Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 20:19, реферат
Сущностью социального воспитания детей дошкольного возраста является расширение социального опыта ребенка, овладение не только семейными отношениями и нормами поведения, но и усвоение элементов социальной компетентности, ведущих законов человеческого общежития, формирование отношений к природного и человеческого окружения, к себе. Это достигается созданием условий для осознания ребенком себя не только как члена семьи, самостоятельного участника детских сообществ, но и жителя соответствующей улицы, района, города, региона, страны, Вселенной. Социальное воспитание дошкольников осуществляется через семью, культурная среда (материальное, духовное) населенного пункта, организацию досуга по месту жительства и организации игровой деятельности, общения детей в разных (государственных, частных, общественных) дошкольных заведениях.
Согласно "Национальной доктрины
развития образования Украины XXI вв."
требует и обновления традиционных детских
садов, и создание нетрадиционных дошкольных
учреждений, поскольку причиной ограничения
дошкольника только семейным воспитанием
родители часто называют потерю авторитета
традиционных дошкольных учреждений в
их глазах. Тем более, что такие заведения
как Центр социализации от 0 до 4 лет, психолого-медико-социальный
центр "Малыш" завоевали уже популярность
среди родителей, воспитывающих детей
до 7 лет только в семье. Например, созданный
по методике Франсуазы Дольто московский
Центр социализации от 0 до 4 лет предоставляет
возможность ребенку с родителями не только
расширить и разнообразить физическое
и игровое пространство (совместные игры
в бассейне, нетрадиционно большой игрушечный
строительный материал и т.д.) и тем самым
совершенствуя своего общения, но и по
желанию с "чужими" детьми в присутствии
"своих" родителей. Кроме того, социальный
опыт ребенка обогащается и при наблюдении
как рядом играют другие взрослые со своими
детьми, как общаются с другими "чужими"
семьями его родители. Центр проводит
индивидуальные и групповые консультации
родителей, например, о сенситивных периодов
развития дошкольника (до года - сенситивный
период для развития доверия, с года до
трех - для самостоятельности, с четырех
- для развития творческих способностей
и упорства), и для этого необходимые условия.
В Центре "Дошкольное детство" им.
А.В.Запорожца разработана концепция выдачи
детей раннего детского возраста и программу
реализации задач воспитания маленьких
на основе непрерывного взаимодействия
семьи и общественности. Цель программы
- создание государственной системы семейно-общественного
воспитания малышей, в том числе не только
сохранение групп раннего возраста в детских
садах, но и организацию новых (начиная
с 3-месячного возраста в случае социальной
необходимости), а также группы раннего
возраста разного типа (с пребыванием
от нескольких часов до суток), предоставление
особой помощи многодетным семьям, родителям-студентам,
родителям-одиночкам, родителям с различными
недостатками. Взаимодействие семьи и
общественности предусмотрено и при условии,
что ребенок не посещает дошкольное учреждение.
Согласны с мнением С.Болтивця, должность
социального педагога дошкольного образовательного
учреждения, а значит - профессиональная
специализация в области дошкольного
детства-не требует изменения специальности
"дошкольное воспитание". Возможно
ступенчатое сочетание специальностей:
педагогический работник может иметь
специальность "дошкольное воспитание"
по образовательно-
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Базовий компонент дошкільної освіти в Україні // Дошкільне виховання. - 1999. - № 1. - С.6-23. 2. Битинас Б. Процесс воспитания. Приобщение к ценностям. - М, 1995.-72 с.
3. Болтівець С. Соціально-педагогічний патронаж: нова суспільна місія дитячого садка // Дошкільне виховання. - 1999. - № 4. - С.5-6.
4. Дольто Ф. На стороне ребенка. - М., 1987.
5. Гоббель В.О. О некоторых моделях дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. - 1993. - № 4.
6. Документ, що захищає дитинство (про Базовий компонент) // Дошкільне виховання. - 1999. - № 1. - С.3-4.
7. Закон України "Про освіту" // Відомості Верховної Ради. - 19%. - № 16.
8. История Харькова за
250 лет его существования (1655-
9. Кононко О. Стратегічна мета виховання — життєва компетентність дитини // Дошкільне виховання. - 1999. - № 5. - С.3-6.
10. Концепція виховання у національній системі освіти // Інформ. зб. Мін. освіти. - 1996. - № 13. 11. Князева О. Новое направление в дошкольном образовании - развитие социальной компетентности дошкольников // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 9. - С.2-6.
12. Кусайкіна Н. Право дитини на щастя // Дошкільне виховання. — 1999. - № 1. - С.24-29. ІЗ. Лаврентьєва Г. Вальдорфський дитячий садок у Німеччині // Дошкільне виховання. - 1998. - № 6. - С.22-23. 14. Локшина О. " .виграють в емоційному плані ."// Дошкільне виховання. - 1991. - № 12. - С.26. 15. Локшина О. Ігрові групи у Великобританії // Дошкільне виховання.-1989. - № 12. - С.20-21.