Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 16:57, контрольная работа
Основным в социальной педагогике является понятие «социализация» - исторически обусловленный, осуществляемый в деятельности и общении процессии и результат усвоения и активного воспроизводства человеком социального опыта в виде определённой системы знаний, ценностей и норм поведения, позволяющим ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Социализация в разных обществах различается в зависимости от социального строя, культурных особенностей и традиций. В то же время она имеет ряд характеристик, общих для всех обществ (так называемых инвариантных характеристик). По мнению исследователей, социализация есть двусторонний процесс, включающий усвоение социальных норм и ценностей, а также воспроизводство человеком общественных отношений через собственную активность.
Введение
Социальное воспитание и проблемы гуманитаризации общества
1.1 Современные проблемы гуманитаризации общества
1.2 Задачи социального воспитания
1.3 Основы социального воспитания
Заключение
Список используемой литературы.
Возможности социального воспитания ограничиваются стихийным явлением социальных условий и жизненных обстоятельств в определённой мере поддаётся учёту и прогнозированию, однако учтены могут быть далеко не все стихийные влияния. Это порождает множество проблем в организации и диагностике социального воспитания, а также в выявлении степени эффективности отдельных его средств.
1.3 Основы социального воспитания
Наиболее
общей задачей социального
В основе деятельности педагога по организации социального воспитания, как и воспитательной деятельности в целом, лежит система принципов, которые в социальной педагогике имеют определённую специфику.
В социальном воспитании в качестве ведущих выступают принципы организации социального опыта человека и оказания ему индивидуальной помощи.
Принцип
ценностной ориентации социального
воспитания означает, что в основе
такой деятельности педагога лежит
присвоением человеком
Реализация принципа ценностной ориентации в социальном воспитании способствует становлению социально ценных взглядов, убеждений, поведения человека, обеспечивает формирование у него потребности в творческой деятельности на благо других людей – патриотизм, милосердие. В современном социальном воспитании реализуется ориентация на такие ценности, как человек, общество, труд, культура, семья.
Принцип природосообразности базируется на представлении о человеке как существе одновременно общественном и природном, о единстве его психофизических и социальных свойств и их проявлений. Современная трактовка принципа природосообразности предполагает, что социальное воспитание должно основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов; согласовываться с общими законами развития человека; формировать у него ответственность за развитие самого себя, помогать ему в становлении гармоничных отношений с окружающим миром и самим собой. Человека следует воспитывать не только как мужчину или женщину определённого возраста, не только как жителя данной страны, но и планеты в целом, ответственности за решение глобальных экологических проблем и сохранение собственного здоровья. Принцип природосообразности позволяет выявить психологические основания становления гуманитарной позиции человека в обществе, разработать логику её формирования.
Принцип культуросообразности направлен на осуществление социального воспитания в контексте культуры и предполагает учёт социокультурных особенностей, норм конкретного общества. Актуальность этого принципа связана с двумя противоположными тенденциями – тенденций к росту национального самосознания и тенденций к интеграции, объединению различных стран и регионов, в следствии чего возрастёт роль социокультурных факторов, характерных как для отдельных частей мира, так и планеты в целом, формируются культурные реалии материкового и планетарного масштабов. В соответствии с данным принципом перед социальным воспитанием стоит задача приобщения человека к различным пластам культуры этноса, общества, мира в целом: бытовой, физической, материальной, производственной, политической, нравственной, сексуальной. При целенаправленном формировании гуманитарной позиции принцип культуросообразности способствует присвоению человеком общекультурных ценностей и осознанию многообразия культур, становлению отношения к каждой культуре как к ценности.
Принцип центрации социального воспитания на развитии человека предполагает планомерное создание условий для целенапрвленного развития его личностных, индивидуальных и субъективных свойств. Он основан на признании индивидуальности каждого ребёнка, приоритета его физического, духовного, эмоционального, социального и нравственного развития, на милосердии и поддержке в кризисной ситуации. Человек признаётся безусловной ценностью и целью социального воспитания. Принцип центрации социального воспитания на развитии человека требует гуманитарного стиля взаимодействия субъектов воспитания и способствует его формированию, помогает осознать уникальность каждого человека.
Принцип дополнительности (комплементарности) в социальной педагогике отражает связь воспитания с другими условиями развития человека. Его применение предполагает подход к развитию человека как к совокупности взаимодополняющих процессов, трактовку воспитания как одного из условий развития наряду с природными, социальными, культурными условиями. Принцип дополнительности позволяет осознать всё многообразие общественных отношений, понять, что каждый человек, непохожий на другого, вносит свой склад в развитие общества.
Принцип
социальной ответственности общества
за самореализацию человека в творчестве,
приобретение знаний, необходимых для
жизни и самореализации в обществе,
удовлетворение в общении и выражается
в создании благоприятных условий
для развития одарённых детей, физически
слабых детей, детей-инвалидов, детей-сирот,
страдающих от жестокого обращения
и нуждающихся в
К принципам социального воспитания относят также (в различных сочетаниях) связь воспитания с жизнью, обеспечения единства сознания и поведения воспитанников, воспитание в труде, коллективе и через коллектив, сочетание педагогического руководства и самодеятельности воспитанников, преемственность воспитательных влияний.
Механизм
социального воспитания, как и
воспитание в целом, выступает преодоление
кризисов, связанных с включением
человека в систему общественных
отношений. В процессе преодоления
трудных ситуаций, вызванных как
влиянием внешних условий, так и
внутренними факторами, актуализируются
внутренние силы человека, проявляются
способности в сфере
Заключение
Механизм
социального воспитания, как и
воспитания в целом, выступает преодоление
кризисов, связанных с включением
человека в систему общественных
отношений. В процессе преодоления
кризисных ситуаций, вызванных как
влиянием внешних условий, так и
внутренними факторами, актуализируются
внутренние силы человека, проявляются
способности в сфере
Список используемой литературы
Информация о работе Социальное воспитание и проблемы гуманитаризации общества