Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 09:18, реферат
Социально - экономические преобразования, происходящие в стране, внесли существенные изменения в деятельность сельской школы, состояние и уровень работы которой сегодня определяется тем, что она является главным фактором жизнеспособности, сохранения и развития села, одним из культурных и духовных центров на селе. У сельских учащихся (в отличие от городских сверстников) ограничены возможности в организации разнообразного досуга, выбора объединения по интересам, посещения различных кружков и секций.
Реферат на тему:
«Социальное здоровье сельского школьника
как путь к социализации»
Подготовила:
студентка 3 курса I группы
Факультета документоведения
и педагогического образования
Сагнак Екатерина Николаевна
На сегодняшний день термин «социализация» получил широкую распространённость, но до сих пор не имеет однозначного толкования. Самое распространённое определение даётся в Российской педагогической энциклопедии, в которой говорится, что социализация – развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит.
Понятие «социализация» связано с такими понятиями как «воспитание», «обучение», «развитие личности».
Социально - экономические преобразования, происходящие в стране, внесли существенные изменения в деятельность сельской школы, состояние и уровень работы которой сегодня определяется тем, что она является главным фактором жизнеспособности, сохранения и развития села, одним из культурных и духовных центров на селе. У сельских учащихся (в отличие от городских сверстников) ограничены возможности в организации разнообразного досуга, выбора объединения по интересам, посещения различных кружков и секций.
Многие ученые выделили несколько видов здоровья: соматическое, физическое, психическое, нравственное, личностное, эмоциональное. К перечисленным видам сегодня есть необходимость добавить социальный аспект. Социально здоровая личность активно реализует отношение к своему здоровью как к средству жизнеобеспечения, средству выбора стратегии саморазвития в социуме, средству реализации предназначения гражданина, средству профессионального и жизненного самоопределения.
Социальное здоровье подразумевает социальное поведение человека, его социальную активность, деятельное отношение к миру.
Социальное здоровье школьника – это определяющееся процессом социализации устойчивое сочетание его качеств и характеристик, обусловленное социальным самочувствием и сознательным поведением, направленным на сохранение собственного здоровья, достижение гармонии во взаимоотношениях с социальной средой.
Социальное здоровье выпускника школы проявляется в способности неординарно мыслить, активно действовать, принимать решения и нести за них ответственность, анализировать и прогнозировать ситуации, противодействовать негативным жизненным процессам.
Социальное здоровье личности на одной из Всероссийских научно-практических конференций было провозглашено как национальная идея современной России.
Однако социальное нездоровье с каждым годом поражает все больше детей и подростков. Это выражается в росте числа детских и подростковых правонарушений, а порой и преступлений против общественной морали и общечеловеческой нравственности.
Новые вызовы времени вынуждают отвечать на них преобразованием всей школьной жизни. Социальный заказ, зафиксированный в стандартах второго поколения, ставит задачу личностного, социального и общекультурного развития школьника. Ядром школьной системы при этом выступают основные социальные нормы жизни. Школа должна стать институтом социального оздоровления подрастающих поколений.
Педагогический коллектив школы должен определить для себя такие базовые приоритеты социального здоровья школьников как: создание условий для совершенствования качества образовательной деятельности, создания положительного эмоционального настроя школьников, формирования позитивной системы ценностей и установок обучающихся, развития их социальной активности, гражданско-правовой нравственной и информационно-коммуникационной культуры, а также профессионального самоопределения учащихся.
Таким образом, возникает своего рода модель развития социального здоровья ребенка, качество реализации которой можно оценить с помощью таких показателей:
- позитивное взаимодействие с окружающими людьми,
- работоспособность на уроке и дома, участие в жизни класса, школы и района,
- активная жизненная позиция,
- профессиональные намерения,
- позиция гражданина, ученика, сына (дочери), друга, мальчика (девочки).
Задачу формирования социального здоровья школьника должен, прежде всего, решать современный урок. Урок в жизни ребенка – это урок жизни для него: он учится работать, он учится анализировать явления, он вступает во взаимоотношения с людьми им коллективом, он утверждает свое «Я», обретая самооценку и способность к саморегулированию поведения и деятельности, он с разных сторон изучает этот прекрасный и сложный мир, прикасаясь к источникам духовности – науке, искусству, морали. Педагог средствами своего предмета вводит школьника в этот мир и как носитель культуры раскрывает ребенку современное видение жизни и человека в ней как строителя этой жизни. Однако путь к такому уроку непрост.
Необходимо перестроить социальный статус самого учителя, усилить его значимость при выполнении социальной функции. При этом роль учителя в социализации учащихся определится в таких позициях, как: защита прав детей, содействие сохранению общей культуры, содействие прогрессу общества, передача лучших традиций и опыта, связь поколений и времен.
Особую роль в формировании социального здоровья детей играет воспитательная работа, в которой предусмотрены:
- система формирования ведущих качеств личности (в учебной и досуговой деятельности);
- просвещение в области этической и эстетической культуры;
- практическая деятельность учащихся в системе традиций школы;
- оптимальное сочетание индивидуального воспитания, воспитания в коллективе и самовоспитания;
- непрерывная педагогическая диагностика и постепенное обучение детей приемам самодиагностики.
Содержание внеклассной, внеурочной деятельности учащихся имеет в школе особый смысл, оно призвано:
- сделать досуговую деятельность второй половины дня учащихся управляемой и подчиненной целям воспитания;
- удовлетворить дополнительные разнообразные интересы детей, лежащие вне учебной деятельности;
- предоставить детям дополнительные возможности для социокультурной интеграции и адаптации в обществе;
- обеспечить проведение оздоровительной работы.
Существует определенная проблема в воспитательной работе. Как часто мы с гордостью проводим «Урок мужества», «Урок заботы», «Урок этики» и т.д.- вместо создания среды для мужественных, заботливых, этичных поступков. Возникла проблема наркотизации – учитель проводит беседу о вреде наркотиков. Благодаря такому подходу дети втягиваются в потребительский образ жизни, что отнюдь не содействует формированию социально активной личности. На сегодняшний день, школа должна применять стратегии развития воспитания – втягивания, осмысленного включения элементов «социальности» в образование. К примеру, школа сталкивается с социальной пассивностью детей. Можно провести серию бесед «Что значит быть гражданином?», но это не выведет детей на самостоятельное социальное действие. А вот задуманная и реализованная вместе с педагогами акция, направленная на решение значимой для детей и ценной для общества проблемы – выведет. Безусловно, это достаточно сложная педагогическая задача. Но очевидно, если школа работает над ее решением, то она, несомненно, обеспечит достаточно высокий уровень социализации своих выпускников и обеспечит формирование их социального здоровья.
Реализация общей цели воспитания требует решения более частных задач, которые рассматриваются в качестве составных частей или сторон воспитания. Составными частями воспитания являются трудовое, нравственное, умственное, эстетическое и физическое воспитание. Содержание воспитания концентрируется в следующих пяти блоках:
- «Человек и общество» (знания о нравственно-правовых основах отношений человека и общества, знания о системе экономических отношений человека и общества).
- «Человек и здоровье» (знания о себе, управление физическим и умственным развитием, анализ состояния и поддержки здоровья, управление поведением и эмоциями, коммуникативные знания, формы и способы самовыражения).
- «Человек и национальная культура» (знания об истории и культуре родного края, изучение родного языка на основе возрождения национального самосознания личности, национальных традиций).
-«Человек и труд» (воспитание мужчины и женщины, способных реализовать собственные потребности и потребности семьи в ведении хозяйства, получение начального профессионального образования, позволяющего начать трудовую деятельность).
Содержание трудового обучения должно формировать:
- знания сельскохозяйственной техники, ее обслуживание и ремонт;
- навыки ведения садово-огородного хозяйства и животноводства;
- навыки приготовления пищи;
- навыки вождения
и ухода за
- навыки проектирования производственных процессов для желающих заработать деньги: школьные кооперативы, индивидуальная предпринимательская деятельность.
-«Человек и природа» (знания о физической и нравственной связи человека и природы, физических и нравственных законах природы, знания о связи окружающего мира и самовыражение человека в художественном и техническом творчестве).
В жизни сельского школьника значительное место занимает трудовая деятельность. Использование возможностей профориентационной работы на базе школы позволяет показать учащимся необходимость и важность научных знаний в сельском хозяйстве. Переход к новым социально-экономическим отношениям вызывает изменение роли человека в хозяйственной системе общества, пересмотр требований к нему как к профессиональному работнику. В частности, на первый план выходят такие качества профессионала, как предприимчивость, интеллектуальность, ответственность, социально-профессиональная мобильность, склонность к коммерческому риску, способность принимать самостоятельные решения. Большое внимание в нашей школе уделяется профессиональному самоопределению личности школьников. Это и профессиональная ориентация учащихся. Целью профориентации сегодня является формирование у учащихся способности выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую личностным особенностям и запросам рынка.
На социализацию ребенка оказывают влияние многие факторы. Самое главное - семья. Социальное, семейное и школьное воспитание осуществляется в неразрывном единстве. Стоит отметить, что отсутствие работы на селе, снижение жизненного уровня сельского населения увеличивают число учащихся из неблагополучных семей. С учащимися «группы риска» должна проводиться профилактическая работа совместно с центром социальной защиты.
На сегодняшний день сельский тип поселения продолжает оставаться эффективным фактором социализации подрастающего поколения, поскольку в них и в настоящее время достаточно силен социальный контроль над поведением человека. В жизненном укладе сел сохранились элементы традиционной соседской общины. В них довольно стабильный состав жителей, слаба его социально-профессиональная и культурная дифференциация, тесные родственные и соседские связи. Все хорошо знают друг друга, а потому каждый эпизод жизни любого селянина может становиться объектом оценки со стороны окружающих.
Для села характерна «открытость» общения. Отсутствие больших социальных и культурных различий между жителями создает условия для близкого общения взрослых и детей, причем, чем меньше деревня, тем более тесно общение детей со взрослыми, со старшими и младшими по возрасту.
Современные деревни и села сохранили многие традиционные черты сельского образа жизни. Ритм жизни в них размерен, нетороплив, природосообразен. Однако в последние десятилетия заметно растущее влияние города на деревню. Оно приводит к переориентации в жизненных ценностях. Особую роль в этом играют средства массовой информации, пропагандирующие городской образ жизни, который становится эталоном, мечтой для сельских детей и молодых людей.
Создаваемые новые концепции сельской школы ориентированы на образ ее выпускника как человека культуры и хозяина земли, на его подготовку к жизни в определенном социокультурном пространстве. Это предполагает формирование его готовности к землепользованию и хозяйствованию на земле, ориентации на жизнь в сельской местности, отношения к школе как духовному центру села, как источнику культуры.
Важным специфическим фактором социального воспитания школьников является совокупность позитивных традиций, обычаев, обрядов, ритуалов в общественной и семейной жизни, приверженность сельских жителей к традициям народной педагогики, которые сравнительно легко проникают в сельскую школу. Традиции народной педагогики, в настоящее время становятся важной составной частью системы воспитания школьников по месту жительства. Они отражают трудовые процессы, сезонные изменения в природе, особенности национальной одежды, образа жизни, организации досуга. Общеобразовательная школа может лишь частично обеспечить формирование опыта решения некоторых нравственных, эстетических, коммуникативных и конкретных социальных проблем. Индивидуально воспринимаемый опыт родителей также не гарантирует школьникам успешности социальной адаптации. Важную роль здесь играют педагогические составляющие сельской среды - природное окружение, сопровождающее ребенка с момента рождения, сельскохозяйственная производственная жизнь взрослых, в которой он так или иначе с ранних лет принимает участие, сохранившиеся общинные традиции. В современном обществе успешность гражданской социализации подрастающего поколения существенно зависит от социального окружения школьника, от тех людей, которые объяснят ему сущность общественной активности и отношений, норму поведения. В данном случае имеется ввиду все формирующее личность пространство, т. е. школа, семья, средовое влияние на личность, социальные институты, СМИ как в организованных, так и в неорганизованных педагогических формах их влияния на развитие подрастающего поколения, формирование их социального опыта.
Информация о работе Социальное здоровье сельского школьника как путь к социализации