Сотрудничество ДОУ с семьей: психолого-педагогические основы построения системы сотрудничества с семьей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 14:25, реферат

Описание работы

Современная образовательная ситуация открывает новые возможности сотрудничества педагогов и родителей на принципах партнерства, равенства и взаимодополняемости. Для реализации основных положений такого сотрудничества необходимо рассмотреть научные подходы к взаимодействию с семьей, а также проанализировать существующую практику преемственности детского сада и семьи.
Современная модель сотрудничества с семьей понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирования у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка.

Файлы: 1 файл

Сотрудничество ДОУ с семьей.docx

— 29.31 Кб (Скачать файл)
  1. Сотрудничество ДОУ с семьей: психолого-педагогические основы построения системы сотрудничества с семьей.

 

Современная образовательная  ситуация открывает новые возможности  сотрудничества педагогов и родителей  на принципах партнерства, равенства  и взаимодополняемости. Для реализации основных положений такого сотрудничества необходимо рассмотреть научные подходы к взаимодействию с семьей, а также проанализировать существующую практику преемственности детского сада и семьи.

Современная модель сотрудничества  с семьей понимается как процесс  межличностного общения, результатом  которого является формирования у родителей  осознанного отношения к собственным  взглядам и установкам в воспитании ребенка. Взаимодействие педагога с  родителями воспитанников направлено на создание единого воспитательного  поля, единой социальной сферы, где  наивысшие ценности являются основой  жизни, достойной человека.

Задачами сотрудничества педагогов с родителями являются:

  1. Установление партнерских отношений  с семьей каждого воспитанника, объединение усилий для развития и воспитания детей.
  2. Создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга.
  3. Активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержка их уверенности и собственных педагогических возможностях.

Согласуя свои действия с семьей, детский сад старается дополнить или компенсировать домашние условия воспитания. Особо важно взаимодействие семьи и дошкольного учреждения для детей из иммигрантских семей, из неполных и неблагополучных  семей, для детей с недостатками в развитии, так как они наиболее подвержены негативным переменам в обществе.

Несмотря на разницу с  методах педагогической организации дошкольных учреждений, в том числе и в работе с родителями, вся их деятельность объединяется единой целью – воспитать свободного, развитого, ответственного человека, готового для жизни в обществе, в социуме. Важно объяснить родителям эти задачи и попытаться совместными усилиями решить их.

Являясь одним из важных факторов социального воздействия, семья оказывает влияние в  целом на физическое, психическое  и социальное развитие ребенка. Роль семьи состоит в постепенном  введении ребенка в общество, чтобы  его развитие шло сообразно природе  ребенка и культуре страны, где  он появился на свет. Обучение ребенка  тому социальному опыту, который  накопило человечество, культуре страны, ее нравственным нормам, традициям  народа – прямая функция семьи  как социального института. Но все  это невозможно без систематического просвещения родителей.

Деятельность педагога с  семьей включает три основных составляющих:

    • помощь в образовании,
    • психологическую помощь,
    • посредническую.

Основной составляющей социально-педагогической деятельности является образование родителей. Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей с целью объединения требований к ребенку в воспитании со стороны всех членов семьи, акцентирования совместной деятельности детского сада и семьи. Именно с такими целями проводится широкое просвещение родителей по тем или иным вопросам в зависимости от категории семьи.

Работа с родителями приобретает  особое значение и становится актуальной проблемой. Ведь семья стоит у  истоков воспитания. Она является основным социальным институтом в формировании личности ребенка.

Новый тип взаимодействия детского сада и семьи, использование  новых форм работы является решающим условием обновления системы дошкольных учреждений. Необходимо осуществлять постоянное взаимодействие с родителями; и не только в виде психолого-педагогической помощи конкретным семьям, но и активного вовлечения родителей в жизнь детского сада, участие их в развивающей образовательной работе с детьми. Задача педагогов – заинтересовать родителей, предлагая им как традиционные, так и новые формы взаимодействия. Это нетрадиционные встречи педагогов и родителей, совместные мероприятия педагогов, родителей, детей.

Целесообразно организованное взаимодействие педагога и родителей  должно осуществляться поэтапно имеет  своей задачей формирование активной педагогической позиции родителей. Правильно организованная работа носит  обучающий характер. Педагог должен опираться на положительный опыт семейного воспитания, распространяя  его, используя в воспитательном процессе для усиления положительных  тенденций и нивелировки отрицательных. Первым и решающим условием положительного направления взаимодействия являются доверительные отношения между  воспитателями и родителями. Контакт  должен строиться таким образом, чтобы у родителей возник интерес  к процессу воспитания, потребность  добиться успеха, уверенность в своих  силах.

Вторая, и не мене важная задача  - вооружение семьи педагогическими  знаниями и умениями, в их усвоении непосредственно в теоретической  и практической, определенным образом  организованной деятельности. Педагоги и родители как партнеры должны дополнять друг друга. Отношения партнерства предполагают равенство сторон, взаимную доброжелательность и уважение. Взаимодействие детского сада и семьи в едином воспитательном процессе базируется на общих основаниях, они осуществляют в воспитании одни и те же функции: информационную, собственно воспитательную, контролирующую и др.

Организация взаимодействия детского сада и семьи предполагает:

    • изучение семьи с целью выяснения ее возможностей по воспитанию своих детей и детей детского сада;
    • группировку семей по принципу возможности их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка, детей группы;
    • составление программы совместных действий педагога и родителей;
    • анализ промежуточных и конечных результатов их совместной воспитательной деятельности.

Взаимодействие детского сада и семьи должно пронизывать  всю воспитательно-образовательную  работу в детском саду. Необходимо следить за тем, чтобы педагоги использовали различные формы работы, уделяя внимание совершенствованию практических воспитательных навыков родителей (беседы и другая работа должны подтверждаться практическими наблюдениями, совместной деятельностью детей и родителей и т.п.)

При анализе планов работы с родителями из года в год необходимо следить за тем, чтобы родители за то время, пока ребенок посещает детский  сад, усвоили максимум знаний и умений, чтобы в каждой возрастной группе были затронуты самые актуальные вопросы воспитания детей раннего  возраста, уделялось больше внимания вопросам социализации.

Особое значение должно придаваться  изучению условий воспитания детей  в семье. Помимо вышеуказанных методов  анкетирования и тестирования существует масса других способов изучения семьи, как групповых, так и индивидуальных. Самым распространенным является посещение  семьи социальным педагогом или  воспитателем.

Видя ребенка в семейной среде, воспитатель более глубоко  познает его интересы, которые  часто отличаются от интересов в  детском саду, имеет возможность  ближе «подойти» к самому ребенку. Он может выявить положительные  приемы воспитания, которые рекомендует  другим родителям, а также использует в индивидуальном подходе к ребенку  в детском саду. Каждую семью необходимо посещать не реже одного раза в год, особое внимание, уделяя неблагополучным  семьям.

Эффективность работы с родителями во многом зависит и от психологического настроя, который возникает в  процессе повседневных контактов между  педагогами и родителями. Этот настрой  определяется индивидуальным подходом воспитателей к самим родителям, тем, как они учитывают особенности  личности родителей и затруднения  семейного воспитания.

Итак, вопросы педагогической культуры родителей необходимо рассматривать  в тесной связи с повышением квалификации воспитателей, потому что отношение  педагога к детям, к их родителям, уровень его педагогического  мастерства определяют уровень воспитанности  ребенка и отношение родителей  к выдвигаемым детским садом  требованиям.

 

Формы работы с родителями

В настоящее время используются всевозможные формы работы с семьей, как утвердившиеся в этой области, так и нетрадиционные. Условно их можно разделить на три группы. К первой относятся формы работы внутри ДОУ, ко второй группе относятся формы работы с родителями за пределами ДОУ, к третьей группе относятся досуговые формы общения детей и взрослых (см. табл.1)

 

Таблица 1

Формы работы внутри ДОУ

Формы работы с родителями за пределами ДОУ

Досуговые формы общения детей и взрослых

  • презентация,
  • открытые занятия с детьми для родителей,
  • педагогический совет,
  • круглые столы, конференции,
  • общие и групповые родительские собрания,
  • вечера вопросов и ответов,
  • педагогические гостиные,
  • педагогические беседы с родителями,
  • дискуссионные встречи,
  • тематические консультации,
  • посещение семей,
  • наглядная пропаганда.
  • университет педагогических знаний и лекторий,
  • киноуниверситет или кинолекторий,
  • родительские конференции,
  • читательские конференции,
  • школы для родителей,
  • дни открытых дверей,
  • консультации для родителей,
  • тематические выставки,
  • информационные бюллетени,
  • библиотечки для родителей в ДОУ,
  • выступления воспитанников и педагогов детского сада.
  • познавательно-игровая викторина,
  • фольклорный досуг,
  • спортивные праздники и др.

 

 

 Охарактеризуем некоторые из названных форм.

Можно провести презентацию детского сада, цель которой познакомить родителей с ДОУ, его уставом, программой развития и коллективом педагогов; показать (фрагментарно) все виды деятельности по развитию личности каждого ребенка. Такая форма деятельности дает возможность родителям получать полезную информацию о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах, оказываемых специалистами.

Одной из наиболее эффективных  форм работы с родителями является посещение семей. Это одна из самых «живых», наиболее действенных форм работы детского сада не только облегчает установление взаимоотношений между детским садом и семьей, но и намного повышает эффективность в воспитании детей, из коррекции, обучении.

Беседа и наблюдение проходят более результативно при посещении на дому. Нужно отметить еще и то, что в домашних условиях беседа с родителями бывает откровенной, есть возможность ознакомиться  смнениеми взглядами на воспитание всех членов семьи, которые повседневно влияют на развитие ребенок. На основе бесед со всеми членами семьи, наблюдений воспитатель может четко определить дальнейшие задачи по вопросам воспитания.

Родители проявляют большой  интерес к тому, как живут дети в детском саду, чем занимаются. Знакомить родителей с этим лучше  всего путем проведения дней открытых дверей.

Открытые просмотры очень  много дают родителям: они получают возможность наблюдать за своими детьми в ситуации, отличной от семейной, сравнить его поведение и умения с подведением и умениями других детей, перенять у педагога приемы обучения и воспитательных воздействий.

Наряду с открытыми  днями проводятся дежурства родителей и членов родительского комитета. Широкие возможности для наблюдения предоставляются родителям во время прогулок детей на участке, в дни праздников, вечеров развлечений. Эта форма педагогической пропаганды очень действенна и помогает педагогическому коллективу преодолеть еще встречающиеся у родителей поверхностное мнение о роли детского сада в жизни и воспитании детей. Дежурных родителей привлекают к участию в экскурсиях и прогулках с детьми за пределами детского сада, в проведении досугов и развлечений.

Общие родительские собрания проводятся с родителями всего детского сада или определенной параллели. На собрании обсуждаются общие организационные вопросы совместной работы дошкольного учреждения.

Групповые родительские собрания. Обычно, родительские собрания проходят традиционно – доклад воспитателя на какую-то тему и обсуждение организационных вопросов.

На групповых собраниях  родителей знакомят с содержанием, задачами и методами воспитания детей  определенного возраста в условиях детского сада и семьи. Повестка дня  групповых родительских собраний включает педагогическую беседу (доклад) по наиболее важной теме на данный момент.

Вечера вопросов и ответов представляют собой концентрированную педагогическую информацию по самым разнообразным вопросам, которые зачастую носят дискуссионный характер, и ответы на них нередко переходят в горячее, заинтересованное обсуждение. Роль вечеров вопросов и ответов в вооружении родителей педагогическими знаниями состоит не только в самих ответах, что само по себе очень важно, но также и в форме проведения этих вечеров. Они должны проходить как непринужденное, равноправное общении родителей и педагогов, как уроки педагогических раздумий.

Информация о работе Сотрудничество ДОУ с семьей: психолого-педагогические основы построения системы сотрудничества с семьей