Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 14:43, контрольная работа
Библиотека (греч. от библио — книга и тека — место хранения) — учреждение, собирающее и хранящее произведения печати и письменности для общественного пользования, а также осуществляющее справочно-библиографическую работу. Наряду с библиотечным фондом, библиотека располагает библиотечным персоналом и соответствующей МТБ. Современная библиотека гарантирует открытый, своевременный и беспрепятственный доступ ко всей документированной информации, способствует непрерывному образованию, культурному развитию, поддерживает интеллектуальную свободу, содействуют охране демократических ценностей и гражданских прав.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………
СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ БИБЛИОТЕКИ……...……………………..
2.1. Социальная роль библиотеки в обществе….……………………………
2.2. Социо-культурный подход к библиотеке как феномену культуры
2.3. Функции библиотеки, связанные с обслуживанием читателей……….................................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………….
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ………………………………………………………………
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… | |
СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ БИБЛИОТЕКИ… | |
2.1. Социальная роль библиотеки в обществе….…………………………… | |
2.2. Социо-культурный подход к
библиотеке как феномену | |
2.3. Функции библиотеки, связанные
с обслуживанием читателей……….................. | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… | |
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ………………………………… |
ВВЕДЕНИЕ
Библиотека (греч. от библио — книга
и тека — место хранения) —
учреждение, собирающее и хранящее произведения
печати и письменности для общественного
пользования, а также осуществляющее справочно-библиографическую
работу. Наряду с библиотечным фондом,
библиотека располагает библиотечным
персоналом и соответствующей МТБ. Современная
библиотека гарантирует открытый, своевременный
и беспрепятственный доступ ко всей документированной
информации, способствует непрерывному
образованию, культурному развитию, поддерживает
интеллектуальную свободу, содействуют
охране демократических ценностей и гражданских
прав. В настоящее время всё более распространяются
и включаются в состав библиотечных фондов
микрофиши, микрофильмы, аудио- и видеокассеты,
диапозитивы, оптические носители (например,
CD-ROM). Существуют сотни определений библиотек,
но полностью их сущность всё равно не
охвачена. Причины в том, что речь идет
о самых универсальных учреждениях из
всех созданных человеком. Их богатство
и значение росли по мере того, как человек
делал очередные шаги в познании окружающего
мира и самого себя. Они содержат «всё»
и имеют отношение «ко всему», призваны
оказывать помощь и содействие «кому угодно»
и «в чем угодно», человеку - в любом возрасте
и в любом состоянии, здоровому и больному,
свободному и заключенному, зрячему и
незрячему. В библиотеках - все знания,
накопленные поколениями разных народов
на долгом историческом пути: о живом и
мертвом, о микромире и о галактиках.
Социальные
функции библиотеки — это комплекс функций
библиотеки как социального института,
отражающий взаимоотношения библиотеки
и общества. Представления о социальных
функциях библиотеки менялись исторически.
В античном мире — это «дом мудрости»,
«дом науки», в средневековье — это оплот
религии. Но во все времена основополагающее
значение имела деятельность библиотеки
как книгохранилища. Для этого библиотека
формирует библиотечный фонд, аккумулируя
документный фонд, и организует сохранение
документов для их дальнейшего использования,
тем самым выполняя мемориальную функцию.
Предоставление доступа к накопленным
человеческим знаниям — основа для выполнения
просветительской функции (образовательной).
Возрастает роль информационной функции.
Библиотека выполняет социализирующую
функцию, предоставляя бесплатное усвоение
знаний, способствуя полноценной реализации
личности. Ведущее место учения о социальных
функциях библиотеки среди этих общетеоретических
концепций обуславливалось тем, что именно
оно определяет основное содержание библиотековедения
как общественной науки – исследование
общественных функций библиотек, направленное
на изучение взаимосвязей не только внутри
системы «книга – библиотека – читатель»,
но и с социальной жизнью общества.
Социальные функции библиотеки
2.1 Социальная роль библиотеки в обществе
Понятие социальной роли можно считать ключевым в иерархии понятий: «миссия», «значимость», «функции» библиотеки.
В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова слово «миссия» трактуется как «ответственная роль»; «значимость» - как синоним роли; «функция» - «круг обязанностей, назначение, роль».
Размышляя над содержанием понятия миссии публичной библиотеки, можно вычленить в нем два взаимосвязанных уровня - глобальный и личностный. В глобальном плане миссия библиотек состоит в сохранении и дальнейшем развитии достижений цивилизации; в личностном - в формировании Человека в человеке.
В понятие значимости включается степень необходимости библиотеки, осознаваемой государством, обществом и личностью. Библиотеки играли огромную роль в жизни людей во все времена. И сегодня, в условиях стремительного увеличения потоков информации и знаний, роль библиотек продолжает оставаться прежней. Одна из главных задач библиотек в современном мире – это обеспечить свободный доступ к информации и ее источникам всем желающим. И все чаще библиотекарь из пропагандиста и хранителя книги превращается в информационного специалиста, который с успехом ориентируется в огромном потоке информации, удваивающейся каждые 8 лет.
Социальная же роль ее - это реальное значение, место библиотеки в действительности в тот или иной период, Активность этой роли зависит от активности и полноты выполнения библиотекой ее функций, Вместе с тем точное определение и вычленение функций связано с четкостью понимания социальной роли библиотеки, обусловленной местом и временем. Функции в данной иерархии понятий - наиболее подвижные, изменяющиеся во времени и пространстве, миссия - понятие неизменное, исконно присущее библиотеке по самой ее природе.
2.2 Социо-культурный подход к библиотеке как феномену культуры
В последнее время много
Сегодняшняя библиотечно-библиографическая классификация (ББК) уже не отражает в полной мере систему научного знания и структуру культуры. Многие ее элементы требуют замены или новой интерпретации. Можно конечно, добавить в существующую классификацию новые разделы и дифференцировать прежние, что сделает ее еще более сложной и трудной для восприятия и понимания. Становится ощутимой потребность в новой классификации литературы в библиотеках, которая предполагает создание другой структурно-тематической модели каталога.
С точки зрения культурологического
подхода организация
Заслуга Кассирера состоит в
том, что он предложил содержательно-
При анализе принципов
В каждой библиотеке, независимо от ее
предназначения, существовали определенные
цели, задачи, обязанности, правила
и нормы. Обычно идеологические,
ценностные ориентации библиотеки оказываются
встроенными в ее технологию и это заставляет
более пристально проанализировать разного
рода, как внешние инструкции государственных
институтов, так и внутренние правила
порядка. Библиотека, кроме того, что она
является книгохранилищем, культурным
центром, средоточием духовного наследия,
выступает как сцена политических, социальных,
экономических, культурных преобразований.
Государство диктует ей условия существования,
дает право на приобретение и выдачу книг,
которые нужны в целях образования и просвещения.
В библиотеке хранились книги официальные
и запрещенные и это различие было частью
стратегии власти. Одни книги нужно и можно
было читать, другие нельзя было читать,
зато надо было хранить. Система открытого
доступа, абонемента, специального хранения
и списания показывает, как меняется структура
потребностей общества и его ценности.
В советское время в открытом доступе
лежали произведения классиков марксизма-ленинизма,
в эпоху застоя — партийных и государственных
деятелей. Их нужно было читать.
Неопределенность идеологической и ценностной
системы в государстве напрямую отражается
в неопределенности ранжирования книжного
потока в библиотеке. Библиотека как культурный
и информационный центр города в наибольшей
степени выполняет свою культуросозидающую
миссию через обеспечение читателей литературой,
необходимой для учебных, образовательных
целей. В отношении всего книжного потока
она в большей степени оказывается простым
книгохранилищем, чем в предыдущие десятилетия.
Таким образом, идеи Кассирера и Фуко встречаются в библиотеке. Классификация книг должна отвечать принципу целостности символических культурных форм, а деятельность библиотеки отражать ценностные ориентации власти современного общества.
2.3 Функции библиотеки, связанные с обслуживанием читателей.
Поскольку функции более всего подвержены динамике, именно их изучение должно быть отправной ступенью на пути к познанию социальной роли библиотеки.
В соответствии с отношением россиян к сегодняшней публичной библиотеке, выявленным исследователями, и требованиями к ней со стороны государства и общества можно выделить среди многих несколько основных, связанных с обслуживанием читателей:
просветительскую,
воспитательную,
Информационная функция - функция наиболее широкого диапазона, в основе которой лежит лишь сообщение о документе, а читательский адрес такого сообщения - любой человек. Ограничение здесь одно: человек должен осознавать свою информационную потребность и искать ее удовлетворения. Информационная функция - это совокупность видов ее деятельности по информационному обеспечению материального и духовного производства. Реализация функции выражается в виде процесса удовлетворения информационных потребностей читателей за счет массива информации, накопленного в ней, а также других доступных ей источников информации. Это фундаментальная, универсальная, сущностная функция современной библиотеки. На ее основе «произрастают» производные функции, которые подразделяются на два класса: внеисторические и конкретно-исторические. К первому классу, вне всякого сомнения, относятся мемориальная, кумулятивная, утилитарная, коммуникационная функции. Ко второму классу относятся функции, содержание которых определяется конкретными историческими условиями, например, формацией, политическим строем, уровнем развития экономики, культуры, образования и т.п. В условиях России их перечень может быть ограничен двумя классами: 1) информационная поддержка материального производства; 2) информационная поддержка духовного производства. Первый класс функций наполняется конкретным содержанием в зависимости от обслуживаемой отрасли материального производства. Второй класс включает четыре основные функции: социализирующая, образовательная, культурная, рекреационная. В демократическом обществе выполнение социальных функций библиотеки должно быть построено так, чтобы каждый гражданин, независимо от пола, возраста, национальности, образования, политических убеждений, отношения к религии и других социально-демографических признаков, имел равное право на свободный, ничем не ограниченный доступ к информации. При этом недопустима никакая государственная или иная цензура, ограничивающая этот доступ. Содержание деятельности библиотеки должно отражать идеологическое и политическое многообразие, существующее в обществе. Только при соблюдении этих условий библиотека может стать подлинно демократическим инструментом общества, гарантом прав человека на интеллектуальную свободу, свободный доступ к информации, свободное духовное развитие, приобщение к ценностям отечественной и мировой культуры, на культурную, научную и образовательную деятельность.
Просветительская функция, сутью которой является распространение знаний, как бы конкретизирует и целенаправляет информационную функцию. Однако функция просвещения не предусматривает жесткого навязывания читателю определенных взглядов, идей, концепций. Ему предлагается свободный выбор их. Правда, полностью снимать субъективный момент в просветительской работе библиотеки нельзя. В последние годы стал заметен приток читателей в библиотеки, особенно в городских библиотеках. Это объясняется новыми потребностями людей, такими как необходимость получить новые знания, повысить квалификацию или переквалифицироваться, освоить новые учебные программы, и, особенно важный мотив, отсутствие средств у людей для приобретения книг в личное пользование и др. Новое время внесло изменения в структуру пользователей библиотек. Уменьшилось число исследователей и работников промышленных предприятий, но заметно увеличилась молодежная аудитория, появилась новая категория читателей: предприниматели, социально-незащищенные и малоимущие категории населения - студенты, инвалиды, пенсионеры, безработные. Тем самым появилась новая функция у библиотек как учреждений, вносящих определенную стабилизацию и снижающих социальную напряженность в обществе. Просветительская функция библиотек относится к числу кардинальных в деятельности любой библиотеки. И связано это с природой самого этого социального явления, его миссией. Значение просветительской функции библиотек в настоящее время усиливается, так как, с одной стороны, происходит оскудение интеллектуального и нравственного потенциала общества, с другой - активное развитие компьютеризации, позволяющей оптимально удовлетворить деловые, прагматичные потребности личности. Вузовские библиотеки как культурно-просветительные учреждения оказывают всё большее влияние на развитие общегуманистического, нравственного и эстетического начала личности студента. Решению этой задачи способствуют не только книжные фонды, работа с ними, но и проводимые по инициативе библиотекарей мероприятия. В настоящее время значительную часть успеха воспитательной работы в вузе обеспечивает ориентация на конкретные потребности и интересы студентов, знание духовного мира простого, массового студента. Отношение студентов к миру духовных ценностей становится при этом одной из важных проблем, оказывая воздействие не только на уровень подготовки будущих специалистов, их гуманитарную культуру, но и на всё будущее России. Научная библиотека Пензенской ГСХА поддерживает идею о том, что высшая школа должна не только давать узкоспециальную подготовку, но и формировать высококультурную, нравственную личность. Мы убеждены, что вузовская библиотека вполне может способствовать созданию социально-культурной атмосферы в вузе и согласны с высказыванием академика Д.С. Лихачёва: "… Кому как не библиотекарям противостоять бездуховности, заполонившей наше культурное пространство". Ежегодно библиотека проводит 25 - 30 массовых мероприятий. Особое внимание в культурно-воспитательной работе со студентами уделяется студентам младших курсов. По сложившейся в библиотеке традиции знакомство студентов с библиотекой начинается в дни массовой выдачи литературы в начале каждого учебного года. Беседа, адресованная первокурсникам, включает сведения об истории библиотеки, основные правила пользования. В эти же дни проводится анкетный опрос студентов с целью изучения их читательских интересов. Результаты анкетирования первокурсников в последние годы немного радуют: на вопрос "Читали ли вы литературу о своей будущей специальности?" утвердительно отвечают 32% опрошенных (в среднем по факультетам); в прежние годы - 8%. Это говорит о том, что в академию приходят студенты, более подготовленные к своей будущей профессии. Анкетирование также показывает, что наблюдается увеличение интереса к чтению классики. Это не случайно. Герои классической литературы тянутся к нравственному совершенствованию, отличаются благородством, порядочностью, милосердием. Им присущи чувства чести и долга перед Родиной, перед женщиной, перед человеком вообще. Эти качества так необходимы современной студенческой молодёжи! Анкетирование помогает выявлять эффективность массовых форм пропаганды книги, учитывать интересы читателей при составлении планов работы. Учитывая то, что достичь современного уровня образованности и профессиональной компетентности по-прежнему не возможно без овладения культурой чтения, для первокурсников также проводится традиционная читательская конференция "Самостоятельная работа с книгой": В программу конференции, как правило, включаются выступления преподавателей, сотрудников библиотеки, студентов старших курсов, обзор книг по технике быстрого чтения (эти книги сразу же после конференции выдаются студентам). Студент - это вчерашний школьник, свой путь в науку он начинает через вузовскую библиотеку почти неподготовленным читателем, а уровень читательской культуры влияет на учебу, и на дальнейшую профессиональную деятельность. Культурно-воспитательная работа библиотеки проводится в координации с деканатами факультетов, кураторами учебных групп. Кураторские часы - возрожденная в академии форма воспитательной работы - дают возможность общения со студентами на самые различные темы: наука, история, краеведение, психология, культура поведения, астрология. При ежегодном составлении тематики кураторских часов библиотека старается учитывать интересы и пожелания студентов, кураторов. Библиотека, развивая и обогащая это направление работы, использует многообразие форм устной пропаганды книги - кроме названных читательских конференций, вечера (литературно-художественные, тематические, краеведческие, литературно-музыкальные, вечера-портреты, вечера-концерты), устные и слайд - журналы, обзоры и беседы с элементами библиографических обзоров. Отдаётся предпочтение тематическим циклам мероприятий, формам долговременного характера.