Социально-педагогическая деятельность в дошкольных учебно-воспитательных учреждениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 20:19, реферат

Описание работы

Сущностью социального воспитания детей дошкольного возраста является расширение социального опыта ребенка, овладение не только семейными отношениями и нормами поведения, но и усвоение элементов социальной компетентности, ведущих законов человеческого общежития, формирование отношений к природного и человеческого окружения, к себе. Это достигается созданием условий для осознания ребенком себя не только как члена семьи, самостоятельного участника детских сообществ, но и жителя соответствующей улицы, района, города, региона, страны, Вселенной. Социальное воспитание дошкольников осуществляется через семью, культурная среда (материальное, духовное) населенного пункта, организацию досуга по месту жительства и организации игровой деятельности, общения детей в разных (государственных, частных, общественных) дошкольных заведениях.

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ МОЛОДЁЖИ И СПОТРА УКРАИН1.docx

— 35.58 Кб (Скачать файл)

Согласно "Национальной доктрины развития образования Украины XXI вв." требует и обновления традиционных детских садов, и создание нетрадиционных дошкольных учреждений, поскольку причиной ограничения дошкольника только семейным воспитанием родители часто называют потерю авторитета традиционных дошкольных учреждений в их глазах. Тем более, что такие заведения как Центр социализации от 0 до 4 лет, психолого-медико-социальный центр "Малыш" завоевали уже популярность среди родителей, воспитывающих детей до 7 лет только в семье. Например, созданный по методике Франсуазы Дольто московский Центр социализации от 0 до 4 лет предоставляет возможность ребенку с родителями не только расширить и разнообразить физическое и игровое пространство (совместные игры в бассейне, нетрадиционно большой игрушечный строительный материал и т.д.) и тем самым совершенствуя своего общения, но и по желанию с "чужими" детьми в присутствии "своих" родителей. Кроме того, социальный опыт ребенка обогащается и при наблюдении как рядом играют другие взрослые со своими детьми, как общаются с другими "чужими" семьями его родители. Центр проводит индивидуальные и групповые консультации родителей, например, о сенситивных периодов развития дошкольника (до года - сенситивный период для развития доверия, с года до трех - для самостоятельности, с четырех - для развития творческих способностей и упорства), и для этого необходимые условия. В Центре "Дошкольное детство" им. А.В.Запорожца разработана концепция выдачи детей раннего детского возраста и программу реализации задач воспитания маленьких на основе непрерывного взаимодействия семьи и общественности. Цель программы - создание государственной системы семейно-общественного воспитания малышей, в том числе не только сохранение групп раннего возраста в детских садах, но и организацию новых (начиная с 3-месячного возраста в случае социальной необходимости), а также группы раннего возраста разного типа (с пребыванием от нескольких часов до суток), предоставление особой помощи многодетным семьям, родителям-студентам, родителям-одиночкам, родителям с различными недостатками. Взаимодействие семьи и общественности предусмотрено и при условии, что ребенок не посещает дошкольное учреждение. Согласны с мнением С.Болтивця, должность социального педагога дошкольного образовательного учреждения, а значит - профессиональная специализация в области дошкольного детства-не требует изменения специальности "дошкольное воспитание". Возможно ступенчатое сочетание специальностей: педагогический работник может иметь специальность "дошкольное воспитание" по образовательно-квалификационному уровню "младший специалист" и специальность "социальная педагогика" по образовательно-квалификационному уровню "специалист, магистр". Таким образом, для нормального социального развития ребенка, закладки фундаментов ее духовности, необходимо и семейную, и общественную дошкольное воспитание, которые вместе составляют важнейший из периодов социального воспитания нового поколения любой страны-дошкольное социальное воспитание Однако в каждом государстве есть дети, оставшиеся без естественных семейных отношений, без родительской опеки, тем самым для них становится невозможным усвоение на подсознательном уровне семейной культуры (ценностей микрогруппы), которая является проявлением конкретного общества, определенных социальных групп (этнических, религиозных, политических и т.д.). Только общественного дошкольного воспитания, организованного традиционно (как и для семейных детей, но круглосуточно) недостаточно, поскольку оно не решает проблем семейной социализации "государственных детей", т.е. детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки. Об этом свидетельствует опыт некоторых харьковских семей, дети которых в течение трех поколений воспитывались государством в детских учреждениях, возвращаться домой, рожали детей, теперь уже их лишали родительских прав, детей передавали в детские учреждения, и все повторялось снова. Итак, в домах малышей, в детских домах, с существующей системой воспитания, трудно воспитать черты личности, необходимые для семейной жизни, для осознанного родительства, поэтому общество и в частности социальные педагоги искусственно создавать условия микрогрупових отношений этих детей со взрослыми, при которых ребенок сможет начать усваивать на уровне подсознания и семейные социальные ценности. И если родители имеют право на выбор: использовать или нет детское учреждение в воспитании своих детей, то общество не имеет выбора, оно должно создать условия хотя бы эрзац-семьи для брошенных родителями малышей, иначе социальные проблемы с этими детьми, с их детьми будут расти. За рубежом функции искусственной семьи выполняют форстерни (временный уход, уход в течение детства, усыновление) семьи, там разработаны для них грунто-вну законодательную базу, существует тщательный отбор желающих стать такой семьей и контроль за их деятельностью. В нашей стране-это институт усыновления, детские дома семейного типа, приемные семьи. Законодательная база относительно последних двух форм только формируется и поэтому имеет много недостатков. Кроме того, общество и государство должны тщательно контролировать эффективность работы этих эрзац-семей, беспокоясь за реализацию прав ребенка на правильное воспитание. Поскольку за ошибки в воспитании семейных детей в семье вечно расплачиваются родители, на "шее" которых остаются взрослые дети с внуками, а "государственные" дети за них розплануються сами, потому что после 17 лет всевжитти зависит только от них самих. Для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, общественное дошкольное воспитание должно быть таким же разнообразным, как и для семейных. Перспективой дошкольного социально-педагогической деятельности в Украине считаем гармонизацию и гуманизацию и семейного, и общественного воспитания как составных дошкольного социального воспитания детей разных категорий. Это обеспечит фундамент для восхождения каждого ребенка Украину на новый уровень духовности и к новой социальной роли-ученика.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Базовий компонент дошкільної освіти в Україні // Дошкільне виховання. - 1999. - № 1. - С.6-23. 2. Битинас Б. Процесс воспитания. Приобщение к ценностям. - М, 1995.-72 с.

3. Болтівець С. Соціально-педагогічний патронаж: нова суспільна місія дитячого садка // Дошкільне виховання. - 1999. - № 4. - С.5-6.

4. Дольто Ф. На стороне ребенка. - М., 1987.

5. Гоббель В.О. О некоторых моделях дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. - 1993. - № 4.

6. Документ, що захищає дитинство (про Базовий компонент) // Дошкільне виховання. - 1999. - № 1. - С.3-4.

7. Закон України "Про освіту" // Відомості Верховної Ради. - 19%. - № 16.

8. История Харькова за 250 лет его существования (1655-1908). - Харьков, 1912.

9. Кононко О. Стратегічна мета виховання — життєва компетентність дитини // Дошкільне виховання. - 1999. - № 5. - С.3-6.

10. Концепція виховання у національній системі освіти // Інформ. зб. Мін. освіти. - 1996. - № 13. 11. Князева О. Новое направление в дошкольном образовании - развитие социальной компетентности дошкольников // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 9. - С.2-6.

12. Кусайкіна Н. Право дитини на щастя // Дошкільне виховання. — 1999. - № 1. - С.24-29. ІЗ. Лаврентьєва Г. Вальдорфський дитячий садок у Німеччині // Дошкільне виховання. - 1998. - № 6. - С.22-23. 14. Локшина О. " .виграють в емоційному плані ."// Дошкільне виховання. - 1991. - № 12. - С.26. 15. Локшина О. Ігрові групи у Великобританії // Дошкільне виховання.-1989. - № 12. - С.20-21.


Информация о работе Социально-педагогическая деятельность в дошкольных учебно-воспитательных учреждениях