Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 18:57, реферат
В настоящее время начало развиваться такое движение как волонтерство. Оно зародилось в первые века существования христианства и дошло наших времен.
Эта тема приобретает актуальность, так как огромное количество людей нуждается в помощи и поддержке. У многих людей помощь со стороны близких родственников не оказывается, и поэтому они нуждаются в посторонней помощи, которую им могут оказать волонтеры. Волонтеры по собственному желанию делятся своим временем, энергией, навыками и знаниями для того, чтобы помочь другим людям или окружающей среде без какой – либо материальной выгоды.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Специфика волонтерской деятельности………………………………………4
2. Основные направления волонтерской деятельности………………………...7
Заключение……………………………………………………………………….11
Список литературы……………………
В настоящее время начало развиваться такое движение как волонтерство. Оно зародилось в первые века существования христианства и дошло наших времен.
Эта тема приобретает актуальность, так как огромное количество людей нуждается в помощи и поддержке. У многих людей помощь со стороны близких родственников не оказывается, и поэтому они нуждаются в посторонней помощи, которую им могут оказать волонтеры. Волонтеры по собственному желанию делятся своим временем, энергией, навыками и знаниями для того, чтобы помочь другим людям или окружающей среде без какой – либо материальной выгоды. Каждому хочется верить в то, что работа, которую он выполняет, является очень важной, даже если она очень простая. Таким образом, волонтерская деятельность носит гражданский характер. Опыт деятельности показывает благотворительную направленность работы. Волонтерская деятельность выполняет функцию нравственного воспитания, возрождение в молодежной среде фундаментальных ценностей, таких как, гражданственность, милосердие, справедливость, гуманность, отзывчивость и других важных ценностей.
Цель: изучение специфики волонтерского движения как субъекта социальной работы.
Задачи: охарактеризовать сущность волонтерской деятельности, ее содержание; выделить основные направления волонтерской деятельности.
Слово волонтер произошло от французского volontaire, которое в свою очередь произошло от латинского voluntarius, и в дословном переводе означает доброволец, желающий. В XVIII – XIX вв. волонтерами назывались люди, добровольно поступившие на военную службу. «В широком смысле понятие «волонтёр» означает человека, осуществившего сознательный, самостоятельный выбор, занимающегося каким-либо делом по собственному желанию и убеждению. Это чистая произвольность». Русским синонимом термина «волонтёр» является слово «доброволец», которое также ещё в Большой советской энциклопедии определяется как «лицо, добровольно поступившее на военную службу». Термин «доброволец» происходит от двух слов добро + воля и означает, по сути, человека, творящего добро по собственному желанию. В западном синониме отсутствует эта нравственная ориентация понятия. Здесь не отражается характер выполняемой индивидом деятельности, а лишь способ участия в ней (самостоятельно, произвольно).
В социологическом словаре: «человек, добровольно участвующий в какой-либо деятельности, не предусматривающей материального вознаграждения». В западной традиции «волонтёрство», применяется «для обозначения добровольческого труда как деятельности, осуществляемой людьми добровольно на безвозмездной основе и направленной на достижение социально значимых целей, решение проблем сообщества».
Религиозный субъект добровольного безвозмездного труда сформировался давно и связан в России в большей степени с христианством. Религиозные принципы базируются на альтруизме наиболее социально ответственных членов общества. Альтруизм представляет собой способность человека ставить благополучие других выше своего собственного. О. Конт считал развитие альтруистического сознания «показателем цивилизованности общества, приверженного позитивным ценностям». Лапина В.Г. отмечает, что альтруизм тесно связан с коллективностью. В качестве этического императива проблема альтруизма присутствует в христианском учении, как моральная добродетель она сформулирована в знаменитом «категорическом императиве» И. Канта. «Альтруизм всегда лежал в основе благотворительной деятельности и в политическом отношении альтруизм является необходимым условием существования массовых политических партий и общественных организаций, где значительное число рядовых активистов работают бесплатно». Роль протестантской этики в становлении капиталистического общества была проанализирована М. Вебером. В его работах рассмотрена и социальная функция религиозного труда. Религия, в частности протестантизм, рассматривает высокий уровень социальной организации жизни как религиозный долг служения Богу, добрые дела как знак избранничества. Религиозный долг человека – создание такой социальной организации жизни, которая бы своим совершенством служила славе Всевышнего. Русская монашеская святость дает множество примеров безвозмездного труда и сознательного занижения платы за труд. Некоторые формы труда, например, врачевание, вообще не должны были оплачиваться страждущими.
Появление массового нерелигиозного субъекта добровольного труда относится скорее к XX веку, хотя его зарождение наблюдается в XIX веке, как в западных странах, так и в России, в период развития капитализма. В это же время активно формируется концепция социализма-коммунизма. Социализм как учение в качестве идеала рассматривает общество, основанное на принципах социальной справедливости, свободы и равенства. Свободный труд свободных людей являлся идеалом социалистов-утопистов: Сен-Симон, Ш. Фурье рассматривали труд как наслаждение, расцвет способностей человека. Идеологи коммунизма К. Маркс, Ф. Энгельс считали, что с развитием производительных общественных сил труд на благо общества станет первой жизненной потребностью людей и станет по-настоящему свободным от принуждения и отчуждения.
В современной западной науке общепризнанной является социетальная модель, воспринятая и российской наукой. Сегодня в развитых странах мира высоко оценена роль организаций гражданского общества, и вслед за этим ясно прослеживается тенденция передачи государством части своих функций социальной зашиты и поддержки населения организациям независимого сектора.
«Для экономических исследований добровольчества характерен акцент на проблематике трудовых отношений, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления, и исследуется, прежде всего, затратно-компенсационный характер отношений индивида и общества. Этот подход характеризуется представлениями о совокупном, а не индивидуальном субъекте трудовой деятельности.
Добровольность, бескорыстность, социальная направленность - три основных составляющих волонтёрского труда, обуславливающие его специфику. Добровольческий труд мало изучен с позиций отечественной социологии. Имеется три основных традиции изучения добровольческого труда. Волонтёрский труд рассматривается в контексте христианской традиции, как неотъемлемый аспект религиозной жизни. Также волонтёрский труд рассматривается с точки зрения марксистской идеологии как необходимый элемент для построения социалистического, следовательно, коммунистического общества. Ещё одним методом изучения добровольческого труда является рассмотрение его сквозь призму социетальной модели общества. Если воспользоваться данным методом, то волонтёрский труд будет определяться как фундамент построения гражданского общества.
Волонтёрская деятельность различается по формам. «Волонтерство может быть организованным или неорганизованным, осуществляться индивидуально или в группе, в общественных или частных организациях». Неорганизованное волонтерство - это спонтанная и эпизодическая помощь друзьям или соседям. Это преобладающая форма волонтерства во многих культурах. Организованное волонтерство осуществляется в некоммерческом, государственном и частном секторе, и, как правило, более систематично и регулярно. Чем обширнее поставленная перед волонтёрами задача, тем больше вероятность того, что волонтёрство будет принимать организованную форму. Часто труд добровольцев носит характер разовых акций. Различной может быть и степень участия (вовлечённости) волонтёров в деятельность. «Хотя в большинстве случаев степень вовлечения в волонтерство постоянна, все же оно может осуществляться с различной степенью участия - от полного вовлечения до эпизодического участия в волонтерской деятельности».
Информация о работе Содержание и основные направления волонтерской деятельности