Социальное воспитание и проблемы гуманитаризации общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 16:57, контрольная работа

Описание работы

Основным в социальной педагогике является понятие «социализация» - исторически обусловленный, осуществляемый в деятельности и общении процессии и результат усвоения и активного воспроизводства человеком социального опыта в виде определённой системы знаний, ценностей и норм поведения, позволяющим ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Социализация в разных обществах различается в зависимости от социального строя, культурных особенностей и традиций. В то же время она имеет ряд характеристик, общих для всех обществ (так называемых инвариантных характеристик). По мнению исследователей, социализация есть двусторонний процесс, включающий усвоение социальных норм и ценностей, а также воспроизводство человеком общественных отношений через собственную активность.

Содержание работы

Введение
Социальное воспитание и проблемы гуманитаризации общества
1.1 Современные проблемы гуманитаризации общества
1.2 Задачи социального воспитания
1.3 Основы социального воспитания
Заключение
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

Социальное воспитание и проблемы гуманитаризации общества.docx

— 30.07 Кб (Скачать файл)

Возможности социального воспитания ограничиваются стихийным явлением социальных условий  и жизненных обстоятельств в  определённой мере поддаётся учёту  и прогнозированию, однако учтены могут быть далеко не все стихийные влияния. Это порождает множество проблем в организации и диагностике социального воспитания, а также в выявлении степени эффективности отдельных его средств.

 

1.3 Основы социального воспитания

 

Наиболее  общей задачей социального воспитания в любом обществе является создание условий для достижения его членами  эффективной социализированности. Как уже отмечалось, это предполагает баланс адаптации человека в обществе и обособления в нём, установление у человека двух противоположно направленных качеств – мобильности и устойчивости.

В основе деятельности педагога по организации  социального воспитания, как и воспитательной деятельности в целом, лежит система принципов, которые в социальной педагогике имеют определённую специфику.

В социальном воспитании в качестве ведущих выступают  принципы организации социального  опыта человека и оказания ему  индивидуальной помощи.

Принцип ценностной ориентации социального  воспитания означает, что в основе такой деятельности педагога лежит  присвоением человеком ценностей, характерных для данного общества; с другой стороны, данный принцип  ориентирует на отношение к обществу и составляющим его отдельным  людям как к ценности.

Реализация  принципа ценностной ориентации в социальном воспитании способствует становлению  социально ценных взглядов, убеждений, поведения человека, обеспечивает формирование у него потребности в творческой деятельности на благо других людей  – патриотизм, милосердие. В современном  социальном воспитании реализуется  ориентация на такие ценности, как  человек, общество, труд, культура, семья.

Принцип природосообразности базируется на представлении о человеке как существе одновременно общественном и природном, о единстве его психофизических и социальных свойств и их проявлений. Современная трактовка принципа природосообразности предполагает, что социальное воспитание должно основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов; согласовываться с общими законами развития человека; формировать у него ответственность за развитие самого себя, помогать ему в становлении гармоничных отношений с окружающим миром и самим собой. Человека следует воспитывать не только как мужчину или женщину определённого возраста, не только как жителя данной страны, но и планеты в целом, ответственности за решение глобальных экологических проблем и сохранение собственного здоровья. Принцип природосообразности позволяет выявить психологические основания становления гуманитарной позиции человека в обществе, разработать логику её формирования.

Принцип культуросообразности направлен на осуществление социального воспитания в контексте культуры и предполагает учёт социокультурных особенностей, норм конкретного общества. Актуальность этого принципа связана с двумя противоположными тенденциями – тенденций к росту национального самосознания и тенденций к интеграции, объединению различных стран и регионов, в следствии чего возрастёт роль социокультурных факторов, характерных как для отдельных частей мира, так и планеты в целом, формируются культурные реалии материкового и планетарного масштабов. В соответствии с данным принципом перед социальным воспитанием стоит задача приобщения человека к различным пластам культуры этноса, общества, мира в целом: бытовой, физической, материальной, производственной, политической, нравственной, сексуальной. При целенаправленном формировании гуманитарной позиции принцип культуросообразности способствует присвоению человеком общекультурных ценностей и осознанию многообразия культур, становлению отношения к каждой культуре как к ценности.

Принцип центрации социального воспитания на развитии человека предполагает планомерное создание условий для целенапрвленного развития его личностных, индивидуальных и субъективных свойств. Он основан на признании индивидуальности каждого ребёнка, приоритета его физического, духовного, эмоционального, социального и нравственного развития, на милосердии и поддержке в кризисной ситуации. Человек признаётся безусловной ценностью и целью социального воспитания. Принцип центрации социального воспитания на развитии человека требует гуманитарного стиля взаимодействия субъектов воспитания и способствует его формированию, помогает осознать уникальность каждого человека.

Принцип дополнительности (комплементарности) в социальной педагогике отражает связь воспитания с другими условиями развития человека. Его применение предполагает подход к развитию человека как к совокупности взаимодополняющих процессов, трактовку воспитания как одного из условий развития наряду с природными, социальными, культурными условиями. Принцип дополнительности позволяет осознать всё многообразие общественных отношений, понять, что каждый человек, непохожий на другого, вносит свой склад в развитие общества.

Принцип социальной ответственности общества за самореализацию человека в творчестве, приобретение знаний, необходимых для  жизни и самореализации в обществе, удовлетворение в общении и выражается в создании благоприятных условий  для развития одарённых детей, физически  слабых детей, детей-инвалидов, детей-сирот, страдающих от жестокого обращения  и нуждающихся в попечительстве, играет важную роль в социальном воспитании. Данный принцип предполагает также  ответственность каждого педагога за результаты своей деятельности.

К принципам  социального воспитания относят  также (в различных сочетаниях) связь  воспитания с жизнью, обеспечения  единства сознания и поведения воспитанников, воспитание в труде, коллективе и через коллектив, сочетание педагогического руководства и самодеятельности воспитанников, преемственность воспитательных влияний.

Механизм  социального воспитания, как и  воспитание в целом, выступает преодоление  кризисов, связанных с включением человека в систему общественных отношений. В процессе преодоления  трудных ситуаций, вызванных как  влиянием внешних условий, так и  внутренними факторами, актуализируются  внутренние силы человека, проявляются  способности в сфере социального  творчества, проявляются способности  в сфере социального творчества, приобретается или изменяется опыт взаимодействия с другими людьми, социальными группами и социальными институтами.

 

Заключение

 

Механизм  социального воспитания, как и  воспитания в целом, выступает преодоление  кризисов, связанных с включением человека в систему общественных отношений. В процессе преодоления  кризисных ситуаций, вызванных как  влиянием внешних условий, так и  внутренними факторами, актуализируются  внутренние силы человека, проявляются  способности в сфере социального  творчества, приобретается или изменяется опыт взаимодействия с другими людьми, социальными группами и социальными  институтами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемой литературы

 

  1. Мудрик А.В. Социальная педагогика: уч/ под ред. В.А. Сластенина – М., 1999. – с.22.
  2. Куприянов Б.В. Социокультурные смыслы современного воспитания; сб. науч. Тр. 2004. – Волгоград – Ч.2 – С.54-60.
  3. Андреев В.И. Педагогика: учебник/ Казань, 2000.
  4. Вольваченко А.Г. Социально – психологический тренинг педагогического общения. Ростов н/Д, 1995. С. 37-51.
  5. Социальные технологии: Толков. Словарь./ Отв. Ред. В.Н. Иванов. Москва – Белгород, 1995. С.12-42.
  6. Абрамова Г.С. Практикум по психологической консультации. М., 1996. С. 23-41.

Информация о работе Социальное воспитание и проблемы гуманитаризации общества