Состояние и перспективы развития дошкольного образования в Германии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2015 в 22:10, реферат

Описание работы

Все это сделало историю дошкольного образования в современной Германии драматичной, и по сей день восточная и западная части этой страны не могут прийти к окончательной договоренности по поводу некоторых принципиальных подходов к воспитанию маленьких детей.
Цель работы: рассмотреть состояние и перспективы развития дошкольного образования в Германии.

Файлы: 1 файл

дошкольное образование в Германии.docx

— 36.09 Кб (Скачать файл)

Предметы и количество учебных часов в детском саду не определены, и не существует учебного расписания как в школе. Следующая деятельность организована для того, чтобы поспособствовать развитию детей в возрасте от трех до шести лет в Kindergarten: развитие физических, умственных, эмоциональных и социальных способностей ребенка, развитие чувства ответственности, привычки ребенка к быту, ежедневному расписанию и к основам гигиены, игра и другая соответствующая деятельность.

Управляющий орган работает с образовательным персоналом для разработки основных педагогических принципов соответствующего института на основе элементарных образовательных целей детских садов и его собственных идеологических, религиозных и образовательных направлений.

Воспитатель отвечает за организацию образовательной работы в соответствии с основными принципами. Функции детского сада включают в себя заботу и обучение детей, развитию ребенка как ответственного и независимого члена общества, развитие физических, умственных, эмоциональных и социальных способностей ребенка, развитие чувства ответственности, привычки ребенка к быту, ежедневному расписанию и к основам гигиены, улучшить переход детей из детского сада в школу в соответствии с их уровнем развития. Дошкольное образование организовано так, чтобы поддержать и дополнить воспитание ребенка в семье, компенсировать все дефекты развития и предоставить оптимальные возможности для его развития и образования. Ребенка поддерживают в развитии его способностей с помощью игры и другой подходящей деятельности. Работа в Kindergarten обычно основана на ситуационном подходе: она зависит от интересов, нужд и ситуации отдельного ребенка. Достижения ребенка в детском саду не оцениваются. Персонал, таким образом, присматривает за ребенком, контролирует развитие и регулярно консультируется с родителями.

 

В соответствии с методами, развитие ребенка в возрасте от трех до шести лет осуществляется через игры и демонстрирование жизненных ситуаций. Такие институты, как Kindergärten Монтессори имеют свои образовательные принципы и методы.

6. Взаимодействие детского сада с семьей

Родители проявляют интерес к жизни детей в детском саду, принимают в ней самое активное участие: от эпизодической помощи до регулярных дежурств. Компетентные в той или иной области знаний, деятельности взрослые члены семьи включаются в работу с детьми (организуют совместный хор детей и взрослых, обучают желающих рукоделию, устраивают походы и экскурсии). Родители оказывают друг другу помощь: проводят анонимную распродажу детских вещей (дети так быстро растут), создают библиотеки, игротеки. Актив родителей (родительский комитет) проводит субботники (благоустройство помещений и прилегающих к зданию территорий, ремонт оборудования). Перед Рождеством, Пасхой в детском саду устраивают веселые ярмарки с распродажей сладостей, самодельных игрушек, сувениров, с лотереями, гаданиями, представлениями. На деньги, вырученные от распродажи, ведут детей в кино, театр.

Практикуются беседы, консультации, на которые приглашаются родители, нуждающиеся в помощи специалистов (педагога, врача, психолога). На родительских собраниях, кроме обсуждения традиционных вопросов, предлагается просмотр видеофильмов о пребывании детей в детском саду, иногда включают лекции по разной тематике. Один-два раза в год дети, родители, персонал детского сада собираются на общий вечерний праздник. К нему общими силами готовят концерт или спектакль, угощение, маленькие сюрпризы. Родители издают газеты, журналы, оформляют фотоальбомы, стенды, снимают видеофильмы.

Для общения с детьми и их родителями оборудуется «коммуникационный центр» (уютная комната и т.д.), где можно рассказать о своих переживаниях, поделиться впечатлениями о событиях дня, взрослые беседуют за чашкой кофе.

 

7. Актуальные проблемы дошкольного образования в Германии

Новые цели воспитания после объединения Германии пришли в противоречие со старыми ценностями и методами. В основе изменений лежало понимание того, что развитую личность принуждением, силой воспитать нельзя. Гораздо эффективнее внимательно наблюдать за детьми, поддерживать их идеи и инициативу, задавать вопросы, обращать внимание детей на определенные моменты.

Среди примеров работы по-новому в Восточной Германии в литературе приводится и такой. Для старших детей смешанной возрастной группы воспитатель подготовила занятие «Глаза; зрение», на котором дети рассматривали цветные изображения глаза (им больше всего понравились картинки из медицинского атласа); сравнивали камеру-полароид и свои глаза, глядя на них в зеркальце, размышляли о том, что общего в устройстве камеры и глаза. Им особенно понравилось самостоятельно фотографировать, сравнивать цвет глаз и волос. Детей заинтересовал вопрос о связи света, темноты и зрения. Закрывание и открывание глаз напомнило им о том, как вечером они засыпают. Воспитатель не только слушал, но и задавал вопросы, предлагал, что еще можно сделать. Было решено, что дома все проследят за тем, как они ложатся спать. На следующий день группа детей, которые больше других заинтересовались проблемой, собралась вместе, и в ролевой игре каждый ребенок показал, как у него дома происходит процесс укладывания. Затем дети обсуждали увиденное, при этом их внимание направлялось не на то, что правильно или неправильно, а на знакомство с чужим опытом, на выявление общего и различного. Дети все делали с радостью, что свидетельствовало о том, что содержание занятия усвоено.

Диалогический характер работы подтверждается и другим примером. Запланировав тему «Рисование красками и кистями», воспитатель повел детей в физкультурный зал, расстелил бумагу на полу, предложил детям раскрасить вырезанные им фрукты для осеннего праздника, вместе с тем дал понять, что можно делать что-нибудь другое. Сначала один ребенок, а затем и все остальные начали рисовать цветные пятна у себя на лице и руках и на лице соседа. Воспитатель сопровождал творчество детей комментариями («Из осенних художников дети превратились в осенние листья»). Некоторые дети залезали на шведскую стенку и прыгали с нее - «падали, как осенние листья». Воспитатель изображал ветер, который сдувает листья с дерева. Некоторые занимались раскрашиванием в определенном порядке, подпевая себе, варьируя мелодии. Время от времени дети раскрашивали приготовленные воспитателем бумажные плоды, но потом возвращались к игре. В ходе этой деятельности происходило и речевое развитие детей.

Исследователями был сделан вывод о том, что умение воспитателей бывшей ГДР организовать деятельность детей в разных формах, наполнить ее содержанием может сочетаться с установками, направленными на развитие умственной активности, инициативы, социальной компетентности.

Однако, как правило, педагоги из бывшей ГДР не стремились демонстрировать свои умения, боясь осуждения коллег за то, что они не смогли порвать с прошлым педагогическим опытом. Сегодня в западной части Германии ощущается недостаток подготовленных воспитателей, а в восточной - переизбыток, причем работники детских садов бывшей ГДР получают денежную компенсацию, если обязуются отказаться от педагогической деятельности.

 

Заключение

Подводя итоги краткому описанию дошкольного образования в Германии, можно отметить с одной стороны эклектичность его теоретической основы, а с другой – единство ценностных установок воспитания.

Эклектичность научных оснований заключается в том, что в работе одного дошкольного учреждения соединяются методы работы разных педагогических систем.  Прежде всего, это выбор занятия, материала и вида деятельности который является ключевым моментов в системе М.Монтессори.  Своеобразный культ игры и разнообразной художественной деятельности, привлечение детей к разным видам совместного творчества, отсутствие единой программы сближает данную систему с Вальдорфским детским садом. В то же время наличие обязательных занятий  по разным предметам и отслеживание показателей развития детей напоминают традиционные детские сады в России. Практико-ориентированные занятия напоминают идеи Дьюи, а проектная деятельность в разработках занятий - продукт современной педагогической мысли. Таким образом, данная система заимствовала методические достижения различных систем дошкольного воспитания и в то же время привнесла в дошкольную педагогику свой несомненный вклад.

Этот вклад заключается в единой направленности всех воспитательных воздействий на формирование инициативности и самостоятельности детей. Возможность свободного выхода ребёнка за пределы одного помещения, одной возрастной группы, одной деятельности резко расширяет пространство жизнедеятельности детей. Право свободного выбора (и ответственность за него) даёт возможность  почувствовать самого себя: свои желания,  переживания, процесс и результат своих действий.  Это стимулирует инициативность, самостоятельность ребёнка и ответственности за свои действия.

Ключевая особенность данной системы дошкольного воспитания заключается в реальной поддержке игровой деятельности детей. Свободная деятельность занимает центральное место в структуре детского времяпрепровождения в детском саду – это полноценные 4-5 часов игры или видов детской деятельности в день. Разновозрастный мобильный детский коллектив позволяет каждому ребенку получать опыт развития и присвоения игровых действий в естественных социальных условиях. Дети имеют время и возможность наблюдать,  подражать и перенимать самый разнообразный опыт игровых действий и умений у старших детей. Дети имеют возможность знакомиться с реальной деятельностью взрослых и воплощать эти сюжеты в своих играх. Это целиком и полностью отражает идеи отечественной психологии о ведущей деятельности и совпадает с основными задачами развития дошкольного возраста.    

Хотелось бы сделать акцент на месте и роли организованных занятий. Организация всех детей в одновозрастные минигруппы позволяет придать занятиям характер проектной деятельности в рамках практико-ориентированного комплексного подхода. Такие занятия имеют своей целью прежде всего развитие поисковой исследовательской деятельности, умения видеть и ставить проблемы и находить способы их практического решения. Здесь дети учатся спорить и отстаивать свою точку зрения, учитывать мнение других,   и приобретают навыки коллективной деятельности.

Глубокое уважение к личности ребенка чувствуется во всем – в уюте и комфорте помещения, в подборе игрушек и материалов, в теплой, творческой и дружеской атмосфере  коллектива. Важно подчеркнуть, что это не просто слова и провозглашаемые ценности, а конкретная педагогическая технология, благодаря  которой удалось в центр внимания поставить личность самого ребенка. 

 

 

Список литературы

  1. Лысова Е.Б. Новые тенденции в подготовке учителей на Западе. // Педагогика, 2006. №3. – с. 12-15
  2. Малькова З.А., Вульфсон Б.Л. Современная педагогика в капиталистических странах. М., 2005. – 230 с.
  3. Масару И. После трех уже поздно. М., 1991. – 9-12 с.
  4. Парамонова Л.А., Протасова Е.Ю. Дошкольное и начальное образование за рубежом: история и современность. М., 2008. – 260 с.
  5. Педагогика и народное образование за рубежом. М., 2009. – 266 с.
  6. Салимова К.И. Педагогика народов мира: история и современность. – М., 2000
  7. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / под ред. Т.И. Ерофеевой. М., 2008. – 300 с.
    1. Сорокова М.Г. Современное дошкольное образование: США, Германия, Япония. М., 2008. – 170 с.

 

 


Информация о работе Состояние и перспективы развития дошкольного образования в Германии