Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 12:19, реферат
Обычно пожилыми людьми называют тех, кто достиг пенсионного возраста. Таким образом, в России под это определение подпадают женщины старше 55 лет и мужчины старше 60. Если следовать классификации Всемирной организации здравоохранения, то они станут «старыми», достигнув 75 лет, и «долгожителями» в 90. Однако в последние 10-20 лет в зарубежной геронтологической литературе постепенно отказываются от терминов «старые» и «старики», все чаще речь там идет о пожилых и очень пожилых людях. Что касается слова «престарелые», то оно вышло из употребления, стало анахронизмом
Введение …………………………………………………………………………….3
1. Социально-педагогическая характеристика взаимодействия пожилого человека и общества…………………………………………………………………4
2. Сущность социально-педагогической работы с пожилыми людьми………13
Заключение………………………………………………………………………….20
Список использованной литературы……………………………………………21
Российский государственный социальный университет
Контрольная работа
по дисциплине: содержание и методика социально-медицинской работы
на тему: содержание и методика социально-медицинской работы в полустационарных учреждениях социального обслуживания
кафедра: социальная работа
отделение: заочное
руководитель: Васильев в. и.
Серпухов 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
…………………………………………………………………………….
1.
Социально-педагогическая
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………21
Введение
Обычно пожилыми
людьми называют тех, кто достиг пенсионного
возраста. Таким образом, в России под
это определение подпадают женщины старше
55 лет и мужчины старше 60. Если следовать
классификации Всемирной организации
здравоохранения, то они станут «старыми»,
достигнув 75 лет, и «долгожителями» в 90.
Однако в последние 10-20 лет в зарубежной
геронтологической литературе постепенно
отказываются от терминов «старые» и «старики»,
все чаще речь там идет о пожилых и очень
пожилых людях. Что касается слова «престарелые»,
то оно вышло из употребления, стало анахронизмом.
Это объясняется не только резким повышением
продолжительности жизни в развитых странах,
но и изменением общественного мнения,
которое все чаще склонно видеть в позднем
возрасте потенциал развития
Таким образом, целью данной работы является анализ социально- педагогической деятельности с пожилыми людьми.
Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие актуальные задачи:
- охарактеризовать пожилого
человека и общество: грани взаимодействия;
- исследовать пожилого человека в обществе:
взгляд социального педагога;
- рассмотреть структуру социально - педагогической ситуации пожилого человека;
- изучить группы восприятия себя пожилым человеком.
Изучение
данной темы основано на использование
частно-научных методов исследования:
логический, сравнительно-правовой, метод
анализа.
Структура работы определяется поставленными
целью и задачами и состоит из введения,
двух параграфов, заключения и списка
использованной литературы.
Социально-педагогическая
характеристика взаимодействия пожилого
человека и общества
Стабильно работает сеть учреждений и служб, оказывающих социальные услуги в полустационарных условиях. При комплексных центрах социального обслуживания существуют отделения дневного пребывания на 27 тыс. мест, которые посещают почти 600 тыс. человек[12].
Полустационарное социальное обслуживание
оказывается в отделениях дневного
или ночного пребывания. В учреждениях
социального обслуживания в дневное
время предоставляется
Отделения дневного пребывания рассчитаны на обслуживание от 25 до 35 граждан. Продолжительность обслуживания дневным отделением устанавливается исходя из очередности граждан на обслуживание, но не может составлять менее 2 недель. В дневном отделении выделяются помещения для кабинетов доврачебной (врачебной) медицинской помощи, клубной работы, библиотеки, лечебно-трудовых мастерских[14] и т. д. Оборудуются спальные помещения для организации отдыха, столовая и др. Пенсионеры и инвалиды, как правило, обслуживаются отделением социальной помощи бесплатно.
Но в отделении дневного пребывания
могут предоставляться и
Для приема на обслуживание в условиях полустационара (так же как и в стационарных учреждениях) существуют ограничения: хронический алкоголизм, карантинные инфекционные заболевания, активные формы туберкулеза, тяжелые психические расстройства и т. д. Решение о зачислении на полустационарное социальное обслуживание принимается руководителем учреждения социального обслуживания на основании личного письменного заявления (пожилого гражданина или инвалида) и справки учреждения здравоохранения о состоянии его здоровья.
Далее необходимо сказать о видах услуг, предоставляемых престарелым и инвалидам в рамках полустационарного социального обслуживания:
услуги по организации питания, быта и досуга (обеспечение горячим питанием; предоставление постельных принадлежностей и спального места в специальном помещении; обеспечение книгами, журналами и иным);
социально – медицинские услуги (содействие в получении медико-психологической помощи; оказание санитарно-гигиенических услуг; организация лечебно-оздоровительных мероприятий; содействие в проведении реабилитационных мероприятий (медицинских, социальных), в том числе для инвалидов на основании индивидуальных программ реабилитации);
содействие в получении образования и (или) профессии инвалидами в соответствии с их физическими возможностями и умственными способностями (создание условий для дошкольного воспитания детей и школьного образования; проведение мероприятий по обучению доступным профессиональным навыкам, восстановления личностного и социального статуса);
правовые услуги (помощь в оформлении документов; содействие в получении юридических и иных консультаций)[15].
В комплексных центрах
Говоря о лицах без определенного места жительства и занятий и обслуживании их в условиях полустационаров, замечу, что для таких категорий создаются специальные учреждения: дома ночного пребывания, социальные приюты, социальные гостиницы, центры социальной адаптации[16]. Целями работы таких учреждений являются: предоставление временного места пребывания или ночлега лицам, оказавшимся без определенного места жительства и занятий, в первую очередь – лицам пожилого возраста и инвалидам; оказание содействия в осуществлении мероприятий по социальной адаптации лиц, утративших социально полезные связи (в первую очередь лиц, освобождаемых из мест лишения свободы), к условиям жизни в обществе.
Прием в учреждение осуществляется в обычном порядке приема граждан в стационары и полустационары, администрация же учреждения регистрирует поступивших граждан. Набор прав и обязанностей у постояльцев стандартный: обязаны соблюдать правила внутреннего распорядка (бережно относиться к имуществу и оборудованию учреждения, соблюдать чистоту в комнатах и местах общего пользования и т.п.); вправе: обращаться непосредственно к администрации учреждения по вопросам, связанным с их пребыванием в учреждении; обращаться с заявлениями в органы представительной и исполнительной власти, суд, прокуратуру, а также в общественные организации ветеранов и инвалидов; пользоваться иными правами, предусмотренными законодательством РФ.
В полустационарных учреждениях для лиц без определенного места жительства и занятий предоставляются: ночлег (отдельное койко-место с комплектом постельных принадлежностей и предметами личной гигиены); талоны на одноразовое (раз в сутки) бесплатное питание; направление на лечение в учреждения здравоохранения; содействие в обеспечении протезирования; содействие в оформлении документов, удостоверяющих личность; содействие в социальной адаптации к условиям жизни в обществе; содействие в трудовом устройстве и прочее.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проанализировав в данной работе работу социального педагога с пожилыми людьми необходимо отметить, что в задачи практической деятельности социального педагога входит очень широкая сфера деятельности от непосредственной работы с пожилым человеком, имеющим проблемы с социализацией в окружающем обществе до всех социальных организаций и социальных институтов, участвующих в социальной адаптации данной категории граждан.
Социальный педагог работает с людьми от детского до пожилого возраста независимо от их социального положения, происхождения, религиозных убеждений, этнической принадлежности.
С социально-педагогической точки зрения положение пожилого человека в российском обществе определяется комплексом факторов и обстоятельств, реализующихся на различных уровнях и в разных сферах, однако ведущим все заметнее становится фактор несовершенства социальной инфраструктуры социума, ее неразвитость и нищета, отсутствие научно обоснованных перспектив ее целенаправленного совершенствования. Именно этот фактор порождает такие социально педагогические ситуации, которые увеличивают число пожилых людей в социально проблемной группе населения.
Анализ содержания социальной работы с пожилыми людьми по этим направлениям подтверждает справедливость выводов исследователей о том, что профилактическая, предупредительная работа с каждым пожилым мужчиной и женщиной является основной задачей и социальной политики государства и общества, и социальной работы на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Однако и немедленная, кризис интервентная социальная работа по оказанию пожилому человеку, попавшему в ту или иную кризисную ситуацию, также должна иметь место.
Список использованной
литературы
1. Азаров, Ю.П. Тайны педагогического мастерства: учебное пособие / Ю.П. Азаров - Воронеж.: Изд-во МОДЭК, 2004. - 432 с.
2. Беляева, В.И. История социальной педагогики: учебник для вузов / В.И. Беляева - М: Гардарики, 2003. - 255 с.
3. Василькова, Ю.В. Социальная педагогика: учебное пособие для вузов / Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова - М.: Академия, 2003. - 440 с.
4. Мудрик, А.В. Основы социальной педагогики: учебник / А.В. Мудрик -М.:ИЦ АКАДЕМИЯ, 2006. -208 с.
5. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: учебник / А.В. Мудрик - М.: ИЦ АКАДЕМИЯ, 2005. - 200 с.
6. Миннигалеева Г.А. Особенности работы педагога-психолога в Центре социального обслуживания./ЛГруды всероссийской научно-практической конференции "Образование для XXI века: доступность, эффективность, качество." - Москва, 2002. - С. 100-104.
7. Миннигалеева Г.А. Особенности адаптации в пожилом возрасте.//Педагогика и психология XXI века: материалы межвузовской научно-практической конференции студентов и аспирантов, 11 апреля 2000.-Москва: МОСУ, 2001. - С.75-76.
8. Миннигалеева Г.А. Роль пожилого
человека в социализации подрастающего
9. Миннигалеева Г.А. Исследование потребностей и возможностей оказания психолого-педагогической помощи посетителям Центра Социального Обслуживания г.Москвы.//Проблемы педагогического образования. Сборник научных статей: Выпуск 11/ Под ред. В.А. Сластенина, Е.А. Левановой.-Москва: МПГУ-МОСПИ, 2002. -с.93-95.
10. Миннигалеева Г.А. Оказание психолого-педагогической помощи пожилым людям в Центре социального обслуживания: потребности и возможности.//Психология зрелости и старения. - М., 2003,№1 (21) весна. -С. 63-81.
11. Миннигалеева Г.А. Социальная политика в отношении пожилых людей в России и за рубежом // Психология зрелости и старения. - 2004. - № 1 (25). - С. 111-124.
30 Дек
Прежде всего, необходимо сказать о том, что социальное обслуживание в стационарных учреждениях осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, и обеспечивает создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга[1].