачи социального воспитания
1.3 Основы социального воспитания
Заключение
Список используемой литературы.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное
государственное бюджетное
Учреждение
высшего профессионального
Энгельсский технологический институт филиал
“Саратовский государственный технический
Университет имени Гагарина Ю.А.”
Контрольная работа
по дисциплине: “Современные проблемы педагогики”
на тему “Социальное воспитание и проблемы гуманитаризации общества”
Выполнил:
Горбачев И.В.
ТМС-42
Шифр 0906710
Энгельс 2013
Содержание
Введение
1.1 Современные проблемы гуманитаризации общества
1.2 Задачи социального воспитания
1.3 Основы социального воспитания
Заключение
Список используемой литературы.
Введение
Социальная педагогика – педагогическая дисциплина, изучающая воспитание человека в контексте его общественных отношений. Её задачи – выявление закономерностей воспитания, обусловленных фактором включения людей в различные социальные группы и субкультуры, разработка практических рекомендаций по организации воспитательной работы с представителями этих групп, прогнозирование развития педагогических феноменов, связанных с общественной стороной жизни людей, выполнением ими социальных ролей и функций.
Основным
в социальной педагогике является понятие
«социализация» - исторически обусловленный,
осуществляемый в деятельности и
общении процессии и результат
усвоения и активного воспроизводства
человеком социального опыта
в виде определённой системы знаний,
ценностей и норм поведения, позволяющим
ему функционировать в качестве
полноправного члена общества. Социализация
в разных обществах различается
в зависимости от социального
строя, культурных особенностей и традиций.
В то же время она имеет ряд
характеристик, общих для всех обществ
(так называемых инвариантных характеристик).
По мнению исследователей, социализация
есть двусторонний процесс, включающий
усвоение социальных норм и ценностей,
а также воспроизводство
В процессе социализации происходит изменение его личностных (присвоение норм и ценностей общества), индивидуальных (определение своего места в обществе) и субъектных (способность активно воздействовать на обстоятельства и условия собственной жизни) свойства человека.
1. Социальное воспитание и проблемы гуманитаризации общества
Гуманитарное мировоззрение выступает как важнейшая социальная ценность и норма современной общественной жизни, что с необходимостью должно быть учтено педагогами при организации взаимодействий с воспитанниками и целенаправленных воздействий на них с целью их социализации.
Актуальность разговоров о гуманитаризации общественных отношений представляется самоочевидной. Энергия злобы и ненависти ко всему непохожему, к людям, пользующимся другим языком, исповедующим иную религию, придерживающимся другой системы ценностей, по-видимому, долго копившаяся, сегодня вырвалась наружу. Локальные войны и террористические акты, преследование национальных меньшинств и толпы беженцев – вот результаты действия этой разрушающей и испепеляющей силы, имя которой – нетерпимость. Нетерпимость сегодня бушует во всём мире. Что касается нашей страны, то в ней нетерпимость приобрела в последние годы какую – то чудовищную силу.
Дегуманизации
индивидуального и
Многие исследователи отмечают, что в современном обществе идёт постоянная борьба между так называемой целесообразностью и достоинством отдельного человека. При этом на уровне государства в качестве целесообразных часто предлагаются меры стабилизации общества, урегулирования социальных отношений, которые на принимают во внимание интересы и потребности отдельного человека, а имеют в виду благо «общества в целом». Гражданское общество противостоит этой тенденции, отстаивает права человека. Субъектами гражданского общества являются общественные, политические, правозащитные, благотворительные и религиозные организации.
На уровне отдельных социальных групп на первый план выдвигаются корпоративные, национальные, конфессиональные и иные интересы. При этом, как правило, игнорируются интересы других профессиональных групп и предприятий, других национальностей и религиозных объединений. Средства достижения превосходства собственной группы не рассматриваются с точки зрения их гуманности – здесь действует лозунг «цель оправдывает средства».
На уровне индивидов наиболее ярким проявлением дегуманизации сознания выступает эгоцентризм: человек выдвигает на первый план собственные интересы, при этом материальные потребности преобладают над духовными, отсутствует интерес к другому человеку и собственному внутреннему миру, доминирует агрессивность как способ достижения ближайших целей.
Гуманитарный
характер общественных отношений включает
в себя нормы гуманизма и является
важной характеристикой
Исходя
из этого, гуманитарность как норма
социального поведения для
Становление потребности в гуманитарном характере поведения, освоения норм и форм поведения в обществе осуществляются, в числе прочего, в рамках социального воспитания.
Социальное воспитание – многомерное понятие. В самом общем виде оно может рассматриваться как помощь человеку в его социализации, в интеграции его в конкретное общество, в гармонизации его адаптированности в обществе и обособленности в нём. Социальное воспитание обеспечивает целенаправленное овладение различными социальными ролями в разных сферах жизнедеятельности (семейной, профессиональной, досуговой), социальными установками и ценностными ориентациями, развитие человека как личности, индивидуальности, субъекта собственной жизни и социального творчества.
Социальное воспитание понимается как планомерное создание условий для относительно личностного, становления и формирования ценностных ориентаций человека в процессе его социализации.
В отечественной педагогике выделяются следующие направления социального воспитания:
Индивидуальная помощь ребёнку в кризисной ситуации (в семье, школе, сообществе сверстников), когда необходимо восстановить физическое, психическое и социальное здоровье ребёнка (подростка);
Защита прав ребёнка на достойную жизнь в обществе;
Охрана здоровья ребёнка – физического, психического и нравственного;
Организация разнообразной деятельности ребёнка – социальной, трудовой, развлекательной;
Помощь
в выработке умения принимать
самостоятельные решения в
Особую
группу составляют направления, связанные
с интеграцией в общество детей
и подростков, испытывающих трудности
в процессе социализации или ставших
жертвой неблагоприятных
Трудности в процессе социализации могут испытывать не только «неблагополучные» дети, но и те, которые по разным причинам в чём-то отличаются от других. Это дети одарённые, из семей с особым укладом жизни (например, из религиозных семей), представители некоренной расы. В силу своей «непохожести» на сверстников и других людей из ближайшего окружения такие дети часто испытывают трудности при освоении социальных ролей, норм и правил взаимодействия с другими людьми. Так, одарённые дети бывают чрезмерно эмоциональными и вспыльчивыми, они склонны прерывать собеседника, игнорируют общепринятые нормы и формы взаимодействия. Такие дети знают о том, что такое доброта, справедливость, милосердие, но для них это – абстрактные понятия, они не могут реализовать их на практике. Целенаправленная воспитательная работа способствует компенсации их негативных качеств.
Социальное воспитание направлено, с одной стороны, на формирование гуманитарного отношения к детям, переживающим трудности в процессе социализации, с другой – воспитание гуманитарной позиции у самих воспитанников. Гуманитарные отношения предполагают признание семьёй, школой, обществом в целом. Став жертвами неблагоприятных условий социализации, дети нередко склонны видеть в других людях врагов и способны вести себя либо агрессивно, либо растить в себе конформизм как способ самозащиты.
В рамках
социального воспитания формирование
гуманитарного сознания и поведения
осуществляется на четырёх уровнях:
отдельный человек, семья, общество,
государство. При этом формирование
установок гуманитарного
Государство
регулирует процесс социального
воспитания с помощью нормативно-правовых
документов, через организацию воспитания
в государственных
Для решения задач социального воспитания создаются общественные, государственные и частные учебно-воспитательные учреждения. Их деятельность направлена на помощь социально незащищённым семьям и детям в их развитии; на воспитание у детей (подростков) умения общаться с людьми, природой; на просвещение, привитие культуры общения в труде и общественной жизни; на помощь семье и детям в кризисной ситуации. Кроме того, социальное воспитание осуществляется в организациях, занимающихся им наряду со своими основными функциями (предприятия, армия, партии).
Условия для успешного решения задач социального воспитания создаются в процессе взаимодействия социальных, групповых и индивидуальных субъектов в трёх тесно связанных и в то же время относительно автономных сферах: образование, организация социального опыта человека, индивидуальная помощь человеку.
Образование включает в себя систематическое обучение, просвещение, пропаганду культуры, стимулирование самообразования.
Организация
социального опыта человека осуществляется
через организацию
Индивидуальная помощь человеку (педагогическое сопровождение индивидуальной социальной ситуации развития) реализуется в процессе консультаций, попечительства и опеки, стимулирования саморазвития. Индивидуальная помощь – это сознательная попытка помочь человеку приобрести знания, навыки, необходимые для удовлетворения своих собственных потребностей и таких же потребностей других людей; в развитии самосознания; в чувстве причастности к группе и социуму.
Мера систематичности, а также характер, содержание, формы и методы образования, зависят от возраста, этнокультурной и социально-профессиональной принадлежности воспитанников, от специфики воспитательных организаций, соотношение и роль которых в том или ином обществе на каждом возрастном этапе различны.
Осуществляемое в процессе взаимодействие субъектов социализации в различных сферах жизнедеятельности социальное воспитание создаёт благоприятные условия и возможности для овладения необходимыми, социальными, духовными, эмоциональными ценностями, также знаниями, навыками, самосознания, самоутверждения.
Информация о работе Социальное воспитание и проблемы гуманитаризации общества