Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 20:19, реферат
Сущностью социального воспитания детей дошкольного возраста является расширение социального опыта ребенка, овладение не только семейными отношениями и нормами поведения, но и усвоение элементов социальной компетентности, ведущих законов человеческого общежития, формирование отношений к природного и человеческого окружения, к себе. Это достигается созданием условий для осознания ребенком себя не только как члена семьи, самостоятельного участника детских сообществ, но и жителя соответствующей улицы, района, города, региона, страны, Вселенной. Социальное воспитание дошкольников осуществляется через семью, культурная среда (материальное, духовное) населенного пункта, организацию досуга по месту жительства и организации игровой деятельности, общения детей в разных (государственных, частных, общественных) дошкольных заведениях.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ МОЛОДЁЖИ И СПОТРА УКРАИНЫ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АР КРЫМ
РВНЗ «КРЫМСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ ПСИХОЛОГИИ И ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РЕФЕРАТ
По дисциплине:
«Социально-педагогическая деятельность в учреждениях образования»
на тему:
«Социально-педагогическая деятельность в дошкольных учебно-воспитательных учреждениях.»
Подготовила студентка 31-СП группы: Крышень Юлия Преподаватель: Рокотянская Олеся Олеговна |
Ялта 2013
История создания первых детских садов
Сущностью социального воспитания детей дошкольного возраста является расширение социального опыта ребенка, овладение не только семейными отношениями и нормами поведения, но и усвоение элементов социальной компетентности, ведущих законов человеческого общежития, формирование отношений к природного и человеческого окружения, к себе. Это достигается созданием условий для осознания ребенком себя не только как члена семьи, самостоятельного участника детских сообществ, но и жителя соответствующей улицы, района, города, региона, страны, Вселенной. Социальное воспитание дошкольников осуществляется через семью, культурная среда (материальное, духовное) населенного пункта, организацию досуга по месту жительства и организации игровой деятельности, общения детей в разных (государственных, частных, общественных) дошкольных заведениях.
Дошкольное учреждение - первое специально созданное общественную среду для ребенка, "основное назначение которого - социальная адаптация ее к условиям жизни в обществе незнакомых детей и взрослых. Воспитание ценностного отношения к окружающему, природы, людей, самого себя". Известно, что идея дошкольного общественного воспитания принадлежит Платону. Развили и реализовали эту идею выдающиеся педагоги мира Ф.Фрьобель и Монтессори. Именно Ф.Фрьобелем был создан первый детский сад. Прототипом современных детских садов были убежища при церквях, монастырях и тому подобное. Женщины, работавшие, отводили туда своих детей и оставляли на весь день под опекой сестер-монахинь. Распространению таких приютов в Царской России, в частности на территории Украины, способствовали благотворительные организации, которые создавали для детей неимущих родителей светские приюты двух типов: ясли (дневные приюты для детей, которые не умеют ходить) и приюты (учреждения дневного ухода более взрослых детей ). В конце 1839 г. в России было выдано общее положение о детских приютах, согласно по которому открытие ризномаштних детских приютов предусматривалось не только в губернских, но и в уездных городах. В Харькове открытие светского убежища дня присмотра за детьми бедных родителей состоялось 1 июля 1842 года. Председателем убежища за общегосударственной традиции была жена губернского предводителя дворянства княгиня Софья Александровна Голицына. Она выбирала помощников - директора, преимущественно из врачей, и почетного старшину из купцов. Приют существовал не государственные средства, а на членские взносы почетных попечителей, директоров, начальников убежища и на пожертвования частных лиц. В приют принимались дети (3-10 лет) бедных родителей не только свободных слоев населения, но и дворовых людей христианской веры. Дети принимались в приют утром и забирались каждый вечер. Выходные - воскресенье и праздники. В приюте детей кормили обедом и полдник, одевали в специальный наряд убежища. Бедным выдавали зимой одежду. Учили молитвам, чтению, письму и счету. Начал убежище по уходу за 30-ю воспитанниками обоих полов, но в следующем 1843 году удерживал уже 68 детей. Идея яслей существовала в Харькове еще с 40 - годов XIX в., Но первые ясли, которые прошли испытание временем, было открыто в 1889 году женой мэра за ее средства на Москаливни. Собственно это были ясли-притом-лок, поскольку принимали детей от 1 до 10 лет. Дети в течение дня получали все необходимое и даже медикаменты (случае необходимости). Детей мыли, одевали в чистую одежду, старших приучали к труду, младшие играли. Ясли пользовались большим спросом. За первый год работы они приютили 8-ми тысячам детей. В конце века ясли стали очень Погребной рабочем населению Харькова и поэтому в 1897 г. открывается отделение Москалевской яслей на Песках. Первые детские сады, в современном понимании этого заведения, появились в Украине в конце XIX в. Открывались они по инициативе и на средства частных лиц и педагогических обществ. Один из первых дошкольных учреждений еще в 1871 году вместе со своей сестрой открыла София Федоровна Русова. Она была ведущим преподавателем Киевского Фребелевского педагогического института (1907 г.), где с 1911 года читала курс дошкольной педагогики. Именно с именем С.Русовой связанные конце XIX - начале XX века все меры распространения отечественного общественного дошкольного воспитания. Однако, на территории Украины детские сады не получили значительного распространения в царской России; следует также отметить, что все детские учреждения были русскоязычными. Далеким от украинской культуры, духовной жизни украинского народа был смысл воспитания и обучения в них. В годы Украинской Народной Республики (1917-1919 гг) общественное дошкольное воспитание фактически вошло в государственную систему образования, что имело большое значение для его развития в последующие годы. Центральной Радой еще в августе 1917 года был создан отдел внешкольного образования и дошкольного воспитания в составе Генерального секретариата образования Украины (с 1918г. - Министерство народного образования). Возглавила дошкольное отдел Русова. Она внедряла через дошкольное воспитание общеобразовательное лозунг: "Украинизация народного образования". В кратчайшие сроки была разработана концепция украинского национального детского сада. В январе 1918 года отгул внешкольного образования и дошкольного воспитания внес предложение "поднять вопрос о всеобщем обязательном дошкольное воспитание детей и провести это законодательным порядком". В подготовленном проекте официального документа "Регламент детских садов" отмечалось, что "все дети от трех лет должны ходить в детский сад или убежища", которые должны быть "везде бесплатные и организовываться на средства земского и городского самоуправления". Проект "Регламента детских садов" был помещен в сборнике "Организационные советы в деле внешкольного и дошкольного образования" наряду с другими материалами, в частности, с планом устройства детских садов и летних площадок. Эти материалы представляли собой методические советы по организации и функционирования садов и других форм общественного ухода детей дошкольного возраста. Во времена провозглашения УНР на территории нашей страны с успехом развивались не только украинской детсады. Значительных успехов в создании национальных детских учреждений достигла еврейская педагогическая общественность. Русова писала: "когда украинские правительство предоставило евреям полную свободу национального образования, лучшие детские сады, которые мне довелось видеть и в Киеве, и в Каменце, были еврейские". Расцвет национальных детских садов в Украине еще продолжался в 20-е годы, но постепенно во всех республиках Советского Союза, в частности в Украине, дошкольные учреждения превратились в "школы для маленьких", где начиналась марксистско-ленинская идеологизация человека. Высшей целью таких детских садов было дать ребенку как можно больше знаний, лучше подготовить его к школе иногда за счет и в ущерб другим видам деятельности малышей. Однако в советское время почти 100% детей дошкольного возраста посещали дошкольные учреждения. С распадом тоталитарной системы уходит в прошлое и догматическая идеология с ее авторитарно-дисциплинарной педагогикой. На смену ей в независимой Украине должна прийти жизнеспособна, высокодуховный идеология доброты и правды с личностно-ориентированной моделью воспитания. Целью дошкольного воспитания суверенной Украины, согласно закону "Об образовании", является обеспечение физического, психического здоровья детей, их всестороннего развития, приобретения жизненного опыта, выработки умений, навыков, необходимых для дальнейшего обучения. Эта цель должна реализоваться через такие специфические воспитательные задачи дошкольных учреждений, определены "Концепцией воспитания в национальной системе образования":
• "обеспечения физического, психического и духовного здоровья детей, своевременное выявление детей, нуждающихся в коррекции здоровья;
• умственное воспитание, своевременное выявление ранней одаренности, обеспечение условий для развития талантливых детей, развитие памяти, внимания, мышления, воображения, любознательности, увлечений и склонностей;
• психологическая подготовка детей к обучению в школе: практическое овладение украинским языком, формирование творческих и художественных способностей в игровой и других видах деятельности;
• начало основ трудового воспитания, экологической культуры, нравственной ориентации в национальных и общечеловеческих ценностях, приобретения жизненного опыта, воспитание уважения и любви к родителям, семье, Родине, знакомство с национальной символикой;
• создание благоприятных условий для развития моральной самооценки, которая должна отражать отношение ребенка к себе самой как объекта гуманных доброжелательных отношений с окружающими;
• организация общения
как особого вида деятельности, предоставляет
воспитанникам возможность
• гармонизация семейного и общественного дошкольного воспитания на основе народной педагогики, национальной культуры, современных достижений науки, достижений мирового педагогического опыта ".
Базовый компонент дошкольного образования
Новым этапом развития отечественного
дошкольного социального
• признание своеобразия,
уникальности, особой роли дошкольного
детства в становлении
• обеспечение гармоничного и всестороннего развития личности;
• интегрированный подход к потребностям настоящего, активного проживания ребенком каждого возрастного отрезка жизни как важной предпосылки ее успешного развития в последующие годы;
• личностно-ориентированная модель дошкольного образования;
Базовый компонент ориентирован
на создание таких социально-педагогических
условий организации
Недостаточно выраженным в Базовом компоненте дошкольного образования Украины является такое важное направление социально-педагогической деятельности дошкольных учреждений, как работа с родителями по совместному созданию "дружественного" для ребенка среды, через которое она воспринимает дружественность социума, о совместного создания условий для развития социальных качеств маленького человека, расширение и обновление ее социальных отношений. Содержанием работы дошкольного учреждения с родителями считаем, прежде всего, содействие их осознанию, что Человека возможно воспитать только общими усилиями. Сотрудники дошкольных учреждений любой формы собственности, и в первую очередь социальные педагоги как специалисты по социальной воспитания, должны создавать условия для объединения родителей, других родственников детсадовцев, заинтересованных проблемами воспитания, в клубы, союзы, движения для направления и реализации родительских инициатив по защите прав детей и семей в органах местных советов, воплощение в жизнь национальной программы "Дети Украины", Базового компонента дошкольного образования, о влиянии на формирование гуманного, демократического детского законодательства и развития современных форм дошкольных учреждений, отвечающих потребностям детей и родителей. Профессиональная помощь детских заведений родителям в социализации ребенка заключается в создании условий для осознания последние личностного и социального значения отцовства, ответственности семьи за настоящее и будущее ребенка, в помощи развития родительских рис (родительское самосовершенствования), в познании своего ребенка, его способностей, темперамента, страхов и т.д., в поддержке при преодолении препятствий в воспитательном процессе. Обобщенные формы работы дошкольных учреждений с родителями за границей выглядят так: 1. Составление писем (директором, воспитателем), в которых помещается содержание и основные направления воспитательной работы детского сада в целом, каждой группы отдельно, вопросы режима дня, правил поведения в помещении и на улице, права и обязанности родителей, задача коллектива детского учреждения и главные мероприятия в течение года. 2 Беседы. Воспитатели вывешивают объявления, где указаны часы приема родителей (кстати, прием может длиться до 2-х часов). В некоторых воспитателей родители записываются заранее. В определенное время воспитатель покидает группу (где его замилуе коллега) и за чашкой кофе обсуждает с родителями особенности поведения, характер, привычки ребенка, условия его жизни в семье. 3. Родительские собрания, их в традиционной форме проводят 2 раза в год. Распорядок есть такой, общая беседа директора с родителями, а потом сборы по группам. Однако за последнее время усилилось влияние родителей на содержание работы педагогического коллектива. Сейчас именно родители приглашают на собрание лекторов (например, специалистов по педагогике Монтессори, Вальдорфской, по развитию речи, по семейной психотерапии), устраивают просмотры и обсуждение видеофильмов о пребывании своих детей в детском саду и групповые праздники, приглашают артистов, включают в программу самодеятельность, угощение. 4. Родительский комитет. Его утверждают на общем собрании родителей. Он состоит из активных родителей и одного представителя педагогического коллектива (для связи с педагогами). На ежемесячных собраниях родители решают как и когда должны проходить общие мероприятия, каким образом к ним готовиться, как и куда тратить деньги, полученные на ярмарках (например, пригласить актеров театра или цирка, оркестр, купить новые игрушки, построить во дворе горку). 5. Утренники. Родители при желании могут присутствовать на всех праздниках, но они выбирают те, которые считают самыми значительными (Рождество, окончания воспитательного года). 6. Вечерние праздники. По предложению педагогического коллектива или родителей в детском саду проводят вечерние праздники, на которых выступают и дети, и взрослые (приглашают эстрадный ансамбль, исполняющий песни для детей, устраивают маскарад или бал, угощают). 7. Субботники. По обычаю субботники проводят 2 раза в год: убирают помещения, территорию детсада, если нужно небольшие ремонтные или строительные работы, то конструируют или шьют детям. Присутствие детей не обязательно, но многие приходят с семьей. Примечательно, что во время субботника родители и педагоги вместе едят. 8. Работа родителей в детском саду. Родители новичков остаются с ребенком до тех пор, пока она не привыкнет к садику. Родители помогают воспитателю, более того, могут подменить, если он заболел. Когда педагоги проводят общее собрание по планированию работы, с детьми в настоящее время имеют право работать родители. Однако в некоторых странах, например в Швеции, регулярные дежурства родителей в дошкольном учреждении только желательны, тогда как в США - обязательные, более того они должны помогать материально, ремонтировать аппаратуру, мебель, приносить ненужный уже одел, предоставлять автотранспортные средства, проводить занятия в кружках. 9. Ярмарки. Ярмарки, или базары, устраивают обычно перед Рождеством, Пасхой. На продажу выставляют выпечку, кофе, закуски, поделки; организуют лотереи, выступления детей, ловлю подарков удочкой, гадания. 10. Издание газеты или журнала. Во многих детских садах с помощью детей, родителей, воспитателей издаются газеты, журналы, отражают не только работу педагогического коллектива, но и события из жизни дошкольного учреждения. Это дает возможность высказываться и детям, и родителям. Последние помогают и в создании видеофильмов, фотоальбомов и т.д.. Выше говорилось о социально-педагогическую деятельность дошкольных учреждений в отношении детей, посещающих детские дошкольные учреждения. Но государство должно обеспечить помощь в реализации Базового компонента дошкольного образования родителям, в семейных условиях воспитывают дошкольников, должна защитить права на дошкольное образование детей, оставшихся и вне семьи, и за дошкольным учреждением одновременно которых в детский сад не привели и никогда не приведут. Для осуществления этих насущных социально-педагогического них задач С.Болтивець предлагает общенациональный эксперимент по реализации новой общественной миссии детского сада - социально-педагогического патронажа. Для осуществления этой новой миссии, за автором, необходимо:-закрепить микрорайоны за каждым дошкольным учреждением, т.е. определить территории, номера домов, их расположения;-возложить ответственность за проведение социально-педагогического патронажа на заведующих дошкольными учреждениями в пределах этих территорий;-в штатах каждого дошкольного учреждения, за которым закреплен "дошкольное" микрорайон социально-педагогического патронажа (патронажный микрорайон), предусмотреть должности социальных педагогов из расчета одна ставка на каждые 2000 человек населения любого возраста, в том числе не менее 80 дошкольников. Введение социально-педагогического патронажа, по мнению С.Болтивця, обеспечит следующие последствия:
• учет детей дошкольного возраста независимо от прописки их родителей только за самим фактом их пребывания, проживания на территории соответствующего "дошкольного" микрорайона. Это поможет предотвратить распространение безнадзорности, беспризорности детей до 7 лет, своевременно нейтрализовать неблагоприятные последствия разрушения семьи через инициирование подготовки к рассмотрению таких случаев "органами опеки и попечительства;
• позволит контролировать количество детей, должен прийти в первый класс местных школ и тех, кто фактически начали обучение;
• положительное отношение к социальных педагогов, работающих в детских садах, поскольку привычные названия дошкольных учреждений сохранять доверие и вызывать желание сотрудничать, помогать в деле учета дошкольников;
• квалифицированно, в соответствии с законодательными и моральных норм общества раскрываться, отслеживаться и изменяться социальная база, порождает и удерживает "детей метро", детей подвальных ночлежек, привокзальных детей, тех, которые кормятся, играют и вырастают на свалках рынков и торжищ;
• каждый населенный пункт обогатится еще одной гуманистической функцией защиты малых граждан нашего государства. Но эта функция будет не совсем реальной, если дошкольное социальный педагог будет выполнять только учетные и контролирующие задачи, о чем говорится в С.Болтивця. Это очень необходимую работу имеет, по нашему мнению, дополнить соответствующая Базового компонента дошкольного образования Украины социально-воспитательная работа по месту жительства и отдыха детей в "дошкольном" микрорайоне. Социально-педагогическая деятельность в открытом социальной среде относительно дошкольников может реализовываться по следующим направлениям:
• педагогизация социально-культурной среды микрорайона;
• педагогический всеобуч родителей, дедушек и бабушек, опекунов, всех, кто причастен к воспитанию детей;
• анимация досуга дошкольников по месту жительства;
• посредническая роль во взаимоотношениях ребенка, семьи с образовательными, социокультурными учреждениями микрорайона. В большинстве случаев эта работа будет вестись с детьми из "семей социального риска", для которых нужны будут не только расширение социального опыта, приобретение жизненной компетентности, но и заметная социально-педагогические коррекция и реабилитация, поэтому 80 детей на дошкольного социального педагога много , иначе определенного уровня социальной воспитанности дошкольника будет невозможно.