Социально-педагогическая деятельность по социально-психологической адаптации первоклассников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 08:54, дипломная работа

Описание работы

Младший школьный возраст - это особый период в жизни ребёнка. Появление этого возрастного этапа связано с введением системы всеобщего и обязательного неполного и полного среднего образования. Содержание среднего образования и его задачи меняются в соответствии с меняющимися условиями социума, поэтому психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста как начального звена школьного детства также нельзя считать окончательными и неизменными. Однако можно говорить о наиболее характерных чертах этого возраста

Файлы: 1 файл

гл.1часть1.docx

— 33.59 Кб (Скачать файл)

        Эмоционально - волевая готовность к школе в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание. Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на неё. Положительные переживания воодушевляют ребенка в его творческих поисках и смелых дерзаниях, а отрицательные тормозят процесс развития [17].

           Л.С.  Выготский рассматривая динамику переходов от одного возраста к другому, выделял стабильные и кризисные стадии развития. Для стабильного периода характерно плавное течение процесса развития, без резких сдвигов и перемен в личности ребенка. Они, как правило, составляют большую часть детства [16]. Как уже говорилось выше, кроме стабильных периодов в развитии, бывают еще и кризисные. Л.С. Выготский придавал кризисам большое значение и рассматривал чередование стабильных и кризисных периодов как закон детского развития. Кризисы длятся недолго, несколько месяцев, при неблагоприятном стечении обстоятельств растягиваясь до года или даже двух лет. Это краткие, но бурные стадии, в течение которых происходят значительные сдвиги в развитии и ребенок резко меняется во многих своих чертах. Развитие может принять в это время катастрофический характер. Кризис начинается и завершается незаметно, его границы размыты, неотчетливы. Обострение наступает в середине периода. Для окружающих ребенка людей оно связано с изменением поведения, появлением «трудновоспитуемости». Ребенок выходит из-под контроля взрослых, и те меры педагогического воздействия, которые раньше имели успех, теперь перестают действовать.

     Переход ребенка от  дошкольного к младшему школьному  возрасту сопровождается развитием  нормального возрастного кризиса  развития -- кризиса 7 лет . В жизни ребенка наступает переломный момент. Возникает необходимость достаточно резкой смены игровой деятельности на учебную. Начинается довольно строгая регламентация по времени всего распорядка дня. На отдых как таковой времени почти не остается, очень большая доля нагрузки приходится на умственную работу. Открывается значение новой социальной позиции - позиции школьника. Формирование соответствующей внутренней позиции коренным образом меняет самосознание ребенка[25].

    Основным симптомом кризиса  семи лет является потеря непосредственности. Обычным явление для данного  кризиса является манерность, искусственная  натянутость поведения. Также  может появиться замкнутость,  неуправляемость, раздражительность.  Нередкими становятся беспричинные  вспышки гнева.Наряду с обострившейся агрессивностью может проявиться диаметрально противоположное ей явление - излишняя застенчивость, пассивность.

  Д.Б. Эльконин развил представления Л.С. Выготского о возрастном развитии. Он рассматривает ребенка как целостную личность, активно познающую окружающий мир [35]. Среди видов ведущей деятельности, оказывающей наиболее сильное влияние на развитие ребенка, Д.Б. Эльконин выделяет две группы.

  В первую группу входят  деятельности, которые ориентируют  ребенка на нормы отношений  между людьми.

 Вторую группу составляют  ведущие деятельности, благодаря  которым усваиваются общественно  выработанные способы действий  с предметами.

   В кризисные периоды обостряются  основные противоречия: с одной  стороны, между возросшими потребностями  ребенка и его все еще ограниченными  возможностями, с другой - между  новыми потребностями ребенка  и сложившимися ранее отношениями  со взрослыми. Сейчас эти и некоторые другие противоречия часто рассматриваются как движущие силы психического развития.

  Если до школы некоторые  индивидуальные особенности ребёнка  могли не мешать его естественному  развитию, принимались и учитывались  взрослыми людьми, то в школе  происходит стандартизация условий  жизни, в результате чего эмоциональные  и поведенческие отклонения личностных  свойств становятся особенно заметными.

  Таким образом, мы выяснили, что  начало обучения в школе  ведет к коренному изменению  социальной ситуации развития  ребенка. Он становится «общественным»  субъектом и имеет теперь социально  значимые обязанности, за выполнение  которых получает общественную  оценку. Вся система жизненных  отношений ребенка перестраивается  и во многом определяется тем,  насколько успешно он справляется  с новыми требованиями.

 Основной деятельностью школьного  детства является учебная, в ходе которой ребенок не только осваивает навыки и приемы получения знаний, но и обогащается новыми смыслами, мотивами и потребностями, овладевает навыками социальных взаимоотношений. Выделяются стабильные и кризисные стадии развития. Для стабильного периода характерно плавное течение процесса развития, без резких сдвигов и перемен в личности ребенка. Переход же ребенка от дошкольного к младшему школьному возрасту сопровождается развитием нормального возрастного кризиса развития -  кризиса 7 лет . В жизни ребенка наступает переломный момент. Возникает необходимость достаточно резкой смены игровой деятельности на учебную. Начинается довольно строгая регламентация по времени всего распорядка дня. На отдых как таковой времени почти не остается, очень большая доля нагрузки приходится на умственную работу.   Основным симптомом кризиса семи лет является потеря непосредственности. Обычным явление для данного кризиса является манерность, искусственная натянутость поведения. Также может появиться замкнутость, неуправляемость, раздражительность. 

     У ребенка открывается  значение новой социальной позиции  - позиции школьника. Формирование  соответствующей внутренней позиции  коренным образом меняет его самосознание.

 

 

 

§1.2.Содержание понятия «социально-психологическая адаптация первоклассника»

    Понятие "адаптация", возникшее первоначально в биологии, может быть отнесено к таким  общенаучным понятиям, которые, по  словам  Г.И.Царегородцева, возникают на "стыках", "точках соприкосновения" наук или даже в отдельных областях знания и экстраполируются в дальнейшем на многие сферы естественных и социальных наук. Понятие "адаптация", как общенаучное понятие, содействует синтезу, объединению знаний различных (природных, социальных, технических) систем. «Наряду с философскими категориями, общенаучные понятия способствуют объединению исследуемых объектов различных наук в целостные теоретические построения» [43, с. 19]. В этой связи вполне обоснованной представляется точка зрения Ф.Б. Березина, который рассматривает  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Социально-педагогическая деятельность по социально-психологической адаптации первоклассников