Специальная педагогика: особенности обучения, воспитания и социализации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 01:17, реферат

Описание работы

В настоящее время необходимость совершенствования организации психолого-педагогической помощи детям с нарушениями опорно- двигательного аппарата тем более очевидна, так как эта патология чрезвычайно распространена и имеет тенденцию к росту, особенно значительно увеличивается число больных детей с детским церебральным параличом.

Содержание работы

Введение
1. Основные направления воспитания и обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
2. Особенности воспитания и обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
3. Задача трудового воспитания и обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
4. Социальная реабилитация детей с нарушение опорно-двигательного аппарата в деятельности социальных служб
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

спец педагогика.docx

— 29.43 Кб (Скачать файл)

 

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

факультет физической культуры

кафедра спортивной психологии и педагогики.

 

 

Кузина Елизавета  Евгеньевна.

Специальная педагогика: особенности обучения, воспитания и социализации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

 

 

 

Научный руководитель:

Пасечник Л.В.

 

 

 

 

 

 

г. Нижний Новгород  2013 г.

Содержание

 
Введение

1. Основные направления  воспитания и обучения детей  с нарушениями опорно-двигательного  аппарата

2. Особенности воспитания  и обучения детей с нарушениями  опорно-двигательного аппарата

3. Задача трудового воспитания  и обучения детей с нарушениями  опорно-двигательного аппарата

4. Социальная реабилитация детей с нарушение опорно-двигательного аппарата в деятельности социальных служб

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Дети с нарушением функции  опорно-двигательного аппарата уже  несколько десятилетий являются объектом пристального внимания специальных  педагогов. По данным Госкомитета Российской Федерации каждый 10-й ребенок-инвалид  является инвалидом по причине заболеваний  опорно-двигательного аппарата.

Дети с нарушением опорно-двигательного  аппарата – это полиморфная в  клиническом и психолого-педагогическом отношении категория лиц. В зависимости  от причины и времени действия вредоносных факторов отмечаются следующие  виды патологии опорно-двигательного  аппарата.

В настоящее время необходимость  совершенствования организации  психолого-педагогической помощи детям  с нарушениями опорно- двигательного  аппарата тем более очевидна, так  как эта патология чрезвычайно  распространена и имеет тенденцию  к росту, особенно значительно увеличивается  число больных детей с детским  церебральным параличом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Основные направления  воспитания и обучения детей  с нарушениями опорно-двигательного  аппарата

Основной целью воспитательной и педагогической работы при нарушениях опорно-двигательного аппарата является оказание детям медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи, обеспечение максимально  полной и социальной адаптации, общего и профессионального обучения. Очень  важно развитие позитивного отношения  к жизни, обществу, семье, обучению и  труду. Эффективность лечебно - педагогических мероприятий определяется своевременностью, взаимосвязностью, преемственностью в  работе различных звеньев. Лечебно-педагогическая работа должна носить комплексный характер. Важное условие комплексного воздействия  – согласованность действий специалистов различного профиля.

Комплексный характер воспитательно-педагогической работы предусматривает постоянный учет взаимовлияния двигательных, речевых, психических нарушений в динамике продолжающегося развития ребенка. Вследствие этого необходима совместная стимуляция развития всех сторон психики, речи и моторики, а также предупреждение и коррекция их нарушений.

Коррекционная работа строится не с учетом возраста, а с учетом того, на каком этапе психо-речевого развития находится ребенок.

При воспитательно-педагогических мероприятиях стимулируется ведущий  для данного возраста вид деятельности.

При нарушениях опорно-двигательного  аппарата важно развитие скоординированной  системы межанализаторных связей, опора  на все анализаторы с обязательным включением двигательно-кинестетического анализатора. Желательно опираться  одновременно на несколько анализаторов. Необходимо гибкое сочетание различных  видов и форм воспитательно-педагогической работы.

Родители - важнейшие участники  педагогической работы, организуемой с ребенком. Они отрабатывают, закрепляют навыки и умения у детей, сформированные специалистами. Это ускоряет процесс  восстановления нарушенных функций.

Воспитательно-педагогическая работа реализуется в несколько  этапов. Каждый этап имеет свои направления  в работе. Среди основных этапов следует выделить:

- развитие игровой деятельности;

- развитие речевого общения  с окружающими (со сверстниками  и взрослыми). Увеличение пассивного  и активного словарного запаса, формирование связной речи. Развитие  и коррекция нарушений лексического, грамматического и фонетического  строя речи;

- расширение запаса знаний  и представлений об окружающем;

- развитие сенсорных функций.  Формирование пространственных  и временных представлений, коррекция  их нарушений. Развитие кинестетического  восприятия и стереогноза;

- развитие внимания, памяти, мышления (наглядно-образного и элементов  абстрактно-логического);

- формирование математических  представлений;

- развитие ручной умелости  и подготовка руки к овладению  письмом;

- воспитание навыков самообслуживания  и гигиены.

 

 

2. Особенности  воспитания и обучения детей  с нарушениями опорно-двигательного  аппарата

Целью работы с детьми с  нарушениями опорно-двигательного  аппарата является исправление и  доразвитие психических и физических функций аномального ребенка  в процессе общего его образования, подготовка к жизни и труду.

Чтобы правильно определить содержание образовательной и воспитательной работы, необходимо увязать данные компоненты социализации со всеми основными  компонентами системы образования  и только после этого рассматривать  внутренние структуры подсистемы и  их содержательно-педагогическую роль.

Сам термин «образование»  и сущность этого процесса во многих исследованиях трактуются неоднозначно. Но наиболее полное определение понятию  «образование» дал В.С. Леднев, в  котором показал и структуру  этого понятия: «Образование - это  общественно организуемый и нормируемый  процесс постоянной передачи предшествующими  поколениями последующим социально  значимого опыта, представляющий собой  в онтогенетическом плане биосоциальный  процесс становления личности. В  этом процессе, характеризующемся содержанием, формами, выделяются три основных структурных  аспекта: познавательный, обеспечивающий усвоение опыта личностью; воспитание типологических свойств личности, а  также физическое и умственное развитие. Ведущей деятельностью в образовании  является учебная».

Таким образом, образование  включает в себе три основные части: обучение, воспитание и развитие. Обучение непосредственно направлено на усвоение учащимися опыта, а воспитание и  развитие осуществляются опосредованно. Все три процесса - воспитание, обучение и развитие – выступают едино, органично связаны друг с другом, и выделять, разграничивать их практически  невозможно, да и нецелесообразно  в условиях динамики срабатывания системы.

Наряду с обучением  и воспитанием важную роль играет коррекция, коррекцию, как правило, связывают чаще всего с развитием  ребенка. Это обоснованно, поскольку  она нацелена на исправление вторичных  отклонений в развитии аномальных детей. Но когда говорят о коррекционно–педагогической  работе, то она не может вычленяться  из триединой схемы образования: обучение, воспитание, развитие.

В практическом осуществлении  учебно – воспитательной работы с  детьми с нарушением опорно-двигательного  аппарата коррекционное развитие как  специально организуемый и направляемый процесс неразличим и не может  существовать вне коррекционного обучения и воспитания.

Поскольку развитие учащихся осуществляется в ходе обучения и  в процессе воспитания, то и коррекционное  воздействие будет присутствовать в этой деятельности. Следовательно, специальное, так же как и общее, образование триедино и состоит  из коррекционного обучения, коррекционного воспитания и коррекционного развития.

Коррекционное обучение –  усвоение знаний о путях и средствах  преодоления недостатков психического и физического развития и усвоения способов применения полученных знаний.

Коррекционное воспитание –  воспитание типологических свойств  и качеств личности, инвариантных предметной специфике деятельности (познавательной, трудовой, эстетической и др.), позволяющих адаптироваться в социальной среде.

Коррекционное развитие –  исправление (преодоление) недостатков  умственного и физического развития, совершенствование психических  и физических функций, сохранной  сенсорной сферы и нейродинамических  механизмов компенсации дефекта.

Любое обучение и воспитание одновременно в какой-то мере развивают, что и относится и к коррекционным  процессам. Вместе с тем коррекция  развития не сводится только к усвоению знаний и навыков. В процессе специального обучения перестраиваются психические  и физические функции, формируются  механизмы компенсации дефекта, им придаётся новый характер.

В ходе коррекционного развития накапливаются и изменяются состояние  и свойства личности по мере того, как  происходит усвоение ею социального  опыта. В ходе коррекционной работы развиваются умственная, физическая, нравственная саморегуляция, способности  организовывать и регулировать свою деятельность, навыки социально –  трудовой ориентировки.

Соотношение коррекционных  компонентов (обучения, воспитания и  развития) выражено в схеме, предложенной В.С. Леднёвым. В схеме обучения, воспитания и развития показаны в виде трёх пересекающихся окружностей, которые  символизируют взаимосвязь этих трёх компонентов между собой.

 

3. Задача трудового  воспитания и обучения детей  с нарушениями опорно-двигательного  аппарата

Основная задача этого  важного раздела работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного  аппарата – выработка и совершенствование  трудовых навыков, воспитания необходимых  установок поведения, личностных качеств.

Практическая деятельность в её простых видах наиболее понятна  и доступна для глубоко физически  и умственно отсталых детей. Здесь  всё дано в наглядном, легко воспринимаемом виде. Разнообразие видов труда обеспечивает разностороннюю и активную работу всех анализаторов.

Большое значение в определении  трудовых возможностей умственно и  физически отсталого ребенка  и профиля доступного ему вида труда имеет его физическое развитие, развитие его общей и ручной моторики. Правильно организованное трудовое обучение благоприятно влияет на физическое развитие глубоко отсталых детей, содействуя коррекции их двигательных недостатков.

Задачи трудового воспитания и обучения следующее:

Обеспечить максимально  возможную для данного ребенка  самостоятельность в бытовом  и санитарно – гигиеническом  обслуживании себя;

Выработать положительное  отношение к посильным видам  труда, готовность к помощи в хозяйственно – бытовом труде в семье  или специальном учреждении умение выполнять несложные виды этого  труда;

Сформировать привычку и  положительную установку к определенному  виду труда в течение установленного времени (5-6 часов в день) в специальном  цехе или мастерской. В сельском хозяйстве под руководством инструктора;

Выработать твердые навыки выполнения ряда операций в том виде труда, которому ребенок обучался в  школе;

По индивидуальным возможностям каждого научить переключаться  с выполнения одной знакомой операции на другую, выполнять несколько взаимосвязанных  операций последовательно, осуществлять подсчет (до десяти и десятками) и  складывание готовой продукции  в определенном порядке;

Научить работать совместно  с товарищами по поточно – бригадной  системе, соблюдая принятые нормы и  правила поведения.

Соответствующая трудовая подготовка умственно и физически отсталых детей должна дать возможность этим лицам после окончания обучения в некоторой степени материально  обеспечивать себя, жить в коллективе, по возможности социально адаптироваться в обществе.

 

4.Социальная реабилитация детей с нарушение опорно-двигательного аппарата в деятельности социальных служб

Социальная реабилитация лиц с ограниченными возможностями  одна из наиболее важных и трудных  задач современных систем социальной помощи и социального обслуживания. Инвалидность детей значительно  ограничивает их жизнедеятельность  и приводит к социальнойдезадаптации. Вследствие нарушения их развития и  роста, потери контроля за своим поведением, а также способности к самообслуживанию, передвижению и ориентации, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем [19].

Ребенок с диагнозом детский  церебральный паралич при отсутствии приспособлений упражнений и лечении  может испытывать серьезные затруднения  с передвижением. Такое положение  усугубляет неумение или не желание  других людей общаться, с таким  ребенком приводит к его социальной депривации уже в детском возрасте затормозить выработку навыков  необходимых для общения с  окружающими.

В процессе социальной реабилитации решаются 3 задачи: адаптация, автоматизация  и активизации личности.

Виды нарушений опорно-двигательного  аппарата.

Врожденные и приобретенные  заболевания и повреждения опорно-двигательного  аппарата наблюдается у 5-7% детей. Нарушения  функций опорно-двигательного аппарата могут носить как врожденный, так  и приобретенный характер. Существуют следующие виды патологий.

1.Заболевания нервной  системы: детский церебральный  паралич, полеомелит.

2.Врожденная патология  опорно-двигательного аппарата: врожденный  вывих бедра, кривошея, косолапость  и другие деформации стоп, аномалии  развития и дефекты конечностей,  аномалии развития пальцев кисти,  артрогрипоз (врожденное уродство).

Информация о работе Специальная педагогика: особенности обучения, воспитания и социализации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата