Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 19:38, реферат
К началу XVIII столетия зародились элементы социальных отношений и новых подходов к воспитанию человека. Станови-лось ясно, что старые феодальные институты и идеология превра¬щаются в тормоз процесса воспитания, о чем свидетельствовали новые педагогические идеи, возникшие в период Возрождения и Реформации.
В XVII в., с которого идет отсчет Нового времени, появилась целая плеяда мыслителей, чьи педагогические взгляды отражали время рационализма и индивидуализма, по-новому представляли природу человека и воспитания. Повысился интерес к естествен¬ным наукам, изучению природы. Ф. Бэкон целью научного позна¬ния считал освоение сил природы путем последовательных экс¬периментов. Он фактически признавал принцип природосообразного воспитания.
Доклад «Социальное воспитание в 18 веке. Социальное воспитание в Западной Европе и Северной Америке. Социально-педагогическая мысль в России»
К началу XVIII столетия зародились элементы социальных отношений и новых подходов к воспитанию человека. Становилось ясно, что старые феодальные институты и идеология превращаются в тормоз процесса воспитания, о чем свидетельствовали новые педагогические идеи, возникшие в период Возрождения и Реформации.
В XVII в., с которого идет отсчет Нового времени, появилась целая плеяда мыслителей, чьи педагогические взгляды отражали время рационализма и индивидуализма, по-новому представляли природу человека и воспитания. Повысился интерес к естественным наукам, изучению природы. Ф. Бэкон целью научного познания считал освоение сил природы путем последовательных экспериментов. Он фактически признавал принцип природосообразного воспитания.
Стремление к обязательному изучению естественных наук и реализации принципа природосообразности проявилось в творчестве выдающегося педагога Я. А. Коменского. Пожалуй, он впервые попытался обосновать и применить на практике методику общественного воспитания, в школах. Не отрицая индивидуальных задатков, ЯГА. Коменский провозглашал равенство людей от природы, отмечая, что они в одинаковой степени нуждаются в умственном и нравственном развитии. Я. А. Коменский считал, что школы должны быть воспитательно-образовательными учреждениями для совместного воспитания подрастающего поколения независимо от пола, происхождения и рода занятий родителей.
Первой ступенью воспитания и образования детей от рождения и до 6 лет должна быть материнская школа, т. е. дети воспитываются в семье под руководством матери. Считается, что Я. А. Коменский, написав первую в мире педагогическую книгу для родителей «Материнская школа», обосновал содержание, формы и методы подготовки детей в семье к жизни в обществе.
Вторая ступень —• это школа родного языка для всех мальчиков и девочек от 6 до 12 лет, где начинается подготовка к жизни в ходе усвоения знаний на языке своего народа, формируется общая картина мира, приобретаются необходимые навыки и умения.
Третьей ступенью образования являлась латинская школа (гимназия) для юношей 12—18 лет.
Четвертую, заключительную ступень школьного образования, по Я. А. Коменскому, составляли академии для молодых людей 18 — 24 лет. В «Великой дидактике», основном педагогическом труде выдающегося педагога, разработаны не только вопросы образования и обучения, но и различные аспекты воспитания (нравственного, трудового, религиозного и т.д.). Он считал также необходимым воспитывать у детей такие общечеловеческие добродетели, как мудрость, умеренность, мужество, справедливость, честность, выносливость в труде и т. п.
Огромное значение придавал Я.А. Коменский дисциплине, которая, однако, должна быть сознательным исполнением детьми школьных законов и норм общежития.
Полностью проблемам воспитания и обучения посвящен один из семи разделов главного труда Я. А. Коменского — «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих» — «Пампедия». Его основное назначение — указать людям, как следует готовить подрастающее поколение для перестройки существующего общества. Здесь высказана мысль, что вся жизнь человека должна быть школой. К названным ступеням образования Коменский добавляет еще одну — школу зрелости и старости.
По мнению автора, универсальное воспитание, идеи которого заложены во «Всеобщем совете», приведет человечество к социальной справедливости и процветанию. Всеобщее образование народа, демократическая школьная система, приобщение подрастающего поколения к труду, нравственное воспитание на началах гуманизма — все это должно формировать людей, способных служить обществу.
Таким образом, ведущую роль в переустройстве общества Коменский отводил социальному воспитанию в системе общественных учебных заведений.
В широком социальном контексте понимал цель и задачи воспитания Дж.Локк. На первое место он выдвигал становление гражданина, формирование характера, способного реализовать высокие идеалы. Концепция воспитания изложена Дж.Локком в трактатах «Мысли о воспитании» («Некоторые мысли о воспитании»), «О пользовании разумом» («Об управлении разумом»). По Дж.Локку, человек, его душа — чистая бумага «без всяких знаков и идей», заполнить которую надлежит воспитанием. «Из всех людей, с которыми мы встречаемся, девять десятых становятся тем, что они есть, — добрыми или злыми, полезными или нет — благодаря воспитанию. Оно-то и создает огромную разницу между людьми»1.
Педагогическая система Дж. Локка ориентирована на воспитание джентльмена, делового человека и сочетает в себе несколько аспектов: физическое воспитание, нравственное воспитание и умственное образование, которые должны быть взаимосвязаны.
Ведущим Д. Локк считал нравственное воспитание, цель которого видел в выработке правильного представления о добродетели. Причем нравственное воспитание он связывал с воспитанием разума и полезностью, а также волей. Задачи нравственного воспитания определяли и образовательную программу. Ее цель Дж.Локк видел не только в сообщении начальных сведений по различным дисциплинам, но и в развитии у учащихся способностей к самостоятельным суждениям и умозаключениям. В то же время образование у Дж. Локка выступало своеобразным средством развития нравственных качеств личности.
, Определяя методы воспитания и обучения, Дж.Локк ратовал за формирование у ребенка устойчивых положительных привычек, отводя особую роль самому наставнику. Важно и то, что содержание воспитания должно было соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям ребенка.
Оригинальна позиция Дж. Локка по отношению к поощрениям и наказаниям в процессе воспитания. Он не отрицал физических наказаний, однако утверждал, что они ведут лишь к рабскому послушанию. Не приветствовал Дж.Локк и поощрение влечения воспитанника к наградам, а не к тому, за что они даются. Поэтому основными нравственными ориентирами он называл честь и позор, на которые и следовало опираться в процессе воспитания.
Дж. Локк разработал также своеобразную программу трудового воспитания джентльмена, обусловленную потребностями нового буржуазного общества в деловых, инициативных людях.
Нельзя не отметить и то, что Дж.Локк, по сути дела, отрицал необходимость общественного воспитания, считая, что оно должно быть семейным, с привлечением тщательно отобранных домашних учителей. Такое воспитание, по его мнению, ограждало ребенка от плохого влияния среды и плохих учителей.
Определенный вклад в развитие педагогических идей просвещения в XVIII в. внес известный английский мыслитель Дж.Беллерс, который развивал идею преобразования общества путем трудового воспитания всего народа. Выступая горячим сторонником общественного воспитания, Дж. Беллерс считал, что такое воспитание способствует гармоническому развитию личности, выгодному для общества в целом.
Его идеи воспитания и преобразования общества отражены в Проекте учреждения рабочего колледжа всех полезных ремесел и сельского хозяйства». Общественное воспитание в таких колледжах обеспечивается трудовым воспитанием детей, активным общением их между собой и со взрослыми. Дж. Беллерс выступал против телесных наказаний, считая важным поощрение учащихся и поддержку здорового соперничества между ними.
Предложенный им «Проект» предусматривал создание такого учебного заведения, в котором трудовое воспитание положительно влияло бы на умственное и физическое развитие, на воспитание воли и выработку нравственных понятий. Путем такого воспитания Беллерс полагал в сравнительно короткий срок перевоспитать общество.
В XVIII в. в России произошли заметные сдвиги в социальных отношениях, экономике и культуре. Изменения отмечены в сфере образования и воспитания, повсеместно стали создаваться государственные общеобразовательные, профессиональные и воспитательные учреждения, были открыты Академия наук, Петербургская учительская семинария, женские светские учебные заведения.
Важное значение для развития этих процессов имели реформы 11етра I в области просвещения. В обществе укреплялось понимание необходимости светского, государственного регулирования воспитания и обучения. Появились новые государственные учебно-воспитательные учреждения, в которых осуществлялись общее образование и профессиональная подготовка. В первой четверти XVIII в. во всех губерниях создаются государственные начальные (цифирные) школы, в которых обучались дети от 10 до 15 лет. Школьные реформы затрагивали и церковное образование: была организована широкая сеть архиерейских школ и духовных семинарий.
В 1721 г. по инициативе известного церковного и общественного деятеля Феофана Прокоповича был открыт Дом сирот и бедных детей. Для них он написал специальную учебную книгу «Первое учение отрокам» с советами правильного воспитания детей. Развитие просвещения и воспитания в России Ф. Прокопович рассматривал как основное условие процветания государства, ибо был сторонником общественных форм воспитания и образования. В «Духовном регламенте» он разработал план устройства духовной академии, которая должна открывать своим воспитанникам дорогу не только к церковным, но и гражданским делам. Ф. Прокопович написал «Букварь», выдержавший 12 изданий. В предисловии к нему обоснована важность раннего воспитания детей.
О внимании к светскому воспитанию говорит и факт издания в этот период руководства «О правилах поведения светского юношества». Издание было подготовлено по указанию Петра I и впервые было опубликовано в 1717 г. под названием «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов повелением Его Императорского Величества Государя Петра Великого блаженная и вечно достойная памяти». Руководство предварялось букварем и краткими нравоучениями из Священного писания. В основной части выделены два раздела: нормы этикета в разговоре и стиль поведения в разных ситуациях. Юноше рекомендовалось почитать родителей, быть вежливым, смелым, отважным, избегать пьянства, злословия, грубости и т.д. В руководстве даны конкретные нормы поведения за столом и в присутственных местах, некоторые нормы гигиены.
Интересно, что заключительная часть книги включает в себя нормы поведения девушек, основанные на любви к слову Бо-жию, смирении, молитве, исповедании веры, почтении к родителям. Эти нормы предполагали воспитание у будущих матерей семейства трудолюбия, приветливости, милосердия, стыдливости, чистоты телесной, бережливости, щедрости, верности и правдивости, скромности, а также осуждали легкомыслие и кокетство. В целом в руководстве нашли отражение как общеэтические нормы поведения, так и специфические черты воспитания.
Идеи Ф. Прокоповича оказали заметное влияние на известного историка, просветителя и организатора профессионального образования В. Н. Татищева, который отводил государству главную роль в развитии образования. Он был автором нескольких проектов по совершенствованию просвещения и воспитания в России и рассмотрел ряд педагогических проблем, связанных с возрастными особенностями, влиянием окружающей среды на воспитание и т.д. Много сделал Татищев для открытия горно-заводских школ. В его инструкции «О порядке преподавания в школах при уральских казенных заводах» даны не только рекомендации по профессиональной подготовке, но и правила поведения учащихся в школе и дома. Учащиеся горнозаводских школ должны были аккуратно посещать занятия, прилежно учиться, быть чистыми и опрятными, почитать родителей и старших, вежливо относиться друг к другу. Наказания полагались за лень, непокорность, за ложь и кражу. Правда, В. Н. Татищев советовал воздерживаться от физических наказаний за леность в учении.
Большое внимание нравственному воспитанию детей он уделял и в педагогическом трактате «Духовная моему сыну». После школьного учения, по мнению В.Н.Татищева, дворяне должны были совершенствовать свои познания, умения и навыки на государственной службе, и только после 30 лет думать о женитьбе.
Своеобразно трактовал особенности воспитания известный писатель и экономист XVIII в. И. Т. Посошков. В его философско-педагогических идеях старорусский консерватизм уживался с просветительскими реформами Петра I. Так, например, в «Завещании отеческом сыну моему» он следует традиции религиозного воспитания в страхе Божием, смирении, чистоте душевной и телесной, преданности православной вере, послушании отцу и духовнику, понимании православного вероучения. Большое значение И. Т. Посошков придавал нравственному воспитанию. Он считал, что у детей необходимо воспитывать любовь и преданность Отечеству, трудолюбие, скромность. Родители, по его мнению, с малых лет должны следить за тем, чтобы ребенок никого не обижал, всякому делал добро, говорил правду и т.д.
Реформаторские идеи И.Т.Посошкова изложены в сочинении «Книга о скудости и богатстве» и его проектах, направленных 11етру I. Основным путем просвещения писатель считал создание профессиональных и общеобразовательных учебных заведений.
Расцвет идеи просвещения и школьного дела в России приходится на последнюю треть XVIII в. Это было время правления Екатерины II, которая проявляла большой интерес к воспитанию и образованию. Она была знакома с работами Дж.Локка, М.Монтеня, Ж.Ж.Руссо, вела переписку с Д.Дидро и даже пригласила его в Россию. Ее интересовала также педагогическая деятельность И. Б. Базедова — немецкого педагога, основателя филантропизма, уделявшего большое внимание воспитанию детей из привилегированных сословий и видевшего основную цель воспитания в подготовке человека к счастливой и полезной жизни для себя и общества.
Под влиянием идей просветителей Западной Европы Екатерина II пришла к мысли, что обществу нужен человек, который сочетал бы образованность с профессиональной подготовкой, что воспитание должно способствовать формированию «новой породы людей». Эти идеи получили отражение в «Наказе императрицы Екатерины II» — программном документе, в котором были намечены важнейшие направления государственной образовательной политики России второй половины XVIII в. В этом документе была сформулирована также мысль о том, что именно правильное воспитание поможет каждому человеку осознать себя законопослушным гражданином, преданным самодержавию. Такое воспитание, начинаясь с раннего возраста внушением «страха Божия», должно было приучать детей к выполнению функций, соответствующих его сословию. Затем планировалось прививать детям трудолюбие, любовь к Отечеству, уважение к законам и правительству. Екатерина Великая считала, что воспитанию «новой породы людей» будет способствовать система закрытых учебных заведений.