Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 01:17, реферат
В настоящее время необходимость совершенствования организации психолого-педагогической помощи детям с нарушениями опорно- двигательного аппарата тем более очевидна, так как эта патология чрезвычайно распространена и имеет тенденцию к росту, особенно значительно увеличивается число больных детей с детским церебральным параличом.
Введение
1. Основные направления воспитания и обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
2. Особенности воспитания и обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
3. Задача трудового воспитания и обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
4. Социальная реабилитация детей с нарушение опорно-двигательного аппарата в деятельности социальных служб
Заключение
Список литературы
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное
государственное бюджетное
НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
факультет физической культуры
кафедра спортивной психологии и педагогики.
Кузина Елизавета Евгеньевна.
Специальная педагогика: особенности обучения, воспитания и социализации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Научный руководитель:
Пасечник Л.В.
г. Нижний Новгород 2013 г.
Содержание
Введение
1. Основные направления
воспитания и обучения детей
с нарушениями опорно-
2. Особенности воспитания
и обучения детей с
3. Задача трудового воспитания
и обучения детей с
4. Социальная реабилитация детей с нарушение опорно-двигательного аппарата в деятельности социальных служб
Заключение
Список литературы
Введение
Дети с нарушением функции опорно-двигательного аппарата уже несколько десятилетий являются объектом пристального внимания специальных педагогов. По данным Госкомитета Российской Федерации каждый 10-й ребенок-инвалид является инвалидом по причине заболеваний опорно-двигательного аппарата.
Дети с нарушением опорно-двигательного
аппарата – это полиморфная в
клиническом и психолого-
В настоящее время необходимость совершенствования организации психолого-педагогической помощи детям с нарушениями опорно- двигательного аппарата тем более очевидна, так как эта патология чрезвычайно распространена и имеет тенденцию к росту, особенно значительно увеличивается число больных детей с детским церебральным параличом.
1.Основные направления
воспитания и обучения детей
с нарушениями опорно-
Основной целью воспитательной и педагогической работы при нарушениях опорно-двигательного аппарата является оказание детям медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи, обеспечение максимально полной и социальной адаптации, общего и профессионального обучения. Очень важно развитие позитивного отношения к жизни, обществу, семье, обучению и труду. Эффективность лечебно - педагогических мероприятий определяется своевременностью, взаимосвязностью, преемственностью в работе различных звеньев. Лечебно-педагогическая работа должна носить комплексный характер. Важное условие комплексного воздействия – согласованность действий специалистов различного профиля.
Комплексный характер воспитательно-педагогической
работы предусматривает постоянный
учет взаимовлияния двигательных, речевых,
психических нарушений в
Коррекционная работа строится не с учетом возраста, а с учетом того, на каком этапе психо-речевого развития находится ребенок.
При воспитательно-педагогических мероприятиях стимулируется ведущий для данного возраста вид деятельности.
При нарушениях опорно-двигательного аппарата важно развитие скоординированной системы межанализаторных связей, опора на все анализаторы с обязательным включением двигательно-кинестетического анализатора. Желательно опираться одновременно на несколько анализаторов. Необходимо гибкое сочетание различных видов и форм воспитательно-педагогической работы.
Родители - важнейшие участники педагогической работы, организуемой с ребенком. Они отрабатывают, закрепляют навыки и умения у детей, сформированные специалистами. Это ускоряет процесс восстановления нарушенных функций.
Воспитательно-педагогическая работа реализуется в несколько этапов. Каждый этап имеет свои направления в работе. Среди основных этапов следует выделить:
- развитие игровой деятельности;
- развитие речевого общения
с окружающими (со
- расширение запаса знаний и представлений об окружающем;
- развитие сенсорных функций.
Формирование пространственных
и временных представлений,
- развитие внимания, памяти,
мышления (наглядно-образного и
- формирование математических представлений;
- развитие ручной умелости и подготовка руки к овладению письмом;
- воспитание навыков
2. Особенности
воспитания и обучения детей
с нарушениями опорно-
Целью работы с детьми с
нарушениями опорно-
Чтобы правильно определить
содержание образовательной и
Сам термин «образование»
и сущность этого процесса во многих
исследованиях трактуются неоднозначно.
Но наиболее полное определение понятию
«образование» дал В.С. Леднев, в
котором показал и структуру
этого понятия: «Образование - это
общественно организуемый и нормируемый
процесс постоянной передачи предшествующими
поколениями последующим
Таким образом, образование включает в себе три основные части: обучение, воспитание и развитие. Обучение непосредственно направлено на усвоение учащимися опыта, а воспитание и развитие осуществляются опосредованно. Все три процесса - воспитание, обучение и развитие – выступают едино, органично связаны друг с другом, и выделять, разграничивать их практически невозможно, да и нецелесообразно в условиях динамики срабатывания системы.
Наряду с обучением
и воспитанием важную роль играет
коррекция, коррекцию, как правило,
связывают чаще всего с развитием
ребенка. Это обоснованно, поскольку
она нацелена на исправление вторичных
отклонений в развитии аномальных детей.
Но когда говорят о коррекционно–
В практическом осуществлении учебно – воспитательной работы с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата коррекционное развитие как специально организуемый и направляемый процесс неразличим и не может существовать вне коррекционного обучения и воспитания.
Поскольку развитие учащихся
осуществляется в ходе обучения и
в процессе воспитания, то и коррекционное
воздействие будет
Коррекционное обучение –
усвоение знаний о путях и средствах
преодоления недостатков
Коррекционное воспитание – воспитание типологических свойств и качеств личности, инвариантных предметной специфике деятельности (познавательной, трудовой, эстетической и др.), позволяющих адаптироваться в социальной среде.
Коррекционное развитие –
исправление (преодоление) недостатков
умственного и физического
Любое обучение и воспитание
одновременно в какой-то мере развивают,
что и относится и к
В ходе коррекционного развития накапливаются и изменяются состояние и свойства личности по мере того, как происходит усвоение ею социального опыта. В ходе коррекционной работы развиваются умственная, физическая, нравственная саморегуляция, способности организовывать и регулировать свою деятельность, навыки социально – трудовой ориентировки.
Соотношение коррекционных компонентов (обучения, воспитания и развития) выражено в схеме, предложенной В.С. Леднёвым. В схеме обучения, воспитания и развития показаны в виде трёх пересекающихся окружностей, которые символизируют взаимосвязь этих трёх компонентов между собой.
3. Задача трудового
воспитания и обучения детей
с нарушениями опорно-
Основная задача этого
важного раздела работы с детьми
с нарушениями опорно-
Практическая деятельность в её простых видах наиболее понятна и доступна для глубоко физически и умственно отсталых детей. Здесь всё дано в наглядном, легко воспринимаемом виде. Разнообразие видов труда обеспечивает разностороннюю и активную работу всех анализаторов.
Большое значение в определении трудовых возможностей умственно и физически отсталого ребенка и профиля доступного ему вида труда имеет его физическое развитие, развитие его общей и ручной моторики. Правильно организованное трудовое обучение благоприятно влияет на физическое развитие глубоко отсталых детей, содействуя коррекции их двигательных недостатков.
Задачи трудового воспитания и обучения следующее:
Обеспечить максимально возможную для данного ребенка самостоятельность в бытовом и санитарно – гигиеническом обслуживании себя;
Выработать положительное отношение к посильным видам труда, готовность к помощи в хозяйственно – бытовом труде в семье или специальном учреждении умение выполнять несложные виды этого труда;
Сформировать привычку и
положительную установку к
Выработать твердые навыки выполнения ряда операций в том виде труда, которому ребенок обучался в школе;
По индивидуальным возможностям
каждого научить переключаться
с выполнения одной знакомой операции
на другую, выполнять несколько
Научить работать совместно с товарищами по поточно – бригадной системе, соблюдая принятые нормы и правила поведения.
Соответствующая трудовая подготовка
умственно и физически отсталых
детей должна дать возможность этим
лицам после окончания обучения
в некоторой степени
4.Социальная реабилитация детей с нарушение опорно-двигательного аппарата в деятельности социальных служб
Социальная реабилитация
лиц с ограниченными
Ребенок с диагнозом детский церебральный паралич при отсутствии приспособлений упражнений и лечении может испытывать серьезные затруднения с передвижением. Такое положение усугубляет неумение или не желание других людей общаться, с таким ребенком приводит к его социальной депривации уже в детском возрасте затормозить выработку навыков необходимых для общения с окружающими.
В процессе социальной реабилитации решаются 3 задачи: адаптация, автоматизация и активизации личности.
Виды нарушений опорно-
Врожденные и приобретенные
заболевания и повреждения
1.Заболевания нервной системы: детский церебральный паралич, полеомелит.
2.Врожденная патология
опорно-двигательного аппарата: врожденный
вывих бедра, кривошея, косолапость
и другие деформации стоп, аномалии
развития и дефекты