Социально-педагогическое сопровождение адаптации детей к условиям детского сада

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 18:37, дипломная работа

Описание работы

Предметом дипломной работы являются условия эффективности социально-педагогического сопровождения адаптации к детскому саду. Гипотеза: социально-педагогическое сопровождение адаптации детей к условиям детского сада будет эффективнее если:
1. Проводить необходимую работу с родителями;
2. Проводить образовательно-воспитательные мероприятия с детьми по проблеме адаптации;
3. Проводить диагностики вновь поступивших детей;
4. Проводить мониторинг адаптации детей к детскому саду.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………. ………..3 – 5
Глава I. Теоретические основы проблемы социально-педагогического сопровождения детей………………………………………………………6 – 25

Сущность социально-педагогического сопровождения детей раннего возраста……………………………………………………………….7 – 15
Возрастные особенности детей раннего возраста и особенности их адаптации к детскому саду…………………………………………15 – 23
Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями при поступлении ребенка в детский сад………………………………..23 – 25
Вывод по I главе …………………………………………………………...26 – 27
Глава II. Программа деятельности по социально-педагогическому сопровождению адаптации детей к условиям детского сада……………28 – 49
2.1. Диагностика адаптированности к условиям детского сада…………29 – 36
2.2. Программа по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада…………………………………………………………………………..36 – 47
2.3. Результаты реализации программы по социально-педагогическому сопровождению детей раннего возраста к условиям детского сада…….47 – 49
Вывод по I главе……………………………………………………………50 – 53
Заключение………………………………………………………………….54 – 57
Список литературы…………………………………………………………58 – 60

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 630.50 Кб (Скачать файл)

 Анализ ответов на вопросы анкеты, позволяет сделать выводы об уровне готовности ребёнка к поступлению в детское дошкольное учреждение. Максимальный показатель по данной анкете составляет 44 балла и может свидетельствовать об успешной адаптации ребёнка к условиям дошкольного учреждения. Минимальное количество баллов – 16. Печора К.Л. предлагает вычислить средний балл по перечисленным параметрам, по которому даётся прогноз адаптации:           3 - 2,6 балла – готов к поступлению в ясли сад;     2,5 – 2 балла – готов условно;        2 – 1,6 балла – не готов.

Для изучения адаптации детей к условиям детского сада  использовалась методика «Лист адаптации». Методика основана на методе экспертных оценок, в качестве экспертов могут выступать воспитатели. Критериями адаптации служили: эмоциональное состояние, социальные контакты, сон, аппетит.           Экспертам предлагается оценить поведенческую реакцию в соответствии с представленной шкалой.

1. Эмоциональное состояние

+3. Весел, жизнерадостен,  подвижен, активен.

+2. Улыбается, настроение  хорошее, спокоен.

+1. Иногда задумчив, замкнут.

–1. Легкая плаксивость.

–2. Плачет за компанию, плач приступообразный.

–3. Сильный профилактический плач, подавленное настроение.

2. Социальные контакты ребенка

+3. Много друзей, охотно  играет с детьми.

+2. Сдержан, просится  на руки, неохотно играет с  детьми.

+1 Безразличен к играм, отстранен, замкнут.

–1. Невесел, с детьми не контактирует, даже вовлечен в игру.

–2. Проявляет тревогу, бросает начатые игры.

–3. Недружелюбен, агрессивен, мешает детям играть.

3. Сон ребенка

+3. Сон спокоен, глубокий, засыпает быстро.

+2. Сон спокойный.

+1. Засыпает нескоро,  спит спокойно, но недолго.

–1. Засыпает с хныканьем, тревожен во сне.

–2. Засыпает с плачем, долго, беспокоен во сне.

–3. Отсутствие сна, плач.

4. Аппетит ребенка

+3. Очень хороший аппетит,  съедает все с удовольствием.

+2. Нормальный аппетит, ест до насыщения.

+1. Аппетит выборочный, но насыщенный.

–1. Отвергает некоторые  блюда, капризничает.

–2. Приходится следить  затем, чтобы ел, ест долго, неохотно.

–3. Отвращение к еде, кормление мучительно.

Каждый из факторов может  оцениваться от +3 до – 3, то есть от отличной адаптации до полной дезадаптации. Суммарно по всем четырем факторам можно получить +12 или –12 в интервале чего определяются уровни адаптации. Продолжительность адаптации может ограничиваться одним днем (когда ребенок в первый день социализируется в детском саду) или быть долгой. Уровень, то есть успешность адаптации, выводится из взаимосвязи продолжительности адаптационного периода и поведенческих реакций.

В исследовании участвовали 16 детей воспитанников младшей - ясельной группы «Ежик», из них семь мальчиков, девять девочек, в возрасте от 1года 6 месяцев до 3 лет. Дети посещают группу с начала учебного года, исследование проводилось с сентября месяца.

Контрольная группа детей  – 8 человек, из них 4 мальчика и 4 девочки

Имя ребенка

Уровень адаптации

 

Высокий

Выше среднего

Средний

Ниже среднего

Низкий

Дима Щ.

Х

       

Гордей С.

   

Х

   

Леша Ф.

       

Х

Анжелика 

       

Х

Дарина С.

     

Х

 

Даша Б.

   

Х

   

Вика М.

     

Х

 

Даня К.

       

Х

Итого:

1

0

2

2

3


 

Заболеваемость за 4 месяца:

 

Имя ребенка

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Всего дней

Дима Щ.

     

02-07

6

Гордей С.

29-03

11-14

   

9

Леша Ф.

07-13

01-05

 

13-17

17

Анжелика

03-10

 

14-18

 

13

Дарина С.

30-04

 

03-11

 

14

Даша Б.

       

0

Вика М.

16-20

21-25

   

10

Даня К.

04-08

12-15

 

09-15

16

Итого:

       

85


 

Таким образом, диагностика показала, что наиболее значимым фактором, приводящим к стрессовому состоянию, оказался отрыв ребенка от матери и резкий, неподготовленный переход к новым условиям воспитания. В новых условиях существования особо выделились два обстоятельства: • необходимость пребывания ребенка в новом помещении; • неизбежность контакта с незнакомым взрослым и сверстниками

 

2.2. Программа социально-педагогического  сопровождения адаптации детей к условиям детского сада        Опираясь на полученные данные, нами была разработана программа социально-педагогического сопровождения адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада        В жизни молодых родителей есть сложный момент, когда ребенка приходится отдавать в дошкольное учреждение, так как родителям нужно идти на работу. По данным исследований доказано, что безболезненно дети адаптируются до 11 месяцев и после 1г.6 месяцев. Но в последнее время все больше стало рождаться детей с различными патологиями, ухудшается здоровье малышей, поэтому родители не всегда имеют возможность отдать ребенка в детский сад в благоприятный для него период, что еще больше усложняет адаптацию малыша, ведь с поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: отсутствие близких людей, другое общение, новое помещение, изменения в режиме – это создает для ребенка стрессовую ситуацию [2]. Для того чтобы адаптация к новым условиям проходила у детей в кратчайший период и с наименьшей травматизацией для них, администрация и сотрудники нашего учреждения организовали «Малышкину школу».

Основная цель «Малышкиной  школы» - это качественная подготовка детей к поступлению в детский сад.

Основными задачами мы считаем  следующие:

1.Знакомство родителей с особенностями адаптационного периода и факторами, от которых зависит его течение.

2.Установление доверительных отношений  между детьми, родителями, педагогами.

3. Знакомство с режимом дня в дошкольном учреждении.

4. Формирование определенных навыков у детей в соответствии с возрастом.

5. Показ родителям методов и приемов общения с ребенком во время игр и занятий.

На занятиях «Малышкиной школы обязательно присутствует представитель администрации: заведующая, заместитель заведующей по УВР или старшая медицинская сестра.

Обязательно составляется план работы «Малышкиной школы».

 

Перспективное планирование по программе адаптации к ДОУ  будущих воспитанников

на базе «Малышкиной школы»

 

Цель работы: обеспечение психолого-педагогических условий для благоприятной адаптации будущих воспитанников к детскому саду.

Задачи работы:

1. Знакомить родителей и детей с детским садом и его работниками.

2. Формировать положительное  отношение к детскому саду  через создание благоприятной  эмоциональной атмосферы занятий.     3. Формировать у родителей установку на активное сотрудничество с педагогами в процессе воспитания детей.

Направления работы:

  1. Родительское собрание с анкетированием.
  2. Занятия с детьми и родителями – 1 раз в неделю.
  3. Индивидуальные консультации для родителей (по запросу).

Предполагаемый результат:

Ожидаемый результат

Критерии оценки результатов

Увеличение семей заинтересованных в посещении детьми раннего возраста адаптационных групп кратковременного пребывания.

Статистические данные о количестве детей, посещающих группы кратковременного пребывания.

Повышение педагогической культуры родителей.

Данные о предоставлении консультативной помощи специалистов ДОУ. Анкетирование родителей.

Ослабление адаптационного синдрома при переходе ребенка на полный день пребывания в детском саду.

Уменьшение количества дней пропущенных одним ребенком по болезни.


 

 

 

Тема сообщения  на родительском собрании: «Готовимся к детскому саду».

Задачи:

  1. Познакомить родителей с понятием «адаптация».
  2. Раскрыть условия успешной адаптации ребенка к ДОУ и факторы, затрудняющие ее.
  3. Дать рекомендации по подготовке малыша к поступлению в детский сад.
  4. Собрать первичную информацию о будущих воспитанниках, их семьях через анкету-знакомство.

 

                 План занятий

Дата занятия

Содержание занятия

 

1-я неделя 

 

Знакомство.

Игры на коленях «Ехал  пан», «Ковалек».

Прощание.

 

2-я неделя 

Приветствие.

Игры на коленях (те же).

Сказка «Девочка и  яблочко».

Прощание.

 

3-я неделя 

 

Приветствие.

Игры на коленях «Едем-едем», «Егорка».

Сказка «Девочка и яблочко».

Прощание.

 

4-я неделя 

 

Приветствие.

Игры на коленях (те же).

Сказка «Как мальчик  с мячиком играл».

Прощание.

 

5-я неделя 

 

Приветствие.

Игры на коленях (те же).

Сказка «Как мальчик  с мячиком играл».

Прощание.

 

6-я неделя 

Приветствие.

Игры на коленях «Кузнец-молодец», «Ах, матушка».

Сказка «Маленький ежик»

Прощание.

 

7-я неделя 

 

Приветствие.

Игры на коленях (те же).

Сказка «Жучок»»

Прощание.

 

8-я неделя 

 

Приветствие.

Игры на коленях 

Сказка «Колобок»

Прощание.


 

 

Задачи индивидуальных консультаций:

  1. Знакомство с родителями и детьми.
  2. Диагностика уровня психического развития ребенка, его индивидуальных особенностей с целью прогнозирования процесса адаптации.
  3. Разработка индивидуальных рекомендаций для успешной адаптации ребенка к условиям ДОУ.

«Малышкина школа» начинает работу  с марта, и как только сформируем списки ясельной группы, оповещаем родителей о сроках приема ребенка в дошкольное учреждение и об открытии «Малышкиной школы», о сроках собрания родителей будущих воспитанников.       Работа  по адаптации ребенка начинается с первого посещения взрослыми членами семьи детского сада – именно тогда у них начинает складываться впечатление об учреждении и о его работниках. Организуем и проводим первое собрание, на котором знакомим родителей с сотрудниками ДОУ, которые будут работать с детьми, предоставляем необходимую информацию о работе дошкольного учреждения, знакомим с положением о работе «Малышкиной школы», организуем анкетирование по теме: «Знакомство», чтобы подробнее познакомиться с каждым малышом, узнать о его привычках, умениях, любимом имени, любимых игрушках, играх и т. д. В группах раннего возраста оформляем стенд «Как помочь ребенку в период адаптации» с советами, рекомендациями. (в папке консультации).  Ребенок, придя в детский сад, впервые сталкивается с большим количеством людей (сверстников и взрослых) в незнакомой обстановке. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни – это и эмоциональный, и информационный стресс. Следовательно, в детском саду необходимо организовать систему мероприятий, которые призваны снять напряжение, нервозность ребенка.  Экспериментальная группа -  8 детей младшей группы. Из них 3 мальчика и 5 девочек.

И уже при первом знакомстве с родителем, после написания  заявления о приеме в детский сад, оформлении всех необходимых документов, сотрудники детского сада  проводят небольшую экскурсию по всем основным помещениям, чтобы создать целостное впечатление о  детском саде попутно происходит знакомство со старшей медицинской сестрой, воспитателями, младшим воспитателем, поваром. Представив их родителям, заведующая объясняет, к кому и по каким вопросам можно обращаться. Далее ребенка и родителей записывают в «малышкину школу»  в которой проводятся занятия  один раз в неделю с 17 до 18 часов., дарят буклет о детском саде с описанием режима дня, указанием времени работы учреждения и часов приема заведующей, воспитателей, старшей медсестры, а также контактного телефона и сайта детского сада, где в дальнейшем родите Родители малыша участвуют в тематической беседе, организованной сотрудниками ДОУ. Результат будет эффективнее, если данная часть встречи будет построена в форме диалога.

Информация о работе Социально-педагогическое сопровождение адаптации детей к условиям детского сада