Совремсенный урок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 18:52, контрольная работа

Описание работы

Урок — это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения. В этой форме представлены все компоненты учебно-воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, деятельность по организации и управлению и все его дидактические элементы. Сущность и назначение урока в процессе обучения как целостной динамической системы сводится, таким образом, к коллективно-индивидуальному взаимодействию учителя и учащихся, в результате которого происходит усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их способностей, опыта деятельности, общения и отношений, а также совершенствование педагогического мастерства учителя. Тем самым урок, с одной стороны, выступает как форма движения обучения в целом, с другой, — как форма организации обучения, предопределяемая основными требованиями к организационному построению урока учителем, вытекающими из закономерностей и принципов обучения.

Содержание работы

1. Урок как целостная система……………………………………………….3
2. Типология и структура уроков…..………………………………………...5
• Типология уроков………………………………..……..……..5
• Урок изучения нового материала……………………………5
• Урок совершенствования знаний....…………………………6
• Урок обобщения и систематизации..……………………….. 7
• Комбинированный урок……………………………………...7
• Уроки контроля и коррекции знаний……..……..…………..8
3. Другие формы организации обучения……………………………………9
• Экскурсия...................................................................................9
4. Список литературы……………………………………………………….13

Файлы: 1 файл

Современный урок.docx

— 30.83 Кб (Скачать файл)

Страница |


 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Шуйский филиал ИвГУ

 

Кафедра общей педагогики

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПЕДАГОГИКЕ

 

ТЕМА: СОВРЕМЕННЫЙ УРОК

 

 

 

 

 

Работу выполнила:

Кошелева Евгения Игоревна, студентка 2 курса 1 группы заочной формы обучения факультета педагогики и психологии направление подготовки 050100.62 педагогическое образование

(профиль «Дошкольное  Образование»)

 

Работу проверил: Джишкариани Т.Д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Шуя, 2014

СОЖЕРЖАНИЕ

  1. Урок как целостная система……………………………………………….3
  2. Типология и структура уроков…..………………………………………...5
  • Типология уроков………………………………..……..……..5
  • Урок изучения нового материала……………………………5
  • Урок совершенствования знаний....…………………………6
  • Урок обобщения и систематизации..……………………….. 7
  • Комбинированный урок……………………………………...7
  • Уроки контроля и коррекции знаний……..……..…………..8
  1. Другие формы организации обучения……………………………………9
  • Экскурсия...................................................................................9
  1. Список литературы……………………………………………………….13

 

Урок как целостная система

Более или менее законченный отрезок педагогического процесса в классно-урочной системе обучения — это урок.

Урок — это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения. В этой форме представлены все компоненты учебно-воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, деятельность по организации и управлению и все его дидактические элементы. Сущность и назначение урока в процессе обучения как целостной динамической системы сводится, таким образом, к коллективно-индивидуальному взаимодействию учителя и учащихся, в результате которого происходит усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их способностей, опыта деятельности, общения и отношений, а также совершенствование педагогического мастерства учителя. Тем самым урок, с одной стороны, выступает как форма движения обучения в целом, с другой, — как форма организации обучения, предопределяемая основными требованиями к организационному построению урока учителем, вытекающими из закономерностей и принципов обучения.

Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели — чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа — как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.

Что же такое цель и когда, какие цели урока ставит учитель? Общепринято в науке, что цель - это предполагаемый, заранее планируемый (мысленно или вербально) результат деятельности по преобразованию какого-либо объекта. В педагогической деятельности объектом преобразования является деятельность обучающегося, а результатом — в уровень обученности, развитости и воспитанности учащегося.

Цель урока в современной школе должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения и ее переводом в конкретные дидактические задачи.

Дидактические задачи урока реализуются в реальной педагогической действительности через учебные задачи (задачи для учащихся). Это решение учащимися арифметических задач, выполнение всевозможных упражнений, разбор предложений, составление плана пересказа и т.п. Эти задачи отражают учебную деятельность учащихся в конкретных учебных ситуациях.

 

Типология и структура уроков

Структура урока и формы организации учебной работы на нем имеют принципиальное значение в теории и практике современного урока, поскольку в значительной степени определяют эффективность обучения, его результативность.

Типологии уроков. Имеются несколько подходов к классификации уроков, каждый из которых отличается определяющим признаком. Уроки классифицируют, исходя из дидактической цели, цели организации занятий, содержания и способов проведения урока, основных этапов учебного процесса, дидактических задач, которые решаются на уроке, методов обучения, способов организации учебной деятельности учащихся.

Выделяются пять типов уроков:

  • уроки изучения нового учебного материала (1-й тип);
  • уроки совершенствования знаний, умений и навыков (2-й тип урока);
  • уроки обобщения и систематизации (3-й тип),
  • комбинированные уроки (4-й тип);
  • уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков (5-й тип).

Урок изучения нового материала. Целью данного типа урока является овладение учащимися новым материалом. Для этого школьники должны подключаться к решению таких дидактических задач, как усвоение новых понятий и способов действий, самостоятельной поисковой деятельности, формированию системы ценностных ориентации.

Наиболее применимы такие уроки в работе со школьниками среднего и старшего возраста, так как именно в средних и старших классах изучается довольно объемистый материал, применяется крупноблочный способ его изучения. Формы такого изучения могут быть самыми разными: лекция, объяснение учителя с привлечением учащихся к обсуждению отдельных вопросов, положений, эвристическая беседа, самостоятельная работа с учебником, другими источниками, постановка и проведение экспериментов, опытов и т.д.

Урок совершенствования знаний, умений и навыков. Основные дидактические задачи, которые решаются на этих уроках, в основном сводятся к следующим:

    1. систематизация и обобщение новых знаний;
    2. повторение и закрепление ранее усвоенных знаний;
    3. применение знаний на практике для углубления и расширения ранее усвоенных знаний;
    4. формирование умений и навыков;
    5. контроль за ходом изучения учебного материала и совершенствования знаний, умений и навыков.

В большинстве классификаций этот тип урока разбивают на несколько типов:

    • уроки закрепления изучаемого материала;
    • уроки повторения;
    • уроки комплексного применения знаний, умений и навыков;
    • уроки формирования умений и навыков и др.

Видами этого типа уроков являются:

    • уроки самостоятельных работ (репродуктивного типа — устных или письменных упражнений);
    • урок — лабораторная работа;
    • урок практических работ;
    • урок — экскурсия;
    • урок — семинар.

Урок обобщения и систематизации. Урок этого типа нацелен на решения двух основных дидактических задач — установление уровня овладения учащимися теоретическими знаниями и методами познавательной деятельности по узловым вопросам программы, имеющим решающее значение для овладения предмета в целом. И проверки, оценки знаний, умений и навыков учащихся по всему программному материалу, изучаемому на протяжении длительных периодов — четверти, полугодия и за весь год обучения.

Психологически такие уроки стимулируют учащихся к систематическому повторению больших разделов, крупных блоков учебного материала, позволяет им осознать его системный характер, раскрыть способы решения типовых задач и постепенно овладевать опытом их переноса в нестандартные ситуации при решении возникающих перед ними новых необычных задач.

Комбинированный урок. Это наиболее распространенный тип урока в существующей практике работы школы. На нем решаются дидактические задачи всех предыдущих трех типов уроков, описанных выше. Отсюда он и получил свое название - комбинированный.

В качестве основных элементов этого урока, составляющих его методическую подструктуру, являются:

    • организация учащихся к занятиям;
    • повторение и проверка знаний учащихся, выявление глубины понимания и степени прочности всего изученного на предыдущих занятиях и актуализация необходимых знаний и способов деятельности для последующей работы по осмыслению вновь изучаемого материала на текущем уроке;
    • введение учителем нового материала и организации работы учащихся по его осмыслению и усвоению;
    • первичное закрепление нового материала и организация работы по выработке у учащихся умений и навыков применения знаний на практике;
    • задавание домашнего задания и инструктаж по его выполнению;
    • подведение итогов урока с выставлением поурочного балла, оценки за работу отдельным учащимся на протяжении всего урока.

Уроки контроля и коррекция знаний, умений и навыков. Уроки этого типа предназначаются для оценки результатов учения, уровня усвоения учащимися теоретического материала, системы научных понятий изучаемого курса, сформированности умений и навыков, опыта учебно-познавательной деятельности школьников, установления диагностики уровня обученности учеников и привнесения в технологию обучения тех или иных изменений, коррекции в процессе учения в соответствии с диагностикой состояния обученности детей.

Видами урока контроля и коррекции могут быть:

    • устный опрос (фронтальный, индивидуальный, групповой);
    • письменный опрос, диктанты, изложения, решения задач и примеров и т.д.;
    • зачет;
    • зачетная практическая (лабораторная) работа;
    • практикумы;
    • контрольная самостоятельная работа;
    • экзамены и др.

Все эти и другие виды уроков проводятся после изучения целых разделов, крупных тем изучаемого предмета. Высшей формой заключительной проверки и оценки знаний учащихся, уровня их обученности является экзамен по курсу в целом. На уроках контроля наиболее ярко проявляется степень готовности учащихся применять свои знания, умения и навыки в познавательно-практической деятельности в различных ситуациях обучения.

После проведения уроков контроля проводится специальный урок по анализу и выявлению типичных ошибок, недостатков в знаниях, умениях и навыках учащихся, в организации их учебно-познавательной деятельности, которые необходимо преодолеть на последующих уроках, вносится необходимая коррекция и в деятельность учащихся, и в деятельность учителя.

Другие формы организации обучения

К формам обучения можно отнести:

    • экскурсии,
    • исследовательские группы,
    • лаборатории, экспедиции,
    • кружки,
    • клубы,
    • олимпиады,
    • Конкурсы,
    • выставки,
    • трудовые неформальные объединения, и др.

Охарактеризуем одну из них и покажем её связь с системой уроков по теме.

Экскурсия — это такая форма организации обучения, которая объединяет учебный процесс в школе с реальной жизнью и обеспечивает учащимся через их непосредственные наблюдения, знакомство с предметами и явлениями в их естественном окружении. В системе уроков экскурсия выполняет ряд важнейших дидактических функций:

— реализуется принцип наглядности обучения;

— повышается научность обучения и укрепляется его связь с жизнью, с практикой;

— расширяется технологический кругозор учащихся; им предоставляется возможность наблюдать реальное производство и знакомиться с применением научных знаний; в промышленном и сельскохозяйственном производстве;

— играют значительную роль в профориентационной работе школы.

В зависимости от дидактической цели экскурсии бывают:

    • вводные при изучении нового материала, сопровождающие его изучение;
    • итоговые при закреплении изученного.

По своему предметному содержанию они разделяются на

    • производственные,
    • естественнонаучные,
    • историко-литературные,
    • краеведческие и др.

Нередко бывает и так, что одна экскурсия сочетает в себе одновременно несколько учебных предметов. Такие экскурсии называются комплексными. На таких экскурсиях ученик получает возможность знакомиться и изучать объекты в их целостности. Например, можно одновременно проводить экскурсию, связанную с изучением физики, химии и математики на стеклозаводе. Во время этой экскурсии физик знакомит учащихся с применением электроэнергии при производстве стекла, химик — со способами получения химических смесей и химических веществ, математик касается использования на предприятиях научных знаний по своему предмету и т.д.

Информация о работе Совремсенный урок