Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 21:18, реферат
В работе описаны основные причины отклоняющего поведения, а также пути преодоления девиантного поведения в подростковом периоде.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. НОРМА И ПАТОЛОГИЯ В СОЦИАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА, ПРИЧИНЫ СОЦИАЛЬНЫХ ОТКЛОНЕНИЙ……………..4
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И ПРЕОДОЛЕНИЮ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ………………………………………………………………10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….13
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………14
РЕФЕРАТ
По социальной педагогике
«Социальные отклонения в воспитании, их причины и пути преодоления»
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. НОРМА И ПАТОЛОГИЯ В СОЦИАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА, ПРИЧИНЫ СОЦИАЛЬНЫХ ОТКЛОНЕНИЙ……………..4
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Дестабилизация экономики,
спад производства, снижение жизненного
уровня в стране, разрушение старой
системы ценностей и стереотипо
В настоящее время, в связи со сложившейся социальной ситуацией в стране, молодые люди оказались наиболее чувствительны к социальным и психологическим стрессам, и, как следствие, возросло число конфликтных, недисциплинированных, не умеющих владеть собой подростков. В характеристике подобного поведения кроются истоки алкоголизма, наркомании, нравственной деградации, правонарушений, преступности.
Проблема нравственного воспитания и коррекции девиантного поведения подростков занимает одно из первых мест среди других социальных и психологических проблем. Даже учитывая то, что в настоящее время очень трудно дать оценку девиантным отклонениям в молодежной среде, можно сказать, что масштабы девиации растут по многим показателям (алкоголизм, наркомания, проституция, разбои и суицид).
Для более полного понимания данной темы необходимо четкое представление о том, что представляет собой отклоняющееся поведение, каковы его причины.
ГЛАВА 1. НОРМА И ПАТОЛОГИЯ В СОЦИАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА, ПРИЧИНЫ СОЦИАЛЬНЫХ ОТКЛОНЕНИЙ.
Под нормой (от лат. norma) понимают правило, точное предписание, установленная мера.
«Социальная норма» («социальные нормы») — это официально установленные или сложившиеся под воздействием социальной практики нормы и правила общественного поведения и проявления человека в условиях жизни общества.
Нормы определяют сложившиеся или установленные (дозволенные или обязательные) стандарты поведения личности в группе, соблюдение которых является для индивида необходимым условием взаимодействия.
В социальных нормах преломляется и отражается предыдущий социальный опыт общества и осмысление современной действительности.
Норма, это обобщение эмпирического опыта взаимодействия людей.
Нормы группируют по основным нормообразующим факторам на правовые, нравственные, этические, религиозные и др. Они служат критерием оценки социальной роли человека в любой конкретный момент и присутствуют в его повседневной жизни и деятельности.
Человек одновременно
выполняет несколько социальных
ролей —
гражданина, специалиста,
члена семьи, коллектива и пр.
Социальное отклонение — это не соответствие поведения человека общественным ценностям и нормам, принятым в обществе (его среде жизнедеятельности).
Выделяют такие формы социального отклонения асоциальное поведение и антисоциальное:
Асоциальное
поведение — это такое поведение человека,
которое не
соответствует нормам, принятым в обществе,
но не содержит противоправных действий.
Антисоциальное (от греч anti — против и социальный) — это противоправное поведение человека
В социологии выделяют такое явление,
характеризующее
аномия.
Термин «аномия» предложен
французским социологом
Д. Дюркгеймом и означает отсутствие
норм в поведении, их недостаточность.
Американский социолог Р. Мертон в 30-х
гг. выдвинул теорию социальной аномии,
под которой рассматривал состояние «безправия» в обществе, побуждающее
индивида к отклоняющемуся
поведению. По его мнению,
во всяком обществе господствуют определенные
цели и средства их достижения. Нарушение
равновесия между целями и средствами их достижения
и служит основанием для аномии.
Мертон выделил типы реакции человека при аномии:
1.Конформизм — равное (наряду со всем) положительное отношение к целям и средствам их достижения, сложившимся в обществе
2.Инновативность — положительное отношение к целям и отрицание ограничений в выборе средств, которое ведет к новационному поведению, новационной деятельности человека
3.Ритуализм — отрицательное отношение
к целям, их забвение при
сохранении главного акцента на средствах
составляет поведение ритуального типа (например,
религиозная деятельность, бюрократизм
ипр)
4.Ретризм — отрицание и целей, и любых
средств их достижения.
Он ведет к уходу от жизни (алкоголики,
наркоманы и т д )
5.Бунт — отказ и от целей, и от средств,
принятых в обществе с
одновременной заменой их новыми целями
и новыми средствами. Он
выступает в форме мятежа,
переворота и провозглашает революционные перемены в социальных
нормах и ценностях
В социальной
педагогике и в социологии выделяют
выражение —
отклоняющееся
поведение. Это поведение человека, не соответствующее
принятым в обществе нормам и ролевым
предназначениям
Под девиантным поведением человека подразумевается система поступков или отдельные поступки, действия человека, носящие характер отклонения от принятых в обществе правил Чаще всего под девиантным поведением понимают отрицательное (негативное) отклонение в поведении человека противоречащее принятым в обществе правовым и нравственным нормам.
Делинквентное поведение в крайних своих проявлениях характеризуется как уголовно наказуемое и подлежит административным воздействиям.
В 1950-х гг американский социолог А. Коэн выдвинул теорию делинквентных субкультур.
Основная идея теории.
Существует особая субкультура людей делинквентного типа, определяющая ориентацию их на успех, но совсем иным путем (иными средствами), по сравнению со стандартами общества.
Нормы данной субкультуры – все, что выходит за рамки права, морали, нравственности, эстетики.
Средства достижения самоуважения и уважения со стороны других кражи, агрессивность, вандализм. К субкультуре насилия относят агрессивное поведение, воровство и пр. Она функционирует внутри мафии, банды, криминальных групп и определяет сущность и образ жизнедеятельности их членов.
Существуют различные теории формирования девиантного поведения человека.
Биологические
— своеобразие внешнего вида
предопределяет склонность человека к
правонарушению (Ломброзо.
Шелдон).
Психологические
— особенности психики человека
являются
той основой, которая определяет его склонность
к конфликтам правонарушениям (Фрейд).
Социологические — девиантное поведение человека является следствием усвоения им негативного социального опыта, сформировавшегося противоречия между результатом воспитания и требованиями среды и пр. (Дюркгейм, Мертон Миллер и др. )
Биологические, и психологические теории выделяют особенное в личности, которое может сказаться на ее девиантном развитии, воспитании.
Инстинкт самосохранения проявляется в эмоциях страха и гнева (защита и нападение).
Человек, с рождения неся в себе агрессивное начало может иметь определенное предрасположение к девиации.
Любое предрасположение человека
к девиации реализуется только при неблагоприятных
для него условиях среды жизнедеятельности
и
воспитания.
Девиантным
человек становится постепенно. Основными этапами
становления девиантного поведения являются
• проявление противозаконных
действий (мелкое хулиганство,
обман, кражи и т.д.). Это пробы на прочность
своих образов в сравнении с внешними
нормами. Не поздоровался со старшим. Ничего
не случилось!;
• рецидивы противозаконных действий. Повторение опыта. Хождение по известной тропинке.;
Чтобы эффективно воздействовать на людей социально негативного (девиантного) поведения, необходимо выявить основные факторы, обусловливающие их формирование.
К таким группам факторов и их составляющих следует отнести (см. схему 1):
Развитие ребенка.
1. Отклонения в психическом и физиологическом развитии: низкий уровень интеллектуального развития от рождения или как результат черепно-мозговой травмы; эмоционально обусловленные отклонения и (или) отклонения активно-волевой сферы, способствующие формированию повышенной возбудимости, аффективного поведения, импульсивности в действиях и поступках, жажды наслаждений, злорадства и издевательства над окружающими, деспотизм, бродяжничество и пр.; отклонения в процессе формирования личности, приводящие к сложностям во взаимоотношениях со сверстниками.
2. Негативная личностная позиция самого ребенка, подростка:
а) отклонения в самооценке подростка: завышенная — ведет к возникновению чрезмерной амбиции и самомобилизации, которая в сочетании с аморальной способностью самовыражения приводит к правонарушениям; заниженная — рождает неуверенность в себе, поведенческий дуализм, раздвоенность личности и создает проблемы для нее в коллективе, сдерживает самовыражение;
б) отклонения в личностных притязаниях подростков. Они, как правило, вытекают из отклонений в самооценке. Притязания предопределяют личную позицию подростка и активность в достижении целей;
в) безразличие к нравственным ценностям и самосовершенствованию. Часто это связано с отсутствием нравственного примера и несформированностью потребности быть лучше;
г) негативно реализуемая потребность
в самоутверждении и соперничестве у подростков
с отклонением в поведении, нездоровое
соперничество. Эти потребности, их
направленность в подростковом
возрасте предопределяют
устремленность подростка к самоактивности;
д) сложность формирования у ребенка, подростка, юноши потребности и активного желания самоисправления;
е) стремление подростка к общению, участию в неформальных молодежных объединениях, в том числе и асоциальной направленности.
Ошибки школьного (профессионального) воспитания.
1. Несоответствие воспитания
индивидуальности ребенка. Различные
отклонения в развитии ребенка диктуют
необходимость их
учета в воспитании. Оно должно ориентироваться
на сдерживание
или стимулирование тех или иных возможностей
ребенка в познавательной, чувственной
и волевой сферах, развитие компенсаторных
возможностей, позволяющих преодолеть
недостатки, и пр.
Адаптация ребенка к школе.
2. Несоответствие воспитательного
воздействия своеобразию возрастного
развития. Так, например, наиболее сложным
в воспитании
является подростковый, отроческий возраст
(11—13, 14—16 лет) —
переходный возраст. В социальном плане
подростковая фаза — это
продолжение первичной социализации.
Подростки — как правило,
школьники — находятся на иждивении родителей
(или государства),
главной деятельностью является учеба.
Это период завершения детства и начала
«вырастания» из него
К проблемам
подросткового возраста, неучет которых
приводит к
отклоняющемуся поведению, относятся:
а) кризисные явления, характеризующие психофизиологическое развитие в подростковом возрасте: ускоренное и неравномерное развитие организма в период полового созревания; неразвитость сердечно-сосудистой системы, влияющей на физическое и психическое самочувствие подростка, «гормональная буря эндокринной системы в период полового созревания, проявляющаяся в повышенной возбудимости, эмоциональной неустойчивости;
Информация о работе Социальные отклонения в воспитании, их причины и пути преодоления