Социальные отклонения в воспитании, их причины и пути преодоления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 21:18, реферат

Описание работы

В работе описаны основные причины отклоняющего поведения, а также пути преодоления девиантного поведения в подростковом периоде.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. НОРМА И ПАТОЛОГИЯ В СОЦИАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА, ПРИЧИНЫ СОЦИАЛЬНЫХ ОТКЛОНЕНИЙ……………..4
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И ПРЕОДОЛЕНИЮ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ………………………………………………………………10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….13
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………14

Файлы: 1 файл

Педагогика.doc

— 102.00 Кб (Скачать файл)

б) обострения взаимоотношений со взрослыми, родителями, учителями, выражающиеся в «конфликте» морали старших и младших, 
чувстве взрослости и неприятии требований к себе;

в) стремления заменить отношения с позиции «морали подчинения» на «мораль равенства»;

г) повышенная критичность оценочных суждений и поведения 
взрослых;

д) изменения в характере взаимоотношений со сверстниками, потребность к общению, стремление к самоутверждению, приводящие 
порой к негативным формам и др.

Семья, как фактор негативного формирования личности.

а) безнравственная обстановка в семье: пьянство, ссоры, драки, 
грубость во взаимоотношениях, нечестность и пр., что создает негативный пример для подражания, формирует соответствующее мировоззрение,

б) проблемы состава семьи: неполные семьи, семьи с одним ребенком, многодетные семьи, дистантные семьи и др , что ведет к недостатку педагогического влияния на ребенка, формированию его личности со стороны только одного из родителей, либо к чрезмерному вниманию и попустительству в процессе воспитания.

в) тепличные условия, отстранение ребенка от любых жизненных проблем, любой активной деятельности, способствующие формированию черствости, инфантильности и неспособности сопереживать человеческим трудностям и трагедиям, преодолевать жизненные сложности в критической ситуации.

Социум.

а) научение ребенка, подростка определенным негативным моделям жизни и деятельности (самореализации в жизни). В этих условиях личность начинает идентифицировать себя с героями различных приключений, «примерять на себя» различные виды деятельности. 
Особенно этому способствует телевидение, кино, видеофильмы, которые выступают своего рода «учебниками» различных форм преступной деятельности;

б) средовые отрицательные «ожидания» по отношению к ребенку, подростку из неблагополучной семьи, имеющему негативное товарищеское окружение, нарушающему дисциплину и пр. Такие ожидания часто в прямой или косвенной форме провоцируют ребенка к правонарушению.

в) приобщение ребенка, подростка к спиртным напиткам, наркотикам, курению, азартным играм.

Отсутствие  взаимодействия выделенных сред.

а) отсутствие единства и согласованности в воспитательной деятельности родителей в семье, во взаимодействии семьи и школы, 
семьи, школы и административных органов по работе с детьми и подростками и пр.;

б) недостатки системы перевоспитания, исправления правонарушителей и последующей адаптации их в повседневной жизни (социальной среде).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И ПРЕОДОЛЕНИЮ  ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ  И ПОДРОСТКОВ

 

Описав основные группы факторов, обусловливающих формирование негативного, отклоняющего поведения детей и подростков, необходимо определить и наиболее важные направления педагогической деятельности по их профилактике и преодолению.

Выделяются  следующие направления.

 1. Повышение роли семьи в профилактике воспитания социально отклоняющегося поведения у детей.

а) подготовка будущих родителей к семейной жизни и воспитанию 
своих детей.

 Она включает изучение:

  • основ взаимоотношений в семье;
  • внутрисемейных конфликтов, причин их возникновения, возможностей предупреждения и путей преодоления;
  • основ ведения семейного хозяйства, экономики семьи;
  • основ семейного воспитания на различных этапах возрастного 
    развития ребенка, подростка и др.;
  • основ семейного права, Декларации прав ребенка и других документов, регламентирующих права и обязанности родителей, лиц, их 
    заменяющих;

       б) создание благоприятной нравственной обстановки в семье и во внутрисемейных   взаимоотношениях   —   морально-психологического климата семьи;

в) предупреждение ошибок в семейном воспитании;

г) формирование у ребенка твердых нравственных ориентиров, нравственной позиции;

д) воспитание с раннего детства волевых качеств и чувства собственного достоинства, что позволит сформировать у человека нравственно-волевые качества;

е) недопущение насилия над ребенком, подавляющего волю, либо, наоборот, формирующего культ силы, стимулирующего воспитание агрессивности к слабым, немощным;

ж) недопущение приобщения детей и подростков к спиртным напиткам, курению, азартным играм;

з) побуждение ребенка к самовоспитанию и обучение его методике работы над собой.

2. Повышение воспитательной роли образовательных учреждений в предупреждении и преодолении девиантного поведения детей и подростков.

В школе работают специально подготовленные педагоги. Этим 
специалистам вверяются дети и подростки для дальнейшего обучения и воспитания. Приоритетным направлением в деятельности преподавателей является воспитание. Ошибки и упущения в педагогической деятельности преподавателя дорого обходятся их воспитанникам.

Путями повышения  воспитательной роли образовательного учреждения выступают:

  • повышение качества подготовки преподавательского состава, формирование у него высокой педагогической культуры.
  • создание наиболее благоприятной обстановки в условиях образовательного учреждения для педагогической деятельности;
  • побуждение преподавательского состава к самосовершенствованию, повышению своего педагогического мастерства и педагогической культуры;
  • создание при образовательных учреждениях социальной службы, способствующей индивидуализации работы с детьми и подростками девнантного поведения, оказывающей помощь учителю и родителям в работе с ними;
  • развитие системы внеучебной воспитательной работы с детьми и подростками в условиях образовательного учреждения;
  • приобщение родителей к участию в воспитательной деятельности, повышение их педагогической подготовки.

3. Развитие целесообразного взаимодействия семьи и школы, 
семьи, школы и административных органов по месту жительства в 
предупреждении и преодолении девиантного поведения детей и подростков.

Единство семьи и школы объединяет и усиливает воспитательное влияние на детей и подростков. С этой целью, практикуется:

  • организация методических семинаров при школах для родителей (родительский лекторий, родительский семинар);
  • повышение роли родительских комитетов в жизни школы, детского сада, усиление связи родителей и учителей;
  • создание попечительских организаций при образовательном 
    учреждении, в которые входят и родители;
  • приобщение к активному участию родителей в мероприятиях 
    класса, школы;
  • посещение учителями детей на дому (проявление заинтересованного участия в том, как живут ученики);
  • помощь и поддержка родителей в воспитательной работе с 
    детьми со стороны непосредственно учителя, социального педагога школы.

4. Развитие внешкольной системы консультирования и помощи семье и детям в преодолении девиантного поведения. 
В настоящее время создаются как государственные, так и негосударственные центры по работе с семьей. В них работают квалифицированные специалисты, которые готовы провести диагностику и дать рекомендации для работы с детьми девиантного поведения в домашних условиях, либо посоветовать обратиться в специализированные центры по работе с ними.

5. Повышение роли специальных учреждений по перевоспитанию и исправлению девиантного поведения детей и подростков. В   специализированные   воспитательные   (перевоспитательные) центры детей направляют специальные комиссии, либо сами дети туда приходят, либо сотрудники центров, по рекомендации школы, отдела по работе с несовершеннолетними посещают семьи и приглашают к себе детей.

6. Развитие сети центров по решению социально-педагогических 
проблем детей, подростков, юношества: педагогической коррекции, 
педагогической реабилитации; медико-социально-педагогические — 
преодоления детского и юношеского алкоголизма, наркомании, а 
также реабилитации жертв насилия, социальной виктимологии (поведение жертвы насилия).

7. Использование позитивных возможностей средств массовой информации и ограждение детей и подростков от их негативного влияния.

Известно  о большой роли средств массовой информации (СМИ) 
в формировании мировоззрения детей и подростков. Современные 
СМИ дают исключительно разнообразную, многоплановую информацию без учета аудитории. Активно внедряется в быт современной семьи видеотехника с ее огромными информационными возможностями.

Исследования  отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют о пагубном влиянии  на молодежь информации и видеопродукции, пропагандирующих насилие, свободный секс, идеи легкого бизнеса. Эта информация бесконтрольно и активно демонстрируется по всем каналам телевидения, широко представлена в виде видеокассет. Они (телевидение, видеофильмы) постепенно формируют образ действий у людей, не имеющих твердых нравственных основ, выступают, как уже отмечалось, своего рода учебными пособиями по криминальной деятельности.

8. Приобщение детей и подростков к участию в позитивных общественных центрах, организациях (спортивных, культурно-досуговых, туристских, театральных и др.).

9. Всемерная активизация самовоспитания, самовоспитательной 
деятельности по исправлению и преодолению негативных качеств и 
привычек, помощь и поддержка молодого человека в работе над 
собой.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Изучив данную тему, можно  сделать вывод о том, что именно подростковый возраст, как самый  неустойчивый, более подвержен влиянию улицы, а значит употреблению алкоголя, наркотиков, различным асоциальным явлениям.

У детей, длительно и  часто употребляющих спиртные напитки, не сформированы полезные навыки и  умения, сужена сфера интересов. Они  отчуждены от семьи и школы, их формирование и социальное развитие идет в основном под влиянием асоциальных, криминогенных подростковых групп, усвоение групповых норм и ценностей, которых приводит к деформации сознания, ценностных ориентаций и социальных установок несовершеннолетних. Дети, которым свойственно бродяжничество, наркомания, пьянство, правонарушения, проституция и т. д. – являются социально запущенными.

Уже давно известно, что  алкоголь – это огромная социальная проблема, которую нужно немедленно решать. Ведь употребление алкоголя, склонными к отклоняющемуся поведению подростками, приводит к развитию такого поведения. Посредством алкоголя общество деградирует, и очень страшно, что начинается эта деградация с самого раннего возраста.

Бороться с данной проблемой нужно не только социальным центрам помощи и поддержки населению, школам, но самое важное в решении этой проблемы заключается в общей человеческой культуре. Только когда родители, семья перестанут «показывать пример» употребления алкоголя своему ребенку, тогда возможно что-то измениться коренным образом. Во второй главе рассмотрены основные пути преодоления такой проблемы, как социальное отклонение в воспитании детей и подростков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЯ

 

 

  1. . Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. М.: ГАРДАРИКИ, 2005.
  2. . Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М, 1993
  3. . Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

 


Информация о работе Социальные отклонения в воспитании, их причины и пути преодоления