Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 21:18, реферат
В работе описаны основные причины отклоняющего поведения, а также пути преодоления девиантного поведения в подростковом периоде.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. НОРМА И ПАТОЛОГИЯ В СОЦИАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА, ПРИЧИНЫ СОЦИАЛЬНЫХ ОТКЛОНЕНИЙ……………..4
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И ПРЕОДОЛЕНИЮ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ………………………………………………………………10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….13
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………14
б) обострения взаимоотношений
со взрослыми, родителями, учителями, выражающиеся
в «конфликте» морали старших и младших,
чувстве взрослости и неприятии требований
к себе;
в) стремления заменить отношения с позиции «морали подчинения» на «мораль равенства»;
г) повышенная критичность оценочных
суждений и поведения
взрослых;
д) изменения в характере взаимоотношений
со сверстниками, потребность к общению,
стремление к самоутверждению, приводящие
порой к негативным формам и др.
Семья, как фактор негативного формирования личности.
а) безнравственная обстановка
в семье: пьянство, ссоры, драки,
грубость во взаимоотношениях, нечестность
и пр., что создает негативный пример для
подражания, формирует соответствующее
мировоззрение,
б) проблемы состава семьи: неполные семьи, семьи с одним ребенком, многодетные семьи, дистантные семьи и др , что ведет к недостатку педагогического влияния на ребенка, формированию его личности со стороны только одного из родителей, либо к чрезмерному вниманию и попустительству в процессе воспитания.
в) тепличные условия, отстранение ребенка от любых жизненных проблем, любой активной деятельности, способствующие формированию черствости, инфантильности и неспособности сопереживать человеческим трудностям и трагедиям, преодолевать жизненные сложности в критической ситуации.
Социум.
а) научение ребенка, подростка
определенным негативным моделям жизни
и деятельности (самореализации в жизни).
В этих условиях личность начинает идентифицировать
себя с героями различных приключений,
«примерять на себя» различные виды деятельности.
Особенно этому способствует
телевидение, кино, видеофильмы, которые выступают своего рода «учебниками»
различных форм преступной деятельности;
б) средовые отрицательные «ожидания» по отношению к ребенку, подростку из неблагополучной семьи, имеющему негативное товарищеское окружение, нарушающему дисциплину и пр. Такие ожидания часто в прямой или косвенной форме провоцируют ребенка к правонарушению.
в) приобщение ребенка, подростка к спиртным напиткам, наркотикам, курению, азартным играм.
Отсутствие взаимодействия выделенных сред.
а) отсутствие единства и согласованности
в воспитательной деятельности родителей
в семье, во взаимодействии семьи и школы,
семьи, школы и административных
органов по работе с детьми и подростками и пр.;
б) недостатки системы перевоспитания, исправления правонарушителей и последующей адаптации их в повседневной жизни (социальной среде).
ГЛАВА
2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-
Описав основные группы факторов, обусловливающих формирование негативного, отклоняющего поведения детей и подростков, необходимо определить и наиболее важные направления педагогической деятельности по их профилактике и преодолению.
Выделяются следующие направления.
1. Повышение роли семьи в профилактике воспитания социально отклоняющегося поведения у детей.
а) подготовка будущих
родителей к семейной жизни и воспитанию
своих детей.
Она включает изучение:
б) создание благоприятной нравственной обстановки в семье и во внутрисемейных взаимоотношениях — морально-психологического климата семьи;
в) предупреждение ошибок в семейном воспитании;
г) формирование у ребенка твердых нравственных ориентиров, нравственной позиции;
д) воспитание с раннего детства волевых качеств и чувства собственного достоинства, что позволит сформировать у человека нравственно-волевые качества;
е) недопущение насилия над ребенком, подавляющего волю, либо, наоборот, формирующего культ силы, стимулирующего воспитание агрессивности к слабым, немощным;
ж) недопущение приобщения детей и подростков к спиртным напиткам, курению, азартным играм;
з) побуждение ребенка к самовоспитанию и обучение его методике работы над собой.
2. Повышение воспитательной роли образовательных учреждений в предупреждении и преодолении девиантного поведения детей и подростков.
В школе работают
специально подготовленные педагоги.
Этим
специалистам вверяются дети
и подростки для дальнейшего обучения
и воспитания. Приоритетным направлением
в деятельности преподавателей является
воспитание. Ошибки и упущения в педагогической
деятельности преподавателя дорого обходятся
их воспитанникам.
Путями повышения воспитательной роли образовательного учреждения выступают:
3. Развитие целесообразного
взаимодействия семьи и школы,
семьи, школы и административных органов
по месту жительства в
предупреждении и преодолении девиантного
поведения детей и подростков.
Единство семьи и школы объединяет и усиливает воспитательное влияние на детей и подростков. С этой целью, практикуется:
4. Развитие внешкольной системы
консультирования и помощи семье и детям
в преодолении девиантного поведения.
В настоящее время создаются как государственные,
так и негосударственные центры по работе
с семьей. В них работают квалифицированные
специалисты, которые готовы провести
диагностику и дать рекомендации для работы
с детьми девиантного поведения в домашних
условиях, либо посоветовать обратиться
в специализированные центры по работе
с ними.
5. Повышение роли специальных учреждений по перевоспитанию и исправлению девиантного поведения детей и подростков. В специализированные воспитательные (перевоспитательные) центры детей направляют специальные комиссии, либо сами дети туда приходят, либо сотрудники центров, по рекомендации школы, отдела по работе с несовершеннолетними посещают семьи и приглашают к себе детей.
6. Развитие сети центров по
решению социально-педагогических
проблем детей, подростков, юношества:
педагогической коррекции,
педагогической реабилитации; медико-социально-
преодоления детского и юношеского алкоголизма,
наркомании, а
также реабилитации жертв насилия, социальной
виктимологии (поведение жертвы насилия).
7. Использование позитивных возможностей средств массовой информации и ограждение детей и подростков от их негативного влияния.
Известно
о большой роли средств массовой информации (СМИ)
в формировании мировоззрения детей и
подростков. Современные
СМИ дают исключительно разнообразную,
многоплановую информацию без учета аудитории.
Активно внедряется в быт современной
семьи видеотехника с ее огромными информационными
возможностями.
Исследования отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют о пагубном влиянии на молодежь информации и видеопродукции, пропагандирующих насилие, свободный секс, идеи легкого бизнеса. Эта информация бесконтрольно и активно демонстрируется по всем каналам телевидения, широко представлена в виде видеокассет. Они (телевидение, видеофильмы) постепенно формируют образ действий у людей, не имеющих твердых нравственных основ, выступают, как уже отмечалось, своего рода учебными пособиями по криминальной деятельности.
8. Приобщение детей и подростков к участию в позитивных общественных центрах, организациях (спортивных, культурно-досуговых, туристских, театральных и др.).
9. Всемерная активизация самовоспитания,
самовоспитательной
деятельности по исправлению и преодолению
негативных качеств и
привычек, помощь и поддержка молодого
человека в работе над
собой.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив данную тему, можно сделать вывод о том, что именно подростковый возраст, как самый неустойчивый, более подвержен влиянию улицы, а значит употреблению алкоголя, наркотиков, различным асоциальным явлениям.
У детей, длительно и часто употребляющих спиртные напитки, не сформированы полезные навыки и умения, сужена сфера интересов. Они отчуждены от семьи и школы, их формирование и социальное развитие идет в основном под влиянием асоциальных, криминогенных подростковых групп, усвоение групповых норм и ценностей, которых приводит к деформации сознания, ценностных ориентаций и социальных установок несовершеннолетних. Дети, которым свойственно бродяжничество, наркомания, пьянство, правонарушения, проституция и т. д. – являются социально запущенными.
Уже давно известно, что алкоголь – это огромная социальная проблема, которую нужно немедленно решать. Ведь употребление алкоголя, склонными к отклоняющемуся поведению подростками, приводит к развитию такого поведения. Посредством алкоголя общество деградирует, и очень страшно, что начинается эта деградация с самого раннего возраста.
Бороться с данной проблемой нужно не только социальным центрам помощи и поддержки населению, школам, но самое важное в решении этой проблемы заключается в общей человеческой культуре. Только когда родители, семья перестанут «показывать пример» употребления алкоголя своему ребенку, тогда возможно что-то измениться коренным образом. Во второй главе рассмотрены основные пути преодоления такой проблемы, как социальное отклонение в воспитании детей и подростков.
БИБЛИОГРАФИЯ
Информация о работе Социальные отклонения в воспитании, их причины и пути преодоления