Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 19:38, реферат
К началу XVIII столетия зародились элементы социальных отношений и новых подходов к воспитанию человека. Станови-лось ясно, что старые феодальные институты и идеология превра¬щаются в тормоз процесса воспитания, о чем свидетельствовали новые педагогические идеи, возникшие в период Возрождения и Реформации.
В XVII в., с которого идет отсчет Нового времени, появилась целая плеяда мыслителей, чьи педагогические взгляды отражали время рационализма и индивидуализма, по-новому представляли природу человека и воспитания. Повысился интерес к естествен¬ным наукам, изучению природы. Ф. Бэкон целью научного позна¬ния считал освоение сил природы путем последовательных экс¬периментов. Он фактически признавал принцип природосообразного воспитания.
Идеи Екатерины II разделял И. И. Бецкой, известный педагог и просветитель, получивший образование за границей. Его взгляды сложились под влиянием Дж. Локка, Ж. Ж. Руссо, К. А. Гельвеция. И.И.Бецкой считал, что посредством воспитания можно создать «новую породу людей». Главным условием формирования первого поколения таких людей является изоляция воспитанников от вредного влияния общества, предрассудков и пороков старого поколения.
В 1763 г. Бецкой представил Екатерине «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества». В нем, а также в более позднем труде «Краткое наставление, выбранное из лучших авторов, с некоторыми физическими примечаниями о воспитании детей от рождения до юношества» (1776) И.И.Бецкой выразил свои взгляды на всестороннее воспитание гуманных и справедливых дворян, а также купцов, промышленников, ремесленников, т.е. людей «третьего чина». С этой целью он предложил создать систему закрытых воспитательных учреждений сословного характера для детей с 5 — 6 и до 18 — 20 лет. Были открыты воспитательные дома сначала в Москве, а затем в Петербурге, Смольный институт благородных девиц с мещанским отделением, где серьезное внимание уделялось физическому развитию детей и приобщению к домашнему труду. Согласно уставам новых учреждений в них запрещалось применение телесных наказаний, использовался индивидуальный подход в оценке способностей каждого учащегося.
По плану И.И.Бецкова («Генеральный план императорского Воспитательного дома») предусматривалось, например, что дети до 2 лет будут находиться на попечении нянек и кормилиц, затем до 7 лет будут приучаться к посильной работе, до 11 лет — ходить в школу, учиться чтению и Закону Божьему, осваивать различные ремесла. Потом до 14 лет дети продолжат учебу на более высоком уровне (будут учиться считать, писать, рисовать, знакомиться с элементами географии, заниматься трудом).
Большое значение для развития педагогической мысли XVIII в. имели работы Е.Р.Дашковой «О смысле слова "воспитание"», А. А. Прокоповича-Антонского «О воспитании», «Слово о воспитании», В. В. Крестинина «Историческое известие о нравственном воспитании детей у двинских жителей», Е. Б. Сырейщикова «О пользе нравоучения при воспитании юношества», Х.А. Чеботарева «Слово о способах и путях, ведущих к просвещению» и др. В них разрабатывались цели и направления развития национальной системы воспитания и обучения, отстаивался их светский и общественный характер.
Известный публицист, издатель и журналист Н. И. Новиков рассматривал воспитание как главный фактор формирования человеческой личности. Именно он как издатель опубликовал на русском языке работы Руссо, Дидро, Монтескье, Вольтера и других французских просветителей. Ему первому среди русских ученых принадлежит определение педагогики как науки о воспитании детей. Именно он назвал педагогику особой и важной наукой и сформулировал ее предмет — «воспитание тела, разума и сердца». Главная цель воспитания, по Н. И. Новикову, — подготовить новых людей в духе «гражданских и общественных добродетелей». Он определил пути умственного, физического и эстетического воспитания, отстаивал преимущество общественного воспитания перед частным и домашним. Очень важно, что Новиков проповедовал мысль о том, что ребенок должен иметь элементарные права и прежде всего право на свободу. В этом смысле его взгляды были созвучны с идеями эпохи Просвещения.
Вопросы воспитания в рассматриваемый период приобрели в России большое социальное значение и служили предметом острой общественной борьбы. Широкого и полноценного образования и воспитания для всех детей, независимо от сословной принадлежности, требовал А.Н.Радищев — просветитель, писатель, философ. Целью воспитания он определял формирование патриотизма, под которым понимал свободу, вольность, равенство всех людей. Радищев утверждал: способности людей различны и во многом зависят от воздействия природной и социальной среды. Подчеркивая социальный характер воспитания, А.Н.Радищев отмечал, что людям свойственны общественные инстинкты и стремления. Человек, писал он, существо общественное и создан жить в обществе себе подобных1.
Основой индивидуального развития А. Н. Радищев считал природные задатки, а воспитание и окружающую среду — его движущей силой. Причем общественной среде и воспитанию он отводил важнейшую роль в формировании человека. Как, впрочем, и физическому, умственному, нравственному воспитанию.
Главный путь нравственного воспитания молодежи, по А. Н. Радищеву, связан с ее участием в борьбе с общественным злом, социальной несправедливостью. Поэтому важно воспитывать у молодежи любовь к добру и ненависть к злу.
Многие идеи А. Н. Радищева о воспитании были восприняты его последователями. В частности, идея о соотношении частного и общественного воспитания, сущность нравственного воспитания, роль примера в воспитании, поощрение и наказание, пути умственного воспитания были рассмотрены в педагогическом трактате А.Д.Бестужева «О воспитании».
В целом можно отметить, что в России в XVIII в., во-первых, была предпринята попытка создания сети государственных учебно-воспитательных учреждений, во-вторых, были сформулированы ценные идеи о социальном воспитании граждан, в-третьих, сложился некоторый опыт общественного воспитания детей и молодежи.