Содержание воспитательного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2015 в 21:57, контрольная работа

Описание работы

В данной контрольной работе рассмотрим тему «Содержание воспитательного процесса», тема очень актуальна в настоящее время, ведь воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества.

Содержание работы

Введение
3
1. Содержание воспитательного процесса
5
1.1 Особенности воспитательного процесса
5
1.2 Диалектика процесса воспитания
6
1.3 Структура процесса воспитания
7
1.4 Содержание процесса воспитания
13
Заключение
17
Список литературы
18

Файлы: 1 файл

теория воспитания и обучения.doc

— 100.50 Кб (Скачать файл)

В основе формирования отношения - осознание необходимости овладеть нормами и правилами. Это сопоставление и осмысление ведет к выработке суждений типа справедливо - несправедливо, хорошо - плохо, полезно - бесполезно. Более высокая форма их развития - убеждение. Наиболее верный путь формирования убеждений - создание ситуаций, в которых нужно проявить свою позицию. Наконец, формирование общей направленности личности - это выработка устойчивой привычки поведения, которая становится нормой. Система привычных действий, поступков постепенно переходит в черту характера, свойства личности [1].

Эффективность воспитания зависит:

1. От сложившихся  воспитательных отношений. Воздействие на личность осуществляется через ее отношения ко всему окружающему, в том числе и к педагогическим влияниям. В ходе воспитательного процесса постепенно формируются взгляды воспитанников, их жизненная позиция, мотивы поведения - весь тот комплекс причин и условий, которые и называются отношением к воспитанию. Сформировавшись, оно определяет уровень и эффективность педагогического взаимодействия, оказывает огромное влияние на ход и результаты воспитания. Негативное отношение нужно сначала исправить на положительное, а затем опираясь на него, уже достигать цели. Воспитанник, сразу принявший позицию и требования воспитателя, привыкает к ним и не подвергает их сомнению, установленный порядок поведения кажется ему разумным. Совсем иначе развивается процесс у воспитанника с иной точки зрения.

2. От соответствия  цели и организации действий, помогающих эту цель достигнуть. Понятие «организация» включает  в себя всю совокупность воздействий, отношений, условий, форм и методов  работы. В воспитательном процессе  организуются также специальные  воздействия, нейтрализующие, а часто и пресекающие негативное поведение воспитанников. Если организация не соответствует цели, воспитательный процесс не достигает успеха. И, наоборот, чем целесообразнее организация, чем лучше применяемые формы, средства и методы соответствуют поставленным задачам, тем выше эффективность воспитательного процесса.

3. От соответствия  социальной практики и характера (направленности, содержания) воспитательного  влияния на воспитанников. Воспитательный  процесс сопровождается тем, что  человек мыслит и действует, получает знания и приобретает опыт, усваивает нормы и правила социального поведения и тут же проверяет их на практике.

4. От совокупности  действия объективных и субъективных  факторов. К субъективным факторам  относятся: воспитатели и воспитанники, взаимодействие между ними, сложившиеся отношения, психологический климат и другие объективные факторы выражающиеся через условия воспитания (материально-технические, социальные, санитарно-гигиенические). В каждом конкретном случае сложное переплетение данных факторов придает воспитанию свой неповторимый характер. Для эффективного воспитания должны быть созданы надлежащие условия.

5. От интенсивности  воспитания и самовоспитания. Самовоспитание - это деятельность человека, направленная  на совершенствование своей личности. В процессе самовоспитания личность выступает как субъект воспитательного процесса. Самовоспитание непосредственно зависит от содержания жизни, интересов, отношений характерных для того или иного возраста. Самовоспитанию сопутствует воспитание и в то же время становится его результатом. Для успеха самовоспитания важно, чтобы воспитанник научился правильно оценивать себя, мог заметить у себя положительные качества и недостатки, силой воли преодолевать препятствия, мешающие воплощать свои жизненные планы. Все это-результат воспитания, который тем успешнее, чем больше сам человек стремится совершенствоваться.

6. От активности  его участников в педагогическом  взаимодействии.

7. От эффективности  сопутствующих ему процессов - развития  и обучения. Развитие личности выражается в качестве изменений психологической деятельности человека, в формировании у него новых качеств, черт характера.

8. От качества  воспитательного воздействия. Педагогическое  воздействие воспитателей на  воспитанников предполагает целеустремленную организацию их деятельности, общения, систематического и планомерного развития интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер в соответствии с поставленной целью.

9. От интенсивности  воздействия на внутреннюю сферу  воспитанника. Понятием « внутренняя сфера» обозначается система мотивов, потребностей, эмоций, интеллекта личности, рассматриваемая как целостное образование.

10. От сочетания  педагогического воздействия и  уровня развития вербальных и  сенсомоторных процессов воспитанников. Интеллектуальный потенциал воспитанника чаще всего не совпадает с вербальными речевыми или двигательными сенсомоторными параметрами развития.

11. От интенсивности  и качества общения между самими  воспитанниками. Эта взаимосвязь  влияет на становление личности именно потому, что воспитывают сверстники и друзья. В этом случае цели и содержание воспитания не только лучше понимаются, но и применяются часто некритически и сразу. «С кем поведешься, от того и наберешься»,- гласит народная мудрость, подтверждающая эту закономерность.

1. 4. Содержание процесса воспитания

Под содержанием воспитания понимают систему знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должна овладеть личность в соответствии с поставленными целями и задачами. Умственное, физическое, трудовое, нравственное, эстетическое воспитание, слитые в целостном педагогическом процессе, и дают возможность достичь главную цель воспитания - формирование всесторонне и гармонически развитой личности.

В последние годы взгляды на содержание воспитательного процесса быстро и радикально менялись. Нет единства и сегодня - наше общество, а вместе с ним и школа переживают трудный период постижения объективной истины. Взят курс на гуманизацию и демократизацию школы, который должен привести к новому качеству воспитания. В основе современной идеологии воспитания лежат следующие идеи:

1. Реализм целей  воспитания. Реальная цель сегодня - разностороннее развитие человека, опирающееся на его способности  и дарования. Средство достижения этой цели - освоение человеком базовых основ культуры. Отсюда центральное понятие содержания воспитания - «базовая культура» личности. Это культура жизненного самоопределения: экономическая культура и культура труда; политическая, демократическая и правовая; нравственная и экологическая, художественная и физическая; культура семейных отношений.

2. Совместная  деятельность детей и взрослых. Поиск совместно с детьми нравственных  образцов, культуры деятельности, выработка  на этой основе собственных  ценностей, норм и законов жизни составляют содержание работы воспитателя, обеспечивают активную личную позицию школьника в воспитательном процессе.

3. Самоопределение. Развивающее воспитание предполагает  формирование целостной личности  человека с твердыми убеждениями, демократическими взглядами и жизненной позицией. Важнейший элемент содержания воспитания - культура жизненного определения человека.

4. Личностная  направленность воспитания. В центре  воспитательной работы школы  должны стоять не программы, не  мероприятия, не формы и методы, а сам ребенок, подросток, юноша - высшая цель, смысл педагогической заботы. Надо развивать их индивидуальные склонности и интересы, своеобразие характеров, чувство собственного достоинства. Движение от ближайших интересов воспитанников к развитию высоких духовных потребностей должно стать правилом воспитания.

5. Добровольность. Без собственной доброй воли  воспитанников не могут быть  воплощены сущностные идеи воспитания: ни идея развития (преодоление  возвышения себя), ни идеи сотрудничества. Воспитательный процесс, если он организован как принудительный, ведет к деградации нравственности как ребенка, так и учителя. Детей нельзя обязать «воспитываться». Свободная воля воспитанника проявляется, если воспитатели опираются на интерес, романтику, чувство товарищеского и гражданского долга, стремление к самодеятельности и творчеству.

6. Коллективистская  направленность. В содержании воспитательной  работы предстоит преодолеть  отношение к коллективу как  к сугубо дисциплинарному средству, способному лишь подавлять личность, а не возвышать ее духовные, нравственные силы [4].

Хорошо организованное воспитание должно подготовить человека к трем главным ролям в жизни - гражданина, работника, семьянина.

Опираясь на ориентировочную тематику, каждый воспитатель обязан творчески подходить к определению конкретных элементов содержания, учитывая цели, имеющие конкретные условия и уровень воспитанности учеников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В заключении хотели бы подвести итог работы, сделать некий общий вывод. Итак, процесс воспитания - процесс сложный, непрерывный, длящийся всю нашу жизнь. Человек при рождении, в отличие от животных, не обладает никакими способностями.

Все способности человеком приобретаются в процессе его воспитания. И то, что усваивает человек, в огромной степени зависит от тех людей, от тех личностей, которые его окружают. Это - родители, воспитатели, учителя, педагоги, сверстники.

В природе человека заложен потенциал к непрерывному развитию, стремление к самосовершенствованию. Люди всегда, независимо от уровня развития своего сознания и созидательной цели, даже если они вообще не осознают этот процесс, участвуют в постоянном, непрерывном потоке неуловимых воспитательных взаимодействий и воздействий.

Логика воспитательного процесса заключается в обязательном присвоении подрастающим поколениям социального опыта старших. Деятельность ребенка не терпит однообразия и застоя.

Процесс познания окружающей действительности для него не ограничивается только умственной деятельностью. Дети познают мир всем своим существом: интеллектом, чувством, интуицией, в активном творчестве и общении. Поэтому, чтобы включить ребенка в учебно-воспитательный процесс и обеспечить функционирование всех его познавательных сил, необходимо постоянное чередование организационных элементов деятельности внутри каждой воспитательной формы. Тогда воспитательный процесс предстанет как гармония взаимодействующих форм и видов деятельности: умственной, физической, творческой, развлекательной и исследовательской.

Воспитание в развитии личности выступает важным фактором наряду с наследственностью и средой. Ведущая роль в процессе воспитания принадлежит педагогу, который разрабатывает программу реализации общей цели воспитания, обоснованно выбирает и применяет формы, методы и приемы воспитания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов. Учебное  пособие для вузов. / И.П. Подласый - М.: ВЛАДОС-пресс.- 2004.

2. Педагогика. Учебник  для студентов педагогических  вузов и колледжей / под ред. П. Пидкасистого. - М.: Российское педагогическое агенство,- 2008.

3. Каменская Е.Н. Педагогика: Учебное пособие.- 2-е  издание - М.: Издательско-торговая корпорация  «Дашков и К»,- 2008.

4. Кроль В.М. Педагогика. Учебное пособие. - М.: Высшая школа,- 2008.

5. Педагогика. Под  ред. П.И. Пидкасистого. М.: Педагогическое  сообщество России,- 2005.

 

 


 



Информация о работе Содержание воспитательного процесса