Содержание, способы организации и проведения сюжетно-ролевых игр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 19:20, контрольная работа

Описание работы

Л.С. Выготский подчеркивал огромное значение игры для развития ребенка: ребенок младшего дошкольного возраста в игре идет от действия к мысли, а на четвертом году способен идти от мысли к действию. Так же он подчеркивал неповторимую специфику дошкольной игры. Характерным для сюжетно-ролевых игр является наличие двух видов отношений между детьми: воображаемых и реальных отношений участников совместной игры.

Содержание работы

1.Понятие сюжетно-ролевой игры. Особенности сюжетно-ролевой игры в трудах учёных (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, А.П. Усова, Н.Я.Михайленко)……….......3
2.Характеристика сюжетно-ролевой игры, структура………………………….7
3.Предпосылки сюжетно - ролевой игры. Развитие сюжетно-ролевой игры в раннем возрасте………………………………………………………………...9
4.Сюжет, содержание ролевой игры в раннем возрасте. Особенности руководства сюжетно-ролевыми играми в раннем возрасте……………………11
Библиографический список……………………………………………………..16

Файлы: 1 файл

ДКР Таранова.docx

— 40.01 Кб (Скачать файл)

Содержание, способы организации и проведения  сюжетно-ролевых игр

СОДЕРЖАНИЕ

 

1.Понятие сюжетно-ролевой  игры. Особенности сюжетно-ролевой  игры в трудах учёных (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, А.П. Усова, Н.Я.Михайленко)……….......3

2.Характеристика сюжетно-ролевой игры, структура………………………….7

3.Предпосылки сюжетно - ролевой игры. Развитие сюжетно-ролевой игры в раннем возрасте………………………………………………………………...9

4.Сюжет, содержание ролевой  игры в раннем возрасте. Особенности  руководства сюжетно-ролевыми играми в раннем возрасте……………………11

Библиографический список……………………………………………………..16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОНЯТИЕ СОЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ. ОСОБЕННОСТИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ В ТРУДАХ УЧЕНЫХ (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец, Р.И.Жуковская, ДВ.Менджерицкая, А.П.Усова, Н.Я.Михайленко).

 

На протяжении всего дошкольного детства, пока ребенок растет и развивается, приобретает новые знания и умения, сюжетно-ролевая игра остается наиболее характерным видом его деятельности.

Д.Б. Эльконин называл  сюжетно – ролевой игрой деятельность творческого характера, в которой дети берут на себя роли и в обобщенной форме воспроизводят деятельность и отношения взрослых, используя предметы – заместители.

Итак, сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста, которая развивает потенциальные возможности детей и имеет решающее значение для психического развития ребёнка; так же является формой моделирования ребёнком социальных отношений и обладает уникальными особенностями, своеобразной структурой, специфическими чертами, которые отличают её от других видов игр.[3]

Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребёнка дошкольного возраста; в ней развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации (А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер, А.П.Усова).[2]

Л.С. Выготский подчеркивал огромное значение игры для развития ребенка: ребенок младшего дошкольного возраста в игре идет от действия к мысли, а на четвертом году способен идти от мысли к действию. Так же он подчеркивал неповторимую специфику дошкольной игры.  Характерным для сюжетно-ролевых игр является наличие двух видов отношений между детьми: воображаемых и реальных отношений участников совместной игры.[5]

Важным этапом в развитии теории и практики детской явились в 50-х годах работы А.П. Усовой. В дошкольном возрасте  ребенок впервые  становится таким, что  моделью его поведения становится взрослый – носитель общественных функций. Ребенок хочет быть как взрослый, но не может им быть в силу возраста. И тогда « быть взрослым» он может только в игре. В ней  ребенок берет на себя роль взрослого и проигрывает ее  в воображаемой ситуации. Игра – это особая форма освоения действительности  по ориентации в смыслах жизни (А.П. Усова), форма организации детской жизни, носящая самодеятельный и творческий характер, в ней  ребенок делает первые шаги к самостоятельной  жизни. Исследования, проведенные А.П. Усовой и ее учениками, выявили следующие этапы становления взаимоотношений детей на протяжении дошкольного возраста:

    1. Этап неорганизованного поведения, которое ведет к разрушению игр других детей (чаще такое поведение встречается у младших дошкольников, которые еще не умеют себя занять)
    2. Этап одиночных игр. Ребенок сосредоточен на своей игре, умеет ее организовать, не мешает другим детям, является предпосылкой для перехода к совместным играм.
    3. Этап игр рядом. Проявляется в том, что 2-3 детей могут играть за одним столом, на ковре, но каждый действует в соответствии со своей игровой целью, реализуя свой замысел. Здесь создаются условия для естественного объединения играющих.
    4. Этап кратковременного общения. Характеризуется тем, что ребенок на какое-то время подчиняет свои действия общему замыслу и сообразует их с действиями других, но замысел еще не устойчив. Дошкольники пока еще не чувствуют своей связи и зависимости в общей деятельности.
    5. Этап длительного общения-взаимодействия на основе интереса к содержанию игры, к тем действиям, которых она требует. На этом этапе дети достаточно самостоятельны, могут придумать интересную сюжетно-ролевую игру, организовать ее и играть долго.
    6. Этап постоянного взаимодействия на основе общих интересов, избирательных симпатий.[2]

Ребенок живет в тесном мире: квартира, семья, игрушки. И он старается раздвинуть границы этого мира с помощью сюжетно-ролевой игры. Он строит наблюдаемый им мир взрослых  людей с помощью своей фантазии. Теснота мира,  в котором живет ребенок, и стремление к освобождению. В основе игровой деятельности лежат, по мнению Д.В. Менджерицкой, следующие положения: игра призвана решать общевоспитательные задачи, первоочередной среди которых является развитие нравственных и общественных качеств; игра должна носить развивающий характер и проходить под пристальным вниманием педагога; особенность игры как формы жизни детей состоит в ее проникновении различные виды деятельности  (труд, учеба, быт).

Сюжетно-ролевая игра не требует от ребенка реального, ощутимого продукта, в ней все условно, все «как будто», «понарошку». Ребенок может забивать воображаемые гвозди игрушечным молотком, хотя на самом деле еще не умеет забивать настоящие гвозди; может быть «врачом» и «лечить» больных кукол и зверюшек, хотя на самом деле ему еще очень далеко до этой «взрослой» профессии; может включиться в такие волнующие события, происшествия, которые в действительности с ним никогда и не случались; может повторять, «проживать» заново события, в которых он не смог проявить себя так, как ему хотелось бы, и т. п. Все эти «возможности» сюжетной игры расширяют практический мир дошкольника и обеспечивают ему внутренний эмоциональный комфорт.[6]

Психологами и педагогами установлено, что прежде всего в игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Это происходит благодаря тому, что в игре ребенок воссоздает интересующие его сферы жизни с помощью условных действий. Игра имеет значение не только для умственного развития ребенка, но и для развития его личности: принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, ребенок проникается их чувствами и целями, сопереживает им, начинает ориентироваться в отношениях между людьми. Большое влияние оказывает игра и на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми: во-первых, воссоздавая в игре взаимодействие взрослых, ребенок осваивает правила этого взаимодействия, во-вторых, в совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими детьми.

На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен носить двучастный характер, включая моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создание условий для самостоятельной детской игры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКА СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ, СТРУКТУРА.

 

Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке.

Одной из характерных черт сюжетно-ролевой игры, является самостоятельный характер деятельности детей. Игра - продукт, который создают сами дети. Самостоятельно выбирают тему, время, место, линию ее развития, решают, как станут раскрывать роли и тому подобное. Каждый ребенок свободен в выборе средств воплощения образа. Используя воображение и фантазию, ребенок реализует свой замысел, это позволяет ему самостоятельно включаться в те сферы человеческой деятельности, которые в реальной жизни еще долго будут ему недоступны. Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнеров, сами устанавливают игровые правила, следует за их выполнением, регулируют взаимоотношения.[3]

Но самое главное – в игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает.

Творческий характер сюжетно-ролевой игры определяется наличием в ней замысла, реализация которого связана с активной работой воображения, с развитием у ребенка способности отображать свои впечатления об окружающем мире. Успешность его непосредственно связана с личным опытом играющего, степенью развития его чувств, фантазии, интересов. Дети проявляют большую изобретательность, подбирая игрушки, предметы, необходимые для игры, старшие дошкольники сами мастерят игрушки, помогающие полностью реализовывать замысел, лучше справиться с ролью.[3]

Как всякая творческая деятельность, сюжетно-ролевая игра эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом.

Сюжетно-ролевая игра имеет свою специфическую структуру. Эта структура включает в себя следующие компоненты: сюжет, содержание, роль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДПОСЫЛКИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ.

 РАЗВИТИЕ СОЖЕТНО-РОЛЕВОЙ  ИГРЫ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ.

 

В первые годы жизни при обучающем воздействии взрослых ребенок проходит этапы развития игровой деятельности, которые представляют собой предпосылки сюжетно-ролевой игры.[3]

Первым этапом является ознакомительная игра.

Взрослый организует предметно-игровую деятельность малыша, используя разнообразные игрушки, предметы. Ее содержание составляют действия-манипуляции, которые ребенок совершает вместе со взрослым, обследуя свойства и качества предмета, игрушки. Уже с 3-4 месяцев младенец тянется к игрушкам, которые подвешивают над его грудью, рассматривает их: случайно натыкаясь на предмет, радуется, пытается повторить движение. В 5-6 месяцев ребенку предлагают игрушки из разных материалов, отличающиеся по форме, величине, цвету. Его учат захватывать игрушку, перекладывать из ручки в ручку, размахивать ею, постукивать. Взрослый, обращаясь к малышу по имени, показывает игрушку и действия с ней. В ознакомительной игре прослеживается намеренность действий ребенка: тянется к погремушке, захватывает ее, рассматривает, стучит и т.д. Такая преднамеренность действий с предметами – предпосылка развития целенаправленности, характерной для сюжетно-ролевой игры.

Второй этап развития игровой деятельности – это отобразительная игра. В ней действия ребенка направлены на выявления специфических свойств предмета и на достижение с его помощью определенного эффекта. Взрослый не только называет предмет, но и обращает внимание малыша на его целевое значение: «Это чашка, из нее пьют. Это простынка, укроем мишку». Для становления сюжетно-ролевой игры важно научить ребенка переносить усвоенные действия с одного предмета на другой, то есть обобщать действия.

Третий этап развития игры – это сюжетно-отобразительная игра (относится к концу первого – началу второго года жизни). Дети начинают активно отображать впечатления, полученные в повседневной жизни. Для развития сюжетно-отобразительной игры необходимы образные игрушки, с помощью которых взрослый вовлекает детей в решение игровых задач («Мишка хочет гулять, покатай его на санках»). В течение 2-го года жизни ребенок должен научиться выполнять разные игровые действия, дополнять или заменять игровые действия первыми речевыми высказываниями.

Основное условие для развития сюжетно-ролевой игры – это совместные игры взрослого и ребенка. Чтобы научить детей развивать содержание игры, педагог обыгрывает жизненные ситуации, привлекая их к активному участию. Для развития сюжетно-отобразительной игры эффективны показы-инсценировки. Педагог демонстрирует цепочку последовательных разнородовых действий с одной игрушкой, а в следующий раз показывает однородные действия, которые выполняют разные игрушки.[2]

После показа педагог предлагает малышам поиграть с игрушками, вызывает желание подражать тому, что они видели. К концу этого этапа в играх детей видны ростки режиссерской и сюжетно-ролевой игры, а именно: подражание взрослым, создание воображаемых образов, стремление активно действовать, познавать окружающий мир.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СЮЖЕТ, СОДЕРЖАНИЕ РОЛЕВОЙ ИГРЫ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ. ОСОБЕННОСТИ РУКОВОДСТВА СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫМИ ИГРАМИ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ

 

Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет. Сюжет игры – это та сфера действительности, которая воспроизводится детьми и представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. При этом его игровые действия – одно из основных средств реализации сюжета.[3]

Сюжеты детских игр достаточно многообразны. Условно все сюжеты делятся на

    • бытовые (игры в семью, парикмахерскую и т. д.),
    • производственные (игры строительные, сельскохозяйственные и д. р., т. е. игры, отражающие профессиональный труд людей),
    • общественно-политические (игры в войну, школу и т. д.).

На протяжении истории человечества сюжеты детских игр меняются, поскольку зависят от эпохи, особенностей экономики, культурных, географических, природных условий. Кроме того, в каждую эпоху происходит серьезные иногда экстренные события, которые существенно отражались на жизни людей, вызывали эмоциональный отклик у детей и взрослых. Такие события всегда порождают новые сюжеты детских игр («война», «космические путешествия»). В истории человечества есть и «вечные» сюжеты детских игр, которые как бы связывают поколения людей («школа», «дочки-матери» и т. д.).

Информация о работе Содержание, способы организации и проведения сюжетно-ролевых игр