Современный урок. Проблемы и перспективы современного урока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2014 в 08:23, доклад

Описание работы

Урок как форма организации учебной работы существует с семнадцатого века, то есть более 350 лет. Это педагогическое изобретение оказалось столь жизнеспособным, что и в наши дни урок остается самой распространенной организационной формой учебно-воспитательного процесса в школе До 50-ых годов 20 века урок представлял феномен с достаточно жесткой структурой. В 50 – 60 годы происходит отрицание прежних представлений об уроке. Специалисты в области дидактики, педагогики, психологии и методики начинают исследовать «новый» урок, одновременно создавая теорию и практику современного урока. Современная жизнь отличается быстрыми темпами развития, высокой мобильностью, для молодого поколения появляется большое количество новых вакансий и возможностей.

Файлы: 1 файл

ДОКЛАД_Современный урок. Проблемы и перспективы современного урока.doc

— 78.00 Кб (Скачать файл)

Для реализации таких задач современный  учитель должен вводить в практику нетрадиционные виды уроков: урок – лекция, киноурок, урок исследовательского типа, урок – экскурсия, урок - семинар (уроки совершенствования знаний), интегрированные и бинарные уроки, урок – игра, урок – путешествие, урок развития речи и т.д. Особенно часто, и это оправдано педагогическим опытом, используются уроки с игровыми моментами. Длительные наблюдения в процессе работы с детьми убедительно показали, что охотно и с большим интересом обращаются к умственным играм, задачам и головоломкам школьники младшего и среднего школьного возраста. С радостью участвуют они в уроке – игре. Правильно подобранные и хорошо организованные игры способствуют всестороннему, гармоничному развитию школьников, содействуют укреплению их здоровья, помогают выработать необходимые в жизни и учёбе полезные навыки и качества. Так В.А. Сухомлинский писал: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». Включение дидактических игр и занимательных упражнений в учебный процесс создаёт у детей редкостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. Но не всякая игра имеет большое образовательное и воспитательное значение, а лишь та, которая  приобретает характер познавательной деятельности. Дидактическая игра обучающего характера сближает новую учебную деятельность с привычной  и облегчает переход к серьёзной учебной работе. Вначале ученик проявляет интерес только к игре, а затем к тому учебному материалу, без которого игра невозможна. Так пробуждается интерес к учебному предмету.

В игре удаётся сконцентрировать внимание самых инертных и пассивных детей, которые в неигровых условиях обучаются с большим трудом, она помогает ребёнку овладеть умением анализировать, сравнивать и обобщать. Урок – игра способствует развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, способности к анализу и синтезу, восприятию пространственных отношений, развитию конструктивных умений и творчества, воспитанию у учащихся наблюдательности,  привычки к самопроверке, умению подчинять свои действия поставленной задаче, доводить начатую работу до конца. Нетрадиционные виды урока трудно переоценить в их воздействии на ум, наблюдательность и  мышление школьника.

Важнейшей задачей учителя является организация  дифференцированной самостоятельной работы учащихся. На урок учитель подбирает несколько вариантов самостоятельной работы по данной теме, исходя из знания особенностей каждого учащегося и его подготовленности к работе. Результаты работы должны обязательно оцениваться учителем или осуществляться в виде взаимопроверки.

В настоящее время педагогическая наука и школьная практика направляют свои усилия на поиски путей совершенствования урока, основные направления которого следующие:

1. Усиление целенаправленности деятельности учителя и учащихся на уроке. Одна из важных задач учителя - мобилизовать учащихся на выполнение поставленных задач, достижение целей непосредственно на уроке. Для этого необходимо спланировать каждый урок, чтобы в нем были предусмотрены самые короткие пути к поставленной цели, и в первую очередь намечены структура, методика и средства обучения в строгом соответствии с поставленной целью.

2. Осуществление организационной  четкости каждого урока от  первой до последней минуты. Заранее  готовятся необходимые для урока наглядные пособия, технические средства, ученические принадлежности, справочная и дополнительная литература, раскладывается все необходимое на каждое рабочее место. Также для этого возможно поставить перед учениками интересное задание, включающее их в работу с первой минуты урока. Вместо домашних заданий применяются различные способы фронтальной ускоренной проверки - тестовые письменные работы, программирование, перфокарты и др.

3. Повышение познавательной самостоятельности  и творческой активности учащихся. Наиболее интересное направление связано с вопросами применения на уроке методов и приемов проблемного обучения и создания проблемных ситуаций как средства повышения познавательной активности учащихся. Это способствует повышению качества знаний и выработке необходимых навыков и умений. Также предусматривается самостоятельная работа учащихся с учебной и научной литературой, словарями, справочниками и энциклопедиями, таблицами, диаграммами, графиками, картами.

4. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. Необходимо выбирать оптимальные варианты сочетания различных методов, приемов и средств обучения, ведущих кратчайшим путем к достижению целей урока.

5. Интенсификация учебно-воспитательного  процесса на уроке. Чем больше  учебно-познавательных действий и операций выполнено учащимися за урок, тем выше интенсивность учебного труда. Степень интенсивности учебного труда зависит от производительности использования каждой минуты урока, мастерства учителя, подготовки учащихся, организованности классного коллектива, наличия необходимого оборудования и рационального его размещения, правильного чередования труда и отдыха. В условиях интенсификации обучения учащиеся осваивают знания в основном на уроках, и отпадает необходимость заучивания материала дома. Вместо заучивания учащиеся получают возможность лучше его осмыслить и закрепить, выполнить творческие задания, вызывающие у них интерес, чувство интеллектуального удовлетворения от удачно выполненной работы.

6. Осуществление межпредметных и внутрипредметных связей с целью достижения обобщения и систематизации широкого круга знаний. Межпредметные связи способствуют усвоению системы знаний об объектах, которые отдельными элементами изучаются по различным учебным дисциплинам.

На основании данных направлений совершенствования урока возможны следующие типы:

1. Урок изучения нового материала - традиционный (комбинированный): лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.

2. Урок закрепления знаний - практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.

3. Урок комплексного применения  знаний - практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе в новых условиях.

4. Урок обобщения и систематизации  знаний - семинар, конференция, круглый  стол и т.д. Имеет целью обобщение  единичных знаний в систему.

5. Урок контроля, оценки и коррекции  знаний - контрольная работа, зачет, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками и при необходимости скорректировать их.

6. Урок-лекция, киноурок, урок-объяснение

7. Проблемный урок, репродуктивный урок, урок творческой деятельности

Характерная особенность современного урока - активная (самостоятельная) учебная деятельность учащихся. Одним из способов активации познавательной активности учащихся является обучение их приёмам мыслительной деятельности: анализу, синтезу, сравнению и обобщению.

 Качество подготовки учащихся  по той или иной учебной  дисциплине во многом определяется  уровнем проведения урока, его  содержательной и методической  наполненностью, его атмосферой. Современный  урок - это такой урок, на котором  ученик из пассивного слушателя превращается в активного участника процесса. Для этого нужна постоянная работа учителя, который находится в поиске нового и достаточная материальная база для проведения и организации практической деятельности. Опросы учащихся разных классов показали как они представляют современный урок на практике.

1 Современный урок - это урок, на  котором учитель излагает новый материал понятно и доступно.

2 Современный урок - это веселый, познавательный, интересный, нетрудный  урок, на котором учитель и ученик свободно общаются.

3 Современный урок - это урок, на  котором не приходится делать  каждый раз одно и то же, это разнообразный урок.

4 Современный урок - это урок, на  котором выслушивают любое твое  мнение, урок, где человек учится быть человеком.

5 Современный урок - это урок, на  котором чувствуешь себя уверенно.

6 Современный урок - это урок без стрессов.

Современный урок - это урок, характеризующийся следующими признаками:

1. Главной целью урока -  развитие  личности ребенка

2. На уроке реализуется личностно-ориентированный подход к обучению.

3. На уроке реализуются идеи  гуманизации образования.

4. На уроке реализуется деятельностный  подход к обучению.

5. Организация урока динамична  и вариативна.

6. На уроке используются современные  педагогические технологии.

7. Кабинеты школы полностью оснащены  современным оборудованием 

Новые подходы к организации образовательного процесса за рубежом (философия конструктивизма).

1 Знания нельзя давать в готовом  виде, можно лишь создавать педагогические  условия для самоконструировния и самовозрастания знаний учащихся.

2 Мотивация обучения через включение  уч-ся в  поиск, исследование и  решение значимых проблем,прежде  всего проблем из окружающей  их действительности, решение которых  непосредственно связано с реальной ситуацией из жизни школы, района, города.

3. Стимулирование умственной деятельности уч-ся, поощрение высказываний, предположений, гипотез и догадок, организация общения и обмена мнениями  уч-ся.

4. Создание условий (выбор методов, форм обучения, средств оценки), подчеркивающих  интеллектуальное достоинства каждого уч-ся ,ценность его точки зрения ,уникального видения.

5. Учитель не урокодатель, а консультант, координатор проблемно-ориентированной исследовательской и познавательной деятельности, он создает условия, поддерживает инициативу (учит классифицировать, обосновывать, прогнозировать).

6. Учебный предмет не самоцель, а средство развития личности. «Не для школы учимся, а для жизни».

Таким образом, мастерство учителя на уроке заключается главным образом в умелом владении методикой обучения и воспитания, творческом применении современных педагогических технологий и передового педагогического опыта, рациональном руководстве познавательной и практической деятельностью учащихся, их интеллектуальным развитием.

 

 


Информация о работе Современный урок. Проблемы и перспективы современного урока