Содержание и методика социально-медицинской работы в полустационарных учреждениях социального обслуживания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 12:19, реферат

Описание работы

Обычно пожилыми людьми называют тех, кто достиг пенсионного возраста. Таким образом, в России под это определение подпадают женщины старше 55 лет и мужчины старше 60. Если следовать классификации Всемирной организации здравоохранения, то они станут «старыми», достигнув 75 лет, и «долгожителями» в 90. Однако в последние 10-20 лет в зарубежной геронтологической литературе постепенно отказываются от терминов «старые» и «старики», все чаще речь там идет о пожилых и очень пожилых людях. Что касается слова «престарелые», то оно вышло из употребления, стало анахронизмом

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………….3
1. Социально-педагогическая характеристика взаимодействия пожилого человека и общества…………………………………………………………………4
2. Сущность социально-педагогической работы с пожилыми людьми………13
Заключение………………………………………………………………………….20
Список использованной литературы……………………………………………21

Файлы: 1 файл

Контрольная по педагогической деятельности.docx

— 72.72 Кб (Скачать файл)

 

Российский государственный социальный университет

            

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: содержание и методика социально-медицинской работы

на тему: содержание и методика социально-медицинской работы в полустационарных учреждениях социального обслуживания

 

                                                        

 

 

                                                            выполнила: гончар т. в.

                                                            кафедра: социальная работа

                                                            отделение: заочное

                                                            курс: 5

                                                            руководитель: Васильев в. и.

 

 

 

 

 

 

 

 

Серпухов 2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение …………………………………………………………………………….3                                                                                                                                                                                                                                               

1. Социально-педагогическая характеристика  взаимодействия пожилого человека  и общества…………………………………………………………………4

2. Сущность социально-педагогической работы с пожилыми людьми………13

Заключение………………………………………………………………………….20                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

Список использованной литературы……………………………………………21 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 
        Обычно пожилыми людьми называют тех, кто достиг пенсионного возраста. Таким образом, в России под это определение подпадают женщины старше 55 лет и мужчины старше 60. Если следовать классификации Всемирной организации здравоохранения, то они станут «старыми», достигнув 75 лет, и «долгожителями» в 90. Однако в последние 10-20 лет в зарубежной геронтологической литературе постепенно отказываются от терминов «старые» и «старики», все чаще речь там идет о пожилых и очень пожилых людях. Что касается слова «престарелые», то оно вышло из употребления, стало анахронизмом. Это объясняется не только резким повышением продолжительности жизни в развитых странах, но и изменением общественного мнения, которое все чаще склонно видеть в позднем возрасте потенциал развития

       Таким образом, целью данной работы является анализ социально- педагогической деятельности с пожилыми людьми.

Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие  актуальные задачи:

- охарактеризовать пожилого человека и общество: грани взаимодействия; 
- исследовать пожилого человека в обществе: взгляд социального педагога;

- рассмотреть структуру  социально - педагогической ситуации  пожилого человека;

- изучить группы восприятия себя пожилым человеком.

Изучение  данной темы основано на использование частно-научных методов исследования: логический, сравнительно-правовой, метод анализа. 
 
Структура работы определяется поставленными целью и задачами и состоит из введения, двух параграфов, заключения и списка использованной литературы. 
 
Социально-педагогическая характеристика взаимодействия пожилого человека и общества

     Стабильно работает сеть учреждений и служб, оказывающих социальные услуги в полустационарных условиях. При комплексных центрах социального обслуживания существуют отделения дневного пребывания на 27 тыс. мест, которые посещают почти 600 тыс. человек[12].

Полустационарное социальное обслуживание оказывается в отделениях дневного или ночного пребывания. В учреждениях  социального обслуживания в дневное  время предоставляется социально-бытовое, социально-медицинское и иное обслуживание сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам  преклонного возраста и инвалидам, а также другим лицам, в том  числе несовершеннолетним, находящимся  в трудной жизненной ситуации[13].

Отделения дневного пребывания рассчитаны на обслуживание от 25 до 35 граждан. Продолжительность  обслуживания дневным отделением устанавливается  исходя из очередности граждан на обслуживание, но не может составлять менее 2 недель. В дневном отделении  выделяются помещения для кабинетов  доврачебной (врачебной) медицинской  помощи, клубной работы, библиотеки, лечебно-трудовых мастерских[14] и т. д.  Оборудуются спальные помещения для организации отдыха, столовая и др. Пенсионеры и инвалиды, как правило, обслуживаются отделением социальной помощи бесплатно.

Но в отделении дневного пребывания могут предоставляться и отдельные  услуги за плату. К их числу можно  отнести: посещение культурно-зрелищных  мероприятий, массаж, мануальная терапия, обслуживание парикмахером и др. Денежные средства, получаемые за счет этих дополнительных услуг, также перечисляются на счет ЦСО и направляются на его развитие, улучшение питания и обслуживания пенсионеров и инвалидов.

Для приема на обслуживание в условиях полустационара (так же как и в  стационарных учреждениях) существуют ограничения: хронический алкоголизм, карантинные инфекционные заболевания, активные формы туберкулеза, тяжелые  психические расстройства и т. д. Решение о зачислении на полустационарное социальное обслуживание принимается  руководителем учреждения социального  обслуживания на основании личного  письменного заявления (пожилого гражданина или инвалида) и справки учреждения здравоохранения о состоянии  его здоровья.

Далее необходимо сказать о видах  услуг, предоставляемых престарелым  и инвалидам в рамках полустационарного  социального обслуживания:

услуги по организации  питания, быта и досуга (обеспечение горячим питанием; предоставление  постельных принадлежностей и спального места в специальном   помещении; обеспечение книгами, журналами и иным);

социально – медицинские  услуги (содействие в получении медико-психологической помощи; оказание санитарно-гигиенических услуг; организация лечебно-оздоровительных мероприятий; содействие в     проведении    реабилитационных    мероприятий (медицинских,  социальных), в том числе для инвалидов на основании индивидуальных программ реабилитации);

содействие  в  получении  образования  и  (или)   профессии инвалидами в  соответствии  с  их  физическими  возможностями  и умственными способностями (создание условий  для дошкольного воспитания детей и школьного образования; проведение  мероприятий по обучению доступным профессиональным навыкам,  восстановления личностного и социального статуса);

правовые услуги (помощь в оформлении документов; содействие в получении юридических и иных консультаций)[15].

В комплексных центрах социального  обслуживания создаются отделения  дневного пребывания для детей и  подростков. Дети и подростки посещают отделение дневного пребывания в  свободное от учебы время. В отделении  дневного пребывания детей и подростков рекомендуется комплектовать реабилитационные группы численностью от 5 до 10 человек. В период нахождения в отделении  дневного пребывания дети и подростки  обеспечиваются горячим питанием и  лекарственными средствами. В отделениях дневного пребывания детей и подростков имеются помещения для медицинского кабинета и кабинета психологической  помощи, для проведения учебных занятий, досуга и кружковой работы, а также  столовой.

Говоря о лицах  без определенного места жительства и занятий и обслуживании их в условиях  полустационаров, замечу, что  для таких категорий создаются специальные учреждения: дома ночного пребывания, социальные приюты, социальные гостиницы, центры социальной адаптации[16]. Целями работы таких учреждений являются: предоставление временного места пребывания или ночлега лицам, оказавшимся без определенного места жительства и занятий, в первую очередь – лицам пожилого возраста и инвалидам; оказание содействия в осуществлении мероприятий по социальной адаптации лиц, утративших социально полезные связи (в первую очередь лиц, освобождаемых из мест лишения свободы), к условиям жизни в обществе.

Прием в учреждение осуществляется в обычном порядке приема граждан  в стационары и полустационары, администрация  же учреждения регистрирует поступивших  граждан. Набор прав и обязанностей у постояльцев стандартный: обязаны  соблюдать правила внутреннего  распорядка (бережно относиться к  имуществу и оборудованию учреждения, соблюдать чистоту в комнатах и местах общего пользования и  т.п.); вправе: обращаться непосредственно  к администрации учреждения по вопросам, связанным с их пребыванием в  учреждении; обращаться с заявлениями  в органы представительной и исполнительной власти, суд, прокуратуру, а также  в общественные организации ветеранов  и инвалидов; пользоваться иными  правами, предусмотренными законодательством  РФ.

В полустационарных учреждениях для  лиц без определенного места  жительства и занятий предоставляются: ночлег (отдельное койко-место с комплектом постельных принадлежностей и предметами личной гигиены); талоны на одноразовое (раз в сутки) бесплатное питание; направление на лечение в учреждения здравоохранения; содействие в обеспечении протезирования; содействие в оформлении документов, удостоверяющих личность; содействие в социальной адаптации к условиям жизни в обществе; содействие в трудовом устройстве и прочее.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       Проанализировав в данной работе работу социального педагога с пожилыми людьми необходимо отметить, что в задачи практической деятельности социального педагога входит очень широкая сфера деятельности от непосредственной работы с пожилым человеком, имеющим проблемы с социализацией в окружающем обществе до всех социальных организаций и социальных институтов, участвующих в социальной адаптации данной категории граждан.

        Социальный педагог работает с людьми от детского до пожилого возраста независимо от их социального положения, происхождения, религиозных убеждений, этнической принадлежности.

        С социально-педагогической точки зрения положение пожилого человека в российском обществе определяется комплексом факторов и обстоятельств, реализующихся на различных уровнях и в разных сферах, однако ведущим все заметнее становится фактор несовершенства социальной инфраструктуры социума, ее неразвитость и нищета, отсутствие научно обоснованных перспектив ее целенаправленного совершенствования. Именно этот фактор порождает такие социально педагогические ситуации, которые увеличивают число пожилых людей в социально проблемной группе населения.

       Анализ содержания социальной работы с пожилыми людьми по этим направлениям подтверждает справедливость выводов исследователей о том, что профилактическая, предупредительная работа с каждым пожилым мужчиной и женщиной является основной задачей и социальной политики государства и общества, и социальной работы на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Однако и немедленная, кризис интервентная социальная работа по оказанию пожилому человеку, попавшему в ту или иную кризисную ситуацию, также должна иметь место.

 

 

 

Список использованной литературы 

1. Азаров, Ю.П. Тайны педагогического мастерства: учебное пособие / Ю.П. Азаров - Воронеж.: Изд-во МОДЭК, 2004. - 432 с.

2. Беляева, В.И. История социальной педагогики: учебник для вузов / В.И. Беляева - М: Гардарики, 2003. - 255 с.

3. Василькова, Ю.В. Социальная педагогика: учебное пособие для вузов / Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова - М.: Академия, 2003. - 440 с.

4. Мудрик, А.В. Основы социальной педагогики: учебник / А.В. Мудрик -М.:ИЦ АКАДЕМИЯ, 2006. -208 с.

5. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: учебник / А.В. Мудрик - М.: ИЦ АКАДЕМИЯ, 2005. - 200 с.

6. Миннигалеева Г.А. Особенности работы педагога-психолога в Центре социального обслуживания./ЛГруды всероссийской научно-практической конференции "Образование для XXI века: доступность, эффективность, качество." - Москва, 2002. - С. 100-104.

7. Миннигалеева Г.А. Особенности адаптации в пожилом возрасте.//Педагогика и психология XXI века: материалы межвузовской научно-практической конференции студентов и аспирантов, 11 апреля 2000.-Москва: МОСУ, 2001. - С.75-76.

 

8. Миннигалеева Г.А. Роль пожилого человека в социализации подрастающего поколения. // Труды международной научно-практической конференции "Педагогическое наследие A.C. Макаренко и современные проблемы социализации, воспитания и развития личности".-М., 2003.- С. 272-282.

 

9. Миннигалеева Г.А. Исследование потребностей и возможностей оказания психолого-педагогической помощи посетителям Центра Социального Обслуживания г.Москвы.//Проблемы педагогического образования. Сборник научных статей: Выпуск 11/ Под ред. В.А. Сластенина, Е.А. Левановой.-Москва: МПГУ-МОСПИ, 2002. -с.93-95.

 

10. Миннигалеева Г.А. Оказание психолого-педагогической помощи пожилым людям в Центре социального обслуживания: потребности и возможности.//Психология зрелости и старения. - М., 2003,№1 (21) весна. -С. 63-81.

 

11. Миннигалеева Г.А. Социальная политика в отношении пожилых людей в России и за рубежом // Психология зрелости и старения. - 2004. - № 1 (25). - С. 111-124.

12. Федоров А.П. Методы поведенческой психотерапии. Учебное пособие. Л., 1987. 
Виды социального обслуживания граждан в РФ – СТАЦИОНАРНОЕ И ПОЛУСТАЦИОНАРНОЕ ЛЕЧЕНИЕ

30 Дек 

Прежде  всего, необходимо сказать о том, что социальное обслуживание в стационарных учреждениях осуществляется путем  предоставления социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем  уходе, и обеспечивает создание соответствующих  их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера питание  и уход, а также организацию  посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга[1].

Информация о работе Содержание и методика социально-медицинской работы в полустационарных учреждениях социального обслуживания