Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 14:25, реферат
Современная образовательная ситуация открывает новые возможности сотрудничества педагогов и родителей на принципах партнерства, равенства и взаимодополняемости. Для реализации основных положений такого сотрудничества необходимо рассмотреть научные подходы к взаимодействию с семьей, а также проанализировать существующую практику преемственности детского сада и семьи.
Современная модель сотрудничества с семьей понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирования у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка.
Педагогические беседы – это наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей, она может использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с другими формами: беседа при посещении семей, на родительском собрании, консультациях. Их основная цель – оказать родителям своевременную помощь в том или ином вопросе воспитания, способствовать достижению едино точки зрения по этим вопросам.
Встречи за «круглым столом» расширяют воспитательный кругозор не только родителей, но и самих педагогов. Круглый стол в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов позволяет обсудить с родителями актуальные проблемы воспитания.
Традиционными во многих детских садах стал совместные ярмарки-аукционы к Рождеству, Масленице и Пасхе. Родители с детьми в течении одного-двух месяцев готовят поделки, а потом в образе коробейников продают их.
Специальные выпуски передач о ДОУ на радио, телевидении и статьи в газетах и просто тематические выпуски стенгазет и демонстрация видеозаписей на родительских собраниях позволяют родителям получать исчерпывающую информацию о жизни ребенка в детском саду, познакомиться с последними новостями и планами педагогического коллектива и родительского комитета.
Вместо книги жалоб и предложений книга настроения, куда каждый родитель в удобное для себя время может внести предложения, замечания и слова благодарности, по работе каждой службы детского сада.
Справочно-информациооная служба по вопросам воспитания и образования дошкольников и младших школьников для жителей микрорайона и родительский клуб на телевидении.
Консультационный пункт по какой-либо проблеме (физкультурно-оздоровительная работа с детьми), где изучается и распространяется опыт семей воспитанников в этой области.
Тематические консультации. Консультации близки к беседам, главное их отличие в том, что педагог, проводя консультацию, стремится дать родителям квалифицированный совет.
Утро добрых встреч. Приходя в группу после выходных или праздничных дней, дети рассказывают о том, как провели время, где вместе с родителями были, что видели, делали, чему научились, демонстрируют семейные фотографии и рисунки.
Родительские дни или встречи с интересными людьми, в ходе которых родители рассказывают о своих профессиях и увлечениях, делятся воспоминаниями детских лет, отвечают на многочисленные вопросы ребят. У детей появляется гордость за своих родителей, формируется интерес к семье, ее истории и традициям.
В работе дошкольных учреждений рекомендуется использовать разные средства наглядной пропаганды. Одно из таких средств – привлечение родителей к посещению детского сада с постановкой перед ними конкретных педагогических задач: наблюдение за деятельностью воспитателя группы, отношениями между сверстниками, а также взрослыми и детьми, за играми, занятиями дошкольников, за поведением своего собственного ребенка; ознакомление с бытовыми условиями в детском саду.
В каждой возрастной группе должен быть уголок для родителей.
Педагогический совет с участием родителей проводится с целью привлечения родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учета их индивидуальных потребностей.
Родительские конференции предусматривают расширение, углубление и закрепление знаний об образовании детей; могут быть научно-практическими, теоретическими, по обмену опытом и др; проводятся раз в год, но требуют тщательной подготовки, предусматривают активное участие родителей, организацию выставок детских рисунков, книг, концерта детей.
Университет педагогических знаний, как и лекторий, создается в системе лекционной пропаганды.
Задачи университетов: вооружить родителей основами педагогических знаний, необходимых для организации жизни и воспитания детей в семье; обеспечить единство воспитательных воздействий детского сада и семьи; обобщить и распространить положительный опыт семейного воспитания; предупредить наиболее распространенные ошибки в семейном воспитании; привлечь родителей к воспитательной работе в ДОУ.
Киноуниверситет или кинолекторий. Эта форма педагогической пропаганды позволяет широко использовать как короткометражные научно-популярные и хроникально-документальные фильмы, так и полнометражные художественные.
Читательские конференции организуются в библиотеках и проводятся по книгам и публикациям современных педагогов и психологов. На них могут выступать социологи, писатели, поэт.
Школы для родителей создаются при детских садах и ставят своей целью освещать вопросы воспитания и ухода за детьми от рождения до семи лет. В некоторых дошкольных учреждениях, в зависимости от специфики местных условий, более актуальны Школы молодых родителей и т.п.
Тематические выставки. Выставки, организуемые в ближайших клубах, кинотеатрах, домах культуры, домоуправлениях, поликлиниках, выставочных залах, пропагандируют общественное дошкольное воспитание, опыт семейной педагогики, рассказывают о лучших воспитателях района, а также о творчестве родителей, воспитателей, детей.
Информационные бюллетени.
Вывешиваются (по договоренности) на предприятии, а также в близлежащих магазинах игрушек, детской одежды, спортивного инвентаря. В бюллетенях покупателям даются рекомендации:
Библиотечки для родителей при дошкольных учреждениях. Их услугами могут пользоваться и родители детей, не посещающих детский сад, - в ряде случаев это платная услуга.
Выступления воспитанников детских садов. Песни, танцы, чтение стихотворений, игры-хороводы, инсценировки и др. могут быть иллюстрацией к той или иной теме, освещаемой в ходе лектория, в школе для родителей и т.д. Цели их – показать результаты воспитания в общественных детских учреждениях.
Выступления педагогов ( а также врачей, учителей, самих родителей) по радио и телевидению, в местной и центральной печати.
Обсуждаемые педагогические проблемы имеют в основном практический характер, раскрывают педагогические ситуации, дают советы, как поступать в том или ином случае.
Таким образом, активные формы
работы ДОУ с родителями носят
ярко выраженный характер сотрудничества,
так как и содержание, и формы
взаимоотношений между