Состояние и перспективы развития дошкольного образования в Германии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2015 в 22:10, реферат

Описание работы

Все это сделало историю дошкольного образования в современной Германии драматичной, и по сей день восточная и западная части этой страны не могут прийти к окончательной договоренности по поводу некоторых принципиальных подходов к воспитанию маленьких детей.
Цель работы: рассмотреть состояние и перспективы развития дошкольного образования в Германии.

Файлы: 1 файл

дошкольное образование в Германии.docx

— 36.09 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Германия — страна, ставшая прародительницей самой идеи детского сада. Основателем, автором идеи  первого детского сада является  – Фридрих Фребель (21 апреля 1782 —21июня 1852) — немецкий педагог, теоретик дошкольного воспитания, создатель понятия «детский сад». Однако в 40-х годах XIX века германское правительство усмотрело в детских садах «рассадник» социалистических идей, и они на какое-то время были запрещены. Потом жизнь взяла свое. Но детские сады в Германии испытали на себе не только влияние идей Фридриха Фребеля (система которого и по сей день очень популярна в Германии), не только идеи немецких социалистов, но и влияние фашизма, и влияние тоталитарного режима ГДР. Все это сделало историю дошкольного образования в современной Германии драматичной, и по сей день восточная и западная части этой страны не могут прийти к окончательной договоренности по поводу некоторых принципиальных подходов к воспитанию маленьких детей.

Цель работы: рассмотреть состояние и перспективы развития дошкольного образования в Германии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Исторический обзор дошкольного образования в Германии

У дошкольного образования в  Германии существует длинная традиция. Первые учреждения для маленьких  детей, где за ними ухаживали, появились  в начале 19 века. Главной функцией таких институтов было присматривать  в течение всего дня за детьми промышленных рабочих, пока те находились на работе. Их мало интересовало внедрение  образования в программу по уходу  за ними. Для детей буржуазии детские  сады были организованы так, чтобы подготовить  детей к школе.

Институты, образованные Фробелем в 1840г., для которых он ввел термин Kindergarten (детский сад), очень сильно отличались от институтов по уходу за детьми, существовавших ранее. Фробель был сторонником идеи, что необходимо ориентироваться изначально на педагогические аспекты воспитания при уходе за детьми. 

Kindergärten предназначались для дополнения того воспитания, которое получали дети в семьях, и для способствования умственному, эмоциональному, творческому и общественному развитию детей, будучи учреждениями по уходу за детьми, служившими местом пребывания и игр для ребенка.

Развитие Kindergärten продолжалось до 1933 г., пока во времена Третьего рейха благотворительные социальные организации, которые поддерживали детские сады, не были захвачены Национальным социалистическим социальным органом,Volkswohlfahrt. С того момента, как женщинам стало запрещено работать во времена Третьего рейха, многие детские сады закрылись, и только когда вновь потребовалась женская рабочая сила, система детских садов расширилась.

После окончания Второй мировой  войны в ФРГ (Федеративная республика Германии) и ГДР (Германская демократическая республика) стали развиваться различные дошкольные образовательные системы.

Сделав дошкольное образование  частью сектора по охране детей и  молодежи, ФРГ переняла традицию Веймарской республики, где государственные органы должны образовывать свои собственные учреждения, только если негосударственные органы не предлагают своих соответствующих институтов.

В 1960-ых в ФРГ началось развитие детских садов. Места в Kindergarten могли быть обеспечены только для трети детей в возрасте от 3 до 6 лет; в 1998 г. эта цифра увеличилась до 90%.

В ГДР развитие детских садов  в 1949 г. началось как развитие подготовительных учреждений; эти учреждения были введены  в систему образования в 1965 г. При введении закона о праве всех детей на место в детском саду, в ГДР было предоставлено место  каждому ребенку в возрасте от 3 до 6 лет. Уровень обеспечения увеличился с 20.5% в 1950 г. до 94% в 1988 г. Таким образом, всем желающим родителям было обеспечено место на целый день в Kindergarten. Все они должны были платить за уход за своими детьми, это составляло оплату обеда в середине дня. Все остальные расходы финансировались из государственного бюджета. Функции работников детских садов были определены в законе единой социалистической образовательной системы и планах центра, касающихся образования и социализации.

2. Дошкольные учреждения в Германии

Система образования  Германии включает в себя несколько  ступеней. Дошкольные учреждение принадлежат к первой ступени (элементарное образование). В основном это детские сады, подготовительные классы и вводные группы, посещение которых является добровольным по желанию родителей в течение трех лет.

Детский сад («Kindergarten») является заведением немецкого происхождения, которое переняли многие страны. Это словосочетание вошло в другие языки, например, «kindergarten»- в английском. Главным в воспитательной работе является развитие речи, детской личности, социальное воспитание и игра.

В детском саду дети, как правило, проводят время только до обеда, а вторую половину дня - дома в своей семье. Имеются детские сады и детские учреждения с продленным днем.

Свыше 30 процентов детей от 3 до 6 лет ходят сегодня в детские сады. Ежегодно 30 июня является «переломным» днем. Каждый ребенок, достигший к этому моменту 6 лет, обязан идти в школу. Родители извещают о сроках записи детей в школу. До первого дня занятий они могут посещать подготовительные занятия, которые большей частью проводятся в начальной школе и имеют несколько названий: «Vorbereitungsjahr»; «Vorschule»; «Schulnachmittage».

Цель этих занятий - подготовить пятилетнего ребенка к первому классу и максимально выявить его склонности, которые окажут в будущем решающее влияние на выбор школы. Существуют также и специальные группы для детей, достигших школьного возраста, но не способных к посещению школы.

Для детей 6 лет, достигших того возраста, когда они должны начинать обязательно обучение в школе, но недостаточно для этого развитых, были образованы так называемые Vorklassen (дошкольные классы). В большинстве земель школьные власти имеют право требовать, чтобы дети посещали эти учреждения. Они имеют связь с начальным образованием и преследуют цель создать и оптимизировать условия для здорового развития способности ребенка понимать, чувствовать и проявлять силу воли, способности детей понимать других и выражать себя через упражнения и материалы, подобранные так, чтобы возбудить и развить внимание детей. Цель – подготовить ребенка к школе, стимулируя их естественное стремление играть и быть вовлеченными в работу, но без уделения внимания предметам, как на первом году обучения в Grundschule. Так же важным является оценка уровня языковой грамотности до поступления в школу, и, если необходимо, последующие курсы по развитию речи. Эти и другие меры были созданы, чтобы поддержать детей иммигрантов, детей с дефектами речи и компенсировать социальную неустроенность.

Определенное внимание уделяется  поддержке детей-инвалидов. Два типа учреждений могут выполнять эту  функцию: Sonderkindergärten (еще известные как Förderkindergärten), которые оказывают помощь и поддержку только детям-инвалидам или интегрированные Kindergärten, в которых ухаживают как за детьми-инвалидами, так и за здоровыми детьми.

3. Типы дошкольных учреждений

Традиции общественного дошкольного воспитания в Германии являются одними из самых давних. С 1957 г. действует закон о свободном посещении детских садов, 20 % из которых содержит государство, 80 % принадлежат церковным общинам, профсоюзам, немецкому Красному Кресту, службе молодежи и другим благотворительным обществам. Родители оплачивают 50 % содержания детей, другие расходы возмещает владелец дошкольного заведения.

В Германии существуют следующие типы дошкольных заведений:

- детские садики с полным или неполным днем, предназначенные для детей 3-х – 6-ти лет;

- одногрупповые дошкольные заведения (преимущественно для старших дошкольников);

- пришкольные группы (для пятилетних детей);

- подготовительные классы основной школы, которые воспитывают и учат пятилетних детей;

- круглосуточные интернаты для здоровых детей в возрасте от 3-х до 6-ти лет;

- интернаты для детей с проблемами здоровья и развития;

- материнские центры. В них матери вместе с детьми занимаются интересной и полезной деятельностью, общаются между собой и специалистами по педагогики и психологии.

Главные концептуальные принципы воспитания детей реализуются в детских садах свободного и открытого типов. Самый распространенный тип свободного детского сада - штейнеровские детские сады и детские сады Монтессори.

Открытый детский сад организован на ситуативно-ориентированной концепции дошкольного воспитания, для которого характерны: открытое планирование с участием детей; учеба на базе реальных жизненных связей; единство игры и учебы; разновозрастная организация жизни и деятельности; связь с общественностью; сотрудничество родителей и дошкольного заведения.

Воспитатель должен быть способным к систематическим и длительным наблюдениям, анализу результатов педагогической деятельности, прогнозированию.

4. Цель и основные принципы воспитания

Детские дошкольные учреждения понимаются сегодня как неотъемлемая составная часть системы образования Германии. В соответствии с законом 1990 года целью детских дошкольных учреждений является в основном развитие ребенка в самостоятельную и социально-ориентированную личность посредством ухода за ребенком, его воспитания и образования. Претворение этой задачи в жизнь должно быть педагогически и организационно ориентировано на потребности ребенка и его семьи. Работа педагогов детского сада должна дополнять семейное воспитание, компенсируя его недочеты, с целью обеспечения для ребенка равных условий и шансов в получении дальнейшего развития и образования. Дети должны под руководством и с помощью опытных педагогов-специалистов в игровой форме пройти жизненно важную общественную социализацию и выработать в себе способности и умения жить и развиваться в современном обществе. Таким образом, должен быть облегчен процесс интеграции детей в современное общество и начальный этап школьного обучения. В связи, с чем особое место начинает занимать работа по развитию речи у детей и по повышению их языковой компетентности.

В области дошкольного образования не предусмотрены занятия в отдельных отраслях знаний или определенные часы в недельном ритме, не существует также строго определенных учебных планов. В рамках работы с детьми от 3 до 6 лет в детском саду предусмотрена педагогическая деятельность с целью развития духовной, физической, эмоциональной и социальной компетентности детей в следующих областях:

- речевое развитие, шрифт, коммуникация;

- личностное и социальное развитие, система моральных ценностей /религиозное воспитание;

- основы математических знаний, природы, техники (в том числе и информационной);

- музыкальное развитие / обхождение со средствами массовой информации;

- человеческий организм, движение, здоровье;

- социальный и живой окружающий мир.

Педагогическим коллективам детских садов предоставлена демократическая база для творческого подхода к модели педагогической концепции, с которой они предпочитают работать: педагогика Монтессори, билингвальный (двуязычный) детский сад, детский сад с оздоровительным компонентом или собственная концептуальная комбинация. Формирование групп может происходить по возрастному принципу, они могут быть смешанного типа, а также открытыми, т. е. в детском саду может не быть  групповой организации, а дети находятся под присмотром воспитателей в оборудованных комнатах.

В соответствии с договоренностями между федеральными землями по вопросу о раннем образовании в детских дошкольных учреждениях, принятыми в 2004 году, образовательная работа в этих заведениях включена в комплексную систему общего развития ребенка. Проводится она в форме работы по проектам, в ходе реализации которых дети получают учебную информацию, которая должна способствовать повышению их образованности и быть им интересна. Посредством педагогических методов у ребенка должна возникать мотивация к процессу обучения, должны быть созданы условия для его развития в игровой форме, в то время как для педагогического коллектива должны быть созданы такие условия, чтобы они могли осознавать свои ошибки и работать над ними, а дети могли бы учиться на своих ошибках, пробуя различные варианты для их анализа и корректировки. Педагогическая работа должна исходить из интересов, потребностей и условий жизни каждого конкретного ребенка. Это предполагает, что ребенок находится в центре педагогического процесса в детском саду, педагоги ведут наблюдения за ним, документируют этапы его развития и находятся в постоянном контакте с родителями.

Так как в детском саду не предусмотрено выставление каких-либо оценок в ходе работы с детьми, педагогический персонал, наблюдая и документируя особенности развития ребенка, сообщают родителям об успехах малыша и возможно имеющихся проблемных моментах в его поведении в группе.

5. Наличие программы воспитания для дошкольных образовательных учреждений страны

По Акту о благосостоянии детей и молодежи (Kinder- und Jugendhilfegesetz) от 1990 г. все институты дошкольного образования призваны способствовать развитию ребенка как ответственного и независимого члена общества. Их функции включают в себя заботу и обучение детей. Дошкольное образование организовано так, чтобы поддержать и дополнить воспитание ребенка в семье, компенсировать все дефекты развития и предоставить оптимальные возможности для его развития и образования. Ребенка поддерживают в развитии его способностей с помощью игры и другой подходящей деятельности, приспособлении к жизни в группе. Рассматривая вопрос более раннего возраста для начала обучения в школе, нужно сказать, что это тоже задача Kindergarten улучшить переход детей из детского сада в школу в соответствии с их уровнем развития. В настоящее время уже уделяется внимание важности принятия мер по улучшению лингвистических навыков в дошкольном образовании.

Информация о работе Состояние и перспективы развития дошкольного образования в Германии