Содержание экологического образования младших школьников (анализ действующих программ) по формированию экологических понятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 16:38, реферат

Описание работы

Начальная школа – важнейший этап интенсивного накопления знаний об окружающем мире, развития многогранных отношений младшего школьника к природному и социальному окружению, способствующий становлению личности, формированию экологической культуры. Ни для кого не секрет, что 50 % детей младшего возраста демонстрируют в своих высказываниях прагматическое, утилитарное отношение к природе: “Природа — наше главное богатство”. Например, дети высказывают такое мнение: “Лес существует для того, чтобы в нём человек мог собирать грибы, ягоды.

Файлы: 1 файл

Содержание экологического образования младших школьников (анализ действующих программ) по формированию экологических понятий.docx

— 26.22 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩИХ ПРОГРАММ) ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ

 

Кочеткова Светлана Николаевна,

преподаватель кафедры математики, и

информатики и естествознания

 

      Начальная школа – важнейший  этап  интенсивного  накопления  знаний  об окружающем  мире,  развития  многогранных  отношений   младшего  школьника  к природному  и социальному  окружению,  способствующий  становлению   личности, формированию экологической  культуры. Ни для кого не секрет, что 50 % детей младшего возраста демонстрируют в своих высказываниях прагматическое, утилитарное отношение к природе: “Природа — наше главное богатство”. Например, дети высказывают такое мнение: “Лес существует для того, чтобы в нём человек мог собирать грибы, ягоды. А из деревьев строят дома, делают мебель, линейки, карандаши. Река — для того, чтобы в ней можно было ловить рыбу. А пчёлы — чтобы приносить больше мёда”. Эти и другие высказывания детей расходятся с реальными действиями ребёнка в природе: он с удовольствием играет с кошкой или собакой, лазает по деревьям, с восторгом купается в реке и удивляется красивым цветам на лугу. У младших школьников отношение к природе в первую очередь проявляется в познавательной сфере. Этому способствуют два фактора. Во-первых, значимость в их жизни учебной деятельности: большинство учеников I и II классов ещё увлечены самим процессом познания, что задаёт определённую стратегию поведения — им интересно узнать вообще что-то новое [42; 23].

Исходя  из того, что экологическое образование  – сложная междисциплинарная  область знаний, его содержание должно раскрывать все аспекты взаимодействия компонентов системы “человек–общество–природа”, включая экологический, экономический, социальный [2; 18].

Взаимосвязь данных аспектов полно и целостно проявляется в экологических  проблемах локального, регионального  и глобального уровней. Соответственно, в содержании экологического образования  должны найти отражение экологические  проблемы.

Содержание экологического образования включает в себя систему норм, которые вытекают из нравственных ценностных  ориентаций. Система ценностей исходит из понимания уникальности и ценности природы.  При этом человек рассматривается как часть природы,  а при характеристике природы подчеркивается ее многосторонняя ценность для человека[14; 35].

Содержание  экологического образования  усваивается  учащимися в их различной деятельности. Содержание экологического образования школьников должно определяться с учетом национальных традиций, возрастных особенностей и вестись по направлениям классной, внеклассной и внешкольной деятельности [38; 5]. 

  В основе построения современных  курсов с экологической направленностью  лежат следующие целевые установки:

  • формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде жизни, труда и отдыха человека;
  • развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса и способности к причинному объяснению при анализе фактов и явлений окружающей действительности;
  • обучение младших школьников методам познания окружающего мира;
  • воспитание эстетического и нравственного отношения к среде жизнедеятельности человека, умения вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали.

  Начальное естественнонаучное образование,  имеющее в российской школе  глубокие и прочные традиции  и богатый арсенал практического  опыта, в последние годы переживает  значительное обновление. В связи  с актуальностью данной проблемы  единого подхода к её реализации  нет. Существуют различные программы  и методики преподавания окружающего  мира, где учитываются вопросы  экологического образования и  воспитания. В «Программно-методических  материалах начальной школы» (2005 г.) предлагаются программы нескольких авторов, где традиционный курс природоведения рассматривается под различными названиями.

В современной  начальной школе реализуются  различные концепции изучения природы, окружающего мира: развивающего обучения Л.В. Занкова (авторы программ, учебников: Н. Я. Дмитриева, А. И. Казаков, И. П. Товпинец); развитие ребенка в шестилетней начальной школе Н.Ф. Виноградовой (учебной курс - "Окружающий мир", авторы: Н. Ф. Виноградова, Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов); "Диалектика и экология"- Л. В. Тарасова (учебная дисциплина "Окружающий мир", автор Л. В. Тарасов); "Зеленый дом" А.А. Плешакова (учебный курс – окружающий мир, автор А.А. Плешаков).

Кроме того, в начальных школах России продолжает действовать традиционная программа авторов З.А. Клепининой, Л.Ф. Мельчакова. Эта программа разработана как единая  для четырехлетней начальной школы. Программа дополнена новой информацией,  автор привнес тот материал,  который   обеспечил   бы   более   полную   реализацию   принципа экологической   направленности:   материал   о   разнообразии   природы,   о многогранной  значимости   природы   для   человека,   о   положительном   и отрицательном влиянии человека на природу, о взаимосвязях в природе.

Реализация  данных концепций и программ изучения природы младшими школьниками является в целом положительным условием реализации развивающего обучения, развитием  мировоззренческих начал, но не исчерпывающим  его возможности. Особенно актуально  исследование проблемы формирования у  учащихся начальной школы целостного образа окружающего мира, усвоения детьми системы знаний и способов познания природы, развития личностно  значимых начальных мировоззренческих  взглядов на реальную действительность.

С целью  конкретизации возможности вариативных  курсов «Окружающего мира» в экологическом  воспитании нами были проанализированы содержания основных экологических  понятий в различных вариативных  курсах «Окружающего мира». Информация по экологическому содержанию курсов обобщено в таблице 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1. Основные экологические понятия

различных вариативных  курсов «Окружающего мира»

 

Автор программы

А.А.Плешаков

З.А.Клепинина

А.А.Вахрушев

Н.Ф.Виноградова

             Классы

 

Экологические

понятия

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Экология

+

-

+

-

-

-

-

-

+

+

-

-

-

-

-

-

Экосистема

-

-

-

-

-

-

-

-

-

+

+

-

-

-

-

-

Экологическое

хозяйство

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

+

-

-

-

-

Пищевые цепи

-

-

+

+

-

-

+

-

-

+

+

-

+

-

+

-

Красная книга

-

+

+

+

-

-

+

+

-

+

+

-

-

+

+

-

Круговорот

веществ

-

-

+

+

-

-

+

-

+

+

+

-

-

-

-

-

Охраняемые

территории

-

-

-

+

-

-

+

+

-

+

-

-

-

-

+

+

Правила поведения в природе

+

+

+

+

-

-

+

+

+

+

+

-

-

+

+

+


 

Как видно по таблице, понятие «экология» включены в систему учебных программ  А.А.Плешакова,  А.А.Вахрушева, А.С.Раутиан. А понятия «экосистема» и «экологическое хозяйство» только в программе А.А.Вахрушева, А.С.Раутиан. Понятие «круговорот веществ» включены в программах А.А.Плешакова, А.А.Вахрушева, А.С.Раутиан и З.А.Клепининой. А понятия «пищевые цепи», «Красная книга», «охраняемые территории», «правила поведения в природе» включены во всех программах.

  Начальное экологическое образование,  имеющее в  российской  школе  глубокие и  прочные  традиции  и  богатый  арсенал  практического   опыта,  в последние годы переживает  значительное обновление. В связи   с  актуальностью данной проблемы  единого подхода к её реализации  нет.  Существуют  различные программы  и методики преподавания окружающего  мира,  где  учитываются   вопросы экологического  образования.   В   «Программно-методических  материалах  начальной  школы»  предлагаются   программы   нескольких авторов,  где   традиционный   курс   окружающего мира рассматривается   под различными названиями. Проанализируем  некоторые из них. 

Приоритетной  целью  современного  начального   образования   является развитие личности ребёнка. Эта цель достигается  через  гуманизацию  процесса обучения, через создание потенциала  устойчивого развития  ребёнка.  Частью такого  потенциала  является  курс  «Природа  и люди»,  разработанный З.А. Клепининой.  В соответствии  с поставленной   целью   определяются конкретные задачи курса.

  Первая задача заключается в  том, чтобы дать учащимся  общие   знания  о мире  людей  и   мире  природы  как   ближайшем   окружении   ребёнка   и   о  взаимоотношениях в  системах  «человек  –  человек»,  «природа  –  природа», «природа – человек».

Вторая  задача  направлена  на  совершенствование   познавательной   и практической учебной деятельности детей.

Третья  задача  заключается  в  развитии  личностных  качеств  ребёнка: научного миропонимания, экологической, санитарно-гигиенической  и  этической культуры, эмоций, творческих способностей, чувства патриотизма  и так далее.   Ведущими  принципами  отбора  содержания   и   конструирования   курса сохраняются общедидактические  принципы,  а также специфические принципы, разработанные   в   классической   методике    естествознания.    Реализация специфического принципа экологической направленности  осуществляется  по схеме: взаимосвязь «природа  – человек»,  «человек  – природа». Эти идеи рассматриваются как причина и следствие,  и приводят  к пониманию сущности   науки   экологии.   Реализация   принципа экологической   направленности   в   представленной   системе   способствует формированию экологических знаний.

  Программа «Окружающий мир» авторов Н.В. Виноградовой, Г.Г. Ивченковой, И.В. Потапова  – это интегрированный курс, имеющий особое  значение  в формировании у учащихся целостного взгляда на окружающую  нас социальную  и природную среду, места человека  в ней,  его биологическую и социальную сущность.  Основная  цель  предмета   –   формирование   социального   опыта школьника, осознание элементарного взаимодействия  в системе «человек  – природа – общество», воспитание правильного отношения к среде обитания  и правил  поведения в ней.  Это позволяет  выделить  особенности   предмета «Окружающий  мир»,   которые   определяют   его   соответствия   современным требованиям   дидактики   начального    обучения:    учёт    психологических особенностей младших  школьников,  необходимость  интегративного  подхода  к изучению окружающего мира.  Изучение  предмета  позволяет  установить  более тесные  связи  между  познанием  природы  и  социальной  жизни,   обеспечить реальную  преемственность  и  перспективность  изучения  окружающего   мира, создать  условия  для  более   плавного   и   целесообразного   формирования нравственно-этических установок.

Программа «Мир и человек» автора А.А. Вахрушева, А.С. Раутеан  – новый интегративный курс для начальной школы,  включающий изучение некоторых основ жизни человека и человечества. Он предусмотрен  для изучения предметов «Ознакомление с окружающим  миром»  и «Природоведение». Задача курса – научить младшего школьника понимать окружающий мир.

Основная  идея первого класса – взаимосвязь  ученика со всем  окружающим миром; второй класс посвящён языку географических  карт,  которые знакомят нас с нашим большим домом – планетой Земля;  третий  класс показывает  роль жизни и живых организмов в поддержании порядка на нашей планете;  четвёртый класс посвящён человеку и его месту на Земле. Так как главными  проблемами человечества в XXI  веке  будут экологические,  то  курс  «Мир  и человек» разработан с экологических позиций.

Система  учебных  курсов  под  названием  «Зелёный  дом»   разработана  А.А.  Плешаковым.  Эта  система  учебных  курсов   с   экологической  направленностью, разработка  которой  началась  более  десяти  лет  назад  в Институте общего образования  Министерства образования Российской  Федерации. Уже в те годы чётко  определилась главная цель  проекта  –  создание  условий для  формирования  у  младших  школьников  основ  экологического   сознания, необходимого  современному  человеку,  находящемуся   в   крайне   непростых взаимоотношениях с природной средой.

В настоящее  время «Зелёный дом» – целостная  система  учебных  курсов, обеспечивающая  ознакомление  младших  школьников  с  окружающим  миром,  и естественнонаучное и экологическое образование. Особенности  данной системы:

Информация о работе Содержание экологического образования младших школьников (анализ действующих программ) по формированию экологических понятий