Министерство образования и науки Российской
Федерации
Федеральное государственное автономное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российский государственный профессионально-педагогический
университет»
Факультет психологии и педагогике
Кафедра психологии и образования профессионального
развития
Контрольная работа
по дисциплине «Теория обучения и воспитания»
на тему:
«Содержание воспитательного процесса»
|
Выполнил: Т.В. Береснева
Группа: Кт-212 СД ПСО
Руководитель:
Оценка: __________ |
Екатеринбург 2015
Содержание
Введение |
3 |
1. Содержание воспитательного
процесса |
5 |
1.1 Особенности воспитательного процесса |
5 |
1.2 Диалектика процесса воспитания |
6 |
1.3
Структура процесса воспитания |
7 |
1.4 Содержание процесса
воспитания
|
13 |
Заключение |
17 |
Список литературы |
18 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Введение
В данной контрольной
работе рассмотрим тему
«Содержание воспитательного процесса»,
тема очень актуальна в настоящее время,
ведь воспитание растущего человека как
формирование развитой личности составляет
одну из главных задач современного общества.
Однако наличие
объективных условий само по себе еще
не решает задачу формирования развитой
личности. Необходима организация систематического,
базирующегося на знании и учете объективных
закономерностей развития личности процесса
воспитания, которая служит необходимой
и всеобщей формой этого развития.
Целевая установка
воспитательного процесса состоит в том,
чтобы каждого человека сделать борцом
за человечность. А это требует не только
умственного развития детей, не только
развития их творческих взглядов, умений
самостоятельно мыслить, обновлять и расширять
свои знания, но и развития образа мышления,
развитие отношений, взглядов, чувств.
Необходима готовность
к участию в экономической, социальной,
культурной и политической жизни, личностно-общественного
становления, развитие многообразных
способностей и готовности
участвовать в социально необходимой
деятельности.
Формирование человека
как личности требует от общества постоянного
и сознательно организуемого совершенствования
системы общественного воспитания, преодоления
традиционных, стихийно сложившихся форм.
Такая практика
преобразования сложившихся форм воспитания
немыслима без опоры на научно-теоретическое,
психологическое знание закономерностей
развития ребенка в процессе его становления.
Главный результат
воспитательного процесса - формирование развитой,
активной, зрелой личности.
Цель контрольной
работы раскрыть сущность воспитания
как процесса. Ведущая роль в этом процессе
принадлежит педагогу, который разрабатывает
программу реализации общей цели воспитания,
обоснованно выбирает и применяет формы, методы
и приемы воспитания.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ работ
по теме «Особенности воспитательного
процесса».
2. Рассмотреть основные характеристики
и основные закономерности воспитательного
процесса.
1. Содержание воспитательного
процесса
1. 1. Особенности воспитательного
процесса
Однозначного определения
понятия процесса воспитания нет. Выявить
его специфику можно лишь в сопоставлении
с процессом формирования, становления
и социализации личности. Согласно одной
из распространенных ныне концепций
процесс воспитания представляется как
взаимосвязанная цепь развивающихся воспитательных
ситуаций (воспитательных дел), каждая
из которых строится с учетом результатов
предыдущей. При таком понимании процесс
воспитания - это саморазвивающаяся система,
единица которой - развивающаяся воспитательная
ситуация (воспитательное дело). Развиваются
не только воспитанники, воспитательная
деятельность, сам воспитатель, его взаимодействие
с воспитанниками [2].
В целостном педагогическом
процессе важное место занимает
процесс воспитания (воспитательный процесс).
Сущность, а также место и роль этого процесса
легче всего понять, рассматривая его
в структуре общего процесса формирования
личности. В той части, где формирование
личности имеет управляемый, контролируемый
характер, где люди руководствуются сознательными
намерениями, действуют не стихийно, а
по заранее намеченному плану в соответствии
с поставленными задачами, и проявляется
воспитание. Воспитание - процесс целенаправленного
формирования личности. Это специально
организованное, управляемое и контролируемое
взаимодействие воспитателей и воспитанников,
конечной своей целью имеющее формирование
личности, нужной и полезной обществу.
Воспитательный
процесс имеет ряд особенностей. Процесс
воспитания - процесс многофакторный,
в нем проявляются многочисленные объективные
и субъективные факторы, обуславливающие
своим совокупным действием невообразимую
сложность данного процесса. Установлено,
что соответствие субъективных факторов,
выражающие внутренние потребности личности,
объективным условием, в котором личность
живет и формируется, помогает успешно
решать задачи воспитания. Сложность воспитательного
процесса обусловлена и тем, что он очень
динамичен, подвижен и изменчив. Воспитательный
процесс отличается длительностью, по
сути он длится всю жизнь.
Одна из особенностей
процесса воспитания заключается в его
непрерывности и необратимости. Процесс
школьного воспитания - процесс непрерывного,
систематического взаимодействия. Если
процесс воспитания прерывается, идет от случая
к случаю, то воспитателю постоянно приходится
заново прокладывать «след» в сознание
ученика, вместо того чтобы, углубляя его,
вырабатывать устойчивые познания.
Также процесс воспитания
- процесс комплексный. Комплексность
в данном контексте означает единство
целей, задач, содержания, форм и методов
воспитательного процесса, подчинение
идее целостности формирования личности.
Важна связь с самовоспитанием, скрытая
позиция воспитателя.
Цель воспитания
- способствовать умственному, нравственному, эмоциональному,
физическому развитию личности. Частная
цель - обеспечивать условия для расцвета
индивидуальности конкретного ребенка,
с учетом его возрастных особенностей.
Процесс воспитания
имеет двусторонний характер. Его течение
необычно тем, что идет в двух направлениях:
от воспитателя к воспитаннику (прямая
связь) и от воспитанника к воспитателю
(обратная связь). Управление процессом
строится главным образом на обратных
связях, т.е. на той информации, которая
поступает от воспитанников. Чем больше
ее в распоряжении воспитателя, тем целесообразнее
воспитательное воздействие [1].
1.2. Диалектика процесса
воспитания
Процесс воспитания
диалектичен. Это выражается в его непрерывном
развитии, динамичности, подвижности,
изменчивости. Воспитательный процесс развивается в
соответствии с действующими причинами.
Он изменяется в зависимости, например,
от возрастных особенностей учеников,
он становится иным в различных условиях
и конкретных ситуациях. Бывает так, что
одно и то же воспитательное средство
в одних условиях оказывает сильное воздействие
на воспитанников, а в других - самое незначительное.
Диалектика воспитательного
процесса раскрывается в его противоречиях,
которые бывают внутренними и внешними.
Именно противоречия рождают ту силу,
которая поддерживает непрерывное
течение процесса. Одним из основных внутренних
противоречий, проявляющихся на всех этапах
становления личности, выступает противоречие
между возникающими у нее новыми потребностями
и возможностями их удовлетворения. Возникающее
при этом несогласие побуждает человека
активно пополнять, расширять опыт, приобретать
новые знания и формы поведения, усваивать
нормы и правила. Какую направленность
приобретут эти новые качества, зависит
от многих условий: деятельности, активности,
жизненной позиции личности. Назначение
воспитания - правильно сориентировать
формирование личности, а это возможно
лишь на основе глубокого знания движущих
сил, мотивов, потребностей, жизненных
планов и ценностных ориентаций воспитанников.
Внешние противоречия
также сильно сказываются на направленности
и результатах воспитательного процесса.
Весьма неблагоприятно, например, влияют
противоречия между школой и семьей, противодействие
со стороны семьи некоторым требованиям
педагогов.
Противоречие между
словом и делом нередко становится причиной
многих затруднений и недостатков в воспитании
так же, как и преобладание словесных методов
воспитания и относительной их обособленности
от практического поведения личности.
Особенно внимательно педагогам нужно
относится к противоречию между внешними
влияниями и внутренними стремлениями
воспитанников.
1. 3. Структура воспитательного
процесса
Структура воспитательного
процесса представляет собой последовательность
задач, на решение которых направлен процесс.
В условиях современной
школы процесс воспитания направлен
на:
- целостное формирование
личности с учетом цели всестороннего,
гармонического развития личности;
- формирование
нравственных качеств личности
на основе общечеловеческих ценностей,
социально ориентированной мотивации,
гармоничности интеллектуальной,
эмоциональной и волевой сфер развития
личности;
- приобщение
школьников к общественным ценностям
в области науки, культуры, искусства;
- воспитание
жизненной позиции, соответствующей
демократичным преобразованиям
общества, правам и обязанностям личности;
- развитие склонностей
и интересов личности с учетом
ее возможностей и желаний, а
также социальных требований;
- организацию
познавательной деятельности школьников,
развивающей индивидуальное и
общественное сознание;
- организацию
личностной и социально
ценной, многообразной деятельности, стимулирующей
формирование обусловленных целью воспитания
качеств личности;
- развитие важнейшей
социальной функции личности- общения
в изменяющихся условиях трудовой
деятельности и повышения социальной напряженности.
Следующая структура
основана на выделении главных стадий
воспитательного процесса. Критерий -
последовательность этапов, через которые
обязательно должен пройти процесс, направленный
на качественное решение поставленных
задач. Данная структура очень важна
для понимания глубинной закономерности
единства и постепенности воспитательного
процесса.
Осознание воспитанниками
требуемых норм и правил поведения - важный
этап процесса воспитания. Без этого формирование
заданного типа личности не может быть
успешным. Многие воспитательные системы,
данному этапу уделяли или уделяют мало
внимания, полагая, что особенно разъяснять
воспитанникам что, зачем и почему не следует:
подрастут - поймут сами.
Необходимо без
промедления приступать к действию - формирование
заданного поведения. И чем больше ошибок
допускают воспитанники, тем лучше. Своевременная
коррекция поведения быстро исправит
положение и приведет к желаемым результатам.
Знания должны перейти
в убеждения - это твердые, основанные
на определенных принципах и мировоззрении
взгляды, которые служат руководством
в жизни. Без них процесс воспитания будет
развиваться вяло, болезненно, медленно
и не всегда достигнет желаемого результата.
Можно привести
пример. Уже в детском саду, а тем более
в школе все дети знают, что нужно здороваться.
Почему же не все делают это? Не убеждены.
Воспитание остановилось на первом этапе
- знания, не достигнув следующего - убеждения.
Формирование чувств
- еще один непременный и очень важный
компонент воспитательного процесса.
Без человеческих эмоций, как утверждали
еще древние философы, нет человеческого
искания истины. Только обостряя чувства
и опираясь на них, воспитатели достигают
правильного и быстрого восприятия требуемых
норм и правил.
Но конечно, главный
этап воспитательного процесса - деятельность.
В практике воспитания он всегда сливается
с формированием взглядов, убеждений,
чувств.
Чем большее место
в структуре воспитательного процесса
занимает педагогически целесообразная,
хорошо организованная деятельность,
тем выше эффективность воспитания.
Следующая структура
основана также на выделении последовательных
этапов процесса, но уже по другому критерию
- связи и зависимости между компонентами,
обеспечивающими эффективность протекания
процесса:
1. проектирования
процесс, включает в себя определение
цели и конкретных задач воспитания;
2. организация
материальной (трудовой), общественной
(коллективной, организационно-управленческой,
коммуникативной), духовной (эмоционально-чувственной,
познавательной, ценностно-ориентированной)
деятельности;
3. регулирование
межличностного общения и его
коррекция в процессе основных
видов деятельности воспитанников;
4. контроль и
подведение итогов; установление
соотношения между полученными и запланированными
результатами, анализ достижений и неудач.
В качестве критерия
для выделенных этапов воспитательного
процесса можно применить и последовательность
педагогических действий. Тогда в структуре появляются
следующие компоненты: ознакомление с
общественными нормами и требованиями,
формирование отношений, взглядов и убеждений,
формирование общей направленности личности.
На начальном этапе,
как и в предыдущих моделях, школьники
уясняют требуемые понятия, нормы
и правила. Затем формируется отношение
ребят к предлагаемым им нормам и правилам
поведения.