Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2015 в 21:57, контрольная работа
Описание работы
В данной контрольной работе рассмотрим тему «Содержание воспитательного процесса», тема очень актуальна в настоящее время, ведь воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества.
Содержание работы
Введение 3 1. Содержание воспитательного процесса 5 1.1 Особенности воспитательного процесса 5 1.2 Диалектика процесса воспитания 6 1.3 Структура процесса воспитания 7 1.4 Содержание процесса воспитания 13 Заключение 17 Список литературы 18
В основе формирования
отношения - осознание необходимости овладеть
нормами и правилами. Это сопоставление
и осмысление ведет к выработке суждений типа справедливо
- несправедливо, хорошо - плохо, полезно
- бесполезно. Более высокая форма их развития
- убеждение. Наиболее верный путь формирования
убеждений - создание ситуаций, в которых
нужно проявить свою позицию. Наконец,
формирование общей направленности личности
- это выработка устойчивой привычки поведения,
которая становится нормой. Система привычных
действий, поступков постепенно переходит
в черту характера, свойства личности
[1].
Эффективность воспитания
зависит:
1. От сложившихся
воспитательных отношений.
Воздействие на личность осуществляется
через ее отношения ко всему окружающему,
в том числе и к педагогическим влияниям.
В ходе воспитательного процесса постепенно
формируются взгляды воспитанников, их
жизненная позиция, мотивы поведения -
весь тот комплекс причин и условий, которые
и называются отношением к воспитанию.
Сформировавшись, оно определяет уровень
и эффективность педагогического взаимодействия,
оказывает огромное влияние на ход и результаты
воспитания. Негативное отношение нужно
сначала исправить на положительное, а
затем опираясь на него, уже достигать
цели. Воспитанник, сразу принявший позицию
и требования воспитателя, привыкает к
ним и не подвергает их сомнению, установленный
порядок поведения кажется ему разумным.
Совсем иначе развивается процесс у воспитанника
с иной точки зрения.
2. От соответствия
цели и организации действий,
помогающих эту цель достигнуть.
Понятие «организация» включает
в себя всю совокупность воздействий,
отношений, условий, форм и методов
работы. В воспитательном процессе
организуются также специальные
воздействия, нейтрализующие,
а часто и пресекающие негативное поведение
воспитанников. Если организация не соответствует
цели, воспитательный процесс не достигает
успеха. И, наоборот, чем целесообразнее
организация, чем лучше применяемые формы,
средства и методы соответствуют поставленным
задачам, тем выше эффективность воспитательного
процесса.
3. От соответствия
социальной практики и характера
(направленности, содержания) воспитательного
влияния на воспитанников. Воспитательный
процесс сопровождается тем, что
человек мыслит и действует,
получает знания и приобретает опыт, усваивает
нормы и правила социального поведения
и тут же проверяет их на практике.
4. От совокупности
действия объективных и субъективных
факторов. К субъективным факторам
относятся: воспитатели и воспитанники,
взаимодействие между ними, сложившиеся
отношения, психологический климат и другие
объективные факторы выражающиеся через
условия воспитания (материально-технические,
социальные, санитарно-гигиенические).
В каждом конкретном случае сложное переплетение
данных факторов придает воспитанию свой
неповторимый характер. Для эффективного
воспитания должны быть созданы надлежащие
условия.
5. От интенсивности
воспитания и самовоспитания. Самовоспитание
- это деятельность человека, направленная
на совершенствование своей
личности. В процессе самовоспитания личность
выступает как субъект воспитательного
процесса. Самовоспитание непосредственно
зависит от содержания жизни, интересов,
отношений характерных для того или иного
возраста. Самовоспитанию сопутствует
воспитание и в то же время становится
его результатом. Для успеха самовоспитания
важно, чтобы воспитанник научился правильно
оценивать себя, мог заметить у себя положительные
качества и недостатки, силой воли преодолевать
препятствия, мешающие воплощать свои
жизненные планы. Все это-результат воспитания,
который тем успешнее, чем больше сам человек
стремится совершенствоваться.
6. От активности
его участников в педагогическом
взаимодействии.
7. От эффективности
сопутствующих ему процессов - развития
и обучения. Развитие
личности выражается в качестве изменений
психологической деятельности человека,
в формировании у него новых качеств, черт
характера.
8. От качества
воспитательного воздействия. Педагогическое
воздействие воспитателей на
воспитанников предполагает целеустремленную
организацию их деятельности, общения,
систематического и планомерного развития
интеллектуальной, эмоциональной и волевой
сфер в соответствии с поставленной целью.
9. От интенсивности
воздействия на внутреннюю сферу
воспитанника. Понятием « внутренняя
сфера» обозначается система мотивов,
потребностей, эмоций, интеллекта личности,
рассматриваемая как целостное образование.
10. От сочетания
педагогического воздействия и
уровня развития вербальных и
сенсомоторных процессов воспитанников. Интеллектуальный
потенциал воспитанника чаще всего не
совпадает с вербальными речевыми или
двигательными сенсомоторными параметрами
развития.
11. От интенсивности
и качества общения между самими
воспитанниками. Эта взаимосвязь
влияет на становление личности именно потому,
что воспитывают сверстники и друзья.
В этом случае цели и содержание воспитания
не только лучше понимаются, но и применяются
часто некритически и сразу. «С кем поведешься,
от того и наберешься»,- гласит народная
мудрость, подтверждающая эту закономерность.
1. 4. Содержание процесса
воспитания
Под содержанием
воспитания понимают систему знаний, убеждений,
навыков, качеств и черт личности, устойчивых
привычек поведения, которыми должна овладеть
личность в соответствии с поставленными
целями и задачами.
Умственное, физическое, трудовое, нравственное,
эстетическое воспитание, слитые в целостном
педагогическом процессе, и дают возможность
достичь главную цель воспитания - формирование
всесторонне и гармонически развитой
личности.
В последние годы взгляды на
содержание воспитательного процесса
быстро и радикально менялись. Нет единства
и сегодня - наше общество, а вместе с ним
и школа переживают трудный период постижения
объективной истины. Взят курс на гуманизацию
и демократизацию школы, который должен
привести к новому качеству воспитания.
В основе современной идеологии воспитания
лежат следующие идеи:
1. Реализм целей
воспитания. Реальная цель сегодня
- разностороннее развитие человека,
опирающееся на его способности
и дарования. Средство достижения этой цели
- освоение человеком базовых основ культуры.
Отсюда центральное понятие содержания
воспитания - «базовая культура» личности.
Это культура жизненного самоопределения:
экономическая культура и культура труда;
политическая, демократическая и правовая;
нравственная и экологическая, художественная
и физическая; культура семейных отношений.
2. Совместная
деятельность детей и взрослых.
Поиск совместно с детьми нравственных
образцов, культуры деятельности, выработка
на этой основе собственных
ценностей, норм и законов
жизни составляют содержание работы воспитателя,
обеспечивают активную личную позицию
школьника в воспитательном процессе.
3. Самоопределение.
Развивающее воспитание предполагает
формирование целостной личности
человека с твердыми убеждениями, демократическими
взглядами и жизненной позицией. Важнейший
элемент содержания воспитания - культура
жизненного определения человека.
4. Личностная
направленность воспитания. В центре
воспитательной работы школы
должны стоять не программы, не
мероприятия, не формы
и методы, а сам ребенок, подросток, юноша
- высшая цель, смысл педагогической заботы.
Надо развивать их индивидуальные склонности
и интересы, своеобразие характеров, чувство
собственного достоинства. Движение от
ближайших интересов воспитанников к
развитию высоких духовных потребностей
должно стать правилом воспитания.
5. Добровольность.
Без собственной доброй воли
воспитанников не могут быть
воплощены сущностные идеи воспитания:
ни идея развития (преодоление
возвышения себя), ни идеи сотрудничества. Воспитательный
процесс, если он организован как принудительный,
ведет к деградации нравственности как
ребенка, так и учителя. Детей нельзя обязать
«воспитываться». Свободная воля воспитанника
проявляется, если воспитатели опираются
на интерес, романтику, чувство товарищеского
и гражданского долга, стремление к самодеятельности
и творчеству.
6. Коллективистская
направленность. В содержании воспитательной
работы предстоит преодолеть
отношение к коллективу как
к сугубо дисциплинарному средству,
способному лишь подавлять
личность, а не возвышать ее духовные,
нравственные силы [4].
Хорошо организованное
воспитание должно подготовить человека
к трем главным ролям в жизни - гражданина,
работника, семьянина.
Опираясь на ориентировочную
тематику, каждый воспитатель обязан
творчески подходить к определению конкретных
элементов содержания, учитывая цели,
имеющие конкретные условия и уровень
воспитанности учеников.
Заключение
В заключении хотели бы подвести
итог работы, сделать некий общий вывод.
Итак, процесс воспитания - процесс сложный,
непрерывный, длящийся всю нашу жизнь.
Человек при рождении, в отличие от животных,
не обладает никакими способностями.
Все способности
человеком приобретаются в процессе его
воспитания. И то, что усваивает человек,
в огромной степени зависит от тех людей,
от тех личностей, которые его окружают.
Это - родители, воспитатели, учителя, педагоги,
сверстники.
В природе человека
заложен потенциал к непрерывному развитию,
стремление к самосовершенствованию. Люди всегда, независимо
от уровня развития своего сознания и
созидательной цели, даже если они вообще
не осознают этот процесс, участвуют в
постоянном, непрерывном потоке неуловимых
воспитательных взаимодействий и воздействий.
Логика воспитательного
процесса заключается
в обязательном присвоении подрастающим
поколениям социального опыта старших.
Деятельность ребенка не терпит однообразия
и застоя.
Процесс познания
окружающей действительности для него
не ограничивается только умственной
деятельностью. Дети познают мир всем
своим существом: интеллектом, чувством,
интуицией, в активном творчестве и общении.
Поэтому, чтобы включить ребенка в учебно-воспитательный
процесс и обеспечить функционирование
всех его познавательных сил, необходимо
постоянное чередование организационных
элементов деятельности внутри каждой
воспитательной формы. Тогда воспитательный
процесс предстанет как гармония взаимодействующих
форм и видов деятельности: умственной,
физической, творческой, развлекательной
и исследовательской.
Воспитание в развитии личности
выступает важным фактором наряду с наследственностью
и средой. Ведущая роль в процессе воспитания
принадлежит педагогу, который разрабатывает
программу реализации общей цели воспитания,
обоснованно выбирает и применяет формы,
методы и приемы воспитания.
Литература
1. Подласый И.П.
Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов. Учебное
пособие для вузов. / И.П. Подласый
- М.: ВЛАДОС-пресс.- 2004.
2. Педагогика. Учебник
для студентов педагогических
вузов и колледжей / под ред. П. Пидкасистого.
- М.: Российское педагогическое агенство,-
2008.
3. Каменская Е.Н.
Педагогика: Учебное пособие.- 2-е
издание - М.: Издательско-торговая корпорация
«Дашков и К»,- 2008.