Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 08:54, дипломная работа
Младший школьный возраст - это особый период в жизни ребёнка. Появление этого возрастного этапа связано с введением системы всеобщего и обязательного неполного и полного среднего образования. Содержание среднего образования и его задачи меняются в соответствии с меняющимися условиями социума, поэтому психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста как начального звена школьного детства также нельзя считать окончательными и неизменными. Однако можно говорить о наиболее характерных чертах этого возраста
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ.
§1.1. Психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста
Младший школьный
возраст - это особый период
в жизни ребёнка. Появление
этого возрастного этапа
Деятельность ребёнка
в каждом возрасте сугубо
В периодизации Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина используются три основных критерия [16,35]:
Социальная ситуация развития - это своеобразное сочетание того, что сформировалось в психике ребенка и тех отношений, которые устанавливаются у ребенка с социальной средой.
Понятие «ведущая
Возрастное развитие, в особенности детское, - сложный процесс, который в силу ряда своих особенностей приводит к изменению всей личности ребенка на каждом возрастном этапе. Для Л.С. Выготского развитие - это, прежде всего возникновение нового. Стадии развития характеризуются возрастными новообразованиями, то есть качествами или свойствами, которых не было раньше в готовом виде. Источником развития является социальная среда. Каждый шаг в развитии ребенка меняет влияние на него среды: среда становится совершенно иной, когда ребенок переходит от одной возрастной ситуации к следующей. Л.С. Выготский ввел понятие «социальная ситуация развития» - специфическое для каждого возраста отношение между ребенком и социальной средой. Взаимодействие ребенка со своим социальным окружением, воспитывающим и обучающим его, и определяет тот путь развития, который приводит к возникновению возрастных новообразований [16]. Социальная ситуация развития меняется в самом начале возрастного периода. К концу периода появляются новообразования, среди которых особое место занимает центральное новообразование, имеющее наибольшее значение для развития на следующей стадии.
Младший школьный
возраст связан с переходом
ребенка к систематическому
В процессе усвоения общественно выработанных эталонов или мер, меняется характер детского мышления. В развитии мышления к началу младшего школьного возраста намечается переход от эгоцентризма (центрарии) к децентрации. В системе межличностных отношений формируется чувство ответственности, эмпатия, чувство гнева, стыда и недовольства. У ребенка появляются амбивалентные переживания и развивается рефлексия. Вследствии этого к 6-7 годам у большинства детей самооценка становится более адекватной, чем в раннем возрасте, когда ребенок был склонен к завышенной в эмоциональном плане самооценке. У ребенка 6-7 лет начинает формироваться устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослых, потребность в признании сверстников); возникает новый (опосредованный) тип мотивации - основа произвольного поведения. Ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей, моральных норм и правил поведения в обществе, в некоторых ситуациях он уже может сдерживать свои непосредственные желания и поступать не так как хочет в данный момент[31].
Дети 6-7 лет при поступлении в
школу начинают более осознанно
контролировать свои поступки и поведение.
Возникает разветвленная
В связи с включением ребенка
в активные социальные отношения, в
связи с тем, что он становится
субъектом деятельности, происходит
формирование мотива достижения успеха,
который необходим для успешной
социально-психологической
Интеллектуальная готовность к
обучению в школе предполагает наличие
у ребенка кругозора, запаса конкретных
знаний. Ребенок 6-7 лет уже должен
владеть планомерным и
Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана и с развитием таких мыслительных процессов как способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки. Кроме того, в процессе учебной деятельности ребенку предстоит устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями, разрешать найденные противоречия, что играет важную роль в психологической адаптации первоклассника [25]. В современной психологии при изучении интеллектуального компонента психологической готовности к школе акцент делается прежде всего не на сумму усвоенных ребенком знаний, а на уровень развития интеллектуальных процессов. То есть ребенок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное и отличное;должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы. Наиболее полное понятие «интеллектуальная готовность к обучению в школе» дано в определении Л.А. Венгера, под которым он понимал определенный выбор знаний и умений, в котором должны присутствовать все остальные элементы, хотя уровень их развития может быть разный. Составляющими этого набора прежде всего являются внимание, память, воображение [14] .
Процесс обучения невозможен без достаточной сформированности такой психической функции, как внимание. У первоклассника внимание носит еще непроизвольный характер. Для ребенка 6-7 лет все новое, неожиданное, яркое, интересное само по себе и привлекает внимание безо всяких усилий со стороны. При этом дети могут упустить существенные детали в учебном материале и обратить внимание на несущественные только потому, что они привлекают внимание. Состояние повышенного внимания, как указывает В. С. Мухина, связано с ориентировкой во внешней среде, с эмоциональным отношением к ней, при этом содержательные особенности внешних впечатлений, обеспечивающие такое повышение, с возрастом изменяются. Кроме преобладания непроизвольного внимания к возрастной особенности относится также его сравнительно небольшая устойчивость. Первоклассники еще не умеют длительно сосредоточиваться на работе, особенно если она неинтересна и однообразна; их внимание легко отвлекается. В результате дети могут не выполнить задание в срок, потерять темп и ритм деятельности, пропустить буквы в слове и слова в предложении. Без достаточной сформированности этой функции процесс обучения невозможен и поэтому необходимо в учебной деятельности делать значительный акцент на развитие произвольного внимания ребенка. Разные дети внимательны по-разному, эти свойства развиваются в неодинаковой степени, создавая индивидуальные варианты. Контроль над процессом обучения на данном этапе является залогом успешного развития произвольного внимания ребенка[27].
Устанавливая связи и
Наглядно-действенное мышление, осуществляемое путем реального действия с предметом, связанное с предметной деятельностью и направленное на ее обслуживание, является первичным и возникает еще в раннем детстве. Но шестилетний ребенок может прибегать к нему, если перед ним встает задача, для решения которой у него нет опыта и знаний либо их крайне мало.
В ходе наглядно-образного мышления
более полно воспроизводится
многообразие сторон предметов, которые
выступают пока не в логических,
а в фактических связях. Другая
важная особенность образного мышления
заключается в возможности
Словесно-логическое мышление ребенка
выражается в том, что ему приходится
заучивать материал буквально, уметь
пересказать его близко к тексту
или своими словами, а, кроме того,
помнить заученное и уметь
воспроизвести его через
Выделяя характерные особенности детей данного возраста следует учесть то что обучаемые отличаются друг от друга не только разным уровнем подготовленности к усвоению знаний. Каждый из них обладает устойчивыми психологическими особенностями, которые не могут быть ликвидированы. Особенности развития памяти могут выражаться и в том, что одни дети имеют зрительный тип памяти, другие - слуховой, третьи - зрительно-двигательный. У одних наглядно-образное мышление, а у других - абстрактно-логическое. Одним детям легче воспринимать материал с помощью зрения, другим - на слух; одним требуется конкретное представление материала, а другим - схематическое. Пренебрежение индивидуальными особенностями учащихся при обучении ведет к возникновению у них различного рода трудностей, осложняет путь достижения поставленных целей и препятствует психологической адаптации ребенка [27].
Воображение постепенно приобретает
произвольный характер, ребенок может
создать замысел, спланировать его
и реализовать. Большой скачок в
развитии воображения обеспечивает
игра, необходимым условием которой
является наличие замещающей деятельности
и наличие предметов-
В интеллектуальной сфере характеристиками достижения школьной зрелости являются: дифференцированность восприятия; способность к произвольной концентрации внимания; умение выделять существенные признаки предметов и явлений и устанавливать причинно - следственные связи между ними; рациональный подход к действительности; способность к логическому запоминанию, овладение по слуху разговорной речью, способность понимать и использовать символы, интерес к новым знаниям. Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов - способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. У ребенка должна быть определенная широта представлений, в том числе образных и пространственных, соответствующее речевое развитие, познавательная активность. По мнению Сухомлинского, интеллектуальная готовность ребенка к школе характеризуется любознательностью, общей познавательной активностью, умением наблюдать, исследовать и выделять существенное. Хорошо развитая устная речь и воображение, умение читать, решать задачи на сообразительность и быть восприимчивым к слову педагога - важнейшие компоненты готовности к обучению в школе.По мнению А.Л. Венгер ( «Хорошо ли вашему ребенку в школе?»), интеллектуальная сфера ребенка 6-7 лет не только в определенной мере уже готова к систематическому обучению, но и требует его[14].
Эмоционально - волевое развитие ребенка
6 - 7 лет является одним из существенных
условий, обеспечивающих адаптацию
к процессу обучения и воспитания.
Те высокие нравственные, эстетические
и интеллектуальные качества, которые
характеризуют развитого
При переходе к обучению ребенок
оказывается перед
Появление определенной волевой направленности,
выдвижение на первый план группы мотивов,
которые становятся для ребенка
наиболее важными, ведет к тому, что
руководствуясь в своем поведении
этими мотивами, ребенок сознательно
добивается поставленной цели, не поддаваясь
отвлекающему влиянию. Он постепенно овладевает
умением подчинять свои действия
поставленным целям, которые значительно
удалены от цели действия, в частности,
от мотивов общественного